Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.
Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности. Способности теснейшим образом связаны и с уровнем знаний человека, с его навыками и умениями. Усвоенные знания, навыки и умения постепенно в обобщенной форме входят в состав общих и специальных способностей человека.
Однако нужно четко отличать знания и навыки от способностей. Имеющиеся у человека знания и навыки еще не всегда свидетельствуют о наличии способностей. Учителям часто приходится в педагогической практике встречать учащихся, способных к математике, но имеющих очень «скромные» знания фактического математического материала. Есть школьники, мало способные к математике, но обладающие большим «багажом» фактических знаний, которыми они все же оперируют с большим трудом.
Способности зависят от знаний навыков и умений, но не сводятся к ним; они формируются и развиваются на основе усвоенных знаний, навыков и умений, а от развития способностей в свою очередь зависят быстрота, легкость и качество овладения новыми знаниями и умениями.
Таким образом, богатство психического мира личности, широкий круг знаний, навыков и умений способствуют формированию и совершенствованию общих и специальных способностей, а высокий уровень развития способностей в свою очередь содействует дальнейшему совершенствованию и обогащению духовного мира человека. Такова сложная диалектическая взаимозависимость развития личности и ее способностей.
Способности теснейшим образом связаны с направленностью или склонностью человека к занятию определенной деятельностью. Чаще всего человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой у него уже сформировались определенные способности. По склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности.
Всем нам хорошо известна жизнь нашей замечательной космонавтки Валентины Терешковой-Николаевой, и все признают, что это очень способная женщина. Вначале у нее появился большой интерес к полетам в космос, затем возникло желание быть космонавтом. У Валентины Терешковой-Николаевой явно проявляется склонность заняться исследованием космоса, и она предпринимала первые шаги в этом направлении, занималась в школе парашютистов, где и обнаружились ее способности в области парашютного спорта и еще более оформились склонности заниматься космонавтикой. Дальнейшая учебная и практическая деятельность, а затем и полеты в космос подтвердили, что склонности и интересы Валентины Терешковой-Николаевой были тесно связаны с ее способностями.
Формирование способностей обычно сопровождается развитием интересов к той деятельности, в области которой проявляются способности. Развитие технических способностей, как правило, сопровождается развитием интересов и наблюдательности в области техники. Развитие способностей к изобразительному искусству сопровождается развитием интересов к этой области,
развитием и формированием общих эстетических потребностей, интересов и знаний. Таким образом, нельзя отрывать развитие способностей от развития и формирования потребностей и интересов личности.
Велики индивидуально-типологические различия в способностях отдельных людей. Как мы уже знаем, люди отличаются друг от друга в проявлениях сзоего поведения, по характеру и особенностям своей деятельности. Здесь очень ярко проявляются индивидуальные особенности людей в зависимости от типа их высшей нервной деятельности, темперамента. Эти типологические различия людей сказываются и на развитии и особенностях формирования их общих и специальных способностей.
На уроке арифметики мы наблюдаем за двумя ученицами. Одна из них быстрая, подвижная и, как о ней говорит учительница, «очень беспокойная, но умненькая». Другой девочке учительница дает такую характеристику: «во всем она очень инертная, и знания у нее инертные; всегда учит, всегда знает, но применить знания не может».
Первую девочку вызывают отвечать заданный урок — надо доказать теорему. Она не знает формулировки теоремы, не может сделать чертежа. После того как она услышала эту формулировку, все изменилось. Она записала, что дано, что требуется доказать, и сразу начинает доказательство.
Учительница спрашивает девочку: «Скажи откровенно, учила урок дома?»
— «Нет, — отвечает ученица. — Я не была в классе, когда вы задавали этот урок и объясняли».
Дальше на уроке учительница объяснила прямую теорему, а обратную теорему поручила доказать этой же ученице — и она выполнила это задание блестяще.
Вторая ученица, вызванная отвечать, с большим трудом доказала теорему, хотя прекрасно знала ее формулировку. Несколько раз, после того как на вопросы следовало молчание, учительница говорила: «Лена, ты же знаешь это; ну говори скорее». На вопросы учительницы девочка отвечает, а сама свои знания применить не может. Если после молчания учительница просит ответить другого ученика, она неизбежно говорит: «Я это знаю», и дальше отвечает без затруднений.
Так индивидуальные различия сказываются в учебной работе учениц, выявляют их способности.
Большое значение в возникновении различий формирования способностей имеют особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три «специально человеческих» типа высшей нервной деятельности: художественный тип — с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип — с относительным преобладанием второй сигнальной системы, и средний тип — с относительной уравновешенностью сигнальных систем.
Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство воображения.
Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному и абстрактному мышлению. Люди среднего типа характеризуются разной степенью уравновешенности особенностей художественного и мыслительного типов, таких людей большинство. «Принадлежность» человека к одному из типов высшей нервной деятельности накладывает отпечаток на все поведение человека и особенности его духовного мира, следовательно, и на его способности.
При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие общих и специальных способностей. Однако необходимо учитывать при воспитании и формировании способностей и тип высшей нервной деятельности человека, и его личностные особенности в целом.
Развитие и формирование способностей находится в теснейшей связи с умением человека трудиться. Большое трудолюбие и трудоспособность личности является основой наиболее высокого развития специальных способностей, которое называется талантом.
Талант — наиболее благоприятное сочетание способностей, которое дает возможность в определенных областях творческой деятельности создавать высокие произведения науки, техники и искусства. Многие полагают, что талантливым людям все дается легко и просто, без особого труда, но в действительности это не так. Для развития таланта требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием.
Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил о том, что для художественного творчества нужен прежде всего труд, труд и труд. Даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться.
С великим трудом и исканиями связано создание замечательных моделей самолетов нашим советским конструктором С. В. Ильюшиным. Великий русский писатель Л. Н. Толстой считал писательскую работу «страшной работой».
Простота талантливого произведения — продукт огромнейшего труда его создателя. Талантливый и особенно гениальный (гений — высшая ступень таланта) человек — это великий труженик, страстно любящий свое дело и с огромным увлечением отдающийся ему. Великий ученый И. П. Павлов писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.