Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Приемы обучения чтению карты


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.
Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников. Чтение карт включает:
1) уяснение свойств изображенных на карте отдельных объектов или явлений (на основе легенды карты);
2) получение необходимых пространственных представлений о размещении и взаимном расположении предметов и явлений;
3) сопоставление в пространстве объектов и явлений с целью получения общего представления о тех или иных особенностях территории в целом, или для уяснения дополнительных, даже порой не отраженных на карте свойств объектов и явлений, или, наконец, с целью выяснения причин и закономерностей в размещении, взаимосвязях, взаимодействиях и развитии изучаемых предметов.
По сложности и глубине можно выделить три вида чтения карты.
Элементарное чтение карты — заключается в уяснении свойств данного предмета по его внешнему виду. Из соединения названия объекта с его изображением получаются суждения: «Это Уральские горы», «Вот Африка», «Это государственная граница СССР». Указанное чтение примитивно по своему уровню и характерно для учащихся начальных классов. Оно подобно освоению азбуки. Однако без усвоения навыков элементарного чтения нельзя двигаться к более сложному. Поэтому учитель должен постоянно заботиться и в последующих классах о том, чтобы «азбука» чтения карты была усвоена учениками достаточно прочно.
Сложное чтение — состоит в умении делать на основе карты суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком, и, конечно, прежде всего умении воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов на земной поверхности.
Такое умение более трудное, хотя и здесь степень трудности может быть, конечно, различной в зависимости от поставленных целей и от уровня имеющихся у учащихся картографических и географических знаний и навыков. Приведем примеры: «Уральские горы вытянуты с севера на юг»; «Африка — нерасчлененный материк. Поверхность ее однообразна. Она лежит в жарком поясе». Как видим, суждения о свойствах предметов получены на основе тех сведений, которые отражены на карте (так же как и в чтении первого вида), но характеристика объектов дана более полно.
Третья ступень чтения карты требует еще большего напряжения умственных сил. Ученик пользуется здесь и географическими знаниями, и изображенными на карте фактами, на основе которых при помощи умозаключений он делает выводы, приобретает новые знания.
Пример. Основываясь на данных физической карты о географическом положении страны и изображенных на ней песках, соленых озерах, оросительных каналах, ученик сделал вывод, что здесь жаркий и засушливый климат. Непосредственных данных о климате карта не имела, однако ученик воспроизвел правильную картину климата на основе ассоциации сведений, полученных на основе карты, с законом широтной зональности и знанием последствий засушливого климата. Такой уровень чтения карты особенно ценен в образовательном отношении. В нем органически и глубоко сочетаются знания и навыки географические и картографические; ученики привыкают рассматривать любое явление не изолированно, а в свете взаимного влияния и причинной связи с другими географическими факторами и явлениями.
Остановимся на методике обучения чтению карты. При обучении географии у школьников надо воспитывать органическую потребность в частом обращении к карте для получения нужных сведений. С этой целью преподаватель пользуется правилом — не сообщать ученикам того, что они сами могут вычитать из карты. Правда, самостоятельное чтение карты требует несколько больше времени, но зато активизируется деятельность учащихся — усвоение получается глубже.
Всякого рода перечисления и показ по карте объектов с их названиями, воспринимаемые от учителя со скукой и неудовольствием, при собственной проработке по карте усваиваются легко и охотно. Следовательно, методическая задача учителя состоит в том, чтобы разнообразить формы и приемы такой активной работы учеников с картой. Применяются для этого игры с картой, задачи, вопросы по карте и т. п.
Более сложной задачей и, с точки зрения школьной географии, конечной целью использования карты является обучение учеников такому ее чтению, чтобы на основе последовательного ряда частных суждений они умели давать сводные географические описания отдельных территорий. Эту задачу в методике географии в нашей школе впервые ясно сформулировал и поставил Д. Д. Семенов.
Такие сводные описания, конечно, не сразу будут глубокими и сложными по содержанию. Но, например, уже в IV классе простые описания такого рода ученики могут делать. В последующих классах глубина и сложность их возрастают соответственно с углублением и расширением географических и картографических знаний.
Значительное затруднение для овладения навыком связного чтения карты представляет неумение учеников излагать материал в определенной последовательности. Если, например, ученики не приучены делать описания страны по принятой схеме — географическое положение, рельеф и т. д.,— то навыка у них не развивается.
Очень увлекательным для учащихся и простым приемом связного чтения карты является путешествие по карте.
Более активный прием, развивающий навык связного чтения карты и самостоятельность мышления, — составление таблиц с характеристиками изучаемого объекта на основе чтения карты.
Еще более эффективным является прием, основанный на предварительном ознакомлении учащихся с программой, по которой следует читать карту. Учитель вырабатывает ее вместе с учениками в виде вопросов, на которые нужно искать ответы на карте, и требует эти вопросы использовать постоянно. Вот, например, какую программу-вопросник применял учитель А. Н. Иванов в VI классе для характеристики морей: 1. Показ на карте и название; 2. Связывается ли и как с океаном (непосредственно или через пролив)? 3. Что омывает (какие государства, материки)? 4. Какие имеются в данном море острова и полуострова, банки и другие особенности? 5. Какие реки впадают в море? 6. Замерзают ли они? 7. Какие порты? 8. Есть ли линии пароходных рейсов?
Как видно, по характеру поставленных вопросов программа относится к первому и второму виду чтения карт. Ниже приводим некоторые примеры, рассчитанные на третий вид чтения карты в VII классе по теме «Моря СССР» (при ответах на них используются физическая и административно-политическая карты): 1. Круглый ли год длится свободная навигация в Карском море (или в любом другом из северных морей)? 2. Где продолжительнее навигация — на западе Скандинавского полуострова (в Норвежском море) или в Белом море? 3. Подходит ли теплое течение Куро-Сиво к берегам СССР? При ответах на эти вопросы учитывается положение линии замерзания морей и делаются выводы, что навигация в северных морях проходит свободно только летом, а на западе Скандинавского полуострова — круглый год.
Особые трудности вызывает обучение чтению специальных карт. Такие карты широко применяются уже в VI классе, а в старших классах они становятся подчас основным пособием на занятиях по экономической географии. Трудности эти можно разделить на два вида: а) из-за особого характера содержания специальных карт; б) из-за отсутствия у учеников навыка в сопоставлении карт друг с другом.
Содержание специальных карт часто носит особо абстрактный характер, так как на них отражены явления, не имеющие в действительности видимых очертаний. Таковы, например, показатели климатические, экономические и др. На этих картах применяются также особые способы изображения, не встречающиеся на общегеографических картах (способы точек, картограммы и картодиаграммы и др.). Поэтому еще до работы со специальными картами нужно знакомить школьников с сущностью и способами изображения тех предметов, какие на картах показаны.
На первых порах у учеников бывают большие трудности по установлению географического положения объекта на специальной карте, так как знакомая сеть привычных ориентиров (например, рельеф) на таких картах порой отсутствует. В этом случае следует чаще сопоставлять физическую карту со специальной, чтобы ученики привыкли на последней находить то же положение предметов.
Ученики должны научиться строить сложные суждения на основе сопоставления карт. Такой прием чтения карт получил в методике специальное название — «наложение карт». Суть приема состоит в том, что из сопоставления данных, непосредственно даваемых двумя или несколькими разными по содержанию картами, делаются заключения об особенностях изучаемой территории и причинных связях и взаимоотношениях.
Получение новых географических знаний может проводиться и при сопоставлении одинаковых по содержанию, но разных по масштабу карт. Карта более крупного масштаба позволяет выявить ряд характерных черт местности, наглядно представить и осознать истинные размеры и соотношения.
Самостоятельные практические работы учеников с картами — важнейшее средство обучения чтению карт. При их организации задача учителя состоит в методически продуманном подборе упражнений и умелом руководстве работами учеников.
Чтение карт является очень эффективным методом обучения географии, так как оно дает осознанные, а значит, и прочные знания. Чтение карт должно применяться наряду с другими методами, чередоваться с ними, будучи в случаях более применимым, в других — менее.
Ценные методические разработки и рекомендации для учителей по вопросам обучения чтению карт содержатся в книгах Н. М. Яковлева (для V классов), С. Ф. Каргаловой (для курса экономической географии СССР) и статьях А. Н. Иванова.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +