Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Общеобразовательные задачи географии в школе


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Общее среднее образование дает учащимся знания основ наук о природе и обществе, подводит к пониманию закономерностей развития объективного мира. На основе получаемых знаний у учащихся формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, развиваются мышление, познавательные силы и способности.
Часть общеобразовательных задач, возложенных на школу, ложится и на географию. В процессе изучения географии учащиеся познают закономерности развития основных компонентов природы и природных комплексов в целом. Только география знакомит учащихся с рельефом планеты и историей его формирования, раскрывает знания о Мировом океане, внутренних водах, различных климатах и природных зонах земного шара.
Именно география, а не другой учебный предмет знакомит молодежь с принципами размещения производства, с трудовыми и природными ресурсами, с исторически сложившимся территориальным разделением труда в социалистических и капиталистических странах, с принципами экономического районирования, с хозяйственной оценкой и возможным использованием природных условий, а в связи с этим — рациональной организацией производств, с основными типами производственно-территориальных комплексов, городами и пр.
Следовательно, среднее географическое образование помогает учащимся разобраться не только в явлениях природы, но и понять общественно-экономические закономерности.
В основном только география обеспечивает картографическую и топографическую подготовку школьников. Географические знания, получаемые учащимися в школе, нужны в будущей практической деятельности, и никакой другой учебный предмет их не может дать. Практические потребности людей в конкретных знаниях о природных условиях и хозяйстве различных территорий Земли привели к возникновению географии еще в глубокой древности. Каждый народ стремился иметь необходимые фактические знания о своей стране, а также и о других странах.
Практическое значение школьной географии вытекает из особенностей самой науки, которая из описательно-познавательной превратилась в науку экспериментально-преобразовательного направления. Главная задача современной географии состоит не в том, чтобы описывать неизвестные или малоизвестные до сих пор страны, а научно обосновывать работы человечества по многообразному и интенсивному использованию открытых природных ресурсов, по преобразованию природы и хозяйства отдельных районов и стран. «Предметом изучения всей системы географических наук, служит природная среда, т. е. совокупность окружающих нас и взаимосвязанных явлений природы на земной поверхности, население и общественное производство, а также связи природной среды с общественным производством и жизнью людей».
Одна из главных общеобразовательных задач школьной географии — дать учащимся такую систему знаний о природе, населении и хозяйстве Родины, которая позволила бы им в практической деятельности правильно понимать особенности физико-географических условий в отдельных районах страны, пути их рационального использования, знать особенности размещения производства и территориального разделения труда.
Это нужно, во-первых, для того, чтобы понять народнохозяйственное значение учета местных природно-экономических условий для развития хозяйства, особенно сельского.
Программа КПСС требует научно обоснованного размещения сельского хозяйства по природно-экономическим зонам и внедрения во всех районах страны, в соответствии с местными условиями, обоснованных систем земледелия и животноводства, обеспечивающих наиболее эффективное использование земли и экономически выгодное сочетание отраслей.
Это нужно, во-вторых, потому, что знание природных комплексов сильно облегчает возможность учета физико- и экономико-географических условий в планировании хозяйства.
В процессе изучения географии СССР школьники усваивают принципы размещения социалистического производства, узнают о перспективах развития народного хозяйства страны. Учащиеся знакомятся с экономическим районированием СССР — основой экономического единства страны, специализацией и комплексный развитием хозяйства районов, с существующими межрайонными связями.
Успехи хозяйственного и культурного строительства союзных республик наглядно показывают учащимся, как в ходе построения коммунизма происходит бурное и всестороннее развитие каждой нации.
В школьном курсе географии учащиеся получают знания о географии своей области (края, АССР). Они знакомятся с природой и природными ресурсами, их использованием, с особенностями развития народного хозяйства, экономическими связями области с другими районами страны, с перспективами развития культуры, промышленности, сельского хозяйства. Знание природных условий и хозяйства родного края помогает в подготовке молодежи к жизни и труду.
География дает знания о природе, населении и политической карте материков, географии социалистических, капиталистических и развивающихся стран. Знакомство с общим уровнем экономики каждой изучаемой страны, особенностями развития и размещения хозяйства в конкретных природных условиях, с учетом исторического развития и современного общественно-политического положения, особенно необходимо в настоящее время, когда усиливаются экономические связи Советского Союза со многими другими странами.
Изучение фактического материала должно обязательно сочетаться с раскрытием географических закономерностей.
Школьный курс географии раскрывает перед учащимися целостность географической оболочки. Изучая геосферы, составляющие географическую оболочку, и физико-географические условия отдельных территорий земного шара, учащиеся узнают, что гидросфера, атмосфера и литосфера находятся не только в тесном контакте, но и в сложнейшем взаимном проникновении и взаимодействии, что изменение одного компонента природы неизбежно ведет к изменению других.
Ознакомление учащихся, например, с внутренними водами подводит их к пониманию того, что форма бассейна, длина и направление течения реки зависят от величины территории и от характера поверхности, по которой река протекает, а ее питание, замерзаемость, вскрытие, колебание уровня воды обусловливаются климатическими особенностями. Стоит изменить падение реки на каком либо ее участке (например, путем строительства водохранилища), как изменится режим реки в целом. Изучение природы конкретных территорий позволяет школьникам понять, что характер взаимодействия и взаимосвязи между отдельными компонентами географической оболочки обусловливает своеобразие физико-географических условий отдельных стран.
Вместе с тем учащиеся узнают, что каждый компонент географической оболочки развивается по своим законам. Так, например, законы формирования климата не те, что законы почвообразования или законы развития рельефа. Однако все компоненты природы тесно связаны друг с другом в единую целостную географическую оболочку.
Одна из главных географических закономерностей, раскрываемых в школьном курсе, — зональность структуры (т. е. характера взаимодействия и взаимосвязи между отдельными компонентами) географической оболочки. Поэтому задача учителя — постепенно подвести учащихся к пониманию зонального размещения физико-географических условий на поверхности Земли и причин зональности.
Зональность структуры географической оболочки обусловлена — формой Земли и положением Земли относительно Солнца. Вследствие зонального распределения лучистой, энергии зональны климаты, характер гидрографической сети, процессы выветривания и почвообразования, растительность, животный мир и т. д. Школьники твердо усваивают последовательность смены географических поясов, природных зон от экватора к полюсам, получают общее представление о том, что зональность в своем формировании подчинена периодическому закону.
Вместе с тем учащиеся узнают, что зональность отклоняется ох идеальной схемы вследствие неравномерного распределения суши и воды, действия океанических течений, вмешательства внутренних процессов Земли. В горных странах зональность преобразуется в высотную поясность. Простирание зон находится в зависимости и от рельефа. Знание зональных и азональных факторов помогает школьникам понять причины значительного разнообразия природных условий территорий, лежащих на одной и той же широте.
Знание зональных факторов важно не только для понимания физико-географических процессов, происходящих в окружающей нас природе. Оно имеет большое практическое значение, учет зональных особенностей позволяет более рационально использовать технику, достижения сельскохозяйственной науки, получать наибольший эффект в хозяйственной деятельности. Советское правительство и Коммунистическая партия громадное внимание уделяют учету зональных условий при планировании народного хозяйства, особенно при определении мероприятий по повышению сельскохозяйственного производства.
При изучении географии учащиеся подходят к пониманию закономерности непрерывности развития географической оболочки. Так, например, они знакомятся с тем, что на месте многих современных, низменностей когда-то существовали морские заливы, многие острова в прошлом были частью материков, высокие, труднодоступные горы с остроконечными вершинами постепенно разрушаются и превращаются в низкие с округлыми или плоскими вершинами. Знакомство с развитием и эволюцией растительности и животного мира еще в большей степени убеждает учащихся в том, что изменения происходят непрерывно. Одни виды растений и животных постепенно исчезают и сменяются другими. Сумчатые животные, например, когда-то в большом количестве водились в Азии и Австралии. В Азии эти животные исчезли, их заменили более приспособленные к современным условиям.
Закономерность непрерывного развития прослеживается также и при изучении политической карты и экономической географии государств, показывающих, что и в жизни человеческого общества происходят большие изменения (образование социалистической системы, крах колониальной системы, возникновение независимых государств и т. д.). Учащиеся уясняют, что развитие человеческого общества подчинено общественным (экономическим) законам, в то время как развитие природы и изменение физико-географических условий происходит в соответствии с естественными (природными) законами.
На основе изучения географии учащиеся знакомятся и с такими характерными особенностями географической оболочки, как круговорот веществ и ритмичность явлений. Школьники получают знания о некоторых суточных и годовых ритмических явлениях в пркрэде, например о приливах и отливах, изменении типов погоды, режиме рек, водоемов, почвообразовательных процессов по сезонам, а также некоторые представления о круговороте веществ (круговорот воды в природе, круговорот воздушных масс, морских вод и др.). Круговорот веществ и ритмичность входят в понятие структуры географической оболочки. Учащиеся узнают, что каждый географический пояс отличается друг от друга не только характером сочетания рельефа, климата, вод, растительности, животного мира, но и характером ритмики и круговоротом веществ.
Среди экономико-географических закономерностей следует отметить принципы размещения производства в социалистических и капиталистических странах, размещения населения, международное географическое разделение труда и его принципиальное отличие при социализме и капитализме; формирование производственно-территориальных комплексов, экономических районов и т. д. Учащиеся устанавливают связи между уровнем экономического развития и социально-экономическими условиями.
Географическая наука, развивающаяся на стыке естествознания и обществоведения, занимает ведущее место в рассмотрении проблемы взаимодействия природы и общества. Она рассматривает этот процесс комплексно, сосредоточивает свое внимание на результатах влияния природы на общество и общества на природу, разрабатывает научные основы рационального преобразования природы нашей страны, исследует реальные возможности целенаправленного воздействия на природные процессы, прогнозирования этих изменений природы и управления ими.
Школьная география рассматривает эту проблему в двух аспектах: 1) влияния природных условий на развитие народного хозяйства; 2) влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
В начальной школе учащиеся узнают, что для существования человека необходимы солнечное тепло, воздух, полезные ископаемые, вода, почва, растительность, животный мир. Природные условия позволяют человеку дышать, пить, есть, влияют на развитие промышленности, сельского хозяйства. Красота и величие природы воздействуют на эстетическую восприимчивость человека, придают бодрость, жизнерадостность, повышают творческие способности.
При изучении хозяйства отдельных государств учащиеся узнают, что человек использует в народном хозяйстве разные природные богатства. Развитие общества связано со все более широким и разнообразным применением природных ресурсов. Однако при переходе к коммунистическому обществу зависимость человека от природы уменьшается. Это обусловливается тем, что деятельность человека приобретает характер планового управления природными процессами. Изучение взаимодействия природы и общества помогает учащимся понять, что сама по себе географическая среда не определяет исторического процесса общественного развития, что при равных природных условиях может наблюдаться различный уровень хозяйства и что это различие обусловливается общественно-экономическими условиями.
Цель школьной географии — показать, как человек, используя природные условия, становится одним из важных факторов изменения их. Знакомясь с особенностями географии крупных областей земного шара, отдельных стран, учащиеся получают богатейший фактический материал для понимания положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Человек выводит новые ценные виды растений и животных, изменяет гидрографическую сеть, орошает пустыни, перемещает растения и животных и тем самым резко изменяет органический мир той или иной страны.
При хищническом и неумелом хозяйствовании наносится громадный вред природе: исчезают многие ценные растения, животные, загрязняются реки, плодородные земли превращаются в пустыни, иссякают запасы полезных ископаемых. Человек должен не только покорять природу, но и бережно относиться к ней, помогать воспроизводить природные богатства, создавать благоприятные условия для поддержания плодородия почв, предотвращения эрозии их, возобновления высококачественных лесов, размножения полезных зверей, птиц, рыб, регулирования вод в реках, озерах и т. п.
Поэтому так необходимо раскрывать сущность Закона об охране природы СССР и помогать осознанию роли учащихся в борьбе с загрязнением вод, за сохранение и возобновление растительности, животного мира и других природных богатств.
География показывает учащимся роль социально-общественных условий во взаимодействии природы и общества - хищническое истребление природных богатств с целью получения наибольшей прибыли в странах капитализма и рациональное их использование в социалистических странах.
Задача процесса обучения географии, так же как и любого школьного предмета, — давать не только систему знаний, но и способствовать развитию познавательных способностей учащихся: наблюдательности, воображения, логического мышления, речи, памяти и т. д.
В содержании школьной географии большое место занимают наблюдения школьников, непосредственное знакомство с географическими фактами и явлениями окружающей действительности, хозяйственной деятельности человека. Все это позволяет видеть явления в комплексе (чего не дают другие учебные предметы) и тем самым способствует развитию наблюдательности. Особенно ценны в этом отношении длительные наблюдения (стационарного типа), позволяющие на основе изучения окружающей природы и хозяйственной деятельности людей делать соответствующие выводы об особенностях климата, режима рек, рационального использования окружающей природы человеком и т. д. Географические наблюдения знакомят школьников с различными процессами в природе, в хозяйственной жизни людей, помогают установлению многообразия связей между географическими явлениями. Развитию наблюдательности помогает и широкое применение наглядных пособий при изучении географии.
В процессе изучения школьной географии школьники знакомятся со многими странами, предметами и явлениями, которые они никогда не видели. В формировании правильных представлений о таких объектах важное значение имеет развитие воображения. Яркие, образные рассказы учителя о природе, населении, хозяйственной деятельности человека в различных государствах, о географических явлениях (например, извержении вулкана, урагане, землетрясении), а также работа с наглядными пособиями или мысленное путешествие по карте из одного пункта в другой, или составление географических описаний страны по картам и картинам являются важными средствами развития творческого воображения школьников. Составление географических характеристик способствует образованию у учащихся представлений о различных явлениях и объектах, например о морском приливе, тропическом лесе, полярных странах и т. п. Воображение, развиваемое при изучении географии, основаИб на реальных впечатлениях и знаниях. Оно необходимо не только для овладения основами географической науки, но и. в будущей практической,деятельности. Так же как и другие учебные предметы, география вносит значительный вклад, в развитие логического мышления учащихся.
Развитие мышления происходит на основе усвоения общих и единичных понятий и приемов учебной работы. При формировании общих понятий (таких, как «равнина», «пустыня», «социалистическая страна»), учащиеся анализируют отдельные явления, сравнивают их, определяют существенные признаки и делаюг выводы.
В процессе образования единичных понятий школьники устанавливают индивидуальные черты географических предметов и явлений. Для этого они определяют черты сходства и различия между изучаемыми территориями, выделяют характерные признаки отдельных компонентов географической оболочки, населения, размещения производства и т. п., а затем от рассмотрения отдельных сторон приходят к общей географической характеристике страны или объекта. В связи с выявлением географических различий от места к месту в обучении географии широко используются приемы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, классификация явлений и пр.
Составление по картам географических характеристик, различных стран, а также выполнение творческих самостоятельных работ учащимися позволяет развивать такие стороны логического мышления, как доказательность, четкость суждений, умение делать верные умозаключения. Описание географических объектов и явлений по определенному плану, также способствует развитию логического мышления. Для развития мышления важно умение оперировать усвоенными знаниями при ответе, в процессе текущего или обобщающего повторения, при проведении практических работ, при выполнении общественно полезного труда.
Сознательное оперирование понятиями имеет большое значение при составлении физико-географических и экономико-географических описаний по картам стран и районов. Выполнение такой работы требует от учащихся активной мыслительной деятельности.
Развитие мышления протекает в тесной связи с развитием речи ученика. Изучение географии обогащает словарный запас учащихся за счет усвоения географических названий. Школьники по мере изучения предмета все более легко выражают в словах то, что видят на учебных наглядных пособиях в природе, на производстве или мысленно представляют, например типичные ландшафты той или иной природной зоны. Составление теографических описаний содействует развитию образной речи учащихся.
Разнообразие содержания географии возбуждает у учащихся стремление узнать новое об изучаемых странах, развивает здоровую любознательность.
Огромно значение географии для развития памяти. Учащиеся знакомятся с большим количеством географических названий, которые им необходимы не только для усвоения основ географической науки, но и для сознательного чтения литературы. Практические работы, проводимые с целью усвоения географической номенклатуры, приучают школьников запоминать материал не механически, а с помощью различных ассоциаций.
Образовательное значение школьной географии состоит и в том, что при ее изучении школьники приобретают различные необходимые для жизни умения. Наиболее важное из них — умение читать карты и понимать их, а на основе чтения делать соответствующие выводы об особенностях физико- и экономико-географических явлений отдельных стран. В других школьных предметах, например по истории, конституции, литературе, карта служит лишь справкой об «адресе» явлений, в то время как в географии работа с картой — главный метод приобретения новых знаний. Умение читать карту важно не только для изучения основ географии. Оно необходимо каждому культурному человеку, так же как умение читать и понимать написанное.
Следует отметить важность умения наблюдать явления природы и производственную деятельность людей, уметь ориентироваться на местности, производить глазомерную съемку, работать с топографическим планом, уметь коллекционировать, составлять и -анализировать диаграммы, оформлять материалы наблюдений, экскурсий, производственной практики.
В курсах экономической географии школьники учатся анализировать цифровые данные и на основе сопоставления статистико-экономических показателей делать соответствующие выводы (например, о быстром росте производства в социалистических странах), производить технико-экономические расчеты, составлять несложные географические картосхемы. Умения, которые учащиеся приобретают в процессе обучения, способствуют овладению многими методами географической науки.
Из рассмотренного видно, что образовательные задачи школьной географии огромны. Они направлены на овладение учащимися знаниями, которые помогают осмыслить и понять основные закономерности развития географической среды, размещения общественного производства и экономического развития стран, а также на развитие умственных способностей школьников и на формирование географических умений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +