Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Содержание и виды самостоятельных работ по отдельным годам обучения


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

При изучении начального курса географии в V классе учащиеся могут выполнять следующие самостоятельные работы:
1. Подготовить ответы на вопросы учителя на основе просмотра учебных кинофильмов, использования ранее усвоенных знаний и предшествующего жизненного опыта.
Например, учащиеся после просмотра кинокартины «Формы поверхности суши» могут самостоятельно ответить на вопрос: «Чем отличается равнина от горной местности?» — рассказать о строении оврага, описать внешний вид холма.
2. Самостоятельно находить по тексту учебника подтверждение своим выводам, примеры, иллюстрирующие высказанные учителем положения.
3. Подготовить ответ на основе анализа иллюстраций и чертежей учебника, а также цифрового материала учебника.
Самостоятельные задания этого типа должны быть конкретны по содержанию, несложны по своему выполнению.
Например, самостоятельно разобрать рисунок или схематический чертеж и рассказать о его содержании; рассмотреть иллюстрацию {типичный ландшафт природной зоны) и дать описание ее содержания.
Самостоятельная работа с цифровым материалом учебника, его таблицами может заключаться в сопоставлении двух-трех цифр с целью проведения сравнений. Например, сравнить длину отдельных рек, площадь частей света, высоту отдельных вершин и т. д.
4. По картам атласа отобрать важнейшие объекты, провести несложные сопоставления, сделать простейшие выводы. Например, по карте самостоятельно найти крупнейшие острова и определить, где они расположены; сопоставить горные хребты и по окраске определить, какие из них выше; сопоставить направление теплого течения Гольфстрим и линию замерзания северных морей Атлантического океана и сделать выводы о существующей между ними зависимости.
5. На контурных картах нанести важнейшие географические объекты — величайшие реки, крупнейшие озера, высочайшие горы, границы тепловых поясов и пр.
6. Самостоятельно работать с наглядными пособиями, географическими картинами, коллекциями и другим раздаточным материалом. (Разбор содержания картины, составление краткого рассказа на основе картины, анализ содержания картины для ответа на поставленный вопрос.)
При работе с коллекциями и другим раздаточным материалом учащиеся также самостоятельно рассматривают их и отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. Так, сопоставляя отдельные образцы горных пород, выносят суждения о их внешнем виде, свойствах, сравнивают их друг с другом по цвету, структуре, весу, плотности и т. д.
7. Самостоятельно проводить наблюдения погоды. Возможно также самостоятельное проведение фенологических наблюдений. При изучении страноведческих курсов учащиеся могут выполнять следующие самостоятельные работы:
1. На основе использования ранее полученных знаний по географии делать самостоятельные сопоставления и сравнения и приходить к определенным выводам. Например, на основе ранее полученных знаний об особенностях рельефа Европы и Азии ученики могут самостоятельно делать вывод о преобладании равнинных форм поверхности на территории СССР, или, сопоставляя особенности климата севера и юга Европейской части СССР, сами определяют особенности режима рек этих территорий; обобщая знания об особенностях природы отдельных физико-географических районов, самостоятельно давать оценку их возможного хозяйственного использования.
2. Выполнять более сложные задания по тексту учебника. Находить в тексте основные положения темы, в подтверждение сказанному найти примеры, подтверждающие выводы, составлять план рассказа по тексту учебника, сопоставить различные его разделы с целью нахождения черт сходства и различия описываемых явлений и объектов, например сопоставление описания особенностей географического положения Европы и Азии, характера течения рек Северной, Восточной и Южной Азии, состава и плотности населения различных частей света и т. д.
3. Самостоятельные работы с картой также углубляются, и одновременно увеличивается количество карт, которыми пользуются учащиеся для этой работы. Это не только самостоятельное чтение и анализ содержания карт. Возможно уже сопоставление отдельных карт — физико-географической и климатической, климатической и карты растительности и т. д. В дальнейшем учащиеся могут уже проводить самостоятельное наложение ряда карт и на основе этого составить физико-географические описания отдельных территорий.
4. Работы с контурной картой уже не ограничивают только нанесением отдельных объектов; учащиеся самостоятельно вычленяют на основе анализа карты те или иные объекты, отбираемые по каким-либо признакам; например, на основе пользования шкалой высот находят на карте Европы горы, высота которых превышает 2000 м, и обозначают их на контурной карте; штриховкой обозначают на контурной карте те части морей, омывающих Европу, которые зимой замерзают, отмечают на карте СССР территории с наибольшим и наименьшим количеством осадков, стрелками обозначают преобладающие ветры по природным зонам и т. д.
5. Самостоятельные работы по проведению различных наблюдений и их обработка при изучении страноведческих курсов значительно усложняются, особенно в связи с изучением в курсе географии СССР темы «Своя область».
Это не только самостоятельное длительное проведение наблюдений за погодой и сопоставление полученных данных, но и вычерчивание кривых и графиков погоды за ряд лет. Обобщение полученных данных, работа над составлением прогнозов погоды на ближайшее время. Наблюдения также включают изучение рельефа своей местности, изучение местного водоема и его режима, а также характера его хозяйственного использования, изучения растительности и составление гербариев и коллекций (например, коллекций ископаемых, древесных пород), оформление полученных данных в виде пособий для краеведческого уголка, музея.
6. Самостоятельные работы с географическими картинами и другими наглядными пособиями также усложняются по своему содержанию.
При изучении страноведческих курсов возможно сопоставление и одновременный самостоятельный анализ содержания нескольких картин, например сопоставление картин «Уральские горы» и «Кавказские горы» дает возможность учащимся самостоятельно выявить черты отличия в строении гор и на этой основе сделать вывод о их возрасте.
При работе с коллекциями и раздаточным материалом учащиеся могут провести классификацию рассмотренных объектов по определенным признакам, например расклассифицировать полезные ископаемые по характеру их использования в хозяйственной деятельности.
Увеличивается значение самостоятельной работы со средствами условной наглядности; например, используя данные учебника по географии СССР, учащиеся могут самостоятельно начертить схему путей отдельных районов, например путь из Балтийского в Азовское море, схему форм поверхности, местонахождения отдельных городов и т. д.
Вообще при изучении курса географии СССР учащиеся по данным наблюдений и по материалам учебника могут самостоятельно изготовить наглядные пособия — схемы, диаграммы, графики, таблицы, планы, составлять коллекции ископаемых, почв, растительности, изделий местной промышленности и т. д.
При изучении курса экономической географии в старших классах сложность самостоятельных работ при изучении нового учебного материала и при его закреплении еще более возрастает.
Это различные виды заданий для самостоятельной работы учеников с учебником и дополнительной литературой, картами, справочным материалом, графиками, таблицами.
При изучении нового материала и его закреплении ученики могут выполнять такие задания:
1. Используя предшествующие знания, свой опыт и наблюдения, а также картины, схемы, дать хозяйственную оценку природных условий изучаемой страны или группы стран; установить состав ввоза и вывоза страны.
2. Провести сравнение по сходству и различию изучаемых стран (или целой группы стран), например сравнить ввоз и вывоз развитых капиталистических стран Европы и молодых стран Африки и сделать вывод о причинах различия.
3. Записать узловые вопросы изучаемой темы, составить план изучаемого раздела.
4. Провести конспектирование лекции учителя или материала учебника.
5. Самостоятельно подготовить доклад на конкретную географическую тему, например о различных формах экономического сотрудничества стран мировой социалистической системы, о перспективах развития народного хозяйства экономического района СССР и др.
6. Подготовить ответ на основе анализа справочного материала учебника. Например, по таблице учебника «Объем промышленной продукции СССР и капиталистических стран» установить, во сколько раз вырос объем промышленной продукции СССР и США за определенный период.
7. Использовать текст учебника при работе с контурной картой, например нанести размещение важнейших отраслей промышленности, составляющих основу специализации отдельных социалистических стран в системе международного социалистического разделения труда.
8. На основе анализа и сопоставления отраслевых и общегеографических карт и текста учебника составить сравнительную характеристику двух или нескольких стран, экономических районов СССР.
9. Самостоятельно составить, используя текст и карты, таблицы ввоза и вывоза зарубежных стран.
Таковы основные виды самостоятельной работы учащихся при изучении отдельных курсов географии.
Перечень приведенных видов самостоятельных работ учащихся, конечно, не является исчерпывающим. В нем отражены лишь те виды работ, которые уже нашли широкое применение в практике работы многих учителей. Дальнейшее совершенствование постановки самостоятельных работ и на этой основе активизации познавательной деятельности учащихся — одна из важнейших задач методики обучения географии.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +