Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Первый этап волевого действия включает в себя три стадии: а) осознание цели действия, б) обсуждение путей и средств достижения цели, в) принятие решения.
Второй этап волевого действия — исполнение принятого решения.
Первый этап волевого действия начинается с осознания цели волевого действия. На этой стадии волевое действие связано с потребностями человека, которые являются исходными побудителями, т. е. мотивами волевого действия.
Потребности являются исходными, но не единственными мотивами волевой деятельности человека. На основе потребностей в процессе общественной жизни у человека формируются интересы и идеалы, убеждения и мировоззрение, которые играют весьма важную роль в мотивации его поведения и деятельности.
Потребность вызывает у человека стремление к ее удовлетворению. В зависимости от степени осознания самой потребности и способов ее удовлетворения стремление выступает в форме влечения или в форме желания.
Влечение — это смутное и неясное стремление человека к чему-то неопределенному. Желание — это уже более определенное стремление к чему-то.
В процессе осознания цели иногда смутные влечения, все более и более выясняясь, превращаются в желания.
Цель возникает и определяется человеком не случайно, всегда имеется причина, которая побуждает человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Возникают мотивы действия. Чем значительнее и сильнее мотив, явившийся основанием для выбора цели, тем больше возможностей создается для преодоления трудностей, возникающих при достижении цели.
Самыми сильными являются мотивы, связанные с общественным долгом, с моральной стороной личности. Следовательно, для осознания смысла действий человека необходимо знать мотивы, побудившие его к данному действию и определившие характер действия и его направленность.
В некоторых случаях решение принимается потому, что другого решения и быть не может.
Часты случаи, когда принятие решения связано с борьбой мотивов и принимается решение в пользу одного из мотивов. В результате борьбы мотивов осознается и выбирается цель действия.
Обычно, выбирая цель, человек выбирает и средства достижения цели, определяет свои силы и возможности, соотносит их с тем, что он должен делать и как он должен делать. Если человек осознает, что с помощью выбранных средств и пути он может добиться намеченной цели — он принимает решение.
Различные люди по-разному принимают решения — это прежде всего зависит от характера деятельности, которая вызывает необходимость принять решение. В идеальных случаях принятие решения не связано с трудностями, внутренних противодействий нет, не встречается и внешних трудностей. Признается необходимость выполнения цели, и решение совпадает с принятием цели.
Если в результате борьбы мотивов человек уклоняется от намеченного пути и тем самым отходит от принятой цели, он проявляет отсутствие воли. Достижение поставленной цели с преодолением всех трудностей на пути к ее достижению характеризует волевого человека. Нерешительные люди откладывают принятие решения во имя того, чтобы только не решать самому, не искать доводов и обоснований, а передать это сложившимся обстоятельствам (отсюда их рассуждения: «Зачем решать сейчас, дело покажет, как надо поступать»).
Ко второму этапу волевого действия человек переходит иногда сразу после того, как принято решение, а иногда и через некоторое время. В последнем случае возникает намерение действовать в дальнейшем в определенном направлении.
Исполнение — самый важный этап волевого действия, обычно он связан с преодолением трудностей и требует значительных волевых усилий. В данном случае идет борьба за выполнение решений, за реализацию идей и идеалов человека. В результате — цель достигнута, трудности преодолены, человек испытывает в этом случае большое моральное удовлетворение, которое дает ему возможность осознать успех и стремиться к новой деятельности и новым успехам.
Чтобы лучше уяснить себе структуру волевого действия, обратимся к примеру из школьной жизни.
Психолог М. Н. Волокитина наблюдала за формированием воли у ученика II класса Пети С., который в этом классе учился второй год.
Петя не хотел учиться, все его интересы были связаны с улицей, он дружил с более взрослыми ребятами. Учительница всегда указывала на Петю, как на плохого ученика. Мать была груба с мальчиком, била его. Во втором полугодии Петя перешел в другую школу и стал учиться у новой учительницы. Новая учительница была требовательна, но проявляла большую чуткость к детям. Она решила сделать так, чтобы Петя сам понял свои недостатки. Первые письменные работы показали, насколько Петя отстал от своих
одноклассников. Его тетради имели неряшливый вид, ошибки были самыми неожиданными и нелепыми. Видно было, что мальчик не умеет работать.
В один из ближайших дней, после уроков, учительница попросила Петю помочь ей убрать в классном шкафу.
Закончив работу, она велела Пете сесть за парту, сама села рядом с ним и разложила перед ним тетради лучших учеников рядом с его собственными. Мальчик посмотрел на них и опустил голову. Тогда учительница сказала, что научиться хорошо писать и быть хорошим учеником может каждый мальчик, если сам захочет. Для этого надо лишь честно и старательно работать. И если Петя не боится труда, то она охотно поможет ему догнать товарищей. Но пусть он сразу ничего не говорит ей, пусть сам посмотрит на уроках, как весело и интересно детям учиться и отвечать уроки, когда они их хорошо выучили. Пусть Петя сам хорошенько подумает об этом и через несколько дней скажет ей, какое он принял решение.
Все это для Пети было неожиданным: его никто не ругал, не упрекал, не заставлял работать насильно, его только просили подумать о своем поведении.
Такое отношение учительницы произвело на Петю большое впечатление. Он несколько дней был какой-то растерянный. На уроке он стал внимательно наблюдать, как учатся его товарищи. Иногда было видно, что ему не все понятно, он хмурился, на лице у него появлялось выражение напряженного внимания. Только на шестой день Петя подошел к учительнице и сказал, что он тоже хочет так хорошо учиться, как и другие, что он будет стараться. Как же этого можно достигнуть?
Вместе с учительницей наметили пути достижения поставленной цели. С мальчиком были организованы специальные занятия, и уже через некоторое время стали заметны первые успехи. Однако далеко не все шло гладко. У мальчика не была воспитана воля, он не привык преодолевать трудности и часто при неудачах падал духом и ничего не делал. Бывали также случаи, когда непривычное усилие в работе утомляло его, и он «срывался», переставал работать, замыкался в себе.
Учительница каждый раз приходила на помощь Пете, подбадривала его, и он снова брался за дело. Постепенно он втянулся в учебную работу, привязался к школе, новым товарищам и особенно к учительнице. И вдруг, совершенно неожиданно, Петя «прогулял» пять дней. Учительница пошла к Пете домой. Не сразу Петя рассказал о своем горе. Оказывается, когда он старательно готовил уроки, пришел один из его старших приятелей, потребовал, чтобы Петя шел с ним, а когда он отказался, разорвал его тетради. Петя счел невозможным идти в школу с невыполненной работой. Он решил купить новую тетрадь, но это ему не удалось выполнить и он перестал посещать школу.
Возвращенный в школу, мальчик ожил и начал опять учиться с большим усердием. Однако постоянно чувствовалось, насколько тормозит его работу отсутствие привычки к трудовому усилию. Нужно было постоянное внимание и одобрение со стороны учительницы, чтобы он доводил дело до конца. Сближение Пети с классом продолжалось, он все больше и больше стал жить интересами коллектива, радовался успехам класса и ценил отзывчивость своих товарищей.
Так благодаря чуткому подходу и умелой работе учительницы мальчик полюбил школу, понял свои ученические обязанности, и у него возникло желание учиться не хуже, чем его товарищи по классу. При этом и воля мальчика окрепла настолько, что к концу учебного года он был в состоянии преодолевать трудности в учении и добился заметных успехов.
На этом примере видно, какие этапы проходило формирование его волевого действия.
В начале Петя не хотел учиться; затем, под влиянием учительницы, окружающих товарищей, под влиянием изменившегося отношения к мальчику учительницы у Пети возникает вначале неясное стремление, которое после разговора с учительницей, обдумывания ее предложения, осознания своих возможностей, переходит в желание хорошо учиться. Затем желание оформляется как цель и намечаются пути ее достижения — дополнительные занятия, выполнение уроков. Мальчик все больше осознает, что хорошо учиться — это его долг, и он преодолевает трудности учения. У него часто возникает борьба мотивов на пути к достижению цели, он готов бросить учиться, но поддержка учительницы заставляет его делать волевые усилия, и он осуществляет намеченную цель.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.