Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Анализ волевого действия


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Первый этап волевого действия включает в себя три стадии: а) осознание цели действия, б) обсуждение путей и средств достижения цели, в) принятие решения.
Второй этап волевого действия — исполнение принятого решения.
Первый этап волевого действия начинается с осознания цели волевого действия. На этой стадии волевое действие связано с потребностями человека, которые являются исходными побудителями, т. е. мотивами волевого действия.
Потребности являются исходными, но не единственными мотивами волевой деятельности человека. На основе потребностей в процессе общественной жизни у человека формируются интересы и идеалы, убеждения и мировоззрение, которые играют весьма важную роль в мотивации его поведения и деятельности.
Потребность вызывает у человека стремление к ее удовлетворению. В зависимости от степени осознания самой потребности и способов ее удовлетворения стремление выступает в форме влечения или в форме желания.
Влечение — это смутное и неясное стремление человека к чему-то неопределенному. Желание — это уже более определенное стремление к чему-то.
В процессе осознания цели иногда смутные влечения, все более и более выясняясь, превращаются в желания.
Цель возникает и определяется человеком не случайно, всегда имеется причина, которая побуждает человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Возникают мотивы действия. Чем значительнее и сильнее мотив, явившийся основанием для выбора цели, тем больше возможностей создается для преодоления трудностей, возникающих при достижении цели. Самыми сильными являются мотивы, связанные с общественным долгом, с моральной стороной личности. Следовательно, для осознания смысла действий человека необходимо знать мотивы, побудившие его к данному действию и определившие характер действия и его направленность.
В некоторых случаях решение принимается потому, что другого решения и быть не может.
Часты случаи, когда принятие решения связано с борьбой мотивов и принимается решение в пользу одного из мотивов. В результате борьбы мотивов осознается и выбирается цель действия.
Обычно, выбирая цель, человек выбирает и средства достижения цели, определяет свои силы и возможности, соотносит их с тем, что он должен делать и как он должен делать. Если человек осознает, что с помощью выбранных средств и пути он может добиться намеченной цели — он принимает решение.
Различные люди по-разному принимают решения — это прежде всего зависит от характера деятельности, которая вызывает необходимость принять решение. В идеальных случаях принятие решения не связано с трудностями, внутренних противодействий нет, не встречается и внешних трудностей. Признается необходимость выполнения цели, и решение совпадает с принятием цели. Если в результате борьбы мотивов человек уклоняется от намеченного пути и тем самым отходит от принятой цели, он проявляет отсутствие воли. Достижение поставленной цели с преодолением всех трудностей на пути к ее достижению характеризует волевого человека. Нерешительные люди откладывают принятие решения во имя того, чтобы только не решать самому, не искать доводов и обоснований, а передать это сложившимся обстоятельствам (отсюда их рассуждения: «Зачем решать сейчас, дело покажет, как надо поступать»).
Ко второму этапу волевого действия человек переходит иногда сразу после того, как принято решение, а иногда и через некоторое время. В последнем случае возникает намерение действовать в дальнейшем в определенном направлении.
Исполнение — самый важный этап волевого действия, обычно он связан с преодолением трудностей и требует значительных волевых усилий. В данном случае идет борьба за выполнение решений, за реализацию идей и идеалов человека. В результате — цель достигнута, трудности преодолены, человек испытывает в этом случае большое моральное удовлетворение, которое дает ему возможность осознать успех и стремиться к новой деятельности и новым успехам.
Чтобы лучше уяснить себе структуру волевого действия, обратимся к примеру из школьной жизни.
Психолог М. Н. Волокитина наблюдала за формированием воли у ученика II класса Пети С., который в этом классе учился второй год.
Петя не хотел учиться, все его интересы были связаны с улицей, он дружил с более взрослыми ребятами. Учительница всегда указывала на Петю, как на плохого ученика. Мать была груба с мальчиком, била его. Во втором полугодии Петя перешел в другую школу и стал учиться у новой учительницы. Новая учительница была требовательна, но проявляла большую чуткость к детям. Она решила сделать так, чтобы Петя сам понял свои недостатки. Первые письменные работы показали, насколько Петя отстал от своих одноклассников. Его тетради имели неряшливый вид, ошибки были самыми неожиданными и нелепыми. Видно было, что мальчик не умеет работать.
В один из ближайших дней, после уроков, учительница попросила Петю помочь ей убрать в классном шкафу.
Закончив работу, она велела Пете сесть за парту, сама села рядом с ним и разложила перед ним тетради лучших учеников рядом с его собственными. Мальчик посмотрел на них и опустил голову. Тогда учительница сказала, что научиться хорошо писать и быть хорошим учеником может каждый мальчик, если сам захочет. Для этого надо лишь честно и старательно работать. И если Петя не боится труда, то она охотно поможет ему догнать товарищей. Но пусть он сразу ничего не говорит ей, пусть сам посмотрит на уроках, как весело и интересно детям учиться и отвечать уроки, когда они их хорошо выучили. Пусть Петя сам хорошенько подумает об этом и через несколько дней скажет ей, какое он принял решение.
Все это для Пети было неожиданным: его никто не ругал, не упрекал, не заставлял работать насильно, его только просили подумать о своем поведении.
Такое отношение учительницы произвело на Петю большое впечатление. Он несколько дней был какой-то растерянный. На уроке он стал внимательно наблюдать, как учатся его товарищи. Иногда было видно, что ему не все понятно, он хмурился, на лице у него появлялось выражение напряженного внимания. Только на шестой день Петя подошел к учительнице и сказал, что он тоже хочет так хорошо учиться, как и другие, что он будет стараться. Как же этого можно достигнуть?
Вместе с учительницей наметили пути достижения поставленной цели. С мальчиком были организованы специальные занятия, и уже через некоторое время стали заметны первые успехи. Однако далеко не все шло гладко. У мальчика не была воспитана воля, он не привык преодолевать трудности и часто при неудачах падал духом и ничего не делал. Бывали также случаи, когда непривычное усилие в работе утомляло его, и он «срывался», переставал работать, замыкался в себе.
Учительница каждый раз приходила на помощь Пете, подбадривала его, и он снова брался за дело. Постепенно он втянулся в учебную работу, привязался к школе, новым товарищам и особенно к учительнице. И вдруг, совершенно неожиданно, Петя «прогулял» пять дней. Учительница пошла к Пете домой. Не сразу Петя рассказал о своем горе. Оказывается, когда он старательно готовил уроки, пришел один из его старших приятелей, потребовал, чтобы Петя шел с ним, а когда он отказался, разорвал его тетради. Петя счел невозможным идти в школу с невыполненной работой. Он решил купить новую тетрадь, но это ему не удалось выполнить и он перестал посещать школу.
Возвращенный в школу, мальчик ожил и начал опять учиться с большим усердием. Однако постоянно чувствовалось, насколько тормозит его работу отсутствие привычки к трудовому усилию. Нужно было постоянное внимание и одобрение со стороны учительницы, чтобы он доводил дело до конца. Сближение Пети с классом продолжалось, он все больше и больше стал жить интересами коллектива, радовался успехам класса и ценил отзывчивость своих товарищей.
Так благодаря чуткому подходу и умелой работе учительницы мальчик полюбил школу, понял свои ученические обязанности, и у него возникло желание учиться не хуже, чем его товарищи по классу. При этом и воля мальчика окрепла настолько, что к концу учебного года он был в состоянии преодолевать трудности в учении и добился заметных успехов.
На этом примере видно, какие этапы проходило формирование его волевого действия.
В начале Петя не хотел учиться; затем, под влиянием учительницы, окружающих товарищей, под влиянием изменившегося отношения к мальчику учительницы у Пети возникает вначале неясное стремление, которое после разговора с учительницей, обдумывания ее предложения, осознания своих возможностей, переходит в желание хорошо учиться.
Затем желание оформляется как цель и намечаются пути ее достижения — дополнительные занятия, выполнение уроков. Мальчик все больше осознает, что хорошо учиться — это его долг, и он преодолевает трудности учения. У него часто возникает борьба мотивов на пути к достижению цели, он готов бросить учиться, но поддержка учительницы заставляет его делать волевые усилия, и он осуществляет намеченную цель.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +