Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Н. Н. Добрынин. Воспитание внимания


"Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис
М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

(«Народный учитель», 1925, № 9.)

Вопрос о воспитании является одним из основных в педагогике. Всякому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать «внимание» в течение более или менее продолжительного времени.
Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу. Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачей воспитание внимания. Нужно только сказать, что, отделяя произвольное внимание от непроизвольного, педагогика прежнего времени ставила своей задачей лишь развитие произвольного внимания и подавление непроизвольного. Тем самым получалось полнейшее подавление собственных интересов ребенка; в результате мы имели скучную школу, противную для мало-мальски жизненного ребенка, совершенно не отвечающую его потребностям, его любви к деятельности. Мы получали типичную форму так называемого классического воспитания с его питомцами, засушенными, нежизненными, лишенными чарующей прелести детства, умеющими только думать и говорить, но не действовать.
Нужно избежать этой крайности, нужно, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, все же приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Конечно, при этом не нужно формально приучать его напрягать внимание без всякой цели, как это делала «классическая школа».
Формальное обучение и воспитание должны быть отброшены, на их место должно быть поставлено деятельное, трудовое воспитание, обязательно ставящее цели всякой работе. Однако в настоящее время мы часто увлекаемся противоположной крайностью, свободным воспитанием, не приучающим ни к чему, кроме игры, кроме отсутствия всякого усилия, всякой напряженной деятельности. Поэтому необходимо еще и еще раз напомнить о важности воспитания внимания у ребенка, но, конечно, не в противоречии с его психологическими особенностями, связанными с его ростом.
Воспитатель, вызывая ту или другую эмоцию, тем самым усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания.
Воспитатель должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка. Он должен усилить эту потребность, иногда искусственным путем, путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка.
Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, переход от одного к другому, присоединение нового звена к уже имеющемуся пути, деятельность, творчество, воспитание новых реакций, отчасти сходных и отчасти отличных от бывших ранее,— все это поддерживает внимание. Как только те или другие реакции стали привычными, они становятся автоматичными, внимание исчезает совсем, работа делается непроизвольной.
Это освобождает энергию и позволяет человеку все более и более проявлять свою инициативу. Ясно, что доминантный процесс, первичный очаг возбуждения нам нужен для построения новых путей. При достаточной привычности реакции становятся автоматичными и не требуют искусственных приемов, искусственного, создания доминанты, не требуют произвольного внимания.
Пользоваться этим методом, приучать к воспитанию внимания необходимо, но с большей осторожностью, не подавляя потребности ребенка в подвижности, в смене впечатлений. Постепенно, вместе с ростом, ребенок должен приучаться все больше и больше останавливать свое внимание на одном каком-нибудь деле, воспитатель должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем все разные и разные стороны и вызывая работой все большее и большее число интересов ребенка, привлекая по возможности и зрение, и слух, и движения рук, ног и всего организма,— словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности. Каковы основные влечения ребенка и как ими пользоваться, мы попытаемся выяснить в следующей беседе.
Сейчас попробуем подчеркнуть то, что является наиболее существенным в произвольном внимании. Это именно его центральный характер, его обусловленность вторичными причинами, его зависимость от социальных условий. Общество создает чрезвычайно большую цепь условностей, но именно с помощью этих условностей оно пытается в наибольшей мере обеспечить интересы личности. Для этого нужно создавать ряд условных связей, а они могут быть созданы лишь на протяжении большого опыта. Целый ряд этих связей, создающих переплетение нервных путей, обусловливает центральные процессы в мозгу человека. Мало-помалу головной мозг становится аппаратом, обслуживающим всю эту сложную жизнь человека, в которой от появления потребности до ее удовлетворения нужно пройти много звеньев. Эти пути, их взаимоотношения, их большая или меньшая проторенность, и создают доминантные процессы.
Каждая новая комбинация раздражений вызывает и новую реакцию. Природа и общество пользуются этими проторенными путями, этими центральными процессами для усиления одних раздражений, для ослабления других, для воспроизведения одних реакций и для торможения других.
Таким образом, в механизме произвольного внимания нет ничего таинственного, это не какая-то «способность души», как казалось раньше, а просто отражение предшествующего опыта, накопление условных связей высшего порядка для наиболее правильной организации и координации наших реакций в сложной системе социального бытия человека.
Развивать этот опыт, воспитывать его, обогащать его всячески, давать удовлетворение всем потребностям детского организма, приучая его постепенно к усилию, направленному на общие интересы,— таковы задачи воспитания.
Только в правильно организованном обществе могут быть наиболее полно выражены все потребности индивида, как взрослого, так и еще развивающегося. Вот почему воспитание внимания в таком обществе не будет противоречить интересам и потребностям ребенка, а будет только способствовать правильному удовлетворению их.

Продолжение хрестоматии ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +