(Нечаев А. П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей. М., 1925 г.)
ОПИСАНИЕ МЕТОДА
Выработанный мною метод исследования умственной сферы детей дошкольного возраста принял форму следующих десяти опытов:
1. Повторение чисел. Ребенку говорят: «Повтори за мной; пять, три». Если ребенок повторяет правильно, т. е. называет те же числа и в том же порядке, ему говорят: «Теперь повтори: семь, два, пять». При выполнении этой задачи дается для повторения 4 числа, потом 5 и т. д. Скорость повторения чисел должна равняться приблизительно одному числу в секунду. Если ребенок затрудняется повторить какой-нибудь ряд или изменяет порядок данных чисел, то экспериментатор снова дает ему ряд других чисел в таком же количестве. Границей объема внимания при повторении чисел данным ребенком признается наиболее длинный ряд чисел, который удалось ребенку повторить безошибочно. При этом опыте предлагаются для повторения следующие ряды чисел:
1) 5, 3; 2, 7; 6, 3 (ряд в 2 числа). 2) 7, 2, 5; 6, 3, 7; 5, 3, 2 (ряд в 3 числа).
3) 6, 3, 5, 7; 2, 8, 5, 1; 5, 3, 9, 7 (ряд в 4 числа).
4) 3, 1, 5, 7, 2; 8, 2, 6, 3, 5; 7, 3, 9, 5, 2 (ряд в 5 чисел).
5) 7, 2, 5, 8, 3, 1; 3, 6, 4, 2, 5, 9; 6, 3, 5, 7, 2, 8 (ряд в 6 чисел).
б) 6, 3, 5, 7, 2, 8, 1; 5, 3, 9, 7, 4, 8, 6; 7, 3, 5, 2, 9, 6, 8 (ряд в 7 чисел).
2. Повторение фраз. Этот опыт удобнее всего производить непосредственно вслед за опытом с повторением чисел, причем для
начала можно сразу предложить ребенку повторить фразу с тройным количеством слогов сравнительно с количеством повторенных им чисел, т. е. если, например, ребенок безошибочно повторил 4 числа, то ему после этого можно сразу предложить повторить фразу из 12 слогов. В случае успеха этого опыта дается фраза еще более длинная и т. д. до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать, изменять или переставлять данные ему слова. В том случае, если первоначально данная фраза не воспроизводится ребенком с полной точностью, надо предложить ему повторить фразу с меньшим количеством слогов, пока не получится вполне точного воспроизведения.
Для повторения берутся следующие фразы:
6 слогов: Дети, ложитесь спать.
Дети пошли гулять.
Маша любит куклу.
7 слогов: Часы висят на стене.
Чашка стоит на столе.
8 слогов: Лошадь бежит по дороге.
В лесу весной поют птицы.
9 слогов: Кошка побежала за мышкой.
Зимой на улице холодно.
10 слогов: Посмотрите в окошко на детей.
Бедная собачка замерзает.
11 слогов: Летом солнышко греет очень сильно.
Книга и карандаш лежат на столе.
12 слогов: Курочка повела своих деток гулять.
Уточка быстро плавает по озеру.
13 слогов: Поросята любят валяться в грязной куче.
Сердитый мороз нарумянил детям щеки.
14 слогов: Вечером няня рассказывает детям сказки.
Дети пошли в лес за грибами и ягодами.
15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким медом.
Страшная буря разрушила избушку рыбака.
16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха.
Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю.
17 слогов: Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш.
Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко.
18 слогов: Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша ходили после обеда погулять в лес.
19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по сырой земле.
Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.
20 слогов: Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками.
Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.
21 слог: Мальчики ходили в лес гулять и поймали там маленького зайчика.
Маша выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять.
22 слога: Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом.
После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.
3. Счет в прямом порядке. Ребенку предлагают считать подряд ряд до тех пор, пока он может. Если ребенок досчитывает до 110, то ему сразу подсказывается 196 и предлагается считать далее за 200, после чего подсказывается 296 и т. д. Пределом счета берется 1000. Если ребенок сразу затрудняется начать считать, то ему предлагается сосчитать пальцы на руках, спички, стулья в комнате и т. п.
4. Счет в обратном порядке. Ребенку говорят: «Повтори: 2, 1». Когда ребенок повторит, ему говорят: «Теперь повтори: 5, 4, 3, 2, 1». После,этого сразу говорится: «Теперь считай так: 10, 9, 8... Ну, начинай: 10... дальше». Если эта задача выполнена, говорят: «Теперь считай: 15, 14... дальше». В такой же форме предлагают считать от 20, 30, 40, 50 и т. д.
5. Сравнение двух предметов по памяти. Для исследования этого процесса подобрано 10 пар представлений, относящихся к разным областям душевных переживаний (впечатления, получаемые от природы, улицы, домашней обстановки, учебных занятий; впечатления, связанные с определенными органическими ощущениями; представления, связанные с трудовыми процессами, а также с переживаниями эстетического и морального характера). Чтобы легче сосредоточить внимание ребенка на данной задаче, ему сначала предлагают в отдельности вспомнить те представления, о которых идет речь. Для этого прежде всего задается вопрос: «Ты видел муху? А бабочку видел? Похожи они или нет?» Ответ ребенка в точности записывается. Если ребенок отвечает просто «похожи» или «не похожи», то необходимо поставить вопрос: «Чем они похожи?» или «Чем не похожи?». Если ребенок на этот вопрос ответит молчанием или скажет «не знаю», дальнейших ответов в этом направлении добиваться не следует и надо перейти к сравнению следующей пары представлений, ведя опрос таким же точно способом.
Для сравнения указываются следующие пары представлений: 1) муха % бабочка, 2) дом и сарай, 3) стол и стулья, 4) книга и тетрадь, 5) вода и молоко, 6) топор и молоток, 7) пианино и скрипка (балалайка и гармонь), 8) шалость и драка, 9) щекотать и гладить, 10) город и деревня.
Принимая во внимание местные или национальные условия, некоторые из этих представлений могут быть заменены соответствующими другими.
6. Сравнение двух лиц с эстетической точки зрения. Ребенку показывают рисунок, на котором изображены два женских лица, причем спрашивают: «Кто красивее, покажи». Вслед за этим, с таким же точно вопросом, показываются еще две пары лиц. Результаты точно регистрируются, форма вопроса ни в коем случае не должна быть изменяема.
7. Оценка рисунков с точки зрения соответствия их действительности. Ребенку показывают рисунок, заключающий в себе что-нибудь, явно несоответствующее обычному опыту, причем задается вопрос: «Бывает ли так?» Если ребенок отвечает: «Не бывает», необходимо спросить: «Что не бывает?» и «Почему не бывает так?» Если ребенок отвечает: «Бывает», надо удостовериться, что он понял прямой смысл картинки и обратил внимание на ту ее часть, которая не соответствует действительности. Для этого ребенка спрашивают: «Что здесь нарисовано?» По получении ответа на этот вопрос ставят особые вопросы относительно ряда подробностей, захватывая и ту часть картины, которая не соответствует обычному опыту. Например, показывая картинку, изображающую гирю и другие металлические предметы, плавающие в воде, сначала можно просто спросить: «Что здесь нарисовано?», а потом поставить ряд более подробных вопросов, показывая на отдельные части картины: «А это что?», «А что отсюда льется?», «А что тут плавает в воде?» (Положительным результатом при оценке ответа ребенка признается только такой случай, когда ребенок не только заявляет, что «так не бывает», но и объяснить, что именно в данной картинке не соответствует тому, что бывает.) Каждому ребенку один за другим показывается 10 рисунков.
8. Оканчивание фраз. Ребенку, без всяких предисловий, говорят: «Слушай... В лесу растут цве...». Многие дети сейчас же сами при этом кончают: «...ты». Если ребёнок молчит, фразу надо повторить: «В лесу растут цве... что в лесу?.. цве...». Если ребенок и при этом будет молчать или только механически повторит: «цве», можно перейти к дальнейшей фразе: «Мать любит де... кого любит мать? де...» и т. д. Всего ребенку предлагается 10 фраз, содержание которых затрагивает разные области интересов. Фразы даются следующие:
а) В лесу растут цве...
б) Мать любит де...
в) По дороге бежит ло...
г) Учитель учит в шко...
д) Зимой бывает хо...
е) Топором ру...
ж) Станем петь пес...
з) Миша говорит всем прав...
и) Дядя и тетя очень друг друга лю... к) Дети пришли на собра...
9. Оканчивание слов. Ребенку говорят: «Отгадай, что я хочу сказать... По...». Если ребенок упорно молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытается докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать?.. На...» и т. д. Всего ребенку даются 10 слогов, не одинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги эти следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
10. Называние цветов. Ребенку показывают лист бумаги белого цвета и спрашивают: «Какого цвета эта бумага?» Ответ в точности записывается. Потом таким же образом показываются листы бумаги черного, красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Все указанные опыты могут быть произведены над каждым ребенком в один сеанс (что обыкновенно берет от 10 до 15 мин) и в том же самом порядке, в каком они описаны, но этот порядок необязателен. В некоторых случаях даже полезно изменять его,
приспособляясь к индивидуальным особенностям ребенка. Так, например, если мы имеем дело с ребенком робким, которому трудно овладеть своим вниманием, то можно начать с ним занятия с показывания ему картинок или называния цветов. Общее правило, которое необходимо иметь в виду, это — давать в первую очередь такие задачи, которые для данного ребенка были бы наиболее легкими и, во всяком случае, могли бы наиболее привлечь его внимание.
При производстве наблюдений, каждый раз должно быть отмечено следующее:
1) Имя и фамилия ребенка.
2) Пол (это необходимо отмечать особенно в тех случаях, когда форма имени и фамилии не дает ясных указаний на то, кому они принадлежат, мальчику или девочке).
3) Национальность.
4) Постоянное место жительства ребенка.
5) Занятия родителей.
6) Возраст ребенка (необходимо возможно точнее установить дату рождения, лучше всего по документам).
7) Общее состояние здоровья ребенка (Нет ли сведений о каких-нибудь хронических болезнях ребенка? Туберкулезе? Малокровии? Сифилисе? Не замечалось ли у ребенка нервных припадков? Не перенес ли он тяжелых заболеваний, отразившихся на его здоровье?)
8) День, месяц и год производства опытов.
9) Точное время начала и конца экспериментов.
10) Не был ли ребенок в день опыта нездоровым?
11) Нормально ли было общее состояние его духа?
12) Протекал ли весь день до начала опыта в обычном, нормальном порядке? (Получил ли ребенок в свое время обычную пищу? Не был ли нарушен его обычный сон в предшествующую ночь? Не находился ли ребенок в состоянии заметного утомления?)
13) Производились ли наблюдения в совершенно благоприятной внешней обстановке? (Отсутствие посторонних лиц, тишина, удобное положение ребенка.)
14) Удалось ли наблюдателю соблюсти при опытах необходимое спокойствие?
15) Результаты наблюдений:
а) Сколько чисел мог повторить ребенок?
б) Сколько слогов было в самой длинной фразе, которую он мог повторить совершенно точно?
в) До какого числа он мог считать в прямом порядке? г) От какого числа он мог считать в обратном порядке?
д) Какие ответы давал ребенок на предложение сравнивать предметы по памяти и сколько всех сравнений было им дано?
е) Во скольких случаях ребенок дал правильную эстетическую оценку рисунков человеческих лиц?
ж) Во скольких случаях ребенок подметил несоответствие рисунков действительности? В каких именно рисунках? Какими словами он выразил это несоответствие?
з) Во скольких случаях (и каких именно) ребенок закончил неоконченные фразы? Не было ли в его окончаниях чего-нибудь необычного или нелепого?
и) Во скольких случаях (и каких именно) ребенок по одному слогу мог воспроизвести целое слово? Какие именно слова им припоминались?
к) Сколько цветов было правильно названо ребенком? И какие именно? Какие были допущены ошибки в назывании цветов?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.