В неразрывной связи с процессом усвоения знаний осуществляется подготовка учащихся к их применению для решения теоретических и практических задач, для самостоятельного приобретения новых знаний.
Методика географии и опытные учителя большое внимание уделяют практической подготовке учащихся. Об этом свидетельствуют материалы сессии АПН РСФСР по проблеме «Подготовка учащихся средних школ к практической деятельности», проведенной в 1949 г. На секции методики географии были заслушаны и обсуждены доклады, в которых сделана попытка систематизировать умения и навыки по географии, наметить методические пути их формирования с помощью разнообразных практических работ.
Некоторые методисты-географы пытаются выделить умения и навыки по признаку формального выполнения действий учащимися: измерительные, вычислительные («География в школе», 1961г., № 2, стр. 24). Система умений и навыков при таком подходе теряет свою географическую специфику. Учитель географии, вместо выполнения своих непосредственных задач переключается на тренировку учащихся, например по переводу численного масштаба в линейный или наоборот. Как правило, учащийся на уроках географии не должен получать задание произвести измерение (или вычисление) ради измерения. Каждое действие, выполняемое учащимся на уроках географии, должно быть подчинено решению географической задачи, в ходе которого используются умения и навыки по математике. Поэтому нельзя не согласиться с Н. М. Яковлевым, который называет подобный подход «беззастенчивым присвоением прерогатив других дисциплин» («География в школе», 1961, № 3, стр. 50).
Формированию умений и навыков по географии была посвящена дискуссия на страницах журнала «География в школе» в 1952 г. Авторы статей писали о содержании практической подготовки учащихся, а также об условиях, способствующих формированию умений и навыков. Были поставлены вопросы об обеспечении школ приборами и пособиями, об улучшении практической подготовки учителей в вузе, об усилении методической помощи работающим учителям и о координации деятельности учителя географии с учителями по другим предметам.
Особенно большой интерес к практической подготовке учащихся стал проявляться с принятием закона об укреплении связи школы с жизнью. В методических пособиях по географии, в статьях журнала «География в школе», в сборниках «Из опыта учителей» разносторонне освещаются организация практических работ, система упражнений, проводимых с целью формирования умений и навыков.
Методика географии в настоящее время достаточно полно определяет объем практических умений и навыков и их образовательное и воспитательное значение, раскрывает основные методические пути их формирования.
К числу специфических для географии практических умений и навыков относятся: ориентирование на местности, съемка плана местности, чтение топографического плана и различных географических карт, наблюдения в природе и на производстве, запись и обработка материалов наблюдений, работа со статистико-экономическим материалом. Многие виды этих умений и навыков аналогичны методам научных исследований (полевых и камеральных).
Каждое географическое умение представляет сложную систему различных действий, от качества овладения которыми зависит вся выполняемая учащимися работа. В методической литературе обычно термины «умение» и «навык» применяются одновременно, так как в процессе решения практической задачи одни действия выполняются осознанно, другие — автоматизированно, но под контролем сознания. Например, умение читать топографический план включает определение направлений, измерение расстояний на плане с - помощью масштаба, чтение топографических знаков и горизонталей, соотнесение взаимного расположения, установление взаимных связей между объектами местности. Из этих действий степени навыка достигает лишь применение условных топографических знаков.
В умение производить наблюдения над погодой включаются действия с термометром, барометром, флюгером, а также визуальное определение формы облаков, степени облачности, цвета неба и зари и других элементов погоды. Из них автоматизированно выполняются лишь отсчеты по термометру, барометру.
Географические умения и навыки в значительной степени определяют качество знаний. Наблюдения показывают, что там, где не ставится цель обучить учащихся приемам работы с картой, учащиеся почти не используют ее при ответах, а стараются пересказать то, что прочитали и запомнили по учебнику, не выделяя характерные черты страны (или района). Не задумываются над тем, к какой карте им надо подойти во время ответа, и, например, о природных условиях территории рассказывают, встав около политико-административной карты, не привлекают данных климатических карт, о температуре, ветрах, осадках и обращаются к ним только по требованию учителя.
Совершенно иначе выглядят ответы учащихся у учителей, которые специально учат читать карту. Учащиеся своббдно переходят от карты к карте, умело их используя, дают полные и правильные ответы, выделяя существенное в природных условиях или хозяйстве заданной территории, включают образный описательный материал.
Велико влияние умений и навыков на общее развитие учащихся; они играют важную роль в подготовке школьников к участию в общественно-практической деятельности по окончании школы.
Знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Сформированные умения и навыки являются важнейшим средством самостоятельного приобретения новых знаний учащимися на производстве, из книг, карт, природы.
Учащиеся, овладев определенными умениями, значительно быстрее усваивают новые, например, умение определять стороны горизонта на местности облегчает ориентирование по карте, потому что пространственное соотношение сторон горизонта и в том и в другом случае одно и то же.
Применение навыков и умений учащимися дает возможность учителю проверить качество усвоения теоретического материала и подготовленность учащихся к использованию его в решении теоретических и практических задач.
Овладение умениями и навыками способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, так как приближает географические знания к жизни, к природе, к общественно-производственной практике, труду. Применяя их, учащиеся самостоятельно убеждаются в объективности географических закономерностей, свойственных природе и обществу.
Учащийся, владея умениями и навыками, сознавая, что он может самостоятельно решать те или иные задачи, с большим интересом относится к географии, стремится применить свои знания. Многие учителя могут рассказать, как учащиеся после каникул с гордостью приносят в школу самостоятельно составленный план местности, коллекции и гербарии, рассказывают о применении знаний для предсказания изменений погоды, для борьбы с оврагами и т. д. Всю эту работу они выполняют по своей инициативе, движимые большой любовью к географии.
Общие закономерности формирования практических умений и навыков определены педагогикой и психологией. Они сводятся в основном к следующему: учитель вначале рассказывает о цели предстоящей работы, ее результатах, потом объясняет и показывает, как надо выполнять действия. После этого учащиеся выполняют ряд упражнений, закрепляя и совершенствуя умение, которое превращается в навык.
Учителя географии, применяя творчески эти общие закономерности к конкретному предмету, организуют практические работы и благодаря этому добиваются определенных результатов в формировании умений и навыков. Но достигают этого благодаря очень большой затрате учебного времени и силы, а чаще всего — во внеклассной работе.
В методике географии еще не разработан вопрос о процессе формирования географических умений и навыков. Не определено, какие действия учащихся остаются на стадии умения, а какие совершенствуются до степени навыка, как учитель должен осуществлять индивидуальный подход к учащимся и учитывать степень совершенства выполнения действий.
За последние годы в разработке проблемы происходит некоторый сдвиг благодаря тому, что методисты применили к ней теоретическую концепцию Е. Н. Кабановой-Меллер о приемах учебной работы. Согласно этой концепции учитель должен не только показать способы действия и организовать упражнения учащихся по овладению ими, но и добиваться знаний о способах действия. Знания ученика о рациональном пути выполнения действий обеспечат осознанность на первом этапе формирования приемов и навыков, наиболее быстрый переход от развернутых действий к сокращенным. Элементарные умения в процессе упражнений переходят в навык.
Следует отметить, что творчески работающие учителя эмпирически подошли к выводу о необходимости уделять особое внимание разъяснению способов работы, усвоению учащимися знаний об этих способах и к отработке действий. Например, учитель К. С. Артемов в докладе на педагогических чтениях 1957 г. отмечает: «Опыт показал, что без предварительного разбора в классе и дома выводить учащихся на географическую площадку для определения полуденной линии так же не следует, как и на глазомерную съемку. Поэтому все вышеизложенное (ранее в статье автор описывает способы установки гномона и использования его для определения направления на север) сначала рассказываю и проделываю в классе с переносным гномоном, а потом дается задание на дом сделать гномоны на подоконниках или на улице...» (Далее автор описывает ход работы, выполненной учащимися на географической площадке.) В практике преподавания географии в массовой школе чаще всего учитель не ставит специальную цель - добиться осознания и усвоения знаний о способах действия — и, как уже говорилось ранее, все внимание сосредоточивает на упражнении в действиях. Такая организация процесса формирования умений и навыков приводит к тому, что состав учащихся класса работает неровно, неодинаковым ритмом: одни автоматически повторяют действия учителя или товарищей, другие пропускают ртдельные операции или же идут нерациональными путями и работают очень медленно. У учителя же создается ложное мнение о том, что поскольку учащийся работал, то и умение он приобрел. Поэтому дальнейшая работа над совершенствованием умения зачастую прекращается в самом начале его формирования. Конкретизируем это примером. Учащиеся при изучении плана местности должны научиться выбирать масштаб для изображения каждого конкретного расстояния. Но учитель не рассказывает о том, как надо действовать, чтобы выбрать наиболее подходящий в данном случае масштаб. Он сразу же ставит вопрос: «Как вы думаете, какой масштаб лучше всего взять для изображения 150 м» Из всех названных (учащиеся называют: в 1 см — 10 м, 15 м, 50 м) он выбирает один наиболее приемлемый и предлагает провести линию в этом масштабе.
В подобных случаях часто даже те ученики, которые правильно ответили на вопрос учителя, нашли этот ответ интуитивно или случайно, не имея четкого представления о способах нахождения наиболее удобного масштаба. Остальные же ученики выполняют задание механически, «наугад». Более четким и сознательно усвоенным учащимися будет способ работы в том случае, если учитель расскажет, что сначала надо узнать размер листа бумаги, сравнить его с заданным расстоянием и установить наиболее удобный масштаб; при этом на конкретных примерах покажет, почему более мелкий масштаб (например, в 1 см - 100 м) или чрезмерно крупный (в 1 см - 5 м) неудобен для изображения данного расстояния. Знания о способе действия обеспечат решение других задач, требующих выбора масштаба.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.