Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Обучение семилетнего ребенка в школе коренным образом перестраивает всю его жизнь и деятельность. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка была игра, а в школе ведущей деятельностью становится учение.
Изменения в жизни первоклассника оказывают большое, всестороннее влияние на развитие его личностных качеств, и в частности на развитие его воли.
У детей этого возраста изменяются мотивы поведения, хотя они еще недостаточно устойчивы и связаны больше с ближайшими перспективами, с настоящим, чем с будущим и прошлым.
Одновременно у младших школьников формируются мотивы долга и интереса, причем основанные не только на чувстве ответственности перед учителем, но и на чувстве ответственности перед коллективом, пионерской организацией, школой.
Учебная деятельность развивает у детей волевые действия — умственные усилия, необходимые при решении задач и разнообразных вопросов, усидчивость при продолжительной работе, преднамеренные восприятие, внимание, память, воспроизведение, наблюдение. Все эти преднамеренные психические процессы являются уже проявлением воли.
Необходимость контролировать свою работу, требование учителя и родителей непременно заканчивать любое дело особенно заметно формируют волю младшего школьника.
Таким образом, условия обучения и воспитания детей этого возраста создают все возможности для успешного развития и формирования у них воли.
Как указывает в своих работах психолог В. И. Селиванов, волевые действия младшего школьника все же развиты еще слабо: хотя они стали более продуманными, непосредственные желания и чувства ребенка этого возраста — наиболее сильные мотивы их поведения.
Психолог М. Н. Волокитина приводит примеры из своих наблюдений за школьниками начальных классов.
Некоторые школьники не могут преодолеть различные «соблазны», отвлекающие их от дела. Заигравшись с товарищами, они забывают о том, что нужно готовить домашние задания.
Родители Мити К., ученика II класса, должны были уйти из дому, а усаживать мальчика за уроки было рано, так как он не успел еще отдохнуть после занятий в школе. Мать, уходя, взяла с сына слово, что через час Митя начнет делать уроки. Мальчик искренне обещал это сделать, но заигрался и обо всем забыл. Было уже темно, когда Митя пришел домой. Он разложил на столе тетради, но, подойдя к дивану, прилег и уснул. Среди ночи мальчик проснулся и заплакал. Родители успокоили мальчика только тем, что обещали разбудить его в 6 часов утра. И Митя, с трудом просыпавшийся даже в 8 часов утра, беспрекословно встал в 6 часов и успел выполнить все уроки.
Можно утверждать, что у детей младшего школьного возраста уже достаточно развито понятие долга, они уже руководствуются мотивами долга в любой деятельности, особенно учебной, они знают обязанности ученика советской школы. В воспитательной работе учителю необходимо опираться именно на достаточно развитое понятие долга у учащихся младшего школьного возраста, одновременно учитывая то, что дети еще не всегда могут проявлять волевые усилия.
Настоящие, устойчивые мотивы долга развиваются у детей младшего школьного возраста только в результате воспитания. Младший школьник еще не может делать длительных волевых усилий, особенно в однообразной деятельности, поэтому, воспитывая волю, надо учитывать эту особенность ребенка и не поручать ему на длительное время однообразную работу. Но учащийся этого возраста будет делать монотонную работу длительное время, если трудности ее увеличивать постепенно. Так незаметно ребенок привыкает проявлять волевые усилия.
Цели и мотивы волевой деятельности формируются и развиваются у младшего школьника и в процессе учебной деятельности, и в ходе выполнения тех дел, которыми он занимается во внеурочное время.
Цели большие и далекие еще недоступны младшему школьнику — ему понятны лишь близкие, конкретные цели. Даже цель, поставленная перед учащимися в начале урока, иногда оказывается для него малозначимой, он забывает о ней и не руководствуется ею в процессе своей работы.
Воспитывая волю у детей младшего школьного возраста, необходимо организовать контроль за их деятельностью и помогать им в трудные минуты. Следует воспитывать у учащихся привычку непременно выполнять принятое решение, обязательство, данное слово. Выполненное решение создает у ребенка чувство уверенности, приучает его преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что без контроля старших у школьника может возникнуть и противоположная отрицательная привычка — легкомысленно относиться к выполнению принятого решения, обязанностям, данному слову.
Надо приучать школьника, прежде чем принять решение, взвешивать все возможности, соразмерять свои силы. Если принятое решение окажется непосильным, школьник должен уметь вовремя отказаться от принятого решения — в этом также проявляется воля.
Нам пришлось наблюдать, как однажды учащиеся III класса пришли в класс шумные, возбужденные и сообщили учительнице, что они хотят убрать весь камень и мусор с участка и оборудовать там площадку для младших ребят. «Если вы так решили, и уверены, что справитесь, то после урока начнем работать» — ответила учительница.
Школьники поработали немного и им стало ясно, что работа для них непосильна. Учительница сказала ребятам: «Прежде чем заявлять, что ты сделаешь, надо взвесить свои силы и брать посильное дело, а если понял, что ошибся, то признай свою ошибку. Если же дело посильное, его надо обязательно доводить до конца». После этого ребята выбрали себе такую работу, с которой они справились, хотя она и была связана с преодолением трудностей (они посадили кустарник).
В процессе учебной деятельности учитель имеет возможность на каждом уроке воспитывать волю школьника, направляя его на выполнение целей урока.
На уроке учащийся должен быть внимательным, а для этого ему необходимо преодолевать свои желания, не отвлекаться от
работы, делать усилия над собой в тех случаях, когда постороннее, порой очень интересное, привлекает его.
Школьник должен на уроке запоминать, припоминать, узнавать, воспроизводить материал, обдумывать его, решать задачи,— все это требует от него затраты волевых усилий.
Учебная работа перестраивает всю психическую деятельность учащегося, воспитывает, чувство ответственности, долга, а это помогает ему преодолевать трудности учения, подчинять свои желания требованиям долга и поставленной цели.
Таким образом, вся учебная работа учащегося и в школе, и дома является основой воспитания воли.
Наряду с положительными волевыми качествами у детей этого возраста иногда развиваются и отрицательные черты личности, проявляющиеся как стремление сопротивляться влиянию взрослых и противодействовать им.
Некоторые психологи и педагоги объясняют эти проявления как своеобразное выражение протеста ребенка против пресечения его самостоятельности. Ребенок стремится добиться своей цели, исполнения своего желания: капризничает, настаивает на своем, и если ему это удается неоднократно, то подобная форма поведения закрепляется и становится привычкой. Так развивается упрямство.
Наблюдается у младшего школьника и негативизм — ничем не мотивированное отрицательное отношение к требованиям взрослых и стремление делать противоположное этим требованиям.
Все эти отрицательные качества младшего школьника проявляются избирательно только по отношению к определенным лицам и только в определенной обстановке. Негативизм и упрямство не являются врожденными качествами, они — следствие плохого воспитания. Ребенок, поставленный в соответствующие условия воспитания, особенно в коллективе сверстников, довольно быстро избавляется от этих недостатков.
Воля воспитывается и в труде. В трудовой обстановке человек особенно четко и хорошо осознает ясность цели и пути ее достижения. Преодолевая трудности в процессе работы, учащийся воспитывает свою волю, у него создается уверенность в том, что он может проявлять усилия, может создавать полезные вещи и изделия. Умея правильно оценить свои возможности, говоря себе — «я могу», учащийся начинает верить в свои силы. Все это — предпосылки развития воли.
В процессе труда школьник испытывает новые чувства, которые познаются им только в трудовой деятельности, — это чувства радости, гордости, счастья работника-созидателя. Нельзя забывать, что ребенок, как и взрослый, испытывает огромную радость, большое чувство удовлетворения от того, что сделанная его руками вещь полезна, что его труд нужен людям. Именно такой труд
воспитывает волю у человека, стремление добиваться намеченных целей. Если же труд безрадостен, бесперспективен, он не может воспитать у человека волевых качеств.
Большое значение для воспитания воли имеет совместная работа в коллективе, опора на коллектив. Целеустремленный, работоспособный коллектив всегда положительно влияет на школьника, воспитывая его волю. От коллектива нельзя отставать, и учащийся поступает так, как и его товарищи: подражает лучшим, стремится выработать у себя те волевые черты характера, которые высоко ценятся в коллективе. Помощь коллектива, оценка коллектива — все это важные стороны воспитания воли школьников.
Трудовая деятельность в коллективе организуется так, что цели, поставленные всеми, становятся целями каждого члена коллектива. Если класс наметил цели — добиться полной чистоты, порядка и высокой дисциплины,— эти цели обязательны для всех ребят, все учащиеся стремятся их добиться. Когда ученик намеревается выполнять коллективные цели, он сам намечает, как он будет их выполнять.
Так часто начинается самовоспитание.
Младший школьник уже может заниматься самовоспитанием воли, но при обязательном условии — руководстве старших. Только с помощью взрослых 8—9-летние дети могут систематически и планомерно тренировать свою волю.
Самовоспитание воли младшего школьника должно быть организовано так, чтобы ребенок не чувствовал «постороннего» влияния — инициатива должна исходить от самого ребенка.
Дети этого возраста склонны к подражанию. Поэтому большое воспитательное значение имеет положительный пример, которому следует ребенок.
Петя К., ученик III класса не любил физкультуру. Его отец каждое утро делал зарядку. Он неоднократно напоминал сыну, что и ему необходима гимнастика, рассказывал случаи из своей жизни, когда ему так пригодилась выносливость. Во время одной загородной прогулки по лесу Петя не смог дойти до условленного места.
Отец объяснил ему, что он не вынослив только потому, что не тренируется физически, что ему совершенно необходимо делать утреннюю гимнастику.
Мальчик обещал, что будет делать зарядку, и вначале очень охотно занимался, а потом перестал. Однако пример отца, его новый интересный рассказ, и, наконец, достигнутая цель (в следующем походе мальчик дошел до намеченного пункта) заставили мальчика проявить волевое усилие и продолжать заниматься гимнастикой.
Младшего школьника надо учить приемам самовоспитания: заставлять себя делать что-то, запрещать себе делать то или
иное, оценивать свои действия, приказывать себе, не хныкать, подбадривать себя, планировать свою деятельность на каждый день.
Важно рассказывать детям о хороших людях, которым ребенок может подражать и у которых может учиться. Надо показывать убедительно детям, что праздность, безделье — главные враги в воспитании воли. У детей безволие чаще всего проявляется в неумении найти себе дело, взяться за дело.
Часто учащийся занимается одним делом, но, не кончив его, берется за другое. Неоконченная работа всегда вызывает у человека состояние неудовлетворенности и, вновь взявшись за нее, человек уже не. испытывает чувства радости и удовольствия от достигнутой цели. Здесь, в лучшем случае, может только возникнуть чувство удовлетворения от того, что дело, наконец, закончено.
Когда ученик берется сразу за много дел и не доводит их до конца, у него создается впечатление, что он делает очень многое. Именно те люди, которые меньше всего заняты по существу и мало работают вообще, больше всего говорят о своей занятости.
Важное правило, имеющее существенное значение для воспитания воли, — никогда не заниматься больше чем одним делом. Беспорядочный, плохо организованный труд быстро утомляет человека, и это утомление ошибочно относят к трудностям самого дела, в то время как утомление здесь — проявление неумения трудиться.
Воспитать у ребенка привычку работать, воспитать у него правильный стиль труда и умение делать постоянные волевые усилия — значит помочь ему воспитать волю. В связи с этим важно создать четкий режим жизни ребенка, организовать распорядок дня и обязательно следить за тем, чтобы он неуклонно выполнялся. Организованность воли проявляется в умении подчиняться строгому режиму — организованно работать и отдыхать.
Занятия физкультурой и спортом, закаляя и укрепляя организм ребенка, создают благоприятные условия для преодоления трудностей, а следовательно, и для развития волевых качеств.
Физические упражнения воспитывают у человека качества, характеризующие морально воспитанную волю: смелость, решительность, целеустремленность, уверенность и т. д.
Приведем рассказ учителя физкультуры.
«Когда я впервые пришел в школу, то на первой же большой перемене обратил внимание на мальчика: он стоял в стороне от играющих в мяч и живо переживал удачи и неудачи игроков, временами он даже подпрыгивал, что-то кричал и жестикулировал. Я спросил его, почему он не играет, и получил ответ: «Нельзя, мама говорит, что сердце больное». У врача узнал, что мальчик здоров, проверил в поликлинике — подтвердили его полное здоровье.
Я заметил, что в классе мальчик чувствовал себя одиноким, не участвовал в жизни коллектива, был очень нерешительным на уроке, проявлял робость во всех делах и поступках. (Мать ему запрещала «водиться с плохими ребятами».) На первых же уроках я заставил Володю (так звали мальчика) встать в строй и заниматься так, как и все. Его неловкость, особенно на «шведской стенке», вызывала смех ребят, а у Володи — полную растерянность. Долго рассказывать о том, как пришлось работать с Володей. Это было в IV, а теперь он в VI классе. Володя стал совсем другим — рекорды ставит, а как изменился его характер,— первый инициатор в классе по походам, лыжным вылазкам, выпускает интересные стенгазеты. Изменились и его отношения с товарищами».
Разнообразны методы и приемы воспитания воли. Наиболее часто учителя применяют такие методы: разъяснение, упражнение, пример, контроль.
Разъяснение проводят и учителя, и родители, и вожатые.
Младшие школьники многого не знают и не умеют. Психологические особенности детей этого возраста таковы, что учащиеся не могут еще четко определить ту или иную цель, осознать глубоко эту цель, наметить пути ее достижения.
Уже в самом начале обучения учитель, беседуя с детьми, ставит перед ними определенные цели и разъясняет пути их достижения. В I классе учитель ставит перед школьниками цели — всем являться в класс к 8 ч. 45 м., быть чистыми, опрятными, иметь все книги и тетради, положить их в портфель вечером. Учитель объясняет детям, зачем все это нужно делать. Школьники усваивают стоящие перед ними задачи, выполняют их, преодолевая свое неумение, встречающиеся трудности и препятствия.
Чем старше школьник, тем более значительные цели встают перед ним в учебной деятельности.
Метод упражнения используется учителем для тренировки школьников в проявлении волевых усилий. Например, учительница II класса замечает, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое.
В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда заканчивали свою работу и проверяли ее.
Если некоторые учащися в классе слишком громко разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя, учительница проводит упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы. Дети контролируют друг друга, делают замечания и постепенно все научаются сдерживать себя.
Младшие школьники во многом подражают учителю, старшим детям, героям книг, кинофильмов. И эту психологическую
особенность детей необходимо использовать при воспитании у них воли.
Если учитель ставит перед учащимися I—II классов какую-либо цель, он не только напоминает им о ней (зная, что дети этого возраста легко отвлекаются), но и на примерах показывает, как в подобных случаях поступали другие люди — герои-воины или рядовые труженики. Наглядный пример, оказывая эмоциональное воздействие на детей, прочно запоминается и вызывает у них желание подражать ему.
Если учитель, систематически и планомерно используя любую возможность учебной и внеклассной работы, развивает у детей целеустремленность, настойчивость, выдержку, он закладывает основы волевых черт характера ученика — ценных качеств личности.
В воспитательной работе учителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями. Старшие дети также могут оказать положительное влияние на младших школьников и тем самым помочь учителю в его воспитательной работе.
Вопросы для повторения
1. На примере, взятом из жизни школьника (собственной жизни или на литературном примере), дайте характеристику волевого действия.
2. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?
3. В чем проявляются у школьников внушаемость, негативизм и упрямство? Укажите пути преодоления этих недостатков.
4. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?
5. Назовите основные волевые качества.
Практические задания
1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из учеников I—IV классов. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.
2. Охарактеризуйте волевые качества одного из ваших товарищей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.