Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методические условия формирования практических умений и навыков


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся при изучении географии, различаются сложностью выполняемых действий.
Вследствие этого одни из них требуют для формирования небольших затрат времени и сил, например составление коллекций, применение учебного нивелира, использование справочного материала в атласах, учебниках и т. п. Другие же представляют собой сложную систему, в которой каждое действие отрабатывается постепенно, затем соединяется с другими.
Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений пунктов, территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий (например, поверхности Южной Америки, климата Восточной Сибири), составление физико-географического и экономико-географического описания отдельной страны, района, города.
Оно совершенствуется и развивается постепенно, по мере изучения географии во всех классах, включая начальную школу. При этом совершенствуются умения работать с разными масштабами, с градусной сетью различных картографических проекций накапливаются и переходят в навыки и умения по чтению условных знаков различных карт (общегеографических, климатических, почвенных, экономических и т. п.), описания отдельных объектов и территорий все более приобретают вид характеристик со вскрытием сложных связей.
Качество умений и навыков зависит от многих причин — от наличия оборудования, от индивидуальных особенностей учащихся, но главной, определяющей — является учитель. Руководящая роль учителя выражается прежде всего в том, что он анализирует характер действий и определяет, какие теоретические знания необходимы для формирования данного умения и навыка, что должны знать учащиеся о способах действия и как будут их выполнять. Учитель должен непрерывно следить за степенью совершенства и развитием умений и навыков.
Важным условием формирования некоторых умений и навыков является правильное определение времени и места практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу. Например, работу по определению режима местной реки (измерение скорости течения реки, ее ширины и глубины) вполне можно провести до изучения темы «Внутренние воды СССР», так как учащимся все понятия и действия измерительного характера знакомы. Но наблюдения за атмосферным давлением в V классе по барометру до изучения материала о давлении носят бессмысленный характер. Эту работу учащиеся будут выполнять механически, не понимая ни сущности наблюдаемого явления, ни принципа действия прибора.
Приступая к формированию новых умений, учитель определяет качество теоретической и практической подготовки, которую учащиеся имеют по предмету к этому времени.
Контакт учителя географии с учителями других учебных предметов позволяет учесть общую подготовку учащихся и вместе с тем влиядъ на формирование умений и навыков, имеющих значение для географии. Практика показала, что учителя географии координируют работу с учителями математики (по вопросам подготовки учащихся к измерительным, графическим, вычислительным работам), истории и обществоведения (по умению работать с картой, с экономико-статистическим материалом), биологии (по наблюдению природы, трудовой деятельности в сельском хозяйстве) и др.
Система умений и навыков, выработанная в условиях межпредметных связей, становится более широко применимой для решения разнообразных задач; она способствует также систематизации общеобразовательных знаний. Например, наблюдения над погодой, над растительным и животным миром, организуемые географом совместно с биологом, способствуют не только усовершенствованию умений, но и лучшему пониманию зависимости живого организма от среды.
Обязательным условием формирования умений и навыков является наличие в достаточном количестве специального оборудования — карт, атласов, приборов, инструментов. В оборудовании незаменимую роль играют также и модели приборов. Одни из них, например, разборный компас больших размеров, используются учителем для объяснения устройства прибора и показа способов действия, другие — для фронтальных упражнений вначале формирования умений (например, определение направления ветра по стрелке модели флюгера).
Учителя обычно объясняют основные особенности устройства и принцип действия приборов, что помогает исключить ошибки в пользовании ими. Правильному использованию географической карты способствует, как называют методисты, «представление карты», т. е. объяснение особенностей каждой новой карты, а также сравнение ее с уже известными по масштабу, содержанию, приемам работы с нею.
Процесс формирования умений и навыков должен найти отражение в планах учителя по курсу, темам, по отдельным урокам. В них необходимо сформулировать цель и определить характер деятельности учащихся от урока к уроку. Работу по формированию умений и навыков, применяемых на местности h следует планировать так, чтобы учащиеся выполняли задания в основном на местности.
Непосредственно на уроке, перед началом работы, учитель должен вызвать интерес учащихся. Опыт показывает, что одним из основных путей пробуждения интереса является рассказ о практическом значении данных умений и навыков в науке и практике, например о значении вычисления стока реки, изучения ее режима для строительства ГЭС, для создания оросительного канала. Наряду с этим учителя показывают возможности практического применения умений самими, учащимися для самостоятельного приобретения знаний, для общественно полезных дел (например, оценка возможностей хозяйственного использования реки, озера в своей местности).
Активизирует внимание учащихся четкая постановка познавательной задачи. Например, для того чтобы научиться составлять план пути или план участка, необходимо уметь правильно пользоваться компасом. Большое значение при постановке новой задачи имеет разграничение — «рубеж» между тем, что уже умеют делать учащиеся и что им нужно освоить. Например, перед тем, как начать работу с климатической картой в VI классе, учитель напоминает учащимся, что они уже умеют «читать» по карте — о поверхности, морях, реках, природных зонах, но еще не знают, как «читать» о климате.
После постановки задачи следует ознакомление со способами действий. В преподавании географии оно обычно происходит в классе (а иногда и на местности). Объясняя способ действий, учитель демонстрирует эти действия, обращает внимание на главное, затем показывает как образец конечный результат работы (например, начерченный план местности, сводку погоды, вычисленный расход реки, экономико-географическую характеристику города и т. п.).
Опытный учитель обычно знает типичные ошибки учащихся. Их очень важно предусмотреть и предупредить в самом начале объяснения приемов работы. Например, показывая, как следует устанавливать нивелир, учитель рассказывает о том, к каким ошибкам приводит неправильная установка нивелира, наклон его в ту или иную сторону. Большое значение при объяснении приемов работы имеет сравнение с уже известными действиями. Так, применение легенды физической карты сравнивается по способам работы с использованием легенды топографического плана.
При ознакомлении со способами работы учащиеся должны понимать, как, при каких условиях совершается действие, и уметь рассказывать о нем своими словами в процессе упражнений, а потом — без упражнений.
Опыт показывает, что сознательное усвоение учащимися приемов способствует более быстрому и прочному овладению ими. Если, например, учащимся объяснить, для чего надо ориентировать планшет при съемке плана и к каким ошибкам приводит невыполнение этой операции, то они в процессе съемки не допускают этих ошибок и объясняют: «Если планшет не ориентирован, то предметы на плане будут изображены не в той стороне горизонта, в какой они находятся на местности».
Закреплению знаний о способах работы способствуют записи в тетрадях инструктивного характера. Так, например, учитель предлагает записать «правила» пользования термометром, последовательность операций при ориентировании компаса и т. п. В работе по формированию приемов чтения карты все более широкое распространение получают «планы описания». Разработаны достаточно подробные планы: описания рек, гор, поверхности отдельной территории, климата, физико-географической характеристики страны, района и т. д. В планах отражается последовательность изложения и имеется основа для установления связей между элементами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека.
Каждый пункт плана описаний наполняется содержанием тогда, когда учащиеся, имея запас знаний по географии, знают о способах действия и умеют их выполнять. Например, по пункту «географическое положение части света» учащиеся должны определить координаты крайних точек, установить положение части света по отношению к тепловым поясам, к другим частям света и океанам. Пункт «рельеф части света» требует использования шкалы высот, меридианов и параллелей для определения направлений горных хребтов, а также умения сравнить площадь, занятую равнинами и горами, соотнести их взаимное расположение и т. д.
Запись планов для характеристики объекта или территории и даже упражнения не обеспечат правильного чтения карты. Учитель обязан объяснять учащимся, как надо пользоваться этими планами при чтении карты, какой картой (или какими картами одновременно) надо пользоваться для получения полного ответа. Автор настоящей главы в V классах школы № 310 Москвы следующим образом организовал подготовку учащихся к описанию гор по карте. Прежде всего учащимся было рассказано о значении умения читать карту, в частности при составлении описания гор, затем предложено внимательно послушать описание Кавказских гор. Слушая, учащиеся должны были следить, о чем говорит учитель, как и что показывает. Учитель подчеркнул, что горы на карте надо показывать точно, не отрывая указки, по направлению хребтов.
После рассказа учителя учащиеся отметили, что описание надо начинать с определения места, где расположены горы. На доске и в их тетрадях был записан пункт «Где находятся горы», и установлено, как определять местоположение гор. Аналогичная работа проведена и по другим пунктам: в каком направлении и на каком расстоянии протянулись хребты, какая высота преобладает, какова наибольшая высота и как это определять по карте. План описания гор был «уловлен» большинством учащихся на слух и для использования в дальнейшем записан в тетрадях. После этого по пунктам плана составлялось описание Уральских гор. Вызванный к карте ученик давал ответ, объясняя, как он нашел ответ. Например: «Уральские горы протянулись с севера на юг. Это я установил, посмотрев на меридиан 60° в. д. Горы идут вдоль меридиана». Таким же образом учащиеся отвечали и по другим пунктам плана. Гималайские горы учащиеся описывали самостоятельно в классе. Результаты этой фронтальной работы учитель проверил на уроке, вызывая отдельных учащихся для закрепления умения описывать горы. На дом было задано описание Кордильер. Учащиеся успешно справились с работой.
Опыт показывает, что план организует действия учащихся, способствует составлению полных и правильных описаний по карте, заставляет вчитываться в карту. Следует также отметить, что в дальнейшем, при описании рек, озер, учащиеся смелее берутся за работу и выполняют ее быстрее, чем первую работу по карте.
Особое внимание учитель должен уделить совершенствованию знаний о способах работы при выполнении заданий дома, без непосредственного контроля учителя (например, по наблюдениям в природе). Опыт показывает, что наиболее успешно задача решается в том случае, когда учитель систематически контролирует в классе выполнение практических домашних заданий, требует на уроках рассказа о работе.
Опыт, проведенный в школе № 310 Москвы, подтверждает большую эффективность такой проверки.
В начале учебного года в V классах, согласно программе по географии, были организованы наблюдения погоды. Этот вид работы, как известно, имеет цель — проверить уровень подготовленности учащихся к элементарным наблюдениям с приборами и визуально за элементами и явлениями погоды. После объяснений, как надо определять температуру, направление ветра (для фронтальных упражнений использовались модели термометра, флюгера), степень облачности, как записывать, учащиеся получили задание самостоятельно наблюдать погоду.
На следующем уроке было предложено всем открыть «дневники погоды» и внимательно слушать, что будет рассказывать вызванный учащийся. Он должен был прочитать записи о температуре и рассказать, как произвел отсчет; о направлении ветра и рассказать как располагалась стрелка флюгера и почему ветер назван северным и т. д. После рассказа учитель обратился к классу и просил поднять руку тех, у кого записаны другие результаты. Анализ работы позволил уточнить знания о способах действия. Аналогично контролировались записи и знание о приемах работы по остальным элементам погоды.
В ходе работы увеличивалась осознанность действий учащимися, а учитель имел возможность выявить типичные ошибки и провести работу по усовершенствованию умений. Отсутствие ошибок в записях и в рассказе учеников о способах позволили учителю сделать вывод о том, что все учащиеся овладели необходимыми способами действий.
Рассказ ученика о действиях дает положительные результаты при формировании умений и навыков, особенно на первом этапе работы.
В выработке умений и навыков большое значение имеет система упражнений.
Процесс формирования умений начинается с вводных упражнений, которые выполняются учащимися вначале вслед за учителем, а потом полусамостоятельно, т. е. под непосредственным наблюдением учителя. Чрезвычайно важной стороной в этом процессе является рациональный отбор заданий для работы. В большинстве случаев учителя правильно подходят к отбору этих заданий. Но по некоторым видам умений система упражнений бывает явно громоздкой. Например, некоторые учителя в число подготовительных работ к съемке местности включают изображение плана стола, класса (V класс). Действительно, составление этих планов способствует закреплению умения пользоваться масштабом. Однако если учесть что данная работа уже известна учащимся из начальной школы и по своему характеру более математическая, чем географическая, к тому же отнимает почти два урока, то возникает сомнение в целесообразности ее проведения.
Попытки некоторых учителей организовать съемку плана стола и класса на ориентированной тетради приводит к еще большему осложнению.
Опытная работа, проводимая в экспериментальных школах АПН РСФСР и в школе № 310 Москвы, показывает, что для усовершенствования умения пользоваться масштабом достаточно выполнить несколько заданий в течение урока по изображению в разных масштабах различных расстояний, в том числе и хорошо известных учащимся (например, расстояние от школы до улицы, до кинотеатра).
Более длительной работы требует процесс формирования приемов работы по определению географических координат.
Система упражнений по координатам включает задания, сложность которых нарастает постепенно. Вначале учащиеся определяют отдельно широту, долготу, затем координаты точек, расположенных на линиях меридианов и параллелей, изображенных на карте, а затем — между этими линиями. Первые упражнения производятся по глобусу, а затем по карте полушарий, на которой учащиеся определяют точки, изображенные в западном полушарии, но имеющие восточную долготу; по градусам широты устанавливают, какая точка расположена севернее или южнее (например, мыс Дежнева или мыс Челюскин) по градусам долготы, какая точка находится западнее или восточнее (например, южная точка Гренландии или устье Амазонки).
Систематические упражнения в страноведческих курсах доводят приемы работы с координатами до степени навыка.
Нарастание сложности упражнений по выработке некоторых умений происходит не только в течение года, но и от курса к курсу. Так, при формировании умения составлять план работа учащихся при первом выходе на местность (после предварительной подготовки в классе) максимально упрощается, так как новая, не классная обстановка уже является необычным для них условием. Учащимся разрешается пользоваться масштабом не в метрах, а в шагах, не обязательно построение линейного масштаба на планшете; для съемки выбирается дорога, проходящая по сравнительно равнинной местности и с расположенными около нее объектами, которые могут быть изображены учащимися без затруднений. Для съемки удобнее всего использовать планшет, укрепленный на стрйке, т. е. ученическую мензулу.
Первые планы, снятые учащимися V класса, обычно не отличаются большой точностью; не всем удается красиво оформить чертеж. Но основная цель работы — первоначальное овладение способами съемки плана достигается. Учащиеся без грубых ошибок рассказывают о выполняемых действиях. В течение пятого года обучения работа по съемке плана сохраняется на стадии первоначального умения. Но достигается главная задача, стоящая перед съемкой плана пути при изучении темы «План местности» — помочь учащимся понять, как местность может быть изображена в уменьшенном виде; обеспечить первоначальное овладение способами работы при съемке. Дальнейшее усовершенствование умения составлять план осуществляется на экскурсиях в V и VI классах, при выполнении заданий по внеклассной работе.
В VII и VIII классах вводятся упражнения более сложной системы действий — учащиеся снимают план местности с применением засечек.
Особенно длительная работа проводится для формирования и развития умений и навыков работы с картой. Система практических работ включена в программу по географии с целью помочь организовать этот процесс.
При изучении начального курса физической географини осуществляется овладение наиболее простыми приемами, без которых невозможна дальнейшая работа с картой; определение направлений и взаимного размещения географических объектов, применение масштаба, составление описаний отдельных объектов природы и установление между ними элементарных связей.
В V класс учащиеся приходят с некоторыми знаниями о карте как уменьшенном изображении больших территорий и умением элементарно читать условные знаки — узнавать по окраске низменности, горы, определять расстояния.
Умения, усвоенные учащимися в начальной школе, облегчают работу учителя географии в V классе.
Значительная часть способов действий по чтению карты в V классе сходна с чтением топографического плана. В формировании умения читать план чрезвычайно важную роль играет работа на местности с планом этой же местности, так как сопоставление местности и ее изображения на плане помогает учащимся сознательно понять переход от конкретной действительности к ее условному изображению на бумаге.
Читая план местности, учащиеся довольно свободно оперируют масштабом, несколько замедленно, но без грубых ошибок определяют направления (чаще всего путают направления на запад и восток), рассказывают о взаимном расположении предметов. Не вызывает затруднений и задание «путешествовать» в определенных направлениях.
В методическом отношении очень важно, чтобы учитель объяснял учащимся, как надо читать план. Например, для ответа на вопрос: «Что ты видишь на плане, путешествуя по реке А?» — учитель рассказывает и на конкретном примере показывает, что надо не только перечислять видимые предметы, но и рассказывать о направлении движения, о взаимном расположении предметов. Такие пояснения рационализируют учебную работу учащихся, способствуют полноте описаний, предупреждают неправильные действия.
Учащиеся, овладев способами работы по плану местности (определение расстояний, направлений, использование легенды), осуществляют их перенос на карту. Относительно расстояний и условных знаков данный факт можно рассматривать как положительный. Что же касается направлений, то наблюдается такое явление: учащиеся автоматически переносят на карту способ ориентирования по плану и допускают грубые ошибки; они как будто не видят меридианы и параллели и показывают направления не по этим линиям, а так, как на плане — по прямым сверху вниз и справа налево. Предупредить ошибку учитель может, добившись сознательного усвоения учащимися различий между планом и картой, а также с помощью глобуса и карт при определении направлений. Каждая тема курса дает возможность усовершенствовать умение определить направления: при описании форм поверхности суши (направление горных хребтов), внутренних вод (направление рек), морей и океанов, а также при определении их взаимного размещения. Даже еженедельные отчеты дежурных наблюдателей погоды используются для этой цели; учащиеся на карте показывают направление, откуда дул ветер в течение недели.
Действия учащихся в начале учебного года при определении направлений и расстояний характеризуются медлительностью; иногда учащиеся допускают ошибки и сами их исправляют. Но по мере выполнения упражнений умение определить направления и расстояния становится все более совершенным.
Пятиклассники по карте могут устанавливать элементарные взаимосвязи между объектами, определяют зависимость течения рек от поверхности, а к концу года устанавливать и более сложные связи — зависимость климата указанного места от географической широты, от океанических течений, рельефа. Например, с помощью карты они объясняют особенности климата Гренландии положением в холодном поясе, влиянием холодных течений. Однако при выборе пункта или территории для самостоятельного объяснения климата следует подходить осторожно, так как учащиеся V класса еще не знают всех климатообразующих факторов и их взаимодействия и часто делают ошибочные выводы. Например, не зная о пассатах, учащиеся утверждают, что на Атлантическом побережье в северо-западной части Африки климат влажный, потому что близок океан.
Как показывает опыт обучения географии, если учитель не рассказывает о том, как осуществлять наложение карт, то учащиеся даже в старших классах тратят много времени на поиски нужных объектов. С «техникой» наложения карт можно познакомить учащихся уже в V классе, когда они начинают работать с контурными картами. Для того чтобы правильно наложить одну карту на другую, надо указать учащимся, что прежде всего отыскиваются знакомые им объекты. Например, чтобы изобразить направление Кавказских гор на контурной карте СССР, надо на физической карте СССР найти Черное и Каспийское моря, определить направление хребта, проследить, как он расположен по отношению к истокам рек, а затем найти моря на контурной карте и коричневым карандашом провести линию в направлении с северо-запада на юго-восток.
Упражнения по нанесению объектов на контурную карту помогают овладеть рациональными приемами работы по наложению в виде сопоставления и анализа двух карт с изображением одной и той же территории и нахождения ориентиров. Учитель географии должен начать обучение этим приемам с элементарных практических работ с контурными картами. На качество умения читать карту большое влияние оказывает правильный показ объектов на карте. При систематическом объяснении правил показа (рек — вниз по течению, озер — оконтурование по береговой линии, гор — по направлению хребтов, городов — показ пунсона, а не надписи и т. д.) пятиклассники к концу учебного года овладевают техникой показа. Таким образом, у учащихся вырабатывается привычка четко и правильно показывать изучаемые объекты, сопровождая ответ пояснениями или рассказом.
Длительные наблюдения уроков географли в V классах, проверка знаний и умений позволяют сделать вывод о том, что к концу учебного года учащиеся V класса овладевают умением пользоваться масштабом, читать основные условные знаки физической карты и карты природных зон, пользоваться шкалой высот и глубин, умеют устанавливать элементарные связи между объектами и явлениями природы, составлять краткие описания рек, озер, гор. У учащихся вырабатывается привычка обращаться к легенде карты в случае затруднений с новыми знаками.
При изучении последующих курсов применяются те же спосооы работы по карте, что и в V классе: используется масштаб, градусная сеть для определения направлений и координат, производится чтение условных знаков, соотнесение положения отдельных точек, географических объектов и целых территорий. Однако все эти способы работы применяются для решения более сложных задач, например составления описания особенностей территории по отдельным элементам (рельеф, реки, климат) и всего физико-географического комплекса в целом. При выполнении заданий учащиеся работают со значительно большим числом карт, которые различаются не только содержанием, но и масштабом, картографическими проекциями. Поэтому основные умения, приобретенные в V классе, включаются в сложную систему действий более совершенных и становятся более гибкими. В старших классах новыми являются экономико-географические карты. В процессе работы с ними помогает подготовка, полученная ранее при чтении физических карт.
Однако при чтении экономико-географических карт учащиеся применяют значительно более сложный круг понятий о явлениях общественной жизни и не отраженных на карте в виде условных знаков так, как это характерно для физической географии. Формирование приема чтения этих карт в основном идет по тому же пути, что и физических. Здесь так же большое организующее воздействие оказывает применение плана характеристики (отдельных отраслей, районов, городов, государств). Однако учителю приходится особое внимание уделять новым приемам, возникшим в связи с новым содержанием курса. Например, учащиеся вначале с4большим трудом осваивают определение экономико-географического положения; они делают это так, как делали в предыдущих курсах, т. е. «читают» лишь полбжение объекта па отношению к природным объектам. И только специальное внимание со стороны учителя к определению экономико-географическога положения может выработать у учащихся правильный подход к определению его по картам (подчеркивание различия в физико- и экономико-географическом положении, выполнение соответствующих заданий учащимися под непосредственным его руководством и затем самостоятельно).
Затруднения возникают и в оценке природных условий по картам с точки зрения возможностей использования в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и с учетом общественно-политического строя страны.
Экономика страны (или района) находится в большой зависимости от природных условий, но в конечном итоге определяется общественно-политическим строем страны. Псэтому учащиеся бездостаточной теоретической подготовки по экономической географии не смогут составить правильную экономико-географическую характеристику, не смогут объяснить размещение отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. И если некоторые учителя ставят перед учащимися такую задачу, то специализацию хозяйства, установленную только на основании карт, учащиеся обычно объясняют природными условиями страны, т. е. допускают грубую методологическую ошибку. В одном из опытных классов в 1960 г. на вопрос: «Дайте сравнительную характеристику географического положения Италии и Франции; сделайте вывод о значении географического положения для развития хозяйства этих стран» — ученица В. ответила: «Там, где страны омываются морями, занимаются судостроением, где больше полезных ископаемых, там больше городов и развита промышленность» — и, исходя из этого, характеризовала хозяйство Италии и Франции.
Учитывая стремление учащихся объяснять особенности хозяйства лишь природными условиями, упражнения по чтению экономических карт следует проводить в системе, позволяющей постепенно подвести учащихся к самостоятельному заключению о причинах специализации и размещения хозяйства на основе прочных знаний по экономической географии.
Наиболее сложным видом работы является составление экономико-географической характеристики. В начале работы с новыми для учащихся картами они быстро овладевают умением читать новые условные знаки, но часто затрудняются установить связь между теоретическими знаниями и картой, дать самостоятельно оценку природным условиям.
В дальнейшем, по мере накопления знаний и совершенствования умений, от учащихся можно требовать самостоятельности в выводах об общей структуре хозяйства, о ведущих отраслях промышленности и сельского хозяйства, об особенностях размещения отраслей на территории страны, об экономических связях. Упражнения такого рода не следует давать сразу же для полного самостоятельного выполнения учащимися.
Вначале учитель должен сам показать на конкретных примерах, как с помощью карты делаются выводы, затем — ставить вопросы (т. е. учащиеся работают под непосредственным контролем учителя). Только после того, как учитель убедится в том, что учащиеся не допускают грубых ошибок и владеют умением, им можно давать задания для самостоятельного выполнения.
В дальнейшем умение читать карты должно усовершенствоваться. Учащиеся могут с большей самостоятельностью делать оценку природных условий и возможностей их преобразования и восполнения, устанавливать связи между элементами природы и хозяйством, определять некоторые возможные направления развития хозяйства отдельных экономических районов.
Совершенствуется прием составления экономико-географической характеристики города. В упражнениях по характеристике города учащиеся обучаются тому, как устанавливать связи с энергетической базой, с центрами, поставляющими сырье и получающими продукцию, а также определению перспектив развития города.
Правильно организованный процесс формирования приемов чтения карты позволит учащимся по окончании средней школы самостоятельно читать физические, экономические и политические карты, что совершенно необходимо каждому человеку для активного участия в хозяйственной и общественной жизни нашей страны, в понимании экономических и политических событий в СССР и зарубежных странах.
В методической литературе упражнениям для выработки умений и навыков уделяется большое место, правильно определено значение упражнений, разработана система заданий, требующих усложнения работы, варианты заданий.
Однако организация проведения упражнений страдает некоторыми недочетами. Самый существенный из них — учителя не разграничивают практических работ на обучающие (выполняемые под непосредственным руководством учителя) и самостоятельные. Они не организуют работы, которые постепенно готовят учащихся к самостоятельному выполнению заданий. Указанные в программе практические работы чаще всего проводятся сразу же при изучении нового материала в качестве самостоятельных (контрольных), например в VI классе описание по карте природы страны. При оценке работ не учитывается, как овладел учащийся правильными способами работы, а предполагается, что он обязан сделать ее безупречно. В результате получается большое количество плохих оценок, возникает чувство неудовлетворенности и пропадает интерес к работе.
Показателем сформированного приема и навыка является перенос его в новые условия для решения новых задач. Например, учащийся в V классе знакомится с меридианами и параллелями как линиями направлений по глобусу и без труда находит их по заданию учителя на карте полушарий. Усвоив способы показа направлений на карте полушарий (запад — показ, по направлению влево), учащийся переносит их на карту СССР.
Опыт обучения географии свидетельствует о том, что если учитель добивается осознания приемов работы и в систему упражнений включает задания, в которых варьируются условия (карты разных масштабов и разных проекций, различная формулировка заданий на применение одного и того же действия и др.), то у учащихся вырабатывается прочный навык, который успешно применяется для решения учебных и жизненно важных задач, в работе кружка, в общественно полезном труде, на отдыхе. То же самое можно сказать и о наблюдениях: необходимо, чтобы одни и те же приемы учащиеся применяли неоднократно и в разных географических условиях (например, вначале изучение оврага происходило с учителем на экскурсии, затем — в порядке выполнения самостоятельной работы учащиеся изучают другие овраги).
В целях связи обучения с жизнью учителя географии все чаще дают задания, требующие от учащихся переноса умений и навыков для работы с материалами, применяющимися в повседневной жизни. В городах — задания по схеме города, в колхозах — задания по планам земельных угодий колхозов.
В условиях правильно организованного процесса формирования навыков у отдельных учащихся данного класса овладение способом действий достигает различной степени совершенства. Одни учащиеся уже оперируют им как навыком, другие — с трудом выполняют задание.
Перед методикой географии стоит очень важная и сложная проблема индивидуального подхода к учащимся в процессе формирования умений и навыков.
Качество умений и навыков должно контролироваться и оцениваться. Однако некоторые учителя решают этот вопрос формально: дают самостоятельную практическую работу, проверяют ее результаты и ставят отметку. Этой отметкой для учащихся, не овладевших умением (получивших «2» и «3»), закрывается путь для дальнейшего совершенствования. Учителя, относящиеся с большой ответственностью к задаче формирования умений и навыков, ищут новые пути проверки их качества.
Например, П. П. Лосев во время текущей проверки знаний систематически проверяет также умения пользоваться приборами. Помимо этого, в классном журнале выделяется графа (без указания даты), в которой выставляется оценка за практическую работу по мере того, как выявляются умения и навыки по данной теме. Тем учащимся, которые не могут сразу выполнить работу на «4» и «5», представляется возможность продолжить ее.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +