Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методические требования к проведению самостоятельных работ


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Самостоятельной работе следует учащихся учить на уроках, переходя от самых простых форм самостоятельной работы к более сложным. Учитель должен сначала научить школьников, как работать с текстом учебника, с чертежами и рисунками, как пользоваться картами, справочниками, словарем, как делать выписки и вести записи учебного материала, составлять тезисы, конспекты и т. д., а затем давать учащимся соответствующую самостоятельную работу.
Отсутствие умения у учащихся организовать свой учебный труд вызывает серьезные затруднения при выполнении различных видов самостоятельной и практической работы и значительно ослабляет их образовательное и воспитательное значение.
Развитие активности и инициативы учащихся зависит от того, насколько правильно учитель подбирает содержание самостоятельной работы и умело организует ее выполнение.
Каким же требованиям должны удовлетворять самостоятельные работы школьников в учебном процессе?
Изучение опыта учителей географии дает возможность выявить ряд условий и требований, соблюдение которых обеспечивает наибольшую эффективность самостоятельной работы учащихся при изучении предмета. Приводим эти требования.
1. Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся мыслительной активности и творческой инициативы.
2. Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки и на жизненный опыт учащихся.
3. При выборе содержания и видов самостоятельней работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.
4. Виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент «новизны», заставлять школьников подходить к изучаемому с разных сторон.
5. Каждая самостоятельная работа должна быть проверена и оценена учителем и использована в дальнейшей учебной работе.
В учебный процесс на разных этапах обучения включаются различные по степени своей трудности виды самостоятельной работы, в зависимости от возраста и степени развития учащихся. В V—VI классах самостоятельная работа учащихся состоит обычно в выполнении небольших заданий, например при нанесении на контурную карту рек Азии особо выделить шрифтом или подчеркнуть на карте реки, впадающие в бассейн Северного Ледовитого океана, или реки, берущие начало в районе Памира. Эта работа по своему характеру требует от них не механического перенесения названия рек на контурную карту, а продуманного их отбора. В этих классах самостоятельная работа должна подводить учащихся к простейшим выводам, помогать им сделать несложное обобщение. Например, на основе анализа цифровых показателей, характеризующих различные типы климатов, учащиеся, используя свои знания об этих климатах, могут самостоятельно сделать вывод, к какому типу климата относятся соответствующие показатели.
В VII—VIII классах самостоятельная работа усложняется и становится более разнообразной. В этих классах определенное место отводится самостоятельному усвоению некоторой несложной части учебного материала и самостоятельных наблюдений.
Шире и разнообразнее могут быть задания на сравнения и противопоставления. Учащиеся могут делать более сложные выводы и обобщения.
В старших классах удельный вес самостоятельной работы значительно возрастает.
Здесь расширяются возможности самостоятельного овладения знаниями; школьники должны самостоятельно подходить к обобщениям, делать умозаключения, применять знания к решению практических задач. Так, на основе текста учебника, дополнительной литературы, а также карт учебника и атласа учащимся даются задания составить характеристики отдельных районов, проводить сравнения уровня развития и специализации хозяйства отдельных зарубежных социалистических стран (к примеру, Польши и Чехословакии, Венгрии и Болгарии и т. д.).
При изучении нового учебного материала могут иметь место различные самостоятельные работы учащихся:
а) установление причинно-следственных связей (например, характеризуя особенности климата Восточно-Европейской равнины, учитель прадлагает ученикам продумать и объяснить причины усиления континентальности климата с северо-запада на юго-восток);
б) установление связи новых знаний с жизнью, с практикой {например, на основе анализа особенностей почв и климата своего района (области) определить возможную специализацию сельского хозяйства);
в) фиксация внимания учащихся на главном, требующем размышления и прочного усвоения (например, самостоятельно сопоставить особенности международного разделения труда в странах социалистической системы и странах капитализма).
Активизировать мышление учащихся в процессе восприятия нового учебного материала помогает правильно организованная самостоятельная работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником на уроке включает выборочное чтение текста, расчленение его на части, нахождение необходимых примеров, выделение главных мыслей и выводов, работу с его цифровым материалом, статистико-экономическими показателями — таблицами, графиками, диаграммами, чертежами, а также иллюстрациями. Самостоятельная работа учащихся с учебником должна органически связываться с объяснением учителя, когда он в процессе устного объяснения привлекает материал учебника для справок и подтверждений, для составления логически последовательного плана изучаемого либо уточняет и дополняет самостоятельно полученные знания учащихся.
Самостоятельный анализ содержания карты, сопоставление и наложение физической и климатической карт помогает ученикам раскрыть взаимосвязи между явлениями природы. В дальнейшем по мере развития и приобретения навыков работы с картами различного характера, ученики самостоятельно дают комплексные географические описания изучаемых территорий. Старшеклассники самостоятельно работают и по общеэкономическим и отраслевым картам, пользуются картосхемами и картодиаграммами, извлекая из них необходмые знания, устанавливая связь между явлениями, находят ответы на интересующие их вопросы, подтверждают или проверяют сделанные выводы.
Самостоятельная работа учащихся включает и различные наблюдения за явлениями природы и хозяйственной деятельностью населения.
Особенно значителен круг наблюдений в связи с изучением темы «Своя область» (VII—VIII классы).
Длительные наблюдения с фиксацией результатов, накоплением и обработкой материалов для выводов или подтверждения теоретических положений, требуют значительной по объему самостоятельной работы учащихся. Результаты наблюдения записываются в дневники и затем используются как конкретный материал при изучении соответствующих тем. Необходимость фиксации наблюдений приучает школьников работать внимательно, подготавливает к использованию конкретных фактов для обобщения и самостоятельных выводов и применению их на практике. Все данные наблюдений обрабатываются сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно.
Использование наглядных пособий в процессе преподавания географии отнюдь не предполагает лишь зрительное восприятие изучаемых объектов. С ними на уроках учащиеся проводят определенную работу, включающую и отдельные элементы самостоятельности. Так, при использовании географической картины, когда учащиеся самостоятельно анализируют ее содержание и на основе этого анализа отвечают на поставленные учителем вопросы, деятельность учащихся носит характер самостоятельной работы.
Анализируя стенную географическую картину, ученики выделяют основное, главное, типичное для того или иного природного ландшафта, явления или объекта, устанавливают взаимосвязи между отдельными элементами природы. Например, анализируя содержание географической картины «Пустыня Каракумы», ученики находят наиболее типичных представителей растительности пустыни, объясняют их особенности и место распространения, устанавливают зависимость между окраской животных и цветом песков в пустыне и др.
Аналогичную работу учащиеся проводят и с раздаточным иллюстративным материалом. Работая с гербариями и коллекциями полезных ископаемых, учащиеся также могут самостоятельно группировать их по происхождению, характеру использования в народном хозяйстве, определять их особенности и т. д.
При изучении географии значительное место принадлежит использованию условных средств наглядности и цифрового материала. Это — различные таблицы, схемы, диаграммы, графики. Используя их, учащиеся также выполняют отдельные виды самостоятельной работы. Школьники самостоятельно анализируют содержание таблиц и диаграмм, сопоставляют их данные, делают на основе анализа необходимые выводы, сами по данным таблиц и диаграмм составляют новые, например на основе анализа таблицы «Производство стали в крупнейших странах мира» вычерчивают диаграмму добычи стали в странах социализма и капиталистических странах за определенный отрезок времени.
Элемент самостоятельной работы включает и использование учащимися различных моделей, особенно изготовление моделей, а также использование различных приборов в процессе проведения наблюдений и практических работ.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +