Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Успешность формирования навыка зависит от ряда условий.
Первое условие успешности формирования навыка — четкость поставленной цели, осознание того, что должно получиться в результате деятельности.
В приведенном выше примере можно было видеть, что перед обучением учащихся письму учительница четко ставила цель, объясняла и показывала, как писать отдельно элементы буквы, а затем уже и букву в целом.
На уроках труда учитель показывает школьникам предмет, который надо сделать, а затем рассказывает, как изготовлять отдельные детали, и ученики, следуя в своей работе за указаниями учителя, овладевают необходимыми действиями. Чем старше становится школьник, тем все большее значение имеет для него инструктаж, основанный на прежних знаниях. Младшие школьники часто увлекаются самим процессом изготовления вещи и теряют цель (начали делать указку, но так увлеклись процессом строгания, что от изделия ничего не осталось). При неясном представлении о том, что и как делать, нужный навык сформироваться не может. Младший школьник иногда не может сосредоточиться на цели работы, так как чрезмерно концентрирует внимание на собственных действиях.
Вторым условием успешного формирования навыка является планирование деятельности.
Планирование труда дает возможность лучше осознать цель работы в целом, представить себе продукт труда, результат труда, обдумать трудовые процессы, их последовательность и выделить узловые моменты. Младшему школьнику иногда бывает
трудно охватить весь трудовой процесс в целом, хотя учитель может сказать учащемуся (а иногда и показать), что должно получиться в результате работы, или к чему он должен стремиться. Поэтому целесообразно расчленить процесс работы на отдельные этапы и выделить маленькие задачи, которые в процессе деятельности школьника могут объединяться в более крупные задачи.
Вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно ученик обучается планировать свою деятельность.
Без самостоятельного планирования учеником своей деятельности навык будет неполноценным.
Третьим условием успешного формирования навыка является контроль, а затем и самоконтроль. Контроль осуществляется и в конце работы, и в процессе ее. Контроль дает возможность осознать еще в процессе формирования навыка, как протекает деятельность, какие она содержит недостатки и какие обнаруживаются в ней положительные моменты.
Отсутствие контроля часто приводит к тому (это особенно часто встречается у младших школьников), что ошибки и недочеты закрепляются в процессе упражнений, это влечет за собой формирование несовершенных действий, движений и приемов.
В работе с учащимися начальной школы особенно важно обращать внимание на правильность и точность выполнения первых действий в ходе формирования навыка. Первые действия и движения обычно особенно прочно закрепляются у школьника, с большим трудом изживаются, а в последующей деятельности бывают частые рецидивы — т. е. возврат к неверно усвоенным прежде действиям и движениям.
Опытный учитель обычно учитывает эту особенность младших школьников и, прежде чем разрешить им приступить к выполнению действий, проводит соответствующую подготовительную работу. Так, на уроках труда учитель показывает, как надо пользоваться ножницами. Прежде чем приступить к резанию бумаги, ученики делают упражнения без ножниц, воспроизводя движения ножниц руками, затем — с ножницами, но без бумаги, и лишь после такой предварительной тренировки выполняют упражнения с бумагой.
Проводя контроль, учитель следит за тем, как учащиеся выполняют задание и вносит поправки, учит, как надо резать бумагу, но главное — стремится предупредить ошибки и, когда видит, что ошибаются многие из них, прекращает работу, показывает еще раз, как надо делать, как выполнять работу правильно.
Так формируются и закрепляются у учащихся правильные навыки. Учитель предлагает школьникам сравнить свою работу с образцом — это контроль через сравнение — и самостоятельно найти, что в их работе выполнено хорошо, а что плохо, как надо исправить неправильное, плохое.
Иногда учитель прибегает к другой форме контроля — проверке учащимися работы товарища. Учитель обучает школьников самоконтролю в начале и в конце работы, а затем и в процессе самой работы. Самоконтроль приводит ученика к оценке своей работы, к осознанию своих ошибок в действиях и пониманию этих ошибок.
Четвертым условием успешного формирования навыка является оценка деятельности.
В процессе работы учитель оценивает работу, одобряет действия ученика и оценивает результат труда — это своеобразное «подкрепление» действия, закрепление его. Отрицательная оценка, указание только на одни ошибки, без показа положительного не дает нужного эффекта.
Прочность двигательного навыка зависит от распределения его формирования во времени — навык хуже формируется, если повторения очень концентрированны или содержат большие интервалы. Медленный темп работы рекомендуется в начале формирования навыка, а более быстрый темп предлагается тогда, когда навык уже в основном сложился. На формирование навыка оказывают большое влияние индивидуальные особенности человека, его отношение к данной. деятельности имеет большое значение для выработки навыка. Трудно выработать у ученика навык, если он считает, что деятельность ему совершенно не нужна.
Ученика III класса Мишу Д. на уроке труда обучали приемам вышивания, дело шло очень плохо, мальчик считал, что это ему не нужно, и в результате он так и не овладел навыком. Совершенно другие результаты были, когда перешли к переплетному делу: у Миши изменилось отношение к работе, и навык владения иголкой формировался у него быстро и прочно.
Основным показателем того, что человек овладел навыком, является результат работы. Систематическое, а не случайное достижение хороших результатов связано со скоростью выполнения работы и с качеством продукции. Появляется своеобразная, индивидуальная манера в работе, т. е. устойчивость навыка. Формируется способность изменять способ действия при изменении условий, т. е. формируется гибкость навыка, или, иначе говоря, известное мастерство.
Навык часто разрушается, если длительное время нет упражнений, если навык не закреплен соответствующими упражнениями. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения. Когда мы говорим, что навык ослаблен,— это значит утрачивается приобретенный темп работы, скорость, ритм, точность, исчезает уверенность в том, что умение сохранилось.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.