Формирование географических представлений и понятий относится к проблемам, еще недостаточно разработанным в методике географии.
В методических трудах Н. Н. Баранского уделено большое место характеристике содержания ведущих географических понятий, таких, как «страна», «экономический район», «экономико-географическое положение». В трудах А. А. Половинкина главное внимание уделяется анализу содержания и характеристике путей раскрытия общегеографических понятий, формируемых при изучении начального курса физической географии. Вопрос о системе понятий в курсах школьной географии и, особенно, в курсе географии СССР наиболее полно освещен в работах А. В. Даринского. Предложенная им классификация географических понятий находит применение во всех методических работах, эта классификация принята и в настоящей главе. Попытка охарактеризовать особенности формирования понятий при изучении различных курсов географии в школе сделана в покурсовых методических пособиях, подготовленных сотрудниками сектора обучения географии Института методов обучения АПН РСФСР (ныне Института общего и политехнического образования АПН СССР).
Среди работ психологов по рассматриваемой проблеме особого внимания заслуживают работы Е. Н. Кабановой-Меллер. Ведущие положения, разработанные Е. Н. Кабановой-Меллер, в отношении формирования общих географических понятий, положены в основу настоящей главы.
При подготовке главы были использованы также результаты наблюдений и специальной опытной работы по формированию географических представлений и понятий, проводимых сектором обучения географии Института общего и политехнического образования АПН СССР. Главное внимание уделяется характеристике основных путей формирования представлений и понятий на различных ступенях обучения.
Географические понятия подразделяются на две группы — общие и единичные. Общими называются такие понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же наименование (река, климат, природная зона, экономический район и т. д.). Содержание общих понятий раскрывается в определении. В определение общего понятия включаются существенные признаки, которые являются общими для всех объектов, относящихся к данному понятию.
Единичными называют понятия о конкретных объектах и явлениях, имеющих собственное географическое название: «горы Кавказ», «река Волга», «Республика Индия», «Центральный район» и т. д. В содержании этих единичных (региональных) понятий находят отражение как общие признаки того или иного рода предметов и явлений, к которому относится рассматриваемый объект, так и признаки, присущие только данному объекту или явлению, обусловливающие его своеобразие, его особое, неповторимое «лицо». В этом проявляется диалектическое единство общего, особенного и отдельного.
Единичные (региональные) понятия являются своеобразными собирательными понятиями, например единичное понятие «Европа» включает огромнее множество единичных понятий, таких, как «рельеф Европы», «климат Европы», «реки Европы» и т. д. Каждое собирательное понятие относится не ко всем единичным понятиям, входящим в его состав, а только к их совокупности. Содержание единичных понятий раскрывается в географическом описании или характеристике.
Представления — это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом. Различаются представления памяти и представления воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта (озера, реки, оврага). Представления воображения — это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но в основе которых лежит действительность. Такие представления возникают при чтении или слушании описаний предметов. Например, с помощью воссоздающего воображения ученик может представить себе степь в летний знойный день, опираясь на описание степи и на имеющемся у него представлении о равнине, травянистой растительности, о жарком летнем дне.
Если понятия являются словесно-логической категорией и их содержание раскрывается в одном или нескольких суждениях, то представление, будучи образом, словесную форму обретает только при воспроизведении, т. е. когда ученик рассказывает, описывает мысленную картину, образ, имеющийся в его сознании. Географические представления, так же как и понятия, могут быть подразделены на две группы: 1) единичные представления (представления о данном конкретном географическом объекте, например о местной реке, о Волге); эти представления связаны с единичными понятиями; 2) обобщенные представления, в которых на передний план выступают существенные признаки предмета, а несущественные отступают как бы на задний план; обобщенные представления связаны с соответствующими общими понятиями и являются их опорой.
Взаимодействие между понятием и представлением характеризуется ведущей ролью понятия: последнее определяет содержание образа. Например, общее понятие о саванне, как тропической лесостепи (с двумя ярко выраженными сезонами года) в сознании ученика связано с двумя различными образами — цветущая саванна во влажное время и выжженная саванна в сухое время года. В этих образах в качестве существенных признаков на передний план выступает пространство, покрытое травянистой растительностью, на котором в одиночку или небольшими группами растут деревья. Во влажное время года и трава и деревья зелены, в сухое — трава желтая, деревья без листьев. В единичном представлении, например о саваннах Африки, эти существенные признаки выступают в более конкретном виде, в частности в сознании ученика встает образ конкретных деревьев — баобаба, зонтичных деревьев, а также конкретных животных — зебр, жирафов, страусов.
Кроме представлений образов предметов или явлений, при обучении географии формируются также пространственные представления о величине объекта, его форме, о пространственных свойствах предметов, о направлениях (по отношению к собственному телу, по сторонам горизонта). Большое значение имеют картографические представления, т. е. представления о взаимном расположении объектов на географических картах; представления-схемы (например, схема водопада, схема производственных связей).
Географические представления формируются в тесной взаимосвязи между собой и неотрывно от процесса формирования понятий. Например, представления о своеобразной форме, размерах бархана, его положении по отношению к сторонам горизонта в зависимости от направления ветра создаются в процессе формирования понятия о бархане. При изучении песчаных пустынь, где образуются барханы, формируется также картографическое представление о территориях распространения барханов на земном шаре. Формирование представлений о географических объектах и явлениях непременно связано с непосредственным восприятием учащимися соответствующих объектов и явлений в природе, на производстве или же их изображений на различных наглядных пособиях; большую роль играет также образная речь учителя или описание в учебнике. При использовании словесных описаний объектов необходимым условием успешного формирования новых географических представлений является опора на ранее сформированные представления, например использование представления о лесостепи своей местности при формировании представления о саванне. Восприятием и созданием правильных представлений необходимо руководить. Многолетний опыт работы по преподаванию географии свидетельствует о том, что учащиеся, встречаясь много раз с объектами ближайшего географического окружения, часто затрудняются рассказать о них. Так, учащиеся сельских школ, расположенных недалеко от реки с хорошо выраженной речной долиной, нередко затрудняются рассказать о характере берегов, если предварительно не были проведены экскурсии на реку под руководством учителя.
Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися того или иного объекта (в натуре или на картине) является сочетание показа объекта с пояснениями учителя. Это обеспечивает в сознании ученика установление связи между образом и словом. Слово приобретает определенную значимость, наполняется конкретным содержанием. При восприятии объекта в натуре или его изображения на картине учащиеся должны привлекаться к рассказу о том, что они видят. Это содействует упрочению связи образ — слово. Тем самым достигается развитие речи школьников.
Формирование пространственных представлений, в частности представлений о расстояниях, величине площади, о сторонах горизонта, требует проведения соответствующих практических работ на местности в разных условиях. Картографические представления формируются на основе восприятия карты во время выполнения разнообразных упражнений по чтению ее, а также с помощью заполнения контурных карт и выполнения различных схем (например, схемы Волго-Донского канала, схемы основных хребтов Кавказа и т. д.).
Формирование представлений и понятий — длительный по времени и сложный по содержанию процесс. На всем протяжении изучения географии происходит систематическое расширение круга вновь усваиваемых и углубление содержания ранее усвоенных понятий. Усвоенные понятия служат основой для формирования новых понятий, между понятиями устанавливаются правильные соотношения и т. д.
Овладеть понятием практически означает усвоить содержание понятия и связанное с понятием представление, овладеть приемами умственной деятельности, с помощью которых возможно применение понятия, наконец, уметь самостоятельно применить усвоенное понятие в решении учебных и практических задач.
Своеобразие процесса формирования понятий по любому учебному предмету определяется прежде всего содержанием предмета и логикой его изложения. Содержание предмета определяет: а) систему и содержание понятий; б) последовательность усвоения учащимися понятий и связанных с ними представлений; в) отбор средств и путей, с помощью которых может быть достигнуто успешное формирование этих понятий.
Различия в составе формируемых понятий в курсах географии обусловливают определенные различия в процессе формирования понятий. Эти различия можно проследить и в глубине раскрытия понятий, а также в выборе путей и средств, используемых в процессе формирования понятий. Например, при формировании общего понятия о реке на начальной ступени обучения в качестве объекта, на основе которого формируется представление о реке, может служить местная река и картины, изображающие любые реки мира. При выборе средств важно лишь одно — чтобы объекты, используемые для формирования представлений как чувственной опоры понятия о реке, отражали бы наиболее полно существенные признаки, общие для всех рек.
Процесс усвоения учащимися общего понятия о реке характеризуется прежде всего тем, что из всего многообразия признаков, по особому проявляющихся в каждой конкретной реке, учащиеся вычленяют существенные признаки, общие для всех рек, независимо от различий рек по протяженности, направлению течения, количеству притоков, режиму питания и т. д. На этой основе учащиеся под руководством учителя делают первый вывод о существенных признаках, общих для всех рек. Этот вывод формулируется в виде определения понятия. Сравнивая различные реки, ученики делают другой вывод (в виде ряда суждений) о различиях в проявлении их существенных признаков и причинах, их определяющих.
При формировании же единичных представлений и связанных с ними единичных понятий, например о реках Рейне, Амуре, Енисее и др., обязательным требованием является использование картин, изображающих существенные признаки именно этих рек, в их неповторимом своеобразии (например, для Енисея полноводность, большая ширина русла, стремительность течения, высокие скалистые берега, оживленное судоходство в летнее время, строительство ГЭС и т. д.). Поэтому если в первом случае важно вычленить общие существенные признаки, свойственные всем рекам, то во втором — главная задача состоит в том, чтобы выявить своеобразие проявления существенных признаков данной реки, ее отличительные особенности в сравнении с другими реками.
То же самое относится и к выбору карт, на основе которых формируются соответствующие картографические представления. В первом случае возможно использование мелкомасштабных карт. В генерализованном виде отражающих общие для данных географических объектов признаки. Во втором — наилучшие результаты могут быть достигнуты при условии использования среднемасштабных карт, позволяющих выявить наиболее полно вариативность в проявлении существенных признаков изучаемых географических объектов.
На большом экспериментальном материале психолог Е. Н. Кабанова-Меллер установила необходимость того, чтобы учащиеся в процессе овладения понятиями усваивали знания не только о существенных признаках общих для всех объектов данного рода (например, знание о водоразделе как Границе между бассейнами рек), но и о возможных вариациях в проявлении этих признаков у различных объектов данного рода (водоразделами могут быть не только равнины и возвышенности, но и горы различной высоты). Важно при этом, чтобы учащиеся умели в обобщенном виде указывать не только существенные признаки, общие для всех объектов, но и примерные границы варьирования этих признаков у отдельных объектов, относящихся к данному роду. Выполнение этого требования позволяет, в частности, ограничивать количество картин, используемых при формировании представлений.
Учет различий в уровне подготовки и развития учащихся средних и старших классов в первую очередь сказывается на выборе путей формирования представлений и понятий. При формировании понятий на начальной ступени обучения географии преимущественное значение имеет индуктивный путь, при котором учащиеся к словесным обобщениям подводятся на основе наблюдений и обобщений конкретных и частных фактов. Для учащихся же старших классов все большее значение приобретает дедуктивный путь. Ученики старших классов уже имеют достаточный запас представлений и более подготовлены к усвоению понятий с помощью словесных обобщающих указаний, без предварительного анализа конк-кретных частных фактов. Как показывает анализ практики опытных учителей, одним из наиболее важных условий, обеспечивающих успешное усвоение учащимися географических понятий на всех ступенях обучения, является четкое определение содержания формируемого понятия. Выполнение этого условия предполагает установление учителем существенных признаков формируемого понятия, которые могут быть усвоены учащимися данного возраста, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития их познавательной деятельности. При определении содержания географического понятия существенные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них был необходим, а все вместе взятые, признаки были бы достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от другого.
Выявление предварительной подготовки учащихся позволяет заметить, какие представления и знания учащихся следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений — исправить, какие представления необходимо сформировать заново (с помощью картин, опытов, тщательного разъяснения и пр.).
Анализ содержания понятия и учет предшествующей подготовки учащихся, на базе которой формируется новое понятие, позволяет учителю обоснованно решить вопрос о пути и последовательности формирования этого понятия. В тех случаях, когда такой анализ вскрывает необходимость подведения учащихся к словесным обобщениям на основе наблюдения и обобщения конкретных и частных фактов, учитель избирает путь с преобладанием индукции (например, при формировании понятия «климат» в V классе). В тех же случаях, когда учащиеся имеют достаточный запас представлений и подготовлены к усвоению понятия с помощью словесных обобщающих указаний без предварительного анализа конкретных частных фактов, учитель избирает путь с преобладанием дедукции (например, при формировании общего понятия о воздушных массах в VII классе).
Выбор пути и последовательности формирования географических понятий, в зависимости от предшествующей подготовки учащихся, имеет весьма существенное значение также и для целей возбуждения интереса учащихся к усвоению новых знаний. Особое значение в этом отношении имеет использование знаний по смежным предметам (по физике, химии, биологии, истории).
Анализ содержания формируемого понятия и учет подготовки учащихся к его усвоению помогают учителю также и в отборе объектов из местного окружения и необходимых учебных пособий (географических карт, картин, коллекций и пр.), а также в подборе ярких географических описаний. Наличие разнообразных средств, отобранных в соответствии с содержанием понятия и уровнем развития познавательной деятельности учащихся, следует рассматривать как одно из обязательных условий, обеспечивающих успешное усвоение понятий учащимися. Формирование понятия включает не только его усвоение, но также и применение в решении теоретических и практических задач. Поэтому наличие продуманной системы заданий — упражнений на применение усвоенные понятий — также составляет одно из непременных условий для их успешного усвоения учащимися. Особое значение имеют задания творческого характера, когда учащиеся ставятся перед необходимостью дать глубокое обоснование решаемой задачи. Например, учащиеся усвоили понятие о комбинировании химических производств. На применение этого понятия может быть дано задание — на примере конкретного химического комбината (в том числе, возможно, и местного) установить, какие экономические выгоды дает комбинирование производства.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.