Начальный курс физической географии, по существу, целиком строится на краеведческой основе. В таких темах, как «План и карта», «Формы поверхности суши» и «Вода на Земле» изучается материал, широко опирающийся на непосредственные наблюдения и практические работы учащихся на местности в ближайших окрестностях школы. Отдельные уроки по этим темам проводятся непосредственно в природе, особенно в сельской школе. Эти уроки по их методическому построению могут быть двух типов. Одни уроки содержат практические занятия учащихся с выполнением намеченных топографических, геоморфологических или гидрометрических работ, предусматриваемых программой. На других — природное окружение используется учителем в процессе беседы по теме урока для развития у учащихся представлений об изучаемых географических предметах и явлениях.
Далее, когда приступают к изучению темы «Атмосфера», для понимания ряда сложных, отвлеченных понятий и отдаленных физико-географических явлений привлекаются примеры, при помощи которых показывается местное проявление и действие этих факторов. Учителю надо с первых же уроков организовать ежедневные наблюдения учащихся за состоянием погоды и один раз в месяц, в двадцатых числах, наблюдения полуденной высоты Солнца. В первый месяц школьных занятий проводится экскурсия в природу для наблюдений за формами поверхности и водами своей местности.
Эта экскурсия должна быть комплексной. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и с имеющимся в своей местности родником, колодцем, болотом, рекой или озером. Конечно, не всегда можно встретить все формы рельефа и все виды скопления воды. Но во всякой, даже малоколоритной местности можно рассмотреть смену относительно повышенных и низких мест, течение ручьев или небольших речек с берегами, порой весьма интересных с точки зрения возможности объяснения их географических особенностей — строения, внешнего вида, происхождения и развития. Учитель должен сам предварительно рассмотреть район экскурсии для того, чтобы возможно полнее показать учащимся рельеф и воды своей местности.
Наблюдая воды своей местности, учащиеся на экскурсии легче понимают происхождение подземных и поверхностных вод, их связь с различными элементами природного окружения, в первую очередь с рельефом. На основе непосредственного знакомства с водами своей местности будут легче и прочнее усваиваться основные понятия о водах суши, нежели со слов и по учебнику в стенах класса. Поэтому тему «Воды суши» нужно начинать именно с вопросов о водах своей местности.
Педагогическое значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений в природе. Последующий осмотр соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии.
Выявление на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования способствует привлечению школьников к общественно полезному труду и разнообразной внеклассной работе, например связанной с охраной вод, борьбой с вредными явлениями в рельефе (рост оврагов, эрозия), наблюдениями за режимом реки, озера и т. д. Известное значение для этого имеют те практические работы, которые должны обязательно выполняться учащимися во время экскурсии по заданию учителя.
Понятие о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала учебного года на географической площадке или школьной метеорологической станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический, материал, позволяющий понять закономерности в атмосферных явлениях и простейшие зависимости между ними. Это поможет определять различные типы погоды. Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за ряд лет, позволят делать выводы об основных характерных чертах климата края. А применяя на уроках сравнения климата своего края с климатом других стран, можно добиться более правильного представления у учащихся о разных типах климата.
Так же как при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показать практическое значение изучения погоды. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе, могут сообщаться местным организациям (если они снимаются с достаточно надежных приборов). В связи с наблюдениями погоды может быть поставлена очень содержательная внеклассная работа с охватом большого количества школьников разных классов.
При изучении темы «Географическая оболочка» конкретные представления о природе той зоны, где располагается школа, помогут получать наблюдения за растительным и животным миром, которые должны проводиться учащимися как в общем плане краеведения в школе, так и учебной весенней экскурсии. В задачу этой экскурсии, проводимой в конце года, входит, кроме ознакомления с растительностью и животным миром, также получение более углубленных знаний о формах поверхности и водах своей местности. На основе всех знаний, полученных в течение года, учащимся доступнее подметить в знакомой географической среде взаимосвязи различных природных элементов — рельефа, воды, климата, растительности и животного мира.
Едва ли не самым важным для всего последующего изучения географии в начальном курсе является вопрос о плане и карте. Сознательное и правильное понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того, как будут поставлены первые занятия по ознакомлению с картой.
Давно доказано (А. А. Борзов, В. П. Буданов, А. А. Половинкин, Н. Н. Баранский), что словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том, как ее «читать», цели не достигают. Также плохо помогает действительному пониманию карты одно заучивание соответствующих параграфов учебника. Изучение темы «План и карты», которая стоит первой в курсе, строится целиком на практических занятиях на местности и на упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, своего колхоза или города, своего района, области).
Занятия должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки реального окружения, изучали план своей местности. Работая с планом своей местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий учащиеся будут понимать основу любой карты и легче разбираться в ней.
Все виды топографической работы должны составлять обязательную и достаточно хорошо выполняемую часть краеведения в целом, а также всех учебных экскурсий и походов.
М. И. Калинин советовал учителям: «Если школа находится в деревне, то пусть ребята обследуют и нанесут на карту всю территорию своего сельсовета. Ведь обычно в сельсоветах нет таких карт. Вот и будет хорошо, если ученики примутся за создание карт своих сел и деревень.
Но, кроме того, изучение местной географии должно преследовать ту цель, чтобы научить ребят хорошо ориентироваться на местности. Я ручаюсь, что они будут делать это с большим интересом, от их внимания не уйдет ни один бугорок, ни один ручеек и овраг. Все это они подробно нанесут на карту».
В школьной практике имеется немало примеров составления карт в процессе краеведческой работы. В школе № 1 г. Ирбита был даже создан краеведческий атлас своего района.
В курсе географии материков также используется конкретный краеведческий материал.
При изучении климата, рек, природных зон материков производится сравнение этих природных компонентов с местными условиями края. Сопоставляя, например, на уроке конкретные данные о температурах и количестве осадков в изучаемых районах с данными своей местности, можно вызвать у учащихся более реальное представление о климате этих районов, чем только от словесного объяснения.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет показ учащимся примеров различного, в зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в зарубежных странах в сопоставлении с преобразованиями и развитием производительных сил в своем крае. Рассказы о населении также будут более убедительными и правдивыми в сравнении с достижениями в росте материального и культурного уровня трудового народа своего края. Разумеется, что необходимо особенно строго продумывать отбор этого материала, чтобы избежать формализма в применении краеведческого подхода и чтобы вводимые примеры сравнения фактов из местной жизни с зарубежной деятельностью преследовали цели воспитания школьников в идейном и патриотическом отношении.
Внеклассная краеведческая работа при изучении географии материков в основном та же самая, что и в V классе: систематическое ведение метеорологических и фенологических наблюдений с периодической их обработкой, собирание для краеведческого уголка (музея) школы образцов полезных ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм, фотографирование и описание местных природных и хозяйственных объектов и т. д. В VII и VIII классах одновременно с изучением курсов географии СССР проводится более подробное изучение края и осуществляется более глубокая связь преподавания с краеведением, чем в предшествующих классах.
В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть построены так, чтобы каждая тема сопровождалась какой-либо практической работой по родному краю. Кроме наблюдений в природе, в их содержание входит изучение населения, хозяйства, городов. Многие программные работы по краеведению помещены в учебнике. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных наиболее интересных территориальных комплексов (ландшафтов), характеристики отдельных экономико-географических объектов.
Краеведческий принцип находит большое применение в курсах географии СССР. При ознакомлении учащихся с географическим положением и границами СССР выясняется и оценивается географическое положение края. В теме «Рельеф СССР» учащиеся определяют генетические связи местных форм рельефа с рельефом того крупного геоморфологического района территории СССР, в состав которого входит край. Проводимые метеорологические наблюдения в районе школы используются в теме «Климат СССР» для объяснения действия различных воздушных масс, изменений погодных условий по временам года и связей отраслей хозяйства с климатом. В теме «Внутренние воды СССР» данные об источниках питания, режиме и хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными по разным рекам Советского Союза. При изучении темы «Природные зоны» для характеристики зоны, в которой располагается свой край, привлекается весь материал изучения местных почв, растительности и животного мира.
Главная задача осуществления краеведческого принципа при изучении общего физико-географического обзора СССР — активное использование имеющихся у учащихся краеведческих знаний и обеспечение глубокого и осознанного усвоения материала о природе нашей Родины, понимание общих закономерностей, определяющих ее особенности.
При изучении физико-географических областей краеведческий материал привлекается для сравнения и сопоставления и на этой основе установления черт сходства и различия между природой родного края и других районов СССР.
Тема «География своей области (края, АССР)» призвана подвести итоги краеведческой работе по изучению природы и населения родного края и дать знания о природе, населении (включая вопросы быта, культуры и главных видов хозяйственной деятельности) своей области в целом и ее отдельным частям.
Краеведческий принцип в преподавании экономической географии СССР предполагает ознакомление учащихся со структурой народного хозяйства и его важнейшими отраслями своей области (края, АССР). При изучении крупного экономического района, в состав которого входит область (край, АССР), дается ее краткая экономико-географическая характеристика, выявляется место и значение в хозяйстве района.
В экономической географии зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных курсах, может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета. Однако и здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании. Прежде всего для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями своего края. В этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для разъяснения учащимся: во-первых, изменении роли природной среды в хозяйственной деятельности в зависимости от способа производства; во-вторых, значения сырьевых ресурсов в географии производства в различных социально-исторических условиях.
Для характеристики внешнеэкономических связей Советского Союза с зарубежными странами из местного краеведческого материала можно получить много сведений, освещающих фактическую сторону этого вопроса и одновременно оживляющих описания изучаемых стран, например из рассказов советских людей и своих земляков о поездках за границу, из различных выставок о зарубежном хозяйстве, искусстве, спорте, встреч с туристами и т. д. В заключение необходимо сказать, что успешное осуществление краеведческого принципа в преподавании всех курсов географии зависит от того, насколько успешно проводится в школе связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Учитель-географ во всей работе школы по расширению этой связи должен принимать самое большое участие.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.