Вопрос о воспитании является одним из основных в педагогике. Всякому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать «внимание» в течение более или менее продолжительного времени.
Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу.
Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачей воспитание внимания. Нужно только сказать, что, отделяя произвольное внимание от непроизвольного, педагогика прежнего времени ставила своей задачей лишь развитие произвольного внимания и подавление непроизвольного. Тем самым получалось полнейшее подавление собственных интересов ребенка; в результате мы имели скучную школу, противную для мало-мальски жизненного ребенка, совершенно не отвечающую его потребностям, его любви к деятельности. Мы получали типичную форму так называемого классического воспитания с его питомцами, засушенными, нежизненными, лишенными чарующей прелести детства, умеющими только думать и говорить, но не действовать.
Нужно избежать этой крайности, нужно, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, все же приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Конечно, при этом не нужно формально приучать его напрягать внимание без всякой цели, как это делала «классическая школа».
Формальное обучение и воспитание должны быть отброшены, на их место должно быть поставлено деятельное, трудовое воспитание, обязательно ставящее цели всякой работе. Однако в настоящее время мы часто увлекаемся противоположной крайностью, свободным воспитанием, не приучающим ни к чему, кроме игры, кроме отсутствия всякого усилия, всякой напряженной деятельности. Поэтому необходимо еще и еще раз напомнить о важности воспитания внимания у ребенка, но, конечно, не в противоречии с его психологическими особенностями, связанными с его ростом.
Воспитатель, вызывая ту или другую эмоцию, тем самым усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания. Воспитатель должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка. Он должен усилить эту потребность, иногда искусственным путем, путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка. Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, переход от одного к другому, присоединение нового звена к уже имеющемуся пути, деятельность, творчество, воспитание новых реакций, отчасти сходных и отчасти отличных от бывших ранее,— все это поддерживает внимание. Как только те или другие реакции стали привычными, они становятся автоматичными, внимание исчезает совсем, работа делается непроизвольной. Это освобождает энергию и позволяет человеку все более и более проявлять свою инициативу. Ясно, что доминантный процесс, первичный очаг возбуждения нам нужен для построения новых путей. При достаточной привычности реакции становятся автоматичными и не требуют искусственных приемов, искусственного, создания доминанты, не требуют произвольного внимания.
Пользоваться этим методом, приучать к воспитанию внимания необходимо, но с большей осторожностью, не подавляя потребности ребенка в подвижности, в смене впечатлений. Постепенно, вместе с ростом, ребенок должен приучаться все больше и больше останавливать свое внимание на одном каком-нибудь деле, воспитатель должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем все разные и разные стороны и вызывая работой все большее и большее число интересов ребенка, привлекая по возможности и зрение, и слух, и движения рук, ног и всего организма,— словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности. Каковы основные влечения ребенка и как ими пользоваться, мы попытаемся выяснить в следующей беседе.
Сейчас попробуем подчеркнуть то, что является наиболее существенным в произвольном внимании. Это именно его центральный характер, его обусловленность вторичными причинами, его зависимость от социальных условий. Общество создает чрезвычайно большую цепь условностей, но именно с помощью этих условностей оно пытается в наибольшей мере обеспечить интересы личности. Для этого нужно создавать ряд условных связей, а они могут быть созданы лишь на протяжении большого опыта. Целый ряд этих связей, создающих переплетение нервных путей, обусловливает центральные процессы в мозгу человека. Мало-помалу головной мозг становится аппаратом, обслуживающим всю эту сложную жизнь человека, в которой от появления потребности до ее удовлетворения нужно пройти много звеньев. Эти пути, их взаимоотношения, их большая или меньшая проторенность, и создают доминантные процессы. Каждая новая комбинация раздражений вызывает и новую реакцию. Природа и общество пользуются этими проторенными путями, этими центральными процессами для усиления одних раздражений, для ослабления других, для воспроизведения одних реакций и для торможения других. Таким образом, в механизме произвольного внимания нет ничего таинственного, это не какая-то «способность души», как казалось раньше, а просто отражение предшествующего опыта, накопление условных связей высшего порядка для наиболее правильной организации и координации наших реакций в сложной системе социального бытия человека. Развивать этот опыт, воспитывать его, обогащать его всячески, давать удовлетворение всем потребностям детского организма, приучая его постепенно к усилию, направленному на общие интересы,— таковы задачи воспитания. Только в правильно организованном обществе могут быть наиболее полно выражены все потребности индивида, как взрослого, так и еще развивающегося. Вот почему воспитание внимания в таком обществе не будет противоречить интересам и потребностям ребенка, а будет только способствовать правильному удовлетворению их.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.