Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие и формирование способностей к учению у младших школьников


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Задачи воспитания способностей у школьников диктуются общими требованиями коммунистического воспитания всесторонне развитой личности.
Способности формируются в деятельности. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и называется ребенком неспособным.
Психологические исследования показывают, что у всех нормально развивающихся школьников можно формировать способности в той или иной области человеческой деятельности.
Основной обязанностью учителя является формирование у учащихся способностей путем включения их в активную деятельность в той или иной области. Психолог Н. С. Лейтес указывает на то, что «неспособные» дети в большинстве своем плохо учатся не потому, что по особенностям своего, ума не могут понять тот или другой материал. Их неудачи во многих случаях зависят от отсутствия у них склонности к труду. У ребенка, который совсем не вдохновляется во время работы, не испытывает состояния удовлетворения от труда, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие тех или иных способностей.
Для развития и формирования общих способностей школьников важно прежде всего вызвать у них интерес к труду. Это — первая задача, стоящая перед учителем. Вторая задача — научить учащихся систематически и рационально трудиться.
Любовь к труду можно вызвать, опираясь на интерес учащегося к тому или иному предмету.
Для детей этого возраста большое значение имеет положительный пример, подражание трудовому энтузиазму родителей и учителей, замечательных, прославленных людей нашего времени.
Если ребенок дома видит серьезное отношение взрослых к процессу и результатам труда, он и сам начинает добросовестно трудиться. Всякие трудности, встречающиеся учащимся при достижении той или иной цели в трудовой или учебной деятельности, должны быть замечены взрослыми, любой успех учащихся должен поощряться.
Привычка систематически трудиться, строгий режим жизни и учения учащихся в семье и школе в большой мере содействуют формированию общих способностей к учению.
Воспитание у учащихся I—II классов трудолюбия начинается с воспитания у них привычки активно работать на каждом уроке. Ведь очень многие учащиеся не работают с полной нагрузкой на уроке, надеясь на то, что они сумеют выучить или выполнить то или иное задание дома. Некоторые учителя не следят за тем, чтобы все учащиеся были активны на уроке.
Радость полезного физического и умственного труда ускоряет развитие у учащихся общей способности к трудовому усилию. Психолог Н. С. Лейтес так описывает очень способного девятилетнего мальчика Шуру: «Любовь к труду, повышенная потребность в умственной деятельности — это, пожалуй, основная его особенность. Он не знает, что такое скука и что такое лень. Шура умеет работать в неблагоприятных условиях. Он способен, занимаясь, не подниматься с места в течение 3—4 часов».
«Детская тяга к труду замечательна не только количественной стороной, но и тем влиянием, которое она оказывает на самый процесс деятельности. Тяга к работе захватывает всю личность ребенка, обуславливая не только темп развития, но и качественный уровень достижений. Склонность к труду выступает как проявление самой одаренности».
Воспитание способностей у школьников неотделимо от задач воспитания и формирования личности в целом. Умение трудиться, способность к труду у учащихся связаны с формированием их морального облика, развитием чувства долга, коммунистического отношения к труду и т. п.
Чаще всего способность к учению характеризуется быстротой усвоения учебного материала. Поэтому многие учителя флегматичных, медленно усваивающих учебный материал учащихся иногда необоснованно относят к числу неспособных детей, нанося тем самым делу их воспитания непоправимый вред. А ведь среди медленно усваивающих учебный материал школьников есть много способных. Очень хорошую и психологически верную характеристику детей с медленным пониманием дал еще в прошлом веке Н. А. Добролюбов: «1) Они следят усердно за преподаванием, но оно не возбуждает в них самодеятельности... Нужно, чтобы прошло много времени, чтобы предмет много раз был показан им, и тогда только к этому чисто внешнему воззрению может присоединиться внутреннее, разумное участие. 2) Их трудно заставить идти вперед... Проходит обыкновенно довольно долгое время, прежде чем победишь их медлительность и заставишь их итти свободно и весело, без робости и без затруднений. 3) Зато они выказывают весьма сильную склонность к порядку и аккуратности... 4) Они нередко удивляют своим практическим смыслом в привычной им сфере жизни... 5) С нравственной стороны, которой здесь также-нельзя оставлять без внимания, они обыкновенно являются послушными, уступчивыми, добродушными, но иногда вдруг делаются несговорчивы, упорны и совершенно неприступны... Какая из этих сторон разовьется в них преимущественно в последующей жизни, это зависит главным образом от того, как с ними будут обходиться в школе. 6) Если в школе и вообще при воспитании обращаются с ними как следует, то они на все вопросы, какие дают им, либо отвечают верно, либо совсем ничего не отвечают. 7) Им трудно понимать и трудно удерживать понятое; но память их отличается верностью, а ум — ясностью».
В каждом классе есть дети с несколько замедленным пониманием, с такими детьми необходимо терпеливо и упорно работать для развития у них общих способностей к учению. Здесь при воспитании надо исходить из выдвинутого И. П. Павловым положения о постепенности развития. «Главное — постепенность, тренировка. В клинике и педагогике это нужно считать основным физиологическим правилом. Каждый раз, начиная сложную работу, никогда не спеши, дай время, смотря по работе, чтобы войти в эту сложную работу, мобилизоваться в порядке, а не бессмысленно, суетливо. Это факт», — пишет И. П. Павлов.
Всегда надо воздерживаться от необоснованных суждений об отсутствии способностей у того или иного школьника. В этой области возможны огромные ошибки и большие недоразумения. Великого писателя Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы в свое время аттестовали как неспособного по русскому языку. Знаменитого ученого физика И. Ньютона учителя предложили взять из школы по причине якобы полной неспособности к обучению. Замечательного естествоиспытателя К. Линнея отец в детстве считал пригодным только для шитья сапог.
Практика работы лучших школ показала, что развивать и выявлять способности нужно у всех детей. Каждый человек к чему-нибудь способен, «безталанных» людей нет. Надо только открыть эти способности, помочь человеку найти себя, показать ему, на что он способен. В этом важном деле большую роль играет учитель начальной школы. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, первый открывает и видит способности и таланты своих учеников и умело направляет их развитие. Это он говорит родителям, на что способны их дети.
Двадцать лет назад мы вместе с заслуженным учителем РСФСР М. Н. Страховой (школа № 282) как-то на перемене наблюдали за игрой детей, учащихся IV классов. И вот что сказала о своих учениках Мария Николаевна: «Их у меня сорок два, и все они разные и у каждого из них свой талант.
Вот Володя, кажется, учится с трудом, его хотели в специальную школу направить, а я не отдала, заметила, что он среди моих ребят лучше себя чувствует, тянется за ними. А ведь у него талант, руки золотые. Вы видели, какие он фигурки вырезает из дерева? И это у него надо было открыть.
А вот Сережа — способный математик; технику, машины, как ни странно, не любит, и все же быть ему математиком. Мальчик работает вдумчиво, серьезно. Вера — эта пойдет в театр, безусловно, большой талант у девочки. Виктор — это спортсмен, вот посмотрите, мяч гоняют все ребята, как ребята, а он, видите... О! Это будет мастер спорта.
Алешку видите? Вон тот, белокурый, носом все двигает; музыкантом хотели сделать, все в семье музыканты, мучили зря мальчишку, а он агрономом будет, да еще каким! Видели цветы в классе и на пришкольном участке — все он, все его работа. Родители и слушать не хотят об этом, но глупо не видеть таланта своего ребенка».
И так эта замечательная учительница говорила о каждом учащемся. Мария Николаевна хорошо знала своих учеников, она искала способности у каждого ученика и «открывала» их.
Прошло двадцать лет, нет уже в живых этой прекрасной учительницы, но многие из ее учеников пошли по пути, который она им указала еще в начальной школе. И теперь эти взрослые люди часто вспоминают свою первую учительницу, которая так правильно сумела определить их способности и таланты. Один из ее бывших учеников на вечере встречи выпускников школы так и сказал: «Наш класс талантливый, все наши ребята занимаются таким делом, что показывают себя как талантливые люди».
Чем выше уровень развития той или иной способности у учащегося, тем большего внимания и заботы он требует. Ему нужно рекомендовать дополнительную литературу, его надо знакомить со специальными приемами и способами интересующей его деятельности, укреплять веру в свои силы, развивать, волю, т. е. учить преодолевать препятствия и трудности, всячески стимулировать творческую активность и самостоятельность.
Способных учащихся начальных классов для получения квалифицированной помощи и руководства хорошо прикреплять к учителям-специалистам старших классов.
Однако необходимо опасаться того, чтобы из способных учащихся не появились вундеркинды, эгоисты и зазнайки. К способным (талантливым) учащимся надо предъявлять повышенные требования и в учении, и в коллективном труде, и в сфере формирования моральных качеств. Необходимо воспитывать у таких детей скромность при оценке своих возможностей.
Надо помнить, что высокое осознание и самооценка такими учащимися своей исключительности и высоких способностей часто губительно сказываются на дальнейшем развитии их личности и таланта.
Нашей стране нужны способные, знающие и много умеющие люди разных специальностей, но эти способные специалисты прежде всего должны быть прекрасными гражданами коммунистического общества.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +