Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие специальных способностей у младших школьников


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Можно говорить о разных уровнях развития специальных способностей у младших школьников.
1) О способности к рисованию, о способности к грамотному, не профессиональному учению, о способности к грамотной конструктивно-технической деятельности, к сочинению стихов и т. д. и 2) О высоко развитых или заметно развивающихся специальных способностях в области музыки, поэзии, рисования, техники и т. д.
Первый уровень формирования и развития специальных способностей у младших школьников вполне может быть достигнут при правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Скажем, у всех детей будет формироваться способность грамотного творческого рисунка.
Опыты Е. И. Игнатьева показали, что возможности обучения изобразительной грамоте и приемам творческого рисования необычайно велики в начальных классах. К V классу каждый учащийся может быть обучен основным правилам грамотного изображения и свободному выражению своих мыслей в творческом рисунке.
В области музыки и пения, как показывают опыты обучения детей музыке И. Кравцем и опыт отдельных школ Эстонской ССР, Латвийской ССР, Венгрии и Австрии, все учащиеся начальных классов могут быть обучены пению и основам нотной грамоты. Отсутствие достижений в этой области объясняется недостаточно планомерным обучением и воспитанием детей.
Дети очень интересуются техникой. Но технические способности формируются у них позже, уже на базе значительного развития всей личности, пространственного и технического воображения, технической наблюдательности. Детей младшего школьного возраста необходимо обучать умению владеть инструментами, орудиями труда, ухаживать за машинами и техническими приспособлениями, развивать у них техническое мышление, умение решать технические задачи.
Такая предварительная работа с младшими школьниками приводит к тому, что у детей-подростков уже отчетливо выявляются достаточно развитые технические способности. Е. Шаламон с успехом использовал работу учащихся с конструкторами (разной степени сложности) для развития у них технических способностей.
У младших школьников в сельской школе можно успешно формировать способности к сельскохозяйственному труду. Под руководством энтузиастов-руководителей дети этого возраста выращивают новые сорта растений, ухаживают за домашней птицей, кроликами, поросятами.
В младшем школьном возрасте могут иногда встретиться отдельные учащиеся со вторым, более высоким уровнем развития специальных способностей. У этих учащихся рано сформировались и развились специальные способности под влиянием особо благоприятных условий жизни и общего формирования личности. К таким учащимся необходимо проявлять особое внимание и оказывать им всяческую помощь в развитии их дарования.
Случаи раннего проявления ярких способностей к математике описывает В. А. Крутецкий. Он рассказывает, что на математические способности Сони Лернер родители впервые обратили внимание тогда, когда ей было около четырех лет. Она любила наблюдать, как выполнял задания по арифметике ее брат — ученик II класса. В 4—5 лет Соня самостоятельно пришла к понятию простой дроби. В 5—6 лет заметили, что у нее появилось какое-то представление об отрицательных числах. Ее брат ошибочно записал пример и растерялся, когда ему пришлось вычитать: 28—36. Но Соню это не смутило. «Это будет на 8 меньше, чем ничего», — сказала девочка. В 11 лет Соня училась в IV классе и занималась математикой в кружке восьмиклассников.
Володя Лебедев в пятилетнем возрасте умножал в уме двузначные числа, в шестилетнем возрасте стал интересоваться тригонометрией.
Очень рано наблюдаются у детей ярко выраженные способности к музыкальной деятельности. Моцарт, воспитывавшийся в музыкальной среде, очень рано стал играть на музыкальных инструментах; он в трех-четырехлетнем возрасте начал сочинять простенькие пьески.
Мендельсон начал создавать музыкальные композиции с пяти лет. Сергей Прокофьев в восемь лет создал первые музыкальные пьесы. Сын шофера Алексей Наседкин проявил яркие музыкальные способности уже в дошкольном возрасте и в семь лет был принят в центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской государственной консерватории.
Часто проявляются в раннем возрасте и способности к изобразительной деятельности. Великие русские художники И. Е. Репин и В. М. Серов уже в шестилетнем возрасте много рисовали, причем В. М. Серов выполнял рисунки с натуры. Очень рано начали рисовать И. И. Левитан, Игорь Грабарь и другие известные художники.
Несколько позже проявляются способности к писательской деятельности. А. С. Пушкин начал писать стихи в возрасте восьми лет, А. Н. Некрасов — с девяти лет.
Среди учащихся начальных классов, при условии внимательного и умелого обучения их рисованию, часто встречаются дети, которые проявляют хорошие способности к изобразительной деятельности.
Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Нередко мы видим очень способных детей-музыкантов и детей-художников в начальной школе, которые в старших классах становятся самыми средними учащимися. Это, чаще всего, результат плохой педагогической работы. У многих учащихся способности глохнут из-за отсутствия систематического обучения и надлежащего руководства со стороны учителей.
Способности могут проявляться и формироваться в течение всей жизни человека, их никогда не поздно развивать. Многочисленны случаи, когда способности выявляются у людей зрелого и даже пожилого возраста.
Кроме того, надо помнить, что специальные способности у учащихся часто формируются не в одиночку, а целыми группами. Учащиеся — хорошие рисовальщики, иногда оказываются способными к музыке или к театральному искусству и т. п.
В начальных классах не следует стремиться развивать способности только к одной какой-либо деятельности, важно добиваться многостороннего развития ребенка.
К проектированию разносторонне развитой личности всегда стремился замечательный советский педагог А. С. Макаренко, стремятся и сегодня наши лучшие учителя.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей.
2. Назовите условия развития и формирования способностей.
3. Какова взаимозависимость формирования личности и формирования способностей?
4. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудоспособностью и трудолюбием человека.
5. Охарактеризуйте способности к учебному труду у младших школьников.
6. В чем заключаются особенности формирования специальных способностей у младших школьников?

Практические задания

1. Пронаблюдайте в школе за одним учеником, которого учителя считают совсем неспособным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не проявляет никаких способностей. Наметьте педагогические мероприятия для дальнейшего воспитания этого ученика.
2. Составьте характеристику ученика, проявляющего яркие способности к какой-либо деятельности (математике, музыке, рисованию и т. д.). Подумайте, как помочь дальнейшему развитию его способностей.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +