(«Ученые записки Саратовского университета», т. IV, вып. 2. Педагогический факультет. Саратов, 1925 г.)
Экспериментально-психологическое исследование различных интеллектуальных функций было мною произведено в осеннем полугодии 1924 г. над студентами Саратовского университета и отчасти над слушателями одного из средних учебных заведений, при поступлении в которое требовалось только начальное образование. Исследованию подвергались 264 студента 2-го курса педагогического факультета и 129 слушателей среднего учебного заведения. Возраст как тех, так и других был от 17 до 30 лет. В настоящей статье я приведу главным образом те результаты, которые касаются, общей характеристики интеллектуальных функций как студентов различных отделений педагогического факультета, взятых в целом, так и слушателей среднего учебного заведения, тоже взятых в целом.
Исследованию подвергались сначала слушатели среднего учебного заведения в числе 129 человек, затем студенты университета в числе свыше 200 (минимальное количество их было 205, максимальное — 220 человек).
При обозрении полученных нами результатов прежде всего бросается в глаза резкое различие во всех показаниях студентов университета и слушателей среднего учебного заведения. И по запоминанию чисел, и по нахождению слов противоположного значения, и по восполнению арифметических рядов, и по исполнению команд, слушатели среднего учебного заведения оказались стоящими значительно ниже студентов университета. Арифметических рядов, например, слушатели среднего учебного заведения решили меньше половины (4,1) того количества, которые решили студенты (8,4).
Сравнивая работы различных отделений педагогического факультета, мы видим, что наилучшие результаты по узнаванию фигур дали студенты и студентки естественного отделения (7,5). По запоминанию чисел обнаружили значительное преобладание студенты и студентки физико-технического отделения (общее количество запомненных ими чисел в среднем 5,6, количество чисел, запомненных ими подряд,— 4,3). Они же дали значительно лучшие результаты при исследовании различных мыслительных функций, кроме понимания и истолкования стихотворений (нахождение противоположностей — 33,2, восполнение текста — 60,6, восполнение арифметических рядов — 10,3 наглядное математическое мышление — 3,5, решение практических задач — 2,6, понимание и истолкование афоризмов — 3,6. Близко к максимуму стоит и разбор ими силлогизмов — 2,7). Лингвисты обнаружили преобладание в запоминании слов (первоначальное — 16,9, вторичное — 19,6), в разборе силлогизмов (2,8) и в истолковании стихотворений (4), они стоят близко к максимуму и в истолковании афоризмов (3,4).
Что касается сравнительных результатов, полученных при исследовании студентов и студенток, то в большинстве случаев оказался некоторый перевес, хотя и не особенно значительный, на стороне студентов. В области запоминания слов, узнавания фигур и толкования стихотворений студентки дали несколько лучшие результаты, чем студенты. В экспериментальной психологии, к сожалению, очень распространен прием: на основании исследования какого-нибудь одного процесса делать сейчас же непосредственное заключение самого широкого значения относительно общего развития в данной личности той функции, которая в большей или меньшей степени сказывается в исследуемом процессе. Так, на основании опытов с термометром, отмечающим дрожание, делаются самые широкие заключения относительно устойчивости нервно-психической организации; на основании опытов с повторением слов за экспериментатором — относительно силы воли и т. д. Иногда такие заключения оказываются удачными, но часто бывают совершенно ошибочными. Не следует рассматривать психические функции как самостоятельные элементы, сложением которых могло бы определяться все течение психических процессов — не существует обособленной способности восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д. Все эти функции проявляются только в неразрывной связи друг с другом, интенсивность каждой из них зависит от сочетания, в которое она включена, от того окружения, на фоне которого она выступает. Вообще говоря, нельзя делать прямых выводов от данных экспериментальных исследований к их пригодности для решения тех или иных жизненных задач. Очень целесообразным способом убедиться в значении экспериментов является применение метода корреляций — выяснение того, насколько результаты тех или иных экспериментальных исследований совпадают с данными непосредственного наблюдения и опыта или с результатами других экспериментов. К сожалению, применить этот метод в наших опытах в достаточно широком объеме мы не могли, никто не производил достаточно полного систематического объективного наблюдения над умственной работой, умственным развитием и умственными способностями исследованных нами студентов. В обоих опытах мы стремились только рассмотреть изучаемые нами формы умственной деятельности с возможно более разнообразных точек зрения. Так, имеющая большое практическое значение функция мышления рассмотрена нами по отношению к решению различных практических задач, по отношению к выполнению арифметических рядов, к решению наглядных математических задач, к разбору силлогизмов, к истолкованию афоризмов и стихотворений. Эта же функция играет отчасти роль и в нахождении слов противоположного значения, и в восполнении текста. Мы могли отметить, что развитие мышления по этим различным направлениям не всегда совпадает — лица, обнаруживающие большую силу мысли в одном направлении, часто оказываются сравнительно слабомыслящими в другом отношении.
Нельзя не отметить, что, в общем, отмеченное результатами нашего экспериментального исследования различное развитие тех или иных интеллектуальных функций более или менее соответствует как тем требованиям, которые предъявляет учащимся усвоение различных областей науки, так и развитию тех способностей, которые играют особенно важную роль и потому усиленно упражняются при занятиях той или иной научной специальностью (ср. отмеченные нами выше результаты исследования по отделениям).
Найденные нами при сравнении всех испытуемых половые особенности более или менее совпадают с теми, которые были отмечены на основании наблюдений и экспериментов Гавелок-Эллисом, Геймансом, Вирсма, Визе, Липманом, Кирхгофом, Коном, Диффёренбахером, Клинкенбергом и др.
Наши опыты в значительной степени подтверждают взгляды упомянутых исследователей. Мы должны, однако, отметить, что
максимальные различия между отделениями достигают в каждом исследовании больших размеров, чем различия между мужчинами и женщинами.
Очень характерны полученные нами резкие различия в результатах опытов над студентами университета, с одной стороны, и над слушателями среднего учебного заведения — с другой. Эти различия в исследованных нами интеллектуальных функциях проявились в такой сильной степени, несмотря на то что для решения предложенных нами тестов не требовалось никаких специальных знаний, которыми могли бы обладать студенты университета в отличие от слушателей среднего учебного заведения. Различия эти нужно поэтому отнести исключительно на счет общего уровня умственного развития, по-видимому, сильно отражающегося на всех отдельных видах умственной деятельности.
В заключение приведу еще результаты произведенных мною экспериментов над описанием показанной испытуемым картины, в которых тоже выявились некоторые черты, характерные для различных групп. В течение 50 с испытуемых с помощью эпидиаскопа была экспонирована картина Прянишникова «Возвращение французов в 1812 году». Испытуемые должны были сначала описать эту картину (на это им было дано 20 мин), а затем дать ответ на предложенные вопросы относительно содержания ее.
При окончании свободного изложения каждому испытуемому были предложены следующие вопросы: 1) сколько изображено на картине французских солдат, 2) сколько крестьян, 3) были ли среди русских женщины и дети, 4) были ли среди французских солдат гусары, 5) были ли среди французских солдат музыканты (т. е. несшие музыкальные инструменты) и 6) по какой местности двигалась вся процессия.
Среди студентов оказалось больше всего истолкователей (65%) Студентки дали преимущественно эмоциональные описания (42%).
Наибольшей многоречивостью отличались эмоциональные описания — в среднем они оценивались баллом 2,1, несколько меньшей пространностью отличались истолковывающие описания — они оценены баллом 1,9. Гораздо лаконичнее были чистые описания — они дали оценку всего 1,1. При свободном изложении больше всего ошибок было в истолковывающих описаниях — 0,8, затем в эмоциональных — 0,6, наконец, в чистых описаниях — 0,4. Несмотря на наибольшую пространность эмоциональных описаний, ошибок в них получилось меньше, чем в истолковывающих; объясняется это, вероятно, тем, что главная часть их заключала в себе не изложение объективных данных, а настроений и чувств, возникавших у автора. При свободном изложении меньше всего ошибок было в чистых описаниях. Из этого, однако, нельзя вывести заключения, что авторы их всего вернее воспринимали все изображенное на картине, ибо, во-первых, чистые описания были всего лаконичнее, во-вторых, при ответе на предложенные вопросы авторы таких описаний сделали в среднем 1,7 ошибок и 1,6 ответов «не знаю». Несколько лучше ответы эмоциональных — 1,5 ошибок и 1,5 ответов «не знаю». Еще несколько лучше отвечали на вопросы истолкователи, в среднем у них было 1,3 ошибок и 1,4 ответов «не знаю». Излагая здесь результаты произведенных нами исследований, мы полагаем, что они могут наметить некоторые черты для ориентировки в особенностях интеллектуальных функций различных групп учащихся. При дальнейшем развитии подобного рода исследований и при условии их коррелирования с данными наблюдения и жизненного опыта результаты, полученные с помощью экспериментов, могли бы получить значение также и для характеристики индивидуальности и для использования этой характеристики при решении некоторых практических вопросов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.