Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Социалистические зарубежные страны


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Задачи школьной географии и ее содержание. Во всех социалистических странах школьной географии придается большое образовательное и воспитательное значение. В качестве примера приводим задачи обучения географии, сообщаемые, в школьных программах ГДР: 1) учет политических и социальных событий; 2) воспитание любви к родине и чувства дружбы между народами; 3) выявление через наблюдения (в природе) географических закономерностей; 4) развитие идеи о том, что человек — хозяин природных богатств; 5) выработка практических навыков обращения со специальными приборами; 6) выработка навыков чтения и понимания сообщений прессы о хозяйстве, о политическом и экономическом развитии народов.
В решении задач воспитания патриотизма во всех странах народной демократии придается большое значение краеведению. Так, в ГДР в III и IV классах основной школы уже в течение нескольких лет ведется курс родиноведения («Хайматкунде»), сообщающий учащимся географические и исторические знания о родном крае. Принцип родиноведения осуществляется в ГДР на всех ступенях обучения, в преподавании всех предметов и во внеклассной работе. В ЧССР новые учебники географии строятся с выделением специального краеведческого раздела по каждой теме учебного материала.
Во многих социалистических странах первоначальные географические знания излагаются в рамках преподавания родного языка начиная со второго-третьего класса. Систематический курс географии обычно начинается с пятого года обучения и кончается на последнем (или предпоследнем) году обучения в средней школе, т. е. в X, XI или XII классах. При этом в одних странах он начинается с общей физической географии в элементарном изложении, в других же — с географии своей родины. Затем изучаются страноведческие курсы зарубежных стран и своей страны и в большинстве случаев систематический курс общей физической географии. Этому курсу, преподаваемому в VIII или IX классах, во многих странах придается большое значение для обобщения и углубления ранее полученных знаний и для подготовки к курсу экономической географии, изучаемому в старших классах средней школы.
Следует отметить, что при всех изменениях учебных планов и программ, имевших место в зарубежных социалистических странах за последнее десятилетие (1951—1960), характерными чертами (почти во всех системах курса географии в средней школе) являются: 1) изучение географии своей родины тремя концентрами (в начальных классах, в средних классах и в старших классах); 2) комплексный характер страноведческих курсов; 3) наличие двух концентров общей физической географии; 4) изучение экономической географии в старших классах; 5) завершение курса среднего географического образования экономической географии своей социалистической родины.
Общее число недельных часов, отводимых на географию, колеблется от 13 до 18 (Венгрия и Польша). В региональных курсах зарубежных стран наибольшее число часов отводится географии СССР. Показательны в этом отношении учебные планы и программы Чехословакии, где экономическая география СССР и своей родины изучается в XI классе (при 19 часах на СССР и 39 часах на ЧССР).
Основные методические идеи. До установления народной власти методика преподавания учебных предметов в социалистических странах считалась лишь практическим руководством для обучения и не могла претендовать на роль самостоятельной науки. В настоящее время основным для методики географии в этих странах является ее развитие как самостоятельной отрасли педагогической науки.
Например, М. Чеканская (Польша) дает такое определение: «Предметом методики географии является изучение тех способов, какими достигается передача детям и молодежи географических знаний». В задачу методики, по ее мнению, входит: 1) установление способов реализации программы учителем; 2) как учить и какие применять для этого методы; 3) как осуществлять принцип обучения и воспитания и как выявлять воспитательную сторону предмета. М. П. Печевский (Болгария) определяет методику как науку, которая всесторонне исследует процессы обучения и воспитания для открытия в них специфических особенностей и закономерностей, а в зависимости от них устанавливает для учителей географии способы, средства и формы наиболее эффективного обучения и воспитания.
В числе задач методики географии М. Печевский выдвигает: 1) выяснение зависимостей между географической наукой и географией как учебным предметом и приспособление первой для нужд школы; 2) определение целей и задач обучения географии, в целом и по годам обучения в соответствии с целями и задачами школы, постановлениями партии и правительства и сообразно с возрастом учащихся; 3) обоснование места и значения географии в учебном плане школы, определение содержания и объема учебного материала, установление основных принципов составления программ и учебников; 4) обоснование наиболее эффективного использования дидактических принципов, методов и форм работы при обучении географии в соответствии со специфическими особенностями как науки, так и учебного предмета; 5) выработку методологических, методических и практических указаний для правильного преподавания географии в каждом классе и по каждому разделу, сообразно специфическим закономерностям и особенностям обучения географии.
Проблема правильного, марксистско-ленинского методологического обоснования учебного материала и его политической направленности является одной из важнейших в методике географии зарубежных социалистических стран. Так, по мнению польских методистов, задача школы заключается в подготовке учащихся к практической деятельности в широком смысле этого слова. Такая школа должна быть общеобразовательной политехнической, должна служить орудием борьбы за построение социалистического общества. Содержание обучения должно строиться гармонически и составлять основу, для всестороннего - развития личности. Отбор учебного материала и его структура должны обеспечить формирование научного мировоззрения. Должен последовательно проводиться принцип соединения обучения с производительным трудом и обеспечиваться теснейшая связь образовательных задач с воспитательными. Комплексное построение программ не может заменить систематическое изложение программного материала.
Отбор учебного материала для целей преподавания справедливо считается методистами социалистических стран «одним из основных, теоретических и практических вопросов методики». В связи с перестройкой системы народного образования и выработкой новых учебных планов и программ, а также составлением новых Учебников этот вопрос стал предметом весьма широкого и всестороннего обсуждения на страницах педагогической печати. Среди проблем, относящихся к отбору материала, наиболее актуальными и сложными признаются: а) методологическая и политическая направленность учебного материала; б) построение системы курса географии; в) соотношение элементов физической и экономической географии в школьном курсе; г) учет требований политехнического и производственного обучения; д) содержание курса общей физической географии; е) содержание и построение учебников географии.
Немецкий методист Вальтер Рейсман в своей монографии «Учебник в преподавании географии» (Берлин, 1957) в качестве ведущих принципов отбора материала для учебника выдвигает «принципы, исходящие из демократического строя нашего общества», «принципы, исходящие из марксистско-ленинского мировоззрения, «принципы, исходящие из географической науки». Ева Шпеер (ГДР) в работе, освещающей итоги экспериментальных исследований, в области построения учебных планов и программ по географии, называет в качестве важнейших требований при определении содержания учебных программ учет политических и социальных событий, любовь к родине и дружбу народов, обучение учащихся «правильной оценке политического и экономического развития народов» и т. д.
Твердо установившимся в социалистических странах является деление географии на физическую и экономическую, в отличие от господствующей ранее концепции единой географии как гуманитарной науки. Расхождения наблюдаются главным образом в соотношении между элементами физической и экономической географии в школьном курсе.
Часть методистов социалистических стран придерживаются тех взглядов, что в школьном преподавании первенство должно принадлежать экономической географии, а элементы физической географии преследуют задачу развивать у школьников понимание материальности и познаваемости мира.
Другие методисты, особенно в ГДР, находят что как физическая, так и экономическая география в одинаковой степени призвана способствовать среднему географическому образованию. В. Пиш и Р. Мохнацкий (Польша) отмечают, что содержание географии в новой, двенадцати летней школе должно исходить из ряда принципов: 1) опоры на региональную географию; 2) наличия трех циклов обучения географии в течение 12 лет; 3) комплексного курса географии «с сохранением пропорций между физической и экономической географией».
Чешские методисты, проводя границу между физической и. экономической географией в школе, так определяют принципы содержания этих предметов: «Во всеобщей образовательной школе, само собой разумеется, физическая география отчасти имеет своеобразный характер. Ее выражают так, чтобы она отвечала задачам общего образования... чтобы помогала закладывать основы научного мировоззрения, содействовала в необходимой, мере военному и политехническому воспитанию и развивала у молодежи деятельный характер, как у граждан социалистического государства...» По этой концепции в содержание учебного материала по физической географии в общеобразовательной школе должны входить главным образом явления географической среды, изложенные и преподаваемые так, чтобы было ясно выдающееся значение этой среды для жизни человека.
В отношении экономической географии отмечается, что ее предметом является «размещение производства и взаимных отношений в географической среде...» и что объем знаний здесь определяется «мерой необходимости». В курсе экономической географии должно быть по их мнению, раскрыто правильное понимание влияния географической среды на развитие и размещение производства и обратного влияния хозяйственной деятельности человека на географическую среду.
При определении объема учебного материала как в физической, так и в экономической географии методисты социалистических стран прекрасно отдают себе отчет в опасности «энциклопедичности» в курсе географии.
В связи с введением политехнического и производственного обучения в проблеме отбора учебного материала по географии возникло немало новых методических вопросов.
В ГДР с включением в учебный план старших классов учебного предмета «Введение в социалистическое производство в промышленности и сельском хозяйстве» ставится задача установления связей между содержанием этого предмета и курсом экономической географии.
В ЧССР, ввиду сложности и обширности учебного материала по экономической географии, в настоящее время избирается путь сокращения числа изучаемых стран, с тем чтобы больше уделить внимания экономическим достижениям СССР и соседних социалистических государств.
В Венгрии в экспериментальных гимназиях (где учащиеся один день в неделю работают на производстве) рекомендуется преподавание географии увязывать с работой на предприятии — знакомить с сырьевой базой, энерго- и водоснабжением, источниками рабочей силы, движением продукции и т. д.; на сельскохозяйственных предприятиях страны — с их местоположением, планом каждой территории, почвами, микроклиматом, реализацией продукции, связью с рынками, местами переработки сельскохозяйственного сырья и т. д.
Таким образом, в проблеме отбора учебного материала по географии в аспекте осуществления принципа соединения обучения с производительным трудом зарубежные методисты в социалистических странах идут, во-первых, по линии усиления и углубления вопросов производственного характера в их географическом освещении и применении, чем усиливается интеллектуальная основа производительного труда, и, во-вторых, по линии установления непосредственных связей между теоретическими категориями учебного материала и его практическим применением на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях учащимися в производственном труде.
Курс общей географии в большинстве социалистических стран представлен в средней школе двумя концентрами. В первом концентре (обычно — на пятом году обучения, в ЧССР — в VI классе) общая география носит элементарный характер, преследуя главным образом цель вооружения учащихся самыми основными географическими представлениями и понятиями-терминами, нужными для прохождения в дальнейшем региональных курсов. Во втором концентре общая география проходится обычно в VIII классе (например, в Болгарии и Румынии), или в IX классе (например, в ГДР и ЧССР). По своему фактическому содержанию курс общей географии в старших классах школ социалистических стран сводится к двум типам: 1) к «чистой» общей физической географии, излагаемой в духе сочетания сведений из области математической географии, картографии, геоморфологии, гидрологии, климатологии с включением весьма кратких сведений из области истории географических открытий и хозяйства людей, и 2) к «общей географии», состоящей из общего землеведения, геологии и экономической географии, с включением элементов географии населения.
К задачам общей географии второго концентра относят следующее:
1) это должен быть систематический курс общей физической географии с хозяйственной оценкой элементов географической среды. Он должен не только обобщить знания учащихся, полученные в предыдущих курсах по физической географии, но и служить введением в курс экономической географии;
2) этот курс должен включать систематическое изложение общей физической,географии, опирающееся на элементы динамической и исторической геологии, а также включать элементы географии сельского хозяйства, промышленности, транспорта и населения.
Прохождение в течение одного учебного года общей физической геокрафии и экономико-географического обзора всего мира свидетельствует не о наличии какого-то особого курса, состоящего из физико-географических и экономико-географических элементов. Это — различные курсы: в первом полугодии изучается общая физическая география, во втором — экономическая география (общий обзор). Курсы имеют и разные учебники.
Методы и формы учебно-воспитательной работы по географии. До перехода школы на социалистический путь в преподавании географии наблюдалось некритическое использование методов американской педагогики.
Теперь все методисты сходятся на том, что успешное преподавание географии обеспечивается применением разнообразных методов. В качестве иллюстрации приведем методы, рекомендуемые М. Чеканской (Польша):
1) методы устного сообщения знаний;
2) наблюдения как введение к изучению и познанию явлений;
3) работа с картой;
4) методы работы с учебником;
5) использование стенных картин, диапозитивов и фильмов в преподавании географии;
6) рисование;
7) упражнения;
8) графическое изображение географических явлений.
Следует отметить, что иногда методисты выделяют какой-либо один или несколько методов как главные. Так, в коллективной работе под редакцией проф. Быргэяну (Румыния) «Методика преподавания географии Румынской Народной Республики в VII классе» указывается, что «лекция является основной формой изложения нового материала в школе».
М. Чеканская считает главнейшим демонстративный метод. В «Методике первых лет обучения», под редакцией А. Московьяка в С. Волошина (Варшава, 1959), особое место отводится «методу наблюдений» и «методу заданий».
Важное место в методической литературе по географии в социалистических странах придают проблеме развития географического мышления.
Много внимания уделяется работе с учебником. Так, З. Баторовичем (Польша) приводится интересная система работы с учебником, которая слагается из: а) собирания и систематизации сведений на основе учебника; б) проверки правильности ответа и получение дополнительных сведений с помощью учебника; в) разъяснения и обоснования выводов с помощью учебника; г) сопоставления и сравнения; д) отбора материала.
То значение, которое придается работе с картой в школах социалистических стран, может быть иллюстрировано небольшой, но содержательной книгой Анели Халубинской (Польша) «Обучение географии в V—VIII классах» (Варшава, 1960). Эта книга предназначена как руководство для работы с серией атласов «Обучение географии», которые, говорит автор в предисловии, имеют в виду, «облегчить борьбу с формализмом, дать учителям дидактические идеи, подчеркнуть важнейшие факты, а также заинтересовать ученика».
Интересна методика домашних заданий, разработанная О. Тихим (Чехословакия), который делит домашние задания на две группы — обязательные и добровольные, советует их координировать с домашними заданиями по другим предметам и придавать им индивидуальный характер в старших классах.
Из организационных форм заслуживают упоминания экскурсии, особенно широко распространенные в Польше. Методика в большинстве социалистических стран различает: учебные прогулки, экскурсии и уроки-экскурсии. В польских школах имеются «Географические мастерские на вольном воздухе», имеющие некоторое сходство с советскими школьными географическими площадками.
В последние годы в связи с реформой школ методическая мысль ищет новых путей преподавания географии, направленных на развитие интеллектуальной активности, наблюдательности, формирования у учащихся исследовательских навыков, реализации связи обучения с производством. Развиваются экспериментальные методические исследования, руководимые научно-исследовательскими педагогическими центрами (например, институтами педагогики в Польше, ГДР и Чехословакии). Широко используется передовой педагогический опыт. Кроме общепедагогических журналов («Педагогика» в ГДР и ЧССР, «Народна просвета» в Болгарии и т. д.), издаются специальные методические журналы, например в ЧССР — «История и география в школе», в Болгарии — «История и география», в Польше — «География в школе», в ГДР — «Журнал преподавания географии» и т. д.
Наряду с немногочисленными пока общими методиками преподавания географии в социалистических странах выходят отдельные частные (поклассные) методики.
Например в ЧССР — «Методическое пособие к учебнику географии для VII класса» А. Стейскала, в ГДР — «Методическое пособие для преподавания географии в IX классе средней школы» Биллера, Кольманна и Цацвалля.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +