Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Преобладание синтеза или анализа в мышлении школьника зависит от характера его учебной работы, т. е. от содержания учебного материала и от установки учащегося при изучении данного материала.
Однако при любой форме усвоения знаний мышление школьников осуществляется как аналитико-синтетическое. В процессе анализа ученик вскрывает и устанавливает отношение целого к составляющим его частям, в синтезе же им устанавливаются отношения частей к предмету как к сложному целому.
У учащихся I—II классов аналитическая деятельность как по форме, так и по содержанию еще очень элементарна. Дети этого возраста находятся на стадии наглядно-действенного анализа, опирающегося главным образом на непосредственное восприятие предмета. Как известно, первоклассники успешно справляются с выделением букв из слова, слов из предложения, когда оперируют с разрезной азбукой. Особенно отчетливо проявляется наглядно-действенный анализ при изучении ими состава чисел, овладении арифметическими действиями сложения и вычитания. Вне опоры на пальцы, палочки, кружки и другой наглядный материал первоклассник, как правило, не в состоянии справиться с арифметическими операциями.
На первой ступени чтения, как указывает Т. Г. Егоров, когда дети овладевают буквенными обозначениями, действенный анализ связан с переводом зрительного образа (буквы) в образ слуховой и речедвигательный. До тех пор, пока слово не прочтено вслух, анализ входящих в него элементов затруднен. Этим объясняется встречающееся у детей, находящихся на данной ступени развития навыка чтения, стремление к повторению только что прочитанного слова.
Наблюдения показали, что для подавляющего большинства детей чтение про себя недоступно на слогоаналитической ступени развития: когда учащимся этого возраста предлагают читать «про себя», дети, как правило, начинают читать шепотом. При этом обнаружилось, что шепотное чтение ведет к резкому увеличению числа ошибок. Если дети слишком рано переходят к шепотному чтению, их аналитическая и синтетическая умственная деятельность ослабляется.
Е. Шаломон, исследуя возрастные особенности мышления школьников в процессе элементарного технического конструирования, установил, что первоклассники приступают к сборке механизма без всякого предварительного анализа и планирования. Предварительный умственный анализ у них заменяется действенным анализом. Все операции первоклассник выполняет на основе восприятия модели и проявляет мало самостоятельности, когда отчетливая наглядность отсутствует. Когда первокласснику в ходе работы необходимо анализировать, сразу в работе появляются паузы и хаотичность.
Учащиеся II класса уже способны вычленять те или иные стороны предмета в речевой форме, не прибегая к практическому манипулированию с ним. «Освобождение» умственного анализа от практического действия происходит постепенно, по мере накопления знаний и развития речи ребенка. Однако связь анализа с наглядной ситуацией остается все еще достаточно прочной. Второклассник успешно расчленяет в ходе мышления предмет, выделяет входящие в него признаки только тогда, когда может опереться на непосредственное восприятие.
Умственный анализ, т. е. анализ «в уме», более или менее отчетливо начинает проявляться у учащихся III класса, становясь в IV классе все более систематическим. Причем переход к умственному анализу у школьников происходит не во всех видах их учебной деятельности, а вплетается в отдельные ее звенья. Условием такого перехода к умственному анализу являются знания, приобретенные детьми о предмете или явлении в процессе обучения. Вначале элементы умственного анализэ переплетаются с наглядным анализом. Так, например, при рассматривании различных, но внешне сходных предметов учащиеся в своем анализе опираются не только на непосредственное восприятие, но и привлекают имеющиеся у них знания о данных предметах.
Более высокий уровень умственного анализа связан с опорой на представления о предмете. В данном случае объект анализа отсутствует, и ученик вычленяет те или иные его стороны в соответствии с тем образом, который у него закрепился в памяти.
В процессе анализа воспроизведение подчиняется определенной целевой установке, согласно которой школьник должен вычленить лишь те моменты, которые необходимы для понимания и решения задачи. Подобного вида аналитическая деятельность для учащихся I и II классов крайне трудна и в большинстве случаев недоступна. Когда им приходится анализировать тот или иной предмет по представлению, то они рассказывают о предмете все, что знают о нем, вплоть до мельчайших и малосущественных деталей, и крайне мало или совсем не руководствуются поставленной перед ними познавательной целью. Учителю постоянно приходится напоминать детям о том, чтобы они вычленили именно те моменты, которые необходимы по ходу решения задачи.
Абстрактный умственный анализ в отдельных случаях начинает проявляться у учащихся III класса. В IV классе знания школьников достаточно систематичны, их понятия формируются на основе обобщения более существенных свойств и связей явлений действительности. Опираясь на эти понятия, дети под руководством учителя поднимаются в своем мышлении до абстрактного умственного анализа и синтеза.
Однако абстрактно анализировать учащиеся IV класса могут только по отношению к предметным понятиям. Более сложные понятия, отражающие внутренние закономерности развития природы и общества, еще малодоступны младшим школьникам, а поэтому редко являются предметом их аналитической деятельности. Например, анализ предметных естественнонаучных понятий идет по линии выделения таких абстрактных элементов содержания, которые при известных условиях могут быть превращены в наглядные. Так, признаки понятия «воздух»: упругость, расширяемость, вес, состав — анализируются отчетливо в том случае, если они выступают наглядно.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.