Процесс введения детей в понимание карты длителен. В начальных классах они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами СССР и полушарий.
Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты. Существенные признаки последней рассматриваются на основе аналогии ее с планом. Так закладываются начальные понятия о следующих важных особенностях карты: а) плановом характере изображения; б) условности изображения; в) уменьшении изображения (масштабности его); г) генерализации изображения; д) особенностях ориентирования на плане и карте. Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и природных зон СССР и физической карте полушарий.
Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.
Однако одного накопления конкретных представлений о предметах, изображаемых на картах, еще мало для выработки понимания ее условного языка. Необходимо добиться, чтобы предметы были прочно связаны с их картографическим изображением. Для этого применяют одновременное рассматривание карты и картин, в сочетании с художественным рассказом и чтением литературных произведений. Более активной формой являются упражнения в чтении содержания карты или в самостоятельном изображении ее учениками.
Например, в упражнениях применяется прием «воображаемого путешествия» по карте, проводятся так называемые «топографические диктанты» и т. п. Таким путем с первых же шагов работы с картой дети приучаются видеть за условными обозначениями действительную природу.
В курсе географии V класса картографическим вопросам отведено значительное место. Им посвящена тема «Изображение земли на глобусе и картах» в начале курса, уделено внимание и в других темах.
Большую часть учебного времени программа отводит для практических работ в классе и на местносги. Картографии нельзя учить и учиться только со слов учителя или учебника; здесь нужен постоянный показ, практика. Успех обучения зависит от методически обоснованного подбора заданий для практических работ учащихся. Учителя стремятся проводить их так, чтобы постепенно переходить от легкого к трудному, разделяя сложные для учащихся задачи на составные части с последовательным изучением каждой в отдельности и затем с объединением их в одно целое. Например, упражнения с компасом начинают с определения основных сторон горизонта при помощи одной стрелки, затем в упражнения включают шкалу компаса, по ней учат находить и основные и промежуточные стороны горизонта, отдельные же учителя доводят эти упражнения до освоения градусных делений шкалы компаса и определения по ним направлений в азимутах.
Вторая особенность практических работ — применение таких задач и упражнений, большинство которых встречается в жизни детей.
Наконец, большое внимание уделяется привлечению средств наглядности и рисованию. Широкое применение рисунков и несложных чертежей, выполняемых учителем и учащимися, является сильным средством активизации обучения, незаменимым по своему педагогическому эффекту при усвоении вопросов ориентирования на местности и на планах, глобусе и картах, математических особенностей последних (масштаба, условных знаков, плановости изображения и т. п.). Педагогическая эффективность применения рисования и черчения в данной теме объясняется психологическими закономерностями формирования пространственных представлений. В частности, психологами установлено, что «вызревание пространственных представлений и развитие чертежа идут рука об руку. Это — единый процесс».
Существенно важным для углубления понимания карты является знакомство учеников с сущностью линий градусной сетки, их геометрическими свойствами, закрепление навыков в ориентировании по линиям сетки на глобусе и на карте, по определению местоположения объектов на картах и на глобусе.
Опыт показывает, что эти вопросы очень трудно усваиваются детьми. Главная трудность состоит в формировании отвлеченных пространственных представлений о форме и размерах Земли, о положении на ее поверхности особых линий, углов и т. п. Поэтому для успешного обучения здесь особенно необходимы наглядные пособия. В их состав входят, например, нанесенные на черный (индукционный) глобус линии параллелей и меридианов, рисование в тетрадях градусной сетки карты полушарий, отыскивание на глобусе и картах мест пересечения заданных меридианов и параллелей, нахождение пунктов, лежащих на одной широте или долготе, отыскивание точек по заданным координатам или определение координат у назначенных точек и т. п. Изучение материала проводится в порядке «от глобуса к карте». Линии градусной сетки вначале рассматривают на глобусе; на нем осваивают их сущность, геометрические их свойства, осознают приемы в ориентировании по линиям сетки и определении по ним координат. В заключительных уроках должны широко применяться работы с картами.
В остальных темах программы V класса картографические знания школьников обогащаются за счет усвоения условных знаков карты и приемов ориентирования на карте по градусной сетке и по определению координат изучаемых объектов. Например, в теме «Гидросфера» ученики осваивают условное изображение на карте рек, порогов, водопадов, озер, болот, водохранилищ и т. п. Параллельно с расширением конкретных представлений и понятий об изучаемых географических объектах ученики овладевают условными обозначениями их на карте и определенным минимумом географической номенклатуры. В этих же темах, в ходе предусмотренных программой практических работ, закрепляются и совершенствуются навыки в обращении с масштабом, градусной сеткой, шкалой высот и другими элементами карты.
В VI классе, кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.
В VI классе вводятся новые карты — политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.
Многие учителя обращают внимание школьников в VI классе на некоторые математические особенности мелкомасштабных географических карт. Например, показывают ученикам, что указанный на карте масштаб не везде на ней действителен, что им можно пользоваться лишь в центре карты (проекция Ламберта применяется почти на всех картах, использующихся в VI классе, а в этой проекции главный масштаб — только в центре карты). Чтобы ползать причину этого факта, учитель сравнивает изображение клеток на глобусе и карте. Возможны и другие приемы. Например, ученики бывают очень поражены, когда измерения одних и тех же расстояний на карте и глобусе дают различные результаты. Перенесение линии кратчайшего пути (ортодромии) с глобуса на карту наглядно говорит о причине искажений.
Дальнейшее понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии СССР. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.
Ученики знакомятся с изображением рельефа на топографических картах способом горизонталей, усваивают приемы ориентирования и нахождения на ней точки своего стояния по местным предметам, а также способ определения направлений на карте и на местности (по компасу) в азимутах. Большую роль здесь должны выполнять различные наглядные пособия, например разрезные модели рельефа, стеклянные картомодели, топографические учебные карты и др. Для усвоения этого материала необходимы также разнообразные упражнения и практические работы с компасом, транспортиром, особенно упражнения с картой на местности.
В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.