При изучении начального курса географии в V классе учащиеся могут выполнять следующие самостоятельные работы:
1. Подготовить ответы на вопросы учителя на основе просмотра учебных кинофильмов, использования ранее усвоенных знаний и предшествующего жизненного опыта.
Например, учащиеся после просмотра кинокартины «Формы поверхности суши» могут самостоятельно ответить на вопрос: «Чем отличается равнина от горной местности?» — рассказать о строении оврага, описать внешний вид холма.
2. Самостоятельно находить по тексту учебника подтверждение своим выводам, примеры, иллюстрирующие высказанные учителем положения.
3. Подготовить ответ на основе анализа иллюстраций и чертежей учебника, а также цифрового материала учебника.
Самостоятельные задания этого типа должны быть конкретны по содержанию, несложны по своему выполнению.
Например, самостоятельно разобрать рисунок или схематический чертеж и рассказать о его содержании; рассмотреть иллюстрацию {типичный ландшафт природной зоны) и дать описание ее содержания.
Самостоятельная работа с цифровым материалом учебника, его таблицами может заключаться в сопоставлении двух-трех цифр с целью проведения сравнений. Например, сравнить длину отдельных рек, площадь частей света, высоту отдельных вершин и т. д. 4. По картам атласа отобрать важнейшие объекты, провести несложные сопоставления, сделать простейшие выводы. Например, по карте самостоятельно найти крупнейшие острова и определить, где они расположены; сопоставить горные хребты и по окраске определить, какие из них выше; сопоставить направление теплого течения Гольфстрим и линию замерзания северных морей Атлантического океана и сделать выводы о существующей между ними зависимости.
5. На контурных картах нанести важнейшие географические объекты — величайшие реки, крупнейшие озера, высочайшие горы, границы тепловых поясов и пр.
6. Самостоятельно работать с наглядными пособиями, географическими картинами, коллекциями и другим раздаточным материалом.
(Разбор содержания картины, составление краткого рассказа на основе картины, анализ содержания картины для ответа на поставленный вопрос.) При работе с коллекциями и другим раздаточным материалом учащиеся также самостоятельно рассматривают их и отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. Так, сопоставляя отдельные образцы горных пород, выносят суждения о их внешнем виде, свойствах, сравнивают их друг с другом по цвету, структуре, весу, плотности и т. д.
7. Самостоятельно проводить наблюдения погоды. Возможно также самостоятельное проведение фенологических наблюдений.
При изучении страноведческих курсов учащиеся могут выполнять следующие самостоятельные работы:
1. На основе использования ранее полученных знаний по географии делать самостоятельные сопоставления и сравнения и приходить к определенным выводам. Например, на основе ранее полученных знаний об особенностях рельефа Европы и Азии ученики могут самостоятельно делать вывод о преобладании равнинных форм поверхности на территории СССР, или, сопоставляя особенности климата севера и юга Европейской части СССР, сами определяют особенности режима рек этих территорий; обобщая знания об особенностях природы отдельных физико-географических районов, самостоятельно давать оценку их возможного хозяйственного использования.
2. Выполнять более сложные задания по тексту учебника. Находить в тексте основные положения темы, в подтверждение сказанному найти примеры, подтверждающие выводы, составлять план рассказа по тексту учебника, сопоставить различные его разделы с целью нахождения черт сходства и различия описываемых явлений и объектов, например сопоставление описания особенностей географического положения Европы и Азии, характера течения рек Северной, Восточной и Южной Азии, состава и плотности населения различных частей света и т. д.
3. Самостоятельные работы с картой также углубляются, и одновременно увеличивается количество карт, которыми пользуются учащиеся для этой работы. Это не только самостоятельное чтение и анализ содержания карт. Возможно уже сопоставление отдельных карт — физико-географической и климатической, климатической и карты растительности и т. д. В дальнейшем учащиеся могут уже проводить самостоятельное наложение ряда карт и на основе этого составить физико-географические описания отдельных территорий.
4. Работы с контурной картой уже не ограничивают только нанесением отдельных объектов; учащиеся самостоятельно вычленяют на основе анализа карты те или иные объекты, отбираемые по каким-либо признакам; например, на основе пользования шкалой высот находят на карте Европы горы, высота которых превышает 2000 м, и обозначают их на контурной карте; штриховкой обозначают на контурной карте те части морей, омывающих Европу, которые зимой замерзают, отмечают на карте СССР территории с наибольшим и наименьшим количеством осадков, стрелками обозначают преобладающие ветры по природным зонам и т. д.
5. Самостоятельные работы по проведению различных наблюдений и их обработка при изучении страноведческих курсов значительно усложняются, особенно в связи с изучением в курсе географии СССР темы «Своя область».
Это не только самостоятельное длительное проведение наблюдений за погодой и сопоставление полученных данных, но и вычерчивание кривых и графиков погоды за ряд лет. Обобщение полученных данных, работа над составлением прогнозов погоды на ближайшее время. Наблюдения также включают изучение рельефа своей местности, изучение местного водоема и его режима, а также характера его хозяйственного использования, изучения растительности и составление гербариев и коллекций (например, коллекций ископаемых, древесных пород), оформление полученных данных в виде пособий для краеведческого уголка, музея.
6. Самостоятельные работы с географическими картинами и другими наглядными пособиями также усложняются по своему содержанию.
При изучении страноведческих курсов возможно сопоставление и одновременный самостоятельный анализ содержания нескольких картин, например сопоставление картин «Уральские горы» и «Кавказские горы» дает возможность учащимся самостоятельно выявить черты отличия в строении гор и на этой основе сделать вывод о их возрасте.
При работе с коллекциями и раздаточным материалом учащиеся могут провести классификацию рассмотренных объектов по определенным признакам, например расклассифицировать полезные ископаемые по характеру их использования в хозяйственной деятельности.
Увеличивается значение самостоятельной работы со средствами условной наглядности; например, используя данные учебника по географии СССР, учащиеся могут самостоятельно начертить схему путей отдельных районов, например путь из Балтийского в Азовское море, схему форм поверхности, местонахождения отдельных городов и т. д.
Вообще при изучении курса географии СССР учащиеся по данным наблюдений и по материалам учебника могут самостоятельно изготовить наглядные пособия — схемы, диаграммы, графики, таблицы, планы, составлять коллекции ископаемых, почв, растительности, изделий местной промышленности и т. д.
При изучении курса экономической географии в старших классах сложность самостоятельных работ при изучении нового учебного материала и при его закреплении еще более возрастает.
Это различные виды заданий для самостоятельной работы учеников с учебником и дополнительной литературой, картами, справочным материалом, графиками, таблицами.
При изучении нового материала и его закреплении ученики могут выполнять такие задания:
1. Используя предшествующие знания, свой опыт и наблюдения, а также картины, схемы, дать хозяйственную оценку природных условий изучаемой страны или группы стран; установить состав ввоза и вывоза страны.
2. Провести сравнение по сходству и различию изучаемых стран (или целой группы стран), например сравнить ввоз и вывоз развитых капиталистических стран Европы и молодых стран Африки и сделать вывод о причинах различия.
3. Записать узловые вопросы изучаемой темы, составить план изучаемого раздела.
4. Провести конспектирование лекции учителя или материала учебника.
5. Самостоятельно подготовить доклад на конкретную географическую тему, например о различных формах экономического сотрудничества стран мировой социалистической системы, о перспективах развития народного хозяйства экономического района СССР и др.
6. Подготовить ответ на основе анализа справочного материала учебника. Например, по таблице учебника «Объем промышленной продукции СССР и капиталистических стран» установить, во сколько раз вырос объем промышленной продукции СССР и США за определенный период.
7. Использовать текст учебника при работе с контурной картой, например нанести размещение важнейших отраслей промышленности, составляющих основу специализации отдельных социалистических стран в системе международного социалистического разделения труда.
8. На основе анализа и сопоставления отраслевых и общегеографических карт и текста учебника составить сравнительную характеристику двух или нескольких стран, экономических районов СССР.
9. Самостоятельно составить, используя текст и карты, таблицы ввоза и вывоза зарубежных стран. Таковы основные виды самостоятельной работы учащихся при изучении отдельных курсов географии. Перечень приведенных видов самостоятельных работ учащихся, конечно, не является исчерпывающим. В нем отражены лишь те виды работ, которые уже нашли широкое применение в практике работы многих учителей. Дальнейшее совершенствование постановки самостоятельных работ и на этой основе активизации познавательной деятельности учащихся — одна из важнейших задач методики обучения географии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.