Задачи школьной географии и ее содержание. Во всех социалистических странах школьной географии придается большое образовательное и воспитательное значение. В качестве примера приводим задачи обучения географии, сообщаемые, в школьных программах ГДР: 1) учет политических и социальных событий; 2) воспитание любви к родине и чувства дружбы между народами; 3) выявление через наблюдения (в природе) географических закономерностей; 4) развитие идеи о том, что человек — хозяин природных богатств; 5) выработка практических навыков обращения со специальными приборами; 6) выработка навыков чтения и понимания сообщений прессы о хозяйстве, о политическом и экономическом развитии народов. В решении задач воспитания патриотизма во всех странах народной демократии придается большое значение краеведению. Так, в ГДР в III и IV классах основной школы уже в течение нескольких лет ведется курс родиноведения («Хайматкунде»), сообщающий учащимся географические и исторические знания о родном крае. Принцип родиноведения осуществляется в ГДР на всех ступенях обучения, в преподавании всех предметов и во внеклассной работе. В ЧССР новые учебники географии строятся с выделением специального краеведческого раздела по каждой теме учебного материала.
Во многих социалистических странах первоначальные географические знания излагаются в рамках преподавания родного языка начиная со второго-третьего класса. Систематический курс географии обычно начинается с пятого года обучения и кончается на последнем (или предпоследнем) году обучения в средней школе, т. е. в X, XI или XII классах. При этом в одних странах он начинается с общей физической географии в элементарном изложении, в других же — с географии своей родины. Затем изучаются страноведческие курсы зарубежных стран и своей страны и в большинстве случаев систематический курс общей физической географии. Этому курсу, преподаваемому в VIII или IX классах, во многих странах придается большое значение для обобщения и углубления ранее полученных знаний и для подготовки к курсу экономической географии, изучаемому в старших классах средней школы.
Следует отметить, что при всех изменениях учебных планов и программ, имевших место в зарубежных социалистических странах за последнее десятилетие (1951—1960), характерными чертами (почти во всех системах курса географии в средней школе) являются: 1) изучение географии своей родины тремя концентрами (в начальных классах, в средних классах и в старших классах); 2) комплексный характер страноведческих курсов; 3) наличие двух концентров общей физической географии; 4) изучение экономической географии в старших классах; 5) завершение курса среднего географического образования экономической географии своей социалистической родины.
Общее число недельных часов, отводимых на географию, колеблется от 13 до 18 (Венгрия и Польша). В региональных курсах зарубежных стран наибольшее число часов отводится географии СССР. Показательны в этом отношении учебные планы и программы Чехословакии, где экономическая география СССР и своей родины изучается в XI классе (при 19 часах на СССР и 39 часах на ЧССР).
Основные методические идеи. До установления народной власти методика преподавания учебных предметов в социалистических странах считалась лишь практическим руководством для обучения и не могла претендовать на роль самостоятельной науки.
В настоящее время основным для методики географии в этих странах является ее развитие как самостоятельной отрасли педагогической науки.
Например, М. Чеканская (Польша) дает такое определение: «Предметом методики географии является изучение тех способов, какими достигается передача детям и молодежи географических знаний». В задачу методики, по ее мнению, входит: 1) установление способов реализации программы учителем; 2) как учить и какие применять для этого методы; 3) как осуществлять принцип обучения и воспитания и как выявлять воспитательную сторону предмета. М. П. Печевский (Болгария) определяет методику как науку, которая всесторонне исследует процессы обучения и воспитания для открытия в них специфических особенностей и закономерностей, а в зависимости от них устанавливает для учителей географии способы, средства и формы наиболее эффективного обучения и воспитания.
В числе задач методики географии М. Печевский выдвигает: 1) выяснение зависимостей между географической наукой и географией как учебным предметом и приспособление первой для нужд школы; 2) определение целей и задач обучения географии, в целом и по годам обучения в соответствии с целями и задачами школы, постановлениями партии и правительства и сообразно с возрастом
учащихся; 3) обоснование места и значения географии в учебном плане школы, определение содержания и объема учебного материала, установление основных принципов составления программ и учебников; 4) обоснование наиболее эффективного использования дидактических принципов, методов и форм работы при обучении географии в соответствии со специфическими особенностями как науки, так и учебного предмета; 5) выработку методологических, методических и практических указаний для правильного преподавания географии в каждом классе и по каждому разделу, сообразно специфическим закономерностям и особенностям обучения географии.
Проблема правильного, марксистско-ленинского методологического обоснования учебного материала и его политической направленности является одной из важнейших в методике географии зарубежных социалистических стран. Так, по мнению польских методистов, задача школы заключается в подготовке учащихся к практической деятельности в широком смысле этого слова. Такая школа должна быть общеобразовательной политехнической, должна служить орудием борьбы за построение социалистического общества. Содержание обучения должно строиться гармонически и составлять основу, для всестороннего - развития личности. Отбор учебного материала и его структура должны обеспечить формирование научного мировоззрения. Должен последовательно проводиться принцип соединения обучения с производительным трудом и обеспечиваться теснейшая связь образовательных задач с воспитательными. Комплексное построение программ не может заменить систематическое изложение программного материала.
Отбор учебного материала для целей преподавания справедливо считается методистами социалистических стран «одним из основных, теоретических и практических вопросов методики». В связи с перестройкой системы народного образования и выработкой новых учебных планов и программ, а также составлением новых Учебников этот вопрос стал предметом весьма широкого и всестороннего обсуждения на страницах педагогической печати. Среди проблем, относящихся к отбору материала, наиболее актуальными и сложными признаются: а) методологическая и политическая направленность учебного материала; б) построение системы курса географии; в) соотношение элементов физической и экономической географии в школьном курсе; г) учет требований политехнического и производственного обучения; д) содержание курса общей физической географии; е) содержание и построение учебников географии.
Немецкий методист Вальтер Рейсман в своей монографии «Учебник в преподавании географии» (Берлин, 1957) в качестве ведущих принципов отбора материала для учебника выдвигает «принципы, исходящие из демократического строя нашего общества», «принципы, исходящие из марксистско-ленинского мировоззрения, «принципы, исходящие из географической науки». Ева Шпеер (ГДР) в работе, освещающей итоги экспериментальных исследований, в области построения учебных планов и программ по географии, называет в качестве важнейших требований при определении содержания учебных программ учет политических и социальных событий, любовь к родине и дружбу народов, обучение учащихся «правильной оценке политического и экономического развития народов» и т. д.
Твердо установившимся в социалистических странах является деление географии на физическую и экономическую, в отличие от господствующей ранее концепции единой географии как гуманитарной науки. Расхождения наблюдаются главным образом в соотношении между элементами физической и экономической географии в школьном курсе. Часть методистов социалистических стран придерживаются тех взглядов, что в школьном преподавании первенство должно принадлежать экономической географии, а элементы физической географии преследуют задачу развивать у школьников понимание материальности и познаваемости мира.
Другие методисты, особенно в ГДР, находят что как физическая, так и экономическая география в одинаковой степени призвана способствовать среднему географическому образованию. В. Пиш и Р. Мохнацкий (Польша) отмечают, что содержание географии в новой, двенадцати летней школе должно исходить из ряда принципов: 1) опоры на региональную географию; 2) наличия трех циклов обучения географии в течение 12 лет; 3) комплексного курса географии «с сохранением пропорций между физической и экономической географией».
Чешские методисты, проводя границу между физической и. экономической географией в школе, так определяют принципы содержания этих предметов: «Во всеобщей образовательной школе, само собой разумеется, физическая география отчасти имеет своеобразный характер. Ее выражают так, чтобы она отвечала задачам общего образования... чтобы помогала закладывать основы научного мировоззрения, содействовала в необходимой, мере военному и политехническому воспитанию и развивала у молодежи деятельный характер, как у граждан социалистического государства...» По этой концепции в содержание учебного материала по физической географии в общеобразовательной школе должны входить главным образом явления географической среды, изложенные и преподаваемые так, чтобы было ясно выдающееся значение этой среды для жизни человека.
В отношении экономической географии отмечается, что ее предметом является «размещение производства и взаимных отношений в географической среде...» и что объем знаний здесь определяется «мерой необходимости». В курсе экономической географии должно быть по их мнению, раскрыто правильное понимание влияния географической среды на развитие и размещение производства и обратного влияния хозяйственной деятельности человека на географическую среду.
При определении объема учебного материала как в физической, так и в экономической географии методисты социалистических стран прекрасно отдают себе отчет в опасности «энциклопедичности» в курсе географии.
В связи с введением политехнического и производственного обучения в проблеме отбора учебного материала по географии возникло немало новых методических вопросов.
В ГДР с включением в учебный план старших классов учебного предмета «Введение в социалистическое производство в промышленности и сельском хозяйстве» ставится задача установления связей между содержанием этого предмета и курсом экономической географии.
В ЧССР, ввиду сложности и обширности учебного материала по экономической географии, в настоящее время избирается путь сокращения числа изучаемых стран, с тем чтобы больше уделить внимания экономическим достижениям СССР и соседних социалистических государств.
В Венгрии в экспериментальных гимназиях (где учащиеся один день в неделю работают на производстве) рекомендуется преподавание географии увязывать с работой на предприятии — знакомить с сырьевой базой, энерго- и водоснабжением, источниками рабочей силы, движением продукции и т. д.; на сельскохозяйственных предприятиях страны — с их местоположением, планом каждой территории, почвами, микроклиматом, реализацией продукции, связью с рынками, местами переработки сельскохозяйственного сырья и т. д.
Таким образом, в проблеме отбора учебного материала по географии в аспекте осуществления принципа соединения обучения с производительным трудом зарубежные методисты в социалистических странах идут, во-первых, по линии усиления и углубления вопросов производственного характера в их географическом освещении и применении, чем усиливается интеллектуальная основа производительного труда, и, во-вторых, по линии установления непосредственных связей между теоретическими категориями учебного материала и его практическим применением на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях учащимися в производственном труде.
Курс общей географии в большинстве социалистических стран представлен в средней школе двумя концентрами. В первом концентре (обычно — на пятом году обучения, в ЧССР — в VI классе) общая география носит элементарный характер, преследуя главным образом цель вооружения учащихся самыми основными географическими представлениями и понятиями-терминами, нужными для прохождения в дальнейшем региональных курсов. Во втором концентре общая география проходится обычно в VIII классе (например, в Болгарии и Румынии), или в IX классе (например, в ГДР и ЧССР). По своему фактическому содержанию курс общей географии в старших классах школ социалистических стран сводится к двум типам: 1) к «чистой» общей физической географии, излагаемой в духе сочетания сведений из области математической географии, картографии, геоморфологии, гидрологии, климатологии с включением весьма кратких сведений из области истории географических открытий и хозяйства людей, и 2) к «общей географии», состоящей из общего землеведения, геологии и экономической географии, с включением элементов географии населения.
К задачам общей географии второго концентра относят следующее:
1) это должен быть систематический курс общей физической географии с хозяйственной оценкой элементов географической среды. Он должен не только обобщить знания учащихся, полученные в предыдущих курсах по физической географии, но и служить введением в курс экономической географии;
2) этот курс должен включать систематическое изложение общей физической,географии, опирающееся на элементы динамической и исторической геологии, а также включать элементы географии сельского хозяйства, промышленности, транспорта и населения. Прохождение в течение одного учебного года общей физической геокрафии и экономико-географического обзора всего мира свидетельствует не о наличии какого-то особого курса, состоящего из физико-географических и экономико-географических элементов. Это — различные курсы: в первом полугодии изучается общая физическая география, во втором — экономическая география (общий обзор). Курсы имеют и разные учебники.
Методы и формы учебно-воспитательной работы по географии. До перехода школы на социалистический путь в преподавании географии наблюдалось некритическое использование методов американской педагогики.
Теперь все методисты сходятся на том, что успешное преподавание географии обеспечивается применением разнообразных методов. В качестве иллюстрации приведем методы, рекомендуемые М. Чеканской (Польша): 1) методы устного сообщения знаний;
2) наблюдения как введение к изучению и познанию явлений;
3) работа с картой; 4) методы работы с учебником; 5) использование стенных картин, диапозитивов и фильмов в преподавании географии; 6) рисование; 7) упражнения; 8) графическое изображение географических явлений.
Следует отметить, что иногда методисты выделяют какой-либо один или несколько методов как главные. Так, в коллективной работе под редакцией проф. Быргэяну (Румыния) «Методика преподавания географии Румынской Народной Республики в VII классе» указывается, что «лекция является основной формой изложения нового материала в школе».
М. Чеканская считает главнейшим демонстративный метод. В «Методике первых лет обучения», под редакцией А. Московьяка в С. Волошина (Варшава, 1959), особое место отводится «методу наблюдений» и «методу заданий».
Важное место в методической литературе по географии в социалистических странах придают проблеме развития географического мышления.
Много внимания уделяется работе с учебником. Так, З. Баторовичем (Польша) приводится интересная система работы с учебником, которая слагается из: а) собирания и систематизации сведений на основе учебника; б) проверки правильности ответа и получение дополнительных сведений с помощью учебника; в) разъяснения и обоснования выводов с помощью учебника; г) сопоставления и сравнения; д) отбора материала.
То значение, которое придается работе с картой в школах социалистических стран, может быть иллюстрировано небольшой, но содержательной книгой Анели Халубинской (Польша) «Обучение географии в V—VIII классах» (Варшава, 1960). Эта книга предназначена как руководство для работы с серией атласов «Обучение географии», которые, говорит автор в предисловии, имеют в виду, «облегчить борьбу с формализмом, дать учителям дидактические идеи, подчеркнуть важнейшие факты, а также заинтересовать ученика».
Интересна методика домашних заданий, разработанная О. Тихим (Чехословакия), который делит домашние задания на две группы — обязательные и добровольные, советует их координировать с домашними заданиями по другим предметам и придавать им индивидуальный характер в старших классах.
Из организационных форм заслуживают упоминания экскурсии, особенно широко распространенные в Польше. Методика в большинстве социалистических стран различает: учебные прогулки, экскурсии и уроки-экскурсии. В польских школах имеются «Географические мастерские на вольном воздухе», имеющие некоторое сходство с советскими школьными географическими площадками.
В последние годы в связи с реформой школ методическая мысль ищет новых путей преподавания географии, направленных на развитие интеллектуальной активности, наблюдательности, формирования у учащихся исследовательских навыков, реализации связи обучения с производством. Развиваются экспериментальные методические исследования, руководимые научно-исследовательскими педагогическими центрами (например, институтами педагогики в Польше, ГДР и Чехословакии). Широко используется передовой педагогический опыт. Кроме общепедагогических журналов («Педагогика» в ГДР и ЧССР, «Народна просвета» в Болгарии и т. д.), издаются специальные методические журналы, например в ЧССР — «История и география в школе», в Болгарии — «История и география», в Польше — «География в школе», в ГДР — «Журнал преподавания географии» и т. д.
Наряду с немногочисленными пока общими методиками преподавания географии в социалистических странах выходят отдельные частные (поклассные) методики. Например в ЧССР — «Методическое пособие к учебнику географии для VII класса» А. Стейскала, в ГДР — «Методическое пособие для преподавания географии в IX классе средней школы» Биллера, Кольманна и Цацвалля.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.