Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование географических представлений и понятий при изучении начального курса физической географии


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Система географических понятий в начальном курсе физиче ской географии характеризуется ведущим положением общих понятий. Единичные понятия в этом курсе выполняют преимущественно роль опоры для формирования общих понятий.
Формирование представлений ипонятий в V классе опирается на определенный запас географических знаний, полученный учащимися в начальной школе и в жизненном опыте. Специальные проверочные работы, проводимые сектором обучения географии Института общего и политехнического образования АПН СССР на протяжении ряда лет в начале учебного года в V классах, показывают, что учащиеся в начальной школе получают элементарные знания о равнинах и горах СССР, морях и океанах, омывающих берега СССР, крупнейших реках, с помощью, карты умеют дать краткое описание горной страны (например, Памира), реки (например, Волги), озера (например, Байкала), имеют некоторые представления о природе окружающей их местности (знают, например, то, что они живут на равнине, ветры каких направлений приносят осадки в их местность, и пр.), хорошо понимают круговорот воды в природе, знают, что гранит разрушается и что из разрушенного гранита образуется галька, песок.
Но вместе с тем анализ содержания ответов учащихся показывает, что в усвоенных учениками понятиях отражаются главным образом внешние, бросающиеся в глаза признаки. Так, при объяснении различий между зимой и летом в своей местности, учащиеся обычно отвечают: «Летом бывает жарко, потому что солнце теплее и хорошо светит, а зимой бывает холодно, потому что солнце плоха светит и мало греет». При объяснении причин разрушения гранита учащиеся отмечают только одну причину: «Ночью гранит остывает, а днем, когда солнышко печет, разогревается и потому трескается». Учащиеся нередко допускают смешение понятий, например в число горных пород, слагающих их местность, они часто зачисляют «землю», «чернозем».
При достаточно хорошем умении пользоваться картой учащиеся обнаруживают очень слабое представление о различиях между рисунком предмета и его плановым изображением.
Знания сильных и слабых сторон предшествующей подготовки учащихся помогает учителю правильно построить процесс формирования представлений и понятий в V классе. То, что хорошо усвоено учащимся, он использует в качестве опоры и тем самым может обеспечить более быстрое развитие учащихся. И, наоборот, выявление слабых сторон подготовки учащихся помогает учителю наметить правильный путь формирования представлений и понятий. Для пятиклассников характерна органическая слитность понятия с соответствующим образным представлением. Поэтому при формировании понятий в V классе необходимо сохранять определенную преемственность с аналогичной работой в IV классе. И здесь одним из важнейших условий должно быть систематическое образование правильных представлений на основе целенаправленного восприятия предметов и явлений непосредственно в окружающей природе или их реалистических изображений.
Правильно организованный процесс формирования общих понятий в V классе обязательно предполагает такую последовательность:
1) выявление у учащихся запаса понятий и связанных с ними представлений, в том числе и картографических, на которые должно опираться формируемое понятие;
2) организация целенаправленного восприятия объектов и явлений в окружающей природе (например, форм поверхности, реки, леса) с целью уточнения ранее полученных представлений и образования новых. В этой связи особое значение имеет систематическое применение краеведческого принципа в обучении. Организация наблюдений в окружающей природе требует, чтобы учитель объяснял ученикам основные требования и последовательность наблюдений, приемы пользования приборами, ведения записей и пр.;
3) организация восприятий реалистических изображений тех объектов, которые не могут быть восприняты в натуре (например, картин горных рек, различных форм поверхности и т. д.);
4) вычленение на основе различного наглядного материала (глобуса, физической карты полушарий, СССР, схем, рисунков, картин) существенных признаков, общих для всех объектов данного рода (например, для низменностей — равнинный характер поверхности и высота не более 200 м над уровнем океана). На этой основе формулируется определение понятия, в которое включаются только существенные признаки, общие для всех низменностей: «Низменность — это равнина, расположенная не выше 200 м над уровнем моря».
Одновременно учитель направляет внимание на то, чтобы школьники, опираясь на различный наглядный материал, установили несущественные (варьирующие) признаки низменностей (различия низменностей по величине площади, степени расчлененности реками, по растительному покрову и.т. д.). Если этого не делается (что нередко, к сожалению, имеет место в практике), то учащиеся смешивают существенные и несущественные (варьирующие) признаки и вносят последние в определение общего понятия;
5) разграничение понятий. По ряду понятий, таких, например, как горизонт и линия горизонта, речная система и бассейн реки и др., разграничение понятий составляет обязательный этап их правильного усвоения учащимися. В противном случае, как показывает опыт, неизбежно смешение этих понятий;
6) Выполнение упражнения под руководством учителя на применение понятия — показ на карте конкретных объектов (например, крупнейших равнин, гор, рек и т. д.) с одновременным выявлением общих существенных признаков, позволяющих относить их к данному понятию. Одновременно учащиеся упражняются а сознательном расчленении существенных и варьирующих признаков. В процессе этих упражнений у учащихся образуются правильные картографические представления изучаемых объектов ц усваиваются приемы чтения карты и составления элементарной, характеристики этих объектов. После таких упражнений возможна организация учащихся на самостоятельное применение усвоенных, понятий с помощью заданий на составление элементарных описаний (по картам, рисункам, картинам) географических объектов, а также на проведение сравнений однородных объектов (например, Байкала и Ладожского озера).
Выполнение таких заданий помогает выявить, умеют ли ученики переносить усвоенное понятие и приемы учебной работы с картой на решение новых задач.
Экспериментальными исследованиями психологов доказано, что формирование представления без одновременного овладения соответствующим понятием (хотя бы в элементарном виде) не обеспечивает правильного усвоения знаний. Если пятиклассник не умеет выразить в словах существенные признаки изучаемых предметов, то у него не формируется правильное представление об этих предметах. Ошибочно думать, что восприятие наглядного материала достаточно для формирования представлений. При выполнении упражнений на применение понятий (пункт 6) от учащихся необходимо требовать воспроизведения по памяти тех резальных предметов и картин, а также картографических образов, которые они ранее воспринимали. При описании ранее увиденных картин, реальных предметов учащиеся должны отмечать, какие признаки в картине или предмете являются существенными (важными) для данного понятия (например, на картине «Горная река» бурное течение реки), а какие — второстепенными (например, на той же картине изображение сосны на скале).
Только при этом условии ученик поймет, что увиденный им предмет или картина имеет отношение к данному общему понятию. В целях формирования представлений можно также предложить учащимся зарисовать по памяти увиденный ими ранее предмет или картину (имеется в виду схематический рисунок, не требующий специального умения). На рисунке предлагается изобразить только существенные (важные) признаки предмета, обязательные для всех предметов, отражаемых в данном понятии. Такие же рисунки учащиеся могут выполнять на основе словесных описаний. Если рисунок отражает верно предмет, значит, учащийся имеет правильное представление о нем. Наглядное выражение в образе существенных признаков связывает образ с понятием, делает его носителем общего понятия.
Намеченная выше последовательность формирования понятий для V класса имеет преимущественное значение. В ней четко может быть прослежен путь от частного к общему, т. е. путь индукции. Это главный, хотя и не единственный, путь формирования общих понятий на этой ступени обучения.
При формировании ряда понятий, таких, например, как географическая долгота и географическая широта и др., применяется дедуктивный путь. К усвоению понятия в этом случае учащиеся подводятся с помощью словесных разъяснений, дополняемых схематическими рисунками, чертежами и пр. Но и при использовании этого пути полностью сохраняется обоснованность требования, которое было сформулировано выше, о необходимости разъяснять не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Например, в отношении понятия «географическая долгота» необходимо разъяснить не только признаки, отражаемые в определении понятия долгота — это расстояние на запад и восток от нулевого до 180-го меридиана (выраженное в градусах). Необходимо также особо разъяснить, как проходит 180-й меридиан на карте полушарий, хотя это и несущественный признак понятия «географическая долгота». Тем не менее если это не будет осознано учащимися, то их работа на применение этого понятия будет крайне затруднена.
Понятия, усваиваемые пятиклассниками, должны обязательно связываться со зрительными представлениями (мысленной картиной, образом), а также с картографическими представлениями, которые помогают понять положение изучаемых объектов на Земле, их очертания (для крупных объектов, таких, как материки, океаны), расположение одних объектов по отношению к другим. Но особенно важно на этой ступени обучения, чтобы представления и соответствующие им понятия формировались на основе непосредственных наблюдений в окружающей природе.
В связи с этим уместно отметить, что для успешного усвоения понятий совершенно не безразличен вопрос о времени проведения осенней экскурсии в природу. Перенесение этой экскурсии на конец учебного года (что нередко практикуется в школах), по существу, лишает учащихся возможности использовать свои наблюдения в качестве чувственной опоры для усвоения понятий о формах поверхности и внутренних водах.
При отсутствии планомерной работы по образованию конкретных географических представлений на основе непосредственного восприятия предметов и явлений в окружающей детей природе понятия учащихся бедны содержанием. Об этом убедительно говорят данные изучения состояния знаний учащихся по географии. Учащимся предлагалось рассказать о формах поверхности своей местности и указать, какими горными породами они сложены. Анализ 582 ответов показал, что понятие учащихся о формах поверхности родного края крайне неконкретно. Местность они называют «холмистой» или «равнинной, местами холмистой».
Специфические же черты поверхности в ближайшем окружении школы (наличие оврагов, речной долины и т. п.) в подавляющем большинстве ответов не нашли отражения. Так, из 25 учащихся Борского района Горьковской области только один упомянул пойму Волги, недалеко от которой расположена школа. Наиболее полно знание краеведческого материала отразилось в работах учащихся Тамбовской области. В прямой зависимости от состояния краеведческой работы» в школах находится и качество ответов о горных породах, слагающих поверхность. В ряде школ Тамбовской, Ивановской областях учащиеся не только называли породы, но свои ответы сопровождали рисунками, на которых показывали расположение пластов. В тех же школах, где не уделяется должного внимания наблюдениям на местности, учащиеся совсем не отвечали на вопрос о горных породах.
Существенно важным условием успешного формирования общих понятий в V классе является обоснованный отбор единичных понятий, на основе которых формируются общие понятия. Этот отбор определяется двумя основными требованиями: 1) единичные понятия (в том числе и понятия, отражающие местные объекты и явления) должны быть отобраны так, чтобы на их примере можна было с наибольшей наглядностью показать существенные признаки формируемого общего понятия; 2) единичные понятия должны быть отобраны с таким расчетом, чтобы, по возможности, полнее показать многообразие проявления существенных признаков в различных объектах, входящих в объем формируемого общего понятия.
Руководствуясь первым требованием, учитель отбирает такие объекты, в которых существенные признаки выражены наиболее отчетливо. (Эти объекты, как правило, включаются в программу.) При отборе учитывается также и то, как избранный объект изображен на учебной карте. Формируя, например, понятие о равнинах, учитель отбирает такие равнины, которые на учебных картах полушарий могут быть выделены без особых затруднений. Для формирования общего понятия не требуется большого количества единичных понятий. Но, с другой стороны, чтобы подвести учащихся к правильному обобщению существенных признаков, нужно показать, по возможности, многообразие проявления этих признаков в конкретных объектах.
В целях правильного обобщения, отмечают психологи, необходимо, чтобы учащиеся имели возможность сравнивать не менее 2—3 предметов, изображенных на карте или картинах, установив сходство и различие между ними. Сравнение создает основу для двух последующих операций: 1) установления общих признаков для ряда явлений, т. е. обобщения их, и 2) выяснения того, как могут варьировать явления, охватываемые данным понятием.
Эти положения для формирования общих географических понятий имеют исключительно важное значение. Ими следует руководствоваться не только при отборе объектов на карте, при отборе картин, но и художественных географических описаний, используемых во время рассказа на уроке.
Подводя учащихся на основе сравнения однородных объектов (например, различных равнин) к вычленению и правильному обобщению их существенных признаков, учитель обеспечивает усвоение учащимися общего понятия. Вместе с тем, устанавливая с помощью карты, картин, художественных описаний различия между изучаемыми объектами по величине, географическому положению и пр., учащиеся усваивают главные особенности конкретных объектов. Тем самым обеспечивается усвоение необходимого минимума единичных понятий.
Таким образом, формирование географических понятий на рассматриваемой ступени обучения характеризуется единством усвоения общих и единичных понятий. Для каждого единичного понятия (из числа предусмотренных программой) учащиеся с помощью карты устанавливают географическое положение на земной поверхности, размеры по соответствующим направлениям, главные, существенные признаки в соответствии с содержанием общего понятия.
Формирование ряда абстрактных понятий, необходимых для понимания сущности карты (масштаб, шкала высот и глубин, градусная сеть и пр.), осуществляется главным образом путем выполнения определенной системы упражнений в пользовании масштабом, в ориентировании по карте с помощью параллелей и меридианов и т. д., на основе чего у учащихся вырабатываются приемы использования карты для целей изучения географии. Этот путь формирования понятий о карте в наибольшей мере соответствует уровню развития и подготовку учащихся V класса, не имеющих еще необходимых математических знаний для усвоения основ математической географии.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +