Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Руководящая роль учителя


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Учитель обязан управлять процессом обучения, в ходе которого он передает учащимся знания, формирует приемы и навыки практической и умственной работы; он должен организовать обучение так, чтобы развивались умственные силы учащихся, формировались научные знания, взгляды и убеждения, складывался характер человека коммунистического общества, воспитывалось правильное отношение к природе, к людям, к труду и его произведениям. Для этого он отбирает основной и дополнительный материал, определяет дидактические цели перед уроком и экскурсией, отбирает средства обучения, выбирает методы и приемы передачи знаний, формы организации умственной и практической деятельности учащихся, устанавливает степень их самостоятельности, намечает пути проверки приобретаемых ими знаний и навыков.
Одна из главных причин недочетов организации обучения географии — это слабая разработка проблемы взаимосвязей и взаимодействия компонентов процесса обучения и в первую очередь между деятельностью учителя и учащегося. Неразработанность проблемы выражается, в частности в том, что не установлены соотношения между понятиями «процесс преподавания» и «усвоение знаний учащимися».
Поиски и некоторые пути решения проблемы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе в общедидактическом плане отражены М. А. Даниловым в книге «Процесс обучения в советской школе».
Методист-географ Н. Н. Студенцов средством разграничения действий учителя и учащихся считает четкое определение целей, стоящих перед учителем и учащимся.
Приемы работы учителя обычно не совпадают с приемами работы учащегося, поскольку первые характеризуют, как учитель обучает, а вторые — как ребенок усваивает, т. е. вопрос стоит о двух разных, хотя и тесно взаимодействующих, видах деятельности. К первым прежде всего относятся методические приемы, которыми пользуется учитель. Например, на уроке, посвященном климату Европейской части РСФСР, он использует эвристическую беседу и рассказ, применяет план-таблицу для характеристики климата данной местности. На конкретных примерах он объясняет, как пользоваться этим планом, как сравнивать климат одной территории с другой, как осуществлять наложение климатической карты на физическую. Все эти приемы входят в работу учителя, необходимую для раскрытия темы. Приемы учебной работы школьников зависят от того, чему его учат и какие задачи ставят перед ним. Так, в ответ на вопросы учителя, учащиеся воспроизводят план, по которому надо рассказывать о климате заданной местности, описывают, каким способом следует работать с этим планом, используя наложение карт, и т. д.
Содержание предмета в значительной степени направляет ход учебного процесса. Это выражается прежде всего в подходе к отбору источников познания (подбор карт, картин, географических объектов на местности и т. п.) и соответствующих методов обучения, в организации познавательной деятельности учащихся при изучении того или иного материала. Содержание географии влияет также и на формы организации обучения: невозможно представить процесс обучения географии только на уроках, в условиях класса. Совершенно необходимы экскурсии и практические работы на местности.
Учителя географии уделяют большое внимание отбору содержания, ориентируясь в первую очередь на программу и учебники. Однако специфика содержания географии требует привлечения и дополнительного материала, необходимого для более глубокого познания сущности объектов и явлений, для усиления воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому учителя географии используют хрестоматии, научно-популярную и художественную литературу, краеведческие материалы, а также сообщения периодической печати, отражающие особо яркие явления (например, тайфуны, землетрясения), современные события из экономической и политической жизни СССР и других стран, новейшие достижения географической науки и т. д. Дополнительный материал повышает идейную направленность преподавания и способствует расширению географического кругозора учащихся.
Методика, опираясь на опыт передовых учителей, достигла значительных успехов в разработке отдельных методов преподавания. В многотысячной армии советских учителей географии есть подлинные мастера, владеющие в совершенстве методом образного географического рассказа, применения рисунка. Многие учителя умело организуют работу с картами, практические работы учащихся на местности, создают и используют наглядные пособия.
В значительно меньшей степени разработан вопрос о том, как учитель географии ведет ученика от незнания к знанию, как он направляет его умственную и практическую работу, развивает познавательные силы, формирует взгляды и убеждения, как осуществляет индивидуальный подход. В методической литературе чаще всего освещается лишь внешняя сторона деятельности учителя и ученика. Уровень изученности данных вопросов методикой географии не является исключением из общего положения, сложившегося в педагогике, психологии и в методиках других учебных предметов.
Односторонний подход к процессу обучения в методической литературе и в практике преподавания географии проявляется в недооценке целенаправленной организации познавательной деятельности учащихся. И хотя в последние годы учителя географии ведут большие творческие поиски путей активизации процесса обучения, в частности усиливая роль самостоятельных работ в классе, на географической площадке, на местности, тем не менее нередки случаи, когда учитель возлагает непосильный труд на плечи учащихся, требуя от них самостоятельного выполнения практических работ (например, составление описаний по картам) без достаточной предварительной подготовки или же предлагает для самостоятельного изучения по учебнику текст, в котором учащиеся не в состоянии разобраться, без его помощи.
Нередко учитель высказывает искреннее удивление и возмущение тем, что учащиеся после интересного и образного его рассказа, иллюстрированного картинами и другими пособиями, на следующем уроке отвечают слабо, заученными по учебнику фразами. Иногда, характеризуя ответ учащегося, учитель произносит «приговор»: «Не учил, не умеешь сравнивать, не умеешь рассказывать...» Но если бы этот учитель поставил перед собой вопрос: «Все ли я сделал для того, чтобы научить детей сравнивать объекты, давать полные описания по карте и вскрывать взаимосвязи между элементами природы? Научил ли их производить все действия с планшетом?» Вряд ли этот учитель с уверенностью ответит утвердительно.
Недооценка взаимосвязи компонентов процесса обучения со стороны некоторых учителей выражается в том, что при изучении любого географического материала используется главным образом метод рассказа или беседы; Так, например, и об элементах погоды (V класс), и о свойствах воздушных масс (VII класс) учащиеся узнают, только слушая объяснения учителя и читая учебник, затем отвечают «выученный» по учебнику материал, не устанавливая связи с наблюдаемыми ежедневно явлениями погоды. То есть при выборе методов учителя часто исходят не из специфики содержания изучаемого материала, а останавливаются на внешне наиболее легком и экономном пути (внешне потому, что фактически этот путь не обеспечивает сознательного глубокого усвоения знаний).
В организации процесса усвоения знаний по географии чрезвычайно большую роль играет наглядность. Пожалуй, ни один вопрос методики географии не привлекает к себе такого внимания учителей, как осуществление принципа наглядности. Наряду с этим задачи, стоящие перед школьной географией, в настоящее время требуют его дальнейшего развития и углубления. В частности, возникает проблема, требующая исследования по отбору комплекса наглядных пособий в тесной связи с содержанием изучаемого материала, который обеспечивает восприятие конкретных объектов, обобщение и применение знаний, способствует умственному развитию учащихся. Не менее важной является проблема сочетания слова и наглядности на разных этапах усвоения материала. В опыте преподавания географии не всегда устанавливается правильное соотношение между чувственными и мыслительными процессами в сознании учащихся при использовании средств наглядности.
Учителя исходят из правильного положения: мышление учащихся должно быть обеспечено конкретным наглядным материалом, облегчающим понимание сущности предметов и явлений. Но они не всегда учитывают, что при некоторых условиях наглядность может оказывать и отрицательное влияние на усвоение знаний. В одних случаях оно выражается в том, что при использовании слишком большого числа пособий без специального отбора, учащиеся не успевают их глубоко проанализировать и сделать по ним выводы. В других случаях, вместо того чтобы создать у учащихся образы воображения (по описательному тексту, по плану местности), учитель показывает картины и тем самым снижает активную деятельность их воображения.
Наиболее распространенная форма отрицательного влияния средств наглядности — «связанность» учащегося частным случаем.
Например, учащиеся в начальной школе и в следующих классах рассматривают картину «Степь» при изучении природы степной зоны и устанавливают связь между общим понятием о степи и образом картины. Изучая в старших классах сельское хозяйство степной зоны СССР, учащиеся анализируют эту картину при изучении различных районов, расположенных в степи; их мышление оказывается «связанным» данной картиной. Все многообразие степей: украинской, западносибирской и других, встречающихся в Советском Союзе, — они зрительно представляют так, как она изображена на этой картине.
Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознании нет соответствующих образов, т. е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются. Каковы средства активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии? Наряду с общеизвестными в педагогике (четкая постановка цели, наглядность, самостоятельные работы, требовательность, систематический контроль и др.) география по сравнению с другими учебными предметами имеет такие преимущества, как широкие возможности устанавливать тесную связь изучаемого с окружающей природой, с богатой событиями жизнью народов в СССР и зарубежных странах, с величайшими достижениями науки, с трудовой деятельностью учеников и их родителей.
Особо важную роль играет показ практического значения географии как науки в использовании природы, в преобразовании и использовании природных богатств. Вместе с тем очень важно раскрыть значение получаемых учащимися знаний по географии для учебной и общественно полезной работы, для понимания экономических и политических событий в изучаемых странах. Учителя географии все больше и больше убеждаются в том, насколько важна для сознательного усвоения знаний постановка перед учащимися познавательных задач. Если перед учащимися поставлена конкретная задача, то она пробуждает потребность приобрести знания и стремление их применить. География располагает особо благоприятным материалом, позволяющим показать, что именно знают учащиеся и что необходимо узнать, какими приемами и навыками работы надо овладеть, где и как их использовать.
Можно использовать жизненный опыт учащихся, например: каждый день, выходя на улицу, вы видите, какая погода. Она может быть неприятной для вас или, наоборот, хорошей. А что же такое погода? Почему она бывает хорошей и плохой? Можно ли предсказать погоду? Для формулировки познавательной задачи используются ранее полученные знания, пример: вы знаете особенности рек Европы. А каковы реки самой большой части света Азии, в которой возвышаются самые высокие горы, где необыкновенно разнообразен климат?
Для уроков географии постановка познавательных задач имеет большое значение еще и потому, что иногда у учащихся создается впечатление, что они, рассматривая разные территории, говорят почти об одном и том же, поскольку в каждой стране изучается климат, растительность, хозяйство и т. д.
Иногда учителя в заключение нового материала, задают вопрос: «Что нового вы узнали сегодня на уроке?». Подготовка ответа на этот вопрос способствует сознательной оценке результатов работы.
Познавательная задача выдвигается и в начале изучения нового материала, неизвестного учащимся.
Большое значение в активизации учащихся имеет постановка вопросов, заставляющих детей думать как по ходу изучения нового, так и в процессе проверки знаний. К сожалению, еще часто на уроках преобладают вопросы: «Что называется...?», «Покажи...», «Перечисли...».
Общепризнанным средством активизации деятельности учащихся, пробуждения их интереса является занимательность в преподавании географии. Учителя, работающие над проблемой занимательности в обучении (чаще всего в V—VI классах), сами сочиняют интересные, образные рассказы, включая иногда в сюжет «героями» учащихся данного класса, используют художественную литературу, народные сказки, поговорки, загадки имеющие непосредственное отношение к содержанию изучаемого материала. С большим интересом учащиеся, по заданию учителя, совершают «путешествия» по карте, составляют задания для своих товарищей и многое другое. Все разнообразие приемов занимательного обучения географии подчинено главным целям — формированию прочных сознательных знаний и умения их самостоятельно применять, формированию научного мировоззрения учащихся.
Работа методистов и учителей направлена сейчас на поиски путей внедрения исследовательского принципа в обучение, на разработку системы творческих работ учащихся.
Активному и сознательному усвоению нового материала помогает целенаправленный выбор методов и их сочетаний, а также форм организации учебной работы учащихся, иначе говоря — правильная взаимосвязь между содержанием, деятельностью учителя и учащегося. У учителя, который все уроки строит по одному типу, а новый материал излагает преимущественно методами рассказа и объяснения, учащиеся, как правило, «отбывают» уроки. Чаще всего такое однообразие в методах и формах организации наблюдается при изучении стран, районов. Передовые учителя избегают однообразия уроков, составляя тематические планы, В них, в отличие от обычных поурочных планов, отражается система уроков, обеспечивающая все звенья процесса усвоения данной темы: восприятие материала, осмысление и обобщение, закрепление и применение его для решения теоретических и практических задач. Поэтому деятельность учащихся протекает все время в разнообразных формах; они видят результаты своего труда.
Разработка системы уроков требует четкой постановки дидактической цели перед уроком (или экскурсией). Формулировка цели обязывает учителя продумать и организацию работы по усвоению материала учащимися. Рассмотрим для примера формулировку дидактической цели урока: «Повторить, обобщить и привести в систему знания учащихся о разных типах климатов земного шара». Эта цель требует от учителя отбора основного материала, подлежащего повторению, поисков путей организации мыслительной работы учащихся, направленной на воспроизведение ранее полученных знаний о типах климатов частей света, выделение их общих признаков и т. д.
Опытные учителя обычно серьезно продумывают образовательные и воспитательные цели перед уроком и, в зависимости от них, отбирают содержание, метод и приемы обучения, формы организации учебной работы учащихся. Наряду с этим в методике и в практике преподавания географии намечается тенденция к подмене цели урока его содержанием. Так, в некоторых пособиях, в поурочных указаниях цель урока не формулируется, лишь пишется «тема» или «содержание урока». И, естественно, учитель, пользуясь такими пособиями, при подготовке к уроку и при проведении его стремится прежде всего к одной цели — изложить содержание изучаемого материала (т. е. дидактическая задача понимается крайне односторонне).
В опыте преподавания географии процесс обучения строится таким образом, что перед уроком ставится не одна основная дидактическая цель (например, изучение нового материала, или обобщающее повторение, или формирование и развитие умений и навыков, или проверка знаний), а чаще всего несколько целей, и достигается это тем, что урок делится на отдельные этапы. Учитывая необходимость систематизации знаний по теме, передовые учителя выделяют специальное время для обобщающего повторения (часть или весь урок). В опыте передовых учителей представлены самые разнообразные формы организации повторения. Наиболее положительные результаты дает фронтальная работа с учащимися. Она проводится в форме краткого обобщения изученного материала учителем, чтения статьи учебника всеми учащимися, в форме подготовки к ответу на вопросы по карте и т. п. В процессе повторения контролируются и знания учащихся.
В преподавании географии, наряду с положительными результатами в организации процесса усвоения знаний учащимися, еще наблюдается формальный подход, проявляющийся в том, что дидактические цели по установлению связи нового материала со старым и по проверке знаний пытаются достичь с помощью универсального средства — устного опроса. Часть урока, которой предназначено решить все эти задачи, обычно в методической литературе и в планах учителей так и называется «повторение и проверка знаний» или кратко — «опрос».
Стремление учителей и методистов обеспечить связь нового со старым материалом, повторить и проверить знания учащихся — положительное явление. Но в сложившейся форме, когда длительные ответы 2—3 учащихся поглощают почти половину времени урока, получается так, что ни одна задача не разрешается успешно. Повторение, как известно, предполагает воспроизведение ранее изученного материала или в полном содержании, или в сжатой, но логически стройной системе с выделением основного.
Осуществить это во время опроса может только ученик, хорошо знающий материал, или же сам учитель. Но так как в классе обычно преобладают учащиеся со средней успеваемостью, то и повторение протекает в искаженной форме: отвечающий не всегда выделяет главное, его ответ прерывается вопросами (или уточнениями) учителя, остальные в это время не работают достаточно активно. В результате повторение, как таковое, отсутствует и вместе с тем не решается должным образом и задача проверки уровня знаний и умений учащихся. Недостаточное внимание к познавательной деятельности ученика проявляется и в отсутствии системы в проверке знаний. Наиболее распространенная в практике форма проверки — текущий устный опрос — не обеспечивает разностороннего учета знаний и умений всех учащихся (знание фактического материала, понимание взаимосвязей, умение применять знания и т. д.) и изучения их индивидуальных особенностей.
Учитель, применяющий для проверки знаний главным образом опрос, в лучшем случае может сказать, что ученик Д., например, при изучении темы «Европейская часть РСФСР» усвоил хорошо материал о поверхности, а ученик Б. плохо знает размещение полезных ископаемых и т. д. Слабо контролируется также и уровень развития практических приемов работы и навыков по географии.
В литературе часто встречаются интересные рекомендации по методике изучения того или иного курса, темы, но для доказательства их эффективности не приводятся данные о качестве знаний и умений учащихся, полученные в результате применения этих рекомендаций. Качественный и количественный анализ знаний встречается чаще всего лишь в диссертациях, посвященных отдельным методическим вопросам.
Правильная же организация процесса обучения по географии требует систематической и разносторонней проверки знаний по основным вопросам темы (или раздела) не только для того, чтобы оценить труд учащегося, но и в целях контроля за процессом усвоения знаний, приемов и навыков, за процессом умственного развития учащихся. Систематический контроль усвоения облегчает изучение индивидуальных особенностей учащихся, помогает вскрыть причины затруднений и найти лути их устранения.
Учителя географии недостатки в организации проверки знаний обычно объясняют нехваткой времени. Однако опыт учителей, отошедших от шаблонного построения комбинированного урока, где опрос поглощал иногда более половины учебного времени, свидетельствует о том, что все-таки главная причина скрывается в неправильной организации учебного процесса. Эти учителя контролируют знания учащихся в разных формах: и по ходу повторения, при изучении нового материала, его закреплении и в специально выделенное время (как часть урока или целый урок), где дидактическая цель — проверить уровень знаний и умений — формулируется как основная. Благодаря применению разнообразных методов и форм, благодаря сочетанию индивидуальной работы учащихся с фронтальной учителя успешно контролируют результаты обучения.
Попытка решить все задачи с помощью опроса приводит к тому, что он поглощает большую часть учебного времени; поэтому процесс усвоения новых знаний организуется неправильно, не хватает времени на закрепление и применение знаний.
Все вышесказанное о разграничении дидактических целей и средств для их достижения отнюдь не исключает проверки знаний во время повторения и, наоборот, повторение некоторого материала с помощью устного ответа учащихся. Вопрос ставится лишь о том, чтобы исключить шаблон в организации усвоения знаний, чтобы в каждом конкретном случае учитель определял цель (или сочетание целей) и пути их достижения, исходя из содержания и места данного урока в системе уроков (см. главу 22).
Если новый материал сложен и вместе с тем для усвоения необходимо повторение, то надо прежде всего найти наиболее эффективные пути изучения нового, продумать экономную форму повторения, а проверку знаний провести попутно. Например, при изучении материала о циклонах и антициклонах в VII классе учитель путем беглого фронтального опроса проверяет подготовленность учащихся к пониманию нового, дополняет их ответы (и не выделяет специального времени на проверку знаний о рельефе СССР). Основное внимание уделяется объяснению нового материала и его закреплению, для чего привлекаются календари погоды, описания учащихся типов погод, рисунки на доске, карта и т. д.
Если же ставится дидактическая задача — проверить знания учащихся (например, в конце четверти), то в первую очередь определяются формы и методы, обеспечивающие проверку наибольшего числа учащихся класса, и особенно тех, успеваемость которых требует особого наблюдения; попутно может быть проведено и повторение. При правильной организации процесса усвоения знаний обязательно закрепление нового материала, а также систематическое повторение и применение в новых условиях.
Творчески работающие учителя географии, отошедшие от шаблонного построения уроков, применяют разные пути и средства для закрепления и повторения знаний, уделяют особое внимание их применению, обеспечивая тем самым прочность и сознательность знаний (об осуществлении этих задач см. в разделе «Организация обучения географии»), воспитывая самостоятельность, творчество и инициативу у учащихся в решении теоретических и практических задач.
Следует сказать, что в методической литературе по географии разработаны вопросы закрепления и применения знаний, текущего и обобщающего повторения проверки и учета знаний. Однако в опыте преподавания географии у многих учителей отмечается некоторое ослабление внимания к этим вопросам. Систематически проводимая сектором обучения географии проверка уровня знаний учащихся (в III четверти, по материалу первого полугодия) свидетельствует о том, что прочность их по всем курсам географии невысока.
В этой главе рассмотрены основные вопросы правильной организации учебного процесса. Более подробное рассмотрение важнейших его сторон (формирование географических представлений и понятий, практических умений и навыков), а также показателей и условий умственного развития учащихся дается в последующих главах.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +