Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В процессе деятельности происходит овладение знаниями и умениями, а в результате упражнений появляются автоматизированные элементы действия — навыки.
У различных навыков уровень автоматизирования различен. Некоторые двигательные навыки достигают высокого уровня автоматизирования (вспомните приведенный выше пример с вязальщицей), интеллектуальные навыки обычно включают меньшее количество автоматизированных элементов, а в некоторых случаях отдельные из этих компонентов не подвергаются автоматизированию и требуют непрерывного сосредоточенного внимания и осознания действий.
В навыках письма многие компоненты, вначале требующие внимания и осознания, автоматизируются, в том числе автоматизируется и процесс применения правил при письме.
В начале овладения умением учащийся, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило (проговаривает его
полное определение), затем правило свертывается («это существительное женского рода») — школьник пишет правильно, не вспоминая правило; необходимость в нем возникает лишь по требованию учителя («почему так написал?»), а затем правило применяется только в трудных случаях. Ясно, что подобное «свертывание» правила изменяет характер деятельности ученика: она становится более гибкой, быстрой, в деятельность вносится автоматизирование некоторых из ее сторон, т. е. у учащихся вырабатывается навык — правило не вспоминается.
Навыки обладают большой гибкостью и подвижностью, это не застывшая форма деятельности. Навыки можно совершенствовать (как бы хорошо школьник ни читал, всегда можно довести навык чтения до еще большего совершенства). В зависимости от изменения условий вносятся изменения и в выполнение действия, и в приемы его выполнения.
Гибкость, устойчивость, подвижность — все эти качества навыка развиваются в процессе деятельности, формируются в процессе обучения и закрепляются в практике путем упражнений.
Остановимся на важнейших моментах формирования навыков и умений.
Обучение письму начинается с овладения ребенком написанием отдельных элементов букв, что готовит его к написанию буквы в целом.
На первом этапе формирования навыка письма учитель показывает, как надо писать элементы буквы, он знакомит школьника с правилами письма, ученик получает знания и усваивает эти правила. Учитель стремится к тому, чтобы знания были усвоены прочно; с этой целью он беседует с учащимся, задает ему вопросы: «Коля, скажи мне, как ты будешь писать? Как будешь держать ручку?» и т. д.
Когда правила усвоены, учитель переходит ко второму этапу обучения навыкам; учащиеся на практике применяют знания, упражняются в написании букв. В результате упражнений формируются умения — ученик уже знает и умеет писать элементы данной буквы. При письме ученик осваивает написание одной части буквы, затем второй составной части буквы и т. д. Умея писать элементы буквы, учащийся постепенно начинает совершенствовать самостоятельное сознательное действие.
На третьем этапе формирования навыка все эти действия объединяются в одно действие — школьник пишет уже буквы. Самостоятельные действия — написание элементов буквы — вошли в целостное действие — написание буквы. Теперь ученик не продумывает каждое отдельное действие, не согласовывает его с графическим правилом — после многих повторений у него выработался навык.
К школьнику предъявляется теперь требование — соблюдать грамматические правила, на них и сосредоточено его внимание.
Если учащийся сосредоточит все свое внимание на графических правилах, то не в состоянии будет соблюдать требования грамматические. Но ученик уже настолько овладел навыком написания отдельных букв, что ему теперь и не требуется обращать внимания на то, как писать их, ему не надо применять правила написания буквы, его способы и действия по написанию букв уже стали автоматизированными, выработался навык.
Школьник пишет правильно, не обдумывая способа всех действий в ходе письма. Однако не следует полагать, что автоматизированные способы действия бессознательны — они все время находятся под контролем сознания. Ученик пишет слово, где встречается сочетание «ши». Он написал лишнюю палочку. Мгновенное осознание — это ошибка. Тогда учащийся начинает применять графические правила. При затруднениях в написании буквы на помощь снова приходят графические правила.
После овладения навыком происходит его совершенствование. Поэтому на этой стадии формирования навыка необходимо проводить соответствующие упражнения по закреплению навыка.
Учительница постоянно обращает внимание школьников на следующие моменты: «Смотрите, чтобы все буквы были доведены до линейки, буквы пишите ровные, делайте одинаковый нажим»; она требует, чтобы дети контролировали написанное, но глаз замечает только уже сделанную ошибку, а методика советует предупреждать ошибку. Возникает потребность опереться на двигательный контроль. Постепенно, в процессе овладения навыком включаются двигательные ощущения, теперь в кору мозга поступают сигналы от пальцев (нажим пальцев, сопротивление пера), от предплечья и плечевой части руки. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ослабевает.
Посмотрите внимательно на ученика. Как старательно он пишет, сосредоточивая все свое внимание на соблюдении правил письма; и в это время он забывает о многом, чему его учила учительница: иногда он почти ложится на парту, делает много лишних усилий, слишком крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, совершает много лишних, порой импульсивных движений, лицо выражает напряжение.
Но постепенно напряжение исчезает, движения координируются — становятся более уверенными, четкими и, наконец, появляется ровное, спокойное письмо. Лишние движения устранены, эта работа становится для ученика менее утомительной и на ее выполнение затрачивается меньше времени, улучшается качество письма — формируется навык. При овладении навыком письма школьник начинает применять различные способы использования его. Изменяются условия — учащийся изменяет способы применения навыка, иногда проявляя известную гибкость.
Навыки необходимы человеку в любой деятельности, они дают ему возможность быстро переключаться с одной операции на другую, с одной деятельности на другую, в зависимости от изменившихся условий труда работать быстро, четко, слаженно.
В результате усвоения навыка происходит объединение элементов отдельных операций в единое целое, концентрация внимания не только на элементах, а главным образом на целом, «свертывание» правил и действий, изменение планирования и контроля, исчезновение напряжения, лишних движений, ослабление зрительного контроля за счет усиления мышечного контроля, автоматизирование способов выполнения действия. Таким образом, усвоение навыка дает возможность человеку экономить время, увеличивать темпы работы, совершенствовать ее качество и переключать внимание на творческую сторону деятельности, на обдумывание последующих этапов деятельности, на результаты деятельности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.