Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Краеведение в отдельных курсах школьной географии


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Начальный курс физической географии, по существу, целиком строится на краеведческой основе. В таких темах, как «План и карта», «Формы поверхности суши» и «Вода на Земле» изучается материал, широко опирающийся на непосредственные наблюдения и практические работы учащихся на местности в ближайших окрестностях школы. Отдельные уроки по этим темам проводятся непосредственно в природе, особенно в сельской школе.
Эти уроки по их методическому построению могут быть двух типов. Одни уроки содержат практические занятия учащихся с выполнением намеченных топографических, геоморфологических или гидрометрических работ, предусматриваемых программой. На других — природное окружение используется учителем в процессе беседы по теме урока для развития у учащихся представлений об изучаемых географических предметах и явлениях.
Далее, когда приступают к изучению темы «Атмосфера», для понимания ряда сложных, отвлеченных понятий и отдаленных физико-географических явлений привлекаются примеры, при помощи которых показывается местное проявление и действие этих факторов. Учителю надо с первых же уроков организовать ежедневные наблюдения учащихся за состоянием погоды и один раз в месяц, в двадцатых числах, наблюдения полуденной высоты Солнца. В первый месяц школьных занятий проводится экскурсия в природу для наблюдений за формами поверхности и водами своей местности.
Эта экскурсия должна быть комплексной. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и с имеющимся в своей местности родником, колодцем, болотом, рекой или озером. Конечно, не всегда можно встретить все формы рельефа и все виды скопления воды. Но во всякой, даже малоколоритной местности можно рассмотреть смену относительно повышенных и низких мест, течение ручьев или небольших речек с берегами, порой весьма интересных с точки зрения возможности объяснения их географических особенностей — строения, внешнего вида, происхождения и развития. Учитель должен сам предварительно рассмотреть район экскурсии для того, чтобы возможно полнее показать учащимся рельеф и воды своей местности.
Наблюдая воды своей местности, учащиеся на экскурсии легче понимают происхождение подземных и поверхностных вод, их связь с различными элементами природного окружения, в первую очередь с рельефом. На основе непосредственного знакомства с водами своей местности будут легче и прочнее усваиваться основные понятия о водах суши, нежели со слов и по учебнику в стенах класса. Поэтому тему «Воды суши» нужно начинать именно с вопросов о водах своей местности.
Педагогическое значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений в природе. Последующий осмотр соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии.
Выявление на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования способствует привлечению школьников к общественно полезному труду и разнообразной внеклассной работе, например связанной с охраной вод, борьбой с вредными явлениями в рельефе (рост оврагов, эрозия), наблюдениями за режимом реки, озера и т. д. Известное значение для этого имеют те практические работы, которые должны обязательно выполняться учащимися во время экскурсии по заданию учителя.
Понятие о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала учебного года на географической площадке или школьной метеорологической станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический, материал, позволяющий понять закономерности в атмосферных явлениях и простейшие зависимости между ними. Это поможет определять различные типы погоды.
Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за ряд лет, позволят делать выводы об основных характерных чертах климата края. А применяя на уроках сравнения климата своего края с климатом других стран, можно добиться более правильного представления у учащихся о разных типах климата.
Так же как при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показать практическое значение изучения погоды. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе, могут сообщаться местным организациям (если они снимаются с достаточно надежных приборов). В связи с наблюдениями погоды может быть поставлена очень содержательная внеклассная работа с охватом большого количества школьников разных классов.
При изучении темы «Географическая оболочка» конкретные представления о природе той зоны, где располагается школа, помогут получать наблюдения за растительным и животным миром, которые должны проводиться учащимися как в общем плане краеведения в школе, так и учебной весенней экскурсии. В задачу этой экскурсии, проводимой в конце года, входит, кроме ознакомления с растительностью и животным миром, также получение более углубленных знаний о формах поверхности и водах своей местности. На основе всех знаний, полученных в течение года, учащимся доступнее подметить в знакомой географической среде взаимосвязи различных природных элементов — рельефа, воды, климата, растительности и животного мира.
Едва ли не самым важным для всего последующего изучения географии в начальном курсе является вопрос о плане и карте. Сознательное и правильное понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того, как будут поставлены первые занятия по ознакомлению с картой.
Давно доказано (А. А. Борзов, В. П. Буданов, А. А. Половинкин, Н. Н. Баранский), что словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том, как ее «читать», цели не достигают. Также плохо помогает действительному пониманию карты одно заучивание соответствующих параграфов учебника. Изучение темы «План и карты», которая стоит первой в курсе, строится целиком на практических занятиях на местности и на упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, своего колхоза или города, своего района, области).
Занятия должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки реального окружения, изучали план своей местности. Работая с планом своей местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий учащиеся будут понимать основу любой карты и легче разбираться в ней.
Все виды топографической работы должны составлять обязательную и достаточно хорошо выполняемую часть краеведения в целом, а также всех учебных экскурсий и походов.
М. И. Калинин советовал учителям: «Если школа находится в деревне, то пусть ребята обследуют и нанесут на карту всю территорию своего сельсовета. Ведь обычно в сельсоветах нет таких карт. Вот и будет хорошо, если ученики примутся за создание карт своих сел и деревень.
Но, кроме того, изучение местной географии должно преследовать ту цель, чтобы научить ребят хорошо ориентироваться на местности. Я ручаюсь, что они будут делать это с большим интересом, от их внимания не уйдет ни один бугорок, ни один ручеек и овраг. Все это они подробно нанесут на карту».
В школьной практике имеется немало примеров составления карт в процессе краеведческой работы. В школе № 1 г. Ирбита был даже создан краеведческий атлас своего района.
В курсе географии материков также используется конкретный краеведческий материал.
При изучении климата, рек, природных зон материков производится сравнение этих природных компонентов с местными условиями края. Сопоставляя, например, на уроке конкретные данные о температурах и количестве осадков в изучаемых районах с данными своей местности, можно вызвать у учащихся более реальное представление о климате этих районов, чем только от словесного объяснения.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет показ учащимся примеров различного, в зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в зарубежных странах в сопоставлении с преобразованиями и развитием производительных сил в своем крае. Рассказы о населении также будут более убедительными и правдивыми в сравнении с достижениями в росте материального и культурного уровня трудового народа своего края. Разумеется, что необходимо особенно строго продумывать отбор этого материала, чтобы избежать формализма в применении краеведческого подхода и чтобы вводимые примеры сравнения фактов из местной жизни с зарубежной деятельностью преследовали цели воспитания школьников в идейном и патриотическом отношении.
Внеклассная краеведческая работа при изучении географии материков в основном та же самая, что и в V классе: систематическое ведение метеорологических и фенологических наблюдений с периодической их обработкой, собирание для краеведческого уголка (музея) школы образцов полезных ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм, фотографирование и описание местных природных и хозяйственных объектов и т. д.
В VII и VIII классах одновременно с изучением курсов географии СССР проводится более подробное изучение края и осуществляется более глубокая связь преподавания с краеведением, чем в предшествующих классах.
В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть построены так, чтобы каждая тема сопровождалась какой-либо практической работой по родному краю. Кроме наблюдений в природе, в их содержание входит изучение населения, хозяйства, городов. Многие программные работы по краеведению помещены в учебнике. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных наиболее интересных территориальных комплексов (ландшафтов), характеристики отдельных экономико-географических объектов.
Краеведческий принцип находит большое применение в курсах географии СССР. При ознакомлении учащихся с географическим положением и границами СССР выясняется и оценивается географическое положение края. В теме «Рельеф СССР» учащиеся определяют генетические связи местных форм рельефа с рельефом того крупного геоморфологического района территории СССР, в состав которого входит край. Проводимые метеорологические наблюдения в районе школы используются в теме «Климат СССР» для объяснения действия различных воздушных масс, изменений погодных условий по временам года и связей отраслей хозяйства с климатом. В теме «Внутренние воды СССР» данные об источниках питания, режиме и хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными по разным рекам Советского Союза. При изучении темы «Природные зоны» для характеристики зоны, в которой располагается свой край, привлекается весь материал изучения местных почв, растительности и животного мира.
Главная задача осуществления краеведческого принципа при изучении общего физико-географического обзора СССР — активное использование имеющихся у учащихся краеведческих знаний и обеспечение глубокого и осознанного усвоения материала о природе нашей Родины, понимание общих закономерностей, определяющих ее особенности.
При изучении физико-географических областей краеведческий материал привлекается для сравнения и сопоставления и на этой основе установления черт сходства и различия между природой родного края и других районов СССР.
Тема «География своей области (края, АССР)» призвана подвести итоги краеведческой работе по изучению природы и населения родного края и дать знания о природе, населении (включая вопросы быта, культуры и главных видов хозяйственной деятельности) своей области в целом и ее отдельным частям.
Краеведческий принцип в преподавании экономической географии СССР предполагает ознакомление учащихся со структурой народного хозяйства и его важнейшими отраслями своей области (края, АССР). При изучении крупного экономического района, в состав которого входит область (край, АССР), дается ее краткая экономико-географическая характеристика, выявляется место и значение в хозяйстве района.
В экономической географии зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных курсах, может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета. Однако и здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании. Прежде всего для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями своего края. В этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для разъяснения учащимся: во-первых, изменении роли природной среды в хозяйственной деятельности в зависимости от способа производства; во-вторых, значения сырьевых ресурсов в географии производства в различных социально-исторических условиях.
Для характеристики внешнеэкономических связей Советского Союза с зарубежными странами из местного краеведческого материала можно получить много сведений, освещающих фактическую сторону этого вопроса и одновременно оживляющих описания изучаемых стран, например из рассказов советских людей и своих земляков о поездках за границу, из различных выставок о зарубежном хозяйстве, искусстве, спорте, встреч с туристами и т. д.
В заключение необходимо сказать, что успешное осуществление краеведческого принципа в преподавании всех курсов географии зависит от того, насколько успешно проводится в школе связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Учитель-географ во всей работе школы по расширению этой связи должен принимать самое большое участие.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +