Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

План краеведческого изучения


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Независимо от того, какая территория понимается под «своим краем», она представляет собой небольшую часть Советского Союза. Ее природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена, а направление хозяйства отвечает специализации того экономического района, в который она входит. Но эта территория в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Также много отличий от других территорий она может иметь по своему хозяйственному развитию. Поэтому при изучении своего края необходимо стараться установить, какими чертами природы и хозяйства он отличается от окружающих его территорий.
Изучение должно проводиться по обычному плану комплексного географического исследования территории. Это, однако, не должно пониматься так, чтобы каждый класс осуществлял одни и те же работы по этому плану.
План должен рассматриваться как единая программа для изучения своего края в VII—VIII классах одновременно с курсами географии СССР. В остальных классах изучаются те элементы территориального комплекса, которые наиболее тесно увязываются с учебной программой. Например, в V классе изучение касается местных форм рельефа, климатических условий, вод края, а в старших классах в связи с курсом экономической географии изучение края направляется на исследование главных его природных богатств и хозяйственных ресурсов. Например, в лесном районе необходимо изучать лес, степень его хозяйственного использования, возобновления, охраны; в степном районе — почвы, борьбу с эрозией; в районе богатом ископаемыми — эти последние с связи с местной экономикой.
Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяются границы края, рассматриваются соседние территории, дается качественная оценка географического положения. Совершенно необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории. Карты или картосхемы могут быть взяты в местном исполнительном комитете. Но может оказаться, что печатной карты нужного масштаба на месте не будет. В этом случае, а также если имеющиеся карты не будут удовлетворять поставленным задачам, следует включить в программу работ составление схематического плана или карты изучаемого района. Несложную топографическую съемку отдельных участков можно выполнять самостоятельно общими силами учеников во время экскурсий и походов. Но независимо от топографических съемок по маршрутам экскурсий не исключается специальная работа с привлечением школьников по топографической съемке и составление планов территории своего края и прежде всего окрестностей школы (ее микрорайона).
Большое место во всей работе занимает изучение природных условий края: рельефа, полезных ископаемых, климата, рек, озер, болот, почвенного и растительного покрова, животного мира. Это изучение проводится или посредством специальных наблюдений на установленных станциях, например на собственной или какой-либо местной метеорологической станции, на школьной географической площадке, на водомерном посту местной реки, на подготовленных почвенных ямах и т. д., или во время экскурсий и походов. Станции наблюдения должны быть оборудованы соответствующими приборами и приспособлениями, удобными для выполнения систематических наблюдений и для проведения учебных занятий. Например, должна быть предусмотрена достаточная площадь для размещения на ней целого класса, обеспечены меры предосторожности от всяких опасностей для здоровья детей и т. д. Из числа учащихся выделяются дежурные наблюдатели и ответственные за правильную работу станций.
При краеведческом изучении школьниками природных условий можно рекомендовать следующую самую общую программу и порядок работ.
а) При изучении рельефа сначала возможно больше сведений необходимо взять из физических карт СССР или карт отдельных районов, включающих наш край. Определить, низменная или гористая поверхность, какова в отдельных ее частях высота над уровнем моря. Узнать, как называются имеющиеся возвышенности, низкие места; с доступной подробностью изучить речные долины, овраги, обвалы, оползни и т. п., объяснить их происхождение и нанести на карту своего края. Вместе с изучением рельефа обычно выясняют, какими полезными ископаемыми богат край и их месторождения. Необходимо объяснить, почему именно эти полезные ископаемые образовались на территории края; связь их образования с геологическим строением и характером рельефа. Месторождения полезных ископаемых условными знаками необходимо отметить на карте. Образцы полезных ископаемых собрать в школьном музее.
б) При изучении климата устанавливают, какие температуры воздуха по месяцам, сезонам и за год бывают в отдельных местах края, какое количество осадков выпадает. Составляют графики и вычисляют средние температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год. Очень важно выяснить причины, от которых зависит климат края: географическое положение, рельеф, влияние моря. По данным регулярных метеорологических наблюдений выясняют, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года территория края.
Необходимо составить описание изменений погоды по сезонам, а в сельской школе — и календарь сроков сельскохозяйственных работ: весенней вспашки, сева, ухода за растениями во время их роста, уборки и т. д. Естественно, что, изучая климат, обязательно следует выяснить, какие имеются условия для развития сельского хозяйства и какая проводится борьба с неблагоприятными климатическими явлениями.
в) Рельеф и климат оказывают большое влияние на внутренние воды (реки и озера): на характер течения рек, питание, на их режим. Поэтому полученные сведения о рельефе и климате используют для характеристики рек и озер края. По картам и на местности выясняют, какие реки текут по территории края, и, пользуясь данными о рельефе и климате и результатами систематического изучения режима рек, составляют подробное их описание. При этом необходимо отмечать хозяйственное использование рек и озер.
Систематическое изучение режима малой реки со школьниками вполне выполнимо, и, как показывает многолетний опыт учителя школы № 5 г. Казани И. Горохова, наблюдения за рекой возможно проводить во все сезоны года1. Например, учащиеся этой школы в период изучения наблюдают: 1) уровень воды в реке и определяют причины, вызывающие его изменения; 2) время и место появления ледовых образований; 3) время полного ледостава; 4) нарастание ледового покрова реки; 5) толщину и состояние снегового покрова; 6) причины и места появления полыней; 7) начало появления на реке весенней паводковой воды; 8) ледоход и его особенности; 9) климатические условия в бассейне.
Объектами гидрологического изучения должны быть также родники, колодцы, минеральные источники.
г) Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики почв, растительного и животного мира. Надо составить описание почв и естественной растительности, которые имеют распространение в отдельных частях края — на севере и юге, на высоких и низких местах, по долинам рек и на водоразделах. При этом важно отмечать растения, посаженные человеком, и места наибольшего их распространения. Должны проводиться регулярные фенологические наблюдения. Для школьного музея собирается гербарий растений и препарируются тушки животных и птиц.
д) Как охраняется природа? Какие природные участки: леса, зеленые насаждения города и села, реки и отдельные растения и животные — уже взяты или могут быть взяты на учет для охраны от повреждения, загрязнения и истребления? Необходимо делать описание ценных объектов природы и изучать влияние на хозяйственную деятельность человека вредных природных процессов (рост оврагов, обвалы, осыпи, оползни и др.) и посильно участвовать в борьбе с их развитием.
е) При изучении населения устанавливаются его численность, плотность, состав по полу, возрасту, национальности. Население края живет общей со всей страной жизнью — трудится, используя естественные богатства (землю, ископаемые, реки, растительность), для производства различных продуктов и изделий. Необходимо установить, в каких отраслях народного хозяйства занято население: в промышленности, в сельском хозяйстве, в лесном деле, в транспорте, каковы трудовые достижения местных работников. Надо собрать материал (устные рассказы, письменные и печатные сообщения и свидетельства, статьи и документы и пр.) о знатных людях родного края.
ж) Специальный раздел краеведческого изучения территории составляет изучение местного хозяйства в целом и отдельных предприятий. Это изучение проводится по отчетным и разнообразным ведомственным материалам, собирающимся в соответствующих учреждениях (в исполкоме, плановых организациях, управлении сельского хозяйства, в правлении колхоза и т. д.), и посредством личного знакомства и изучения предприятий, а также во время учебных краеведческих экскурсий и на производственной практике.
Изучение хозяйства в целом, его отраслей и отдельных предприятий должно производиться по программе. В эту программу необходимо включить и изучение населенных пунктов (городов и сел).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +