Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Краеведение и краеведческий принцип в школьном курсе географии


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Школьное краеведение имеет задачу всестороннего изучения учащимися определенной территории своего края в учебно-воспитательных целях на основе непосредственных наблюдений.
Интерес к изучению своего края может проявляться со стороны всего его населения. Однако школьное краеведение от такого общественного краеведения, объединяющего идеей познания родных мест различные слои населения, будет отличаться тем, что оно охватывает только учащихся и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Иначе, если в изучении своего края и принимают участие школьники, краеведение будет носить общественный характер.
Роль учителя очень большая. Исходя из программы, состава класса и местных возможностей, он определяет объекты краеведческого исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать краеведением своих учеников. Учитель должен хорошо знать родной край, систематически его изучать и уметь обучать приемам краеведческой работы школьников. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается новыми знаниями, улучшается его педагогическое мастерство; он сближается с населением, родителями своих учеников, с местными организациями и предприятиями, отчего повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного края. Краеведение для учителя — путь к научно-исследовательной деятельности.
Краеведение — могучее средство для осуществления связи школы с жизнью. Большинство учащихся после окончания школы идет работать на местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с этими предприятиями еще до начала работы на них. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что поможет выбору для себя будущей специальности. При этом жизненно важно и приобретение некоторых профессиональных знаний, и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.
Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с производством и его техническим оснащением.
Большую связь школьное краеведение имеет с охраной природы. Краеведение позволяет учащимся активно включиться в работу по охране и преобразованию природы. В процессе краеведческой работы могут быть учтены все местные природные объекты, подлежащие охране. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию природных богатств.
Изучение своей местности помогает развивать самодеятельность школьников. Оно открывает для большой массы учащейся молодежи и детей возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяют всем учащимся найти приложение знаний и энергии в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местного промышленного или сельскохозяйственного предприятия, связанная с помощью в выполнении им производственного плана, в других случаях — культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники отыскивали новое сырье для местного производства и строительства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного-строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану и восстановление природы, озеленяли дороги и поселки, выступали с подготовленными программами художественной самодеятельности и т. п.
Нередки случаи, когда плановые, хозяйственные или строительные организации давали специальные задания, и школьники-краеведы их успешно выполняли. С другой стороны, много примеров, когда краеведческое изучение заставляло местные организации обратиться к хозяйственному строительству в районах и на объектах, обнаруженных краеведами. В объяснительной записке к учебной программе указывается, чтобы учащиеся во время походов по родному краю привлекались к выполнению разного рода заданий местных организаций, в том числе и хозяйственных.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы к целенаправленному использованию энергии школьниксв. Н. К. Крупская писала: «Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни».
Но главное состоит в том, чтобы школьное краеведение отвечало учебным целям. А это требует, чтобы краеведение было основным принципом обучения географии в школе. В связи с этим закономерно говорить о чисто учебной стороне школьного краеведения, т. е. об учебном краеведении. Его содержание и характер подчиняются образовательным целям и определяются учебной программой. В этом случае все выполняемые краеведческие работы — основное условие реализации краеведческого принципа в обучении географии. Эти работы по форме их организации могут быть классными и внеклассными. Важно, чтобы они выполнялись всеми учащимися и отвечали содержанию курса.
Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса географии и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.
Таким образом, учебное краеведение преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая — использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов всего Советского Союза, а также зарубежных стран.
Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов географии, а работа учащихся по изучению своего края — средством непосредственного познания многих географических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей географической науки.
Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например предсказание погоды для местного сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т. д. Преподавание географии, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, в настоящее время многие учителя учебное краеведение связывают только с организацией походов и кружковой работой по изучению края.
При правильной организации школьного краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой.
Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого изучения края: естественные богатства, состав и деятельность населения, история, хозяйство, культура и пр. Поэтому нередко краеведением в школе занимаются историки, естгс;взнники, преподаватели языка и литературы. Однако ни в какой другой науке краеведение не найдет для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А. С. Барков писал: «Объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее — как малое страноведение». Поэтому краеведение чаще всего понимают как географическое, в задачу которого входит всестороннее, комплексное изучение своего края. В краеведении, так же как в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «свой край».
Какую территорию следует понимать под «своим краем»? Этот вопрос должен быть обязательно решен в первую очередь, так как этим определяются рамки и подробности краеведческого изучения.
В одних случаях «своим краем» называют ближайшие окрестности школы, которые доступны для постоянного и непосредственного наблюдения. В других случаях территория края расширяется до границ административного района и области. В процессе преподавания, однако, часто бывает, что при ограничении территории для исследований и наблюдений микрорайоном школы возникает необходимость знать всю область. Поэтому школьное краеведение должно охватывать оба эти понятия как две ступени применения краеведческого принципа в преподавании географии. Местность, непосредственно окружающая школу, служит объектом краеведения на первых этапах работы в младших классах и при прохождении начального курса физической географии. Территория административной области входит в сферу краеведения одновременно с изучением курсов географии СССР.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем должна быть поставлена своего рода научно-исследовательская работа. Такая работа требует постоянного собирания и изучения всех современных, а также и за прошлое время литературных материалов о своем крае из научных трудов и сообщений, из статей, специальных работ, художественных произведений и т. д.
Должны изучаться и обрабатываться для использования в преподавании географии разного рода документальные материалы и описания, коллекции, собрания краеведческого музея, материалы исполкома, разных учреждений, а также устные повествования местных краеведов и старожилов. Эта работа в силу своей особой сложности в большей степени будет проводиться самим учителем, но к ней также должны быть привлечены и учащиеся, особенно старших классов.
С большим участием школьников, а в некоторых случаях даже целиком ими, должна проводиться та часть краеведческого исследования, которая состоит из самостоятельной работы по непосредственному изучению своего края. По существу, ученики под руководством учителя должны вести непрерывные наблюдения над различными местными природными явлениями, обследовать все места изучаемой территории, вникать в хозяйственные особенности местных предприятий и понять внутренние взаимосвязи в природе и в хозяйстве и связи между природой и хозяйством, проявляющиеся в пределах края. На эту сторону краеведческих наблюдений должно обращаться особенно большое внимание, так как краеведение — это не только собирание материала, но и его обобщение.
Наиболее глубокий анализ должен происходить на уроках в связи с изучаемыми темами программы. Суть краеведческого принципа и заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений на уроках для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу географической науки. Очень важно, чтобы все получаемые о своем крае сведения, результаты наблюдений и исследований приводились в порядок, систематизировались, обрабатывались в расчете на их использование в учебных занятиях.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +