В педагогической литературе нет единого определения методов обучения, однако обычно подчеркиваются две стороны. Во-первых, то, что методы обучения — способы действия учителя, определяющие деятельность учащихся; во-вторых, то, что методы обучения не ограничиваются только образованием знаний учащихся, но имеют цель — развить творческие силы учащихся, приучить их к самостоятельному исканию истины, выработать у них правильные взгляды и убеждения, основанные на научных знаниях.
Методы являются не только способами работы учителя, но и путями, позволяющими наметить в определенной степени ход мыслительного процесса учеников. Пользуясь тем или иным методом обучения, учитель может заранее предвидеть некоторые процессы познавательной деятельности школьников, наметить пути усвоения учащимися знаний, овладения приемами учебной деятельности, в том числе приемами умственной деятельности.
Наряду с термином «метод» в методической и педагогической литературе встречается термин «прием».
Под приемами в педагогике понимаются элементы, составные части, из которых складываются методы обучения. Так, например, в работе с географической картой можно выделить такие приемы: а) описание по картам отдельных элементов природы или отрасли хозяйства страны; б) надписывание на контурных картах названий географических объектов; в) составление по картам физико-географических и экономико-географических описаний и т. п. Каждый из приемов в отдельности не охватывает всей работы, но все они включаются в метод работы с картой.
Точно так же приемами работы с учебником является объяснительное чтение текста, составление плана статьи, использование текстовых карт и иллюстраций, составление схемы производственных связей на основе чтения учебника и другие. Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов, например приемы чтения карты используются при работе с картой и при проведении бесед по карте, при работе с учебником, в рассказе и т. д.
В общепедагогической и методической литературе до сих пор нет единства и полной ясности в классификации методов обучения.
Наиболее общепринятой является классификация методов, в основу которой положены источники знания.
Эта классификация разработана в работах М. А. Данилова, Б. П. Есипова, С. Г. Шаповаленко, Е. Я. Голанта.
Классификация методов обучения по источникам знаний исторически сложилась в методике преподавания географии и находит широкое отражение в методической литературе. Однако нельзя считать эту классификацию единственно возможной. Совершенствование учебного процесса, внедрение новейших технических средств в обучение географии, повышение роли самостоятельности учащихся на уроке изменят существующую классификацию методов обучения. Сейчас делаются попытки наметить другие классификации методов, например по соотношению деятельности учителя и ученика, по характеру умственной деятельности учащихся и т. д.
В настоящей работе методы рассматриваются по традиционной классификации, т. е. по источникам знаний, но при этом учитывается характер умственной деятельности ученика, а также и деятельность учителя.
В преподавании географии, один из основных источников знаний — живое слово учителя — находятся в органической связи с картой, а также с учебником.
Среди предметов и явлений, изучаемых в курсах географии, много таких, которые имеются в районе, окружающем школу, и доступны непосредственному и всестороннему восприятию учащихся в том виде, в каком они находятся в естественной обстановке (например, явления погоды и процессы выветривания, формы поверхности, внутренние воды, организация сельскохозяйственного и промышленного производства и т. д.) и могут быть приняты учащимися при помощи наблюдений и соответствующей обработке их результатов.
Специфическим источником знаний по географии является географическая карта. Многие знания, изучаемые в курсе географии, не имеют чувственной основы и не поддаются изображению на других наглядных пособиях, например размещение материков по отношению к океанам и друг к другу, географическое положение страны, моря, их очертания и величина. Такие знания могут быть почерпнуты только с помощью карты и глобуса.
Знания о многих географических объектах и явлениях образуются на основе восприятия их изображения с помощью различных наглядных пособий.
Усвоение знаний учащимися предполагает широкое использование учебника и других книг, а также имеющихся конкретных
представлений у школьников о географических объектах и явлениях.
Источниками знаний по географии могут служить также опыт и практическая деятельность учащихся, иногда имеющая характер общественно полезного труда (например, измерительные работы на местности, изучение погоды своей местности и т. п.).
Таким образом, основными источниками знаний учащихся по географии являются слово (устное и печатное) предметы и явления в натуре или их изображении, а также опыт практической деятельности учащихся. Соответственно, методы обучения географии можно разделить на три основные группы: словесные методы (устное изложение учителя — рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником, использование цифрового материала), наглядные методы (использование географических карт и наглядных пособий, наблюдения, опыты) и практические методы (общественно полезные дела, измерительные работы на местности и др.). В методах обучения географии находят отражение методы исследования в научной географии. Так, в географической науке большое значение имеют комплексные исследования, наблюдения, картирование (с карты начинается и картой кончается всякое географическое исследование), построение графиков и профилей по полевым материалам, обработка климатических показателей, анализ количественных показателей. Все это находит место и в процессе обучения географии. Для сознательного усвоения основ географии очень важно не только знакомить учащихся с различными методами научного исследования, но и формировать простейшие умения по их практическому использованию.
При обучении географии, как и других предметов, учитель обычно применяет в различных сочетаниях несколько методов, каждый из которых имеет свои особенности. Одни методы в большей степени способствуют формированию умения работы с картой, другие — развивают наблюдательность, третьи — речь учащихся и т. п.
Сочетание различных методов в обучении в большой степени активизирует работу учащихся, повышает устойчивость их внимания на уроке, требуют участия различных видов памяти.
Выбор методов определяется прежде всего содержанием изучаемого материала. Одни разделы школьного курса географии целесообразно изучать методом рассказа или школьной лекции, другие — путем работы с картой, третьи требуют проведения наблюдений, демонстрации наглядных пособий. Так, при изучении географического положения материков целесообразнее всего использовать беседу в сочетании с работой по карте, а тема «Своя область» в курсе географии VIII класса не может быть сознательно усвоена без наблюдений учащихся.
Выбор метода обучения зависит также от возраста, жизненного опыта и уровня развития учащихся. Так, в V—VII классах в большей степени, чем в старших классах, применяются наблюдения и опыты, а применяемая в старших классах лекция совершенно не используется.
Поскольку каждый метод обучения представляет логический способ овладения новыми знаниями, он зависит от характера и уровня развития мышления учащихся, а также запаса знаний по данному вопросу. Поэтому один и тот же раздел учебного предмета в параллельных классах с разным уровнем развития и подготовки учащихся может быть изучен различными методами.
Выбор метода обучения зависит также от наличия и характера учебного оборудования. Опыт передовых учителей географии свидетельствует о том, что умелое сочетание различных методов позволяет достичь лучших результатов в усвоении знаний, формировании умений и навыков по географии. Творческое сочетание методов обучения географии следует рассматривать как одно из ведущих средств в перестройке обучения географии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.