Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Процессы анализа и синтеза


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Преобладание синтеза или анализа в мышлении школьника зависит от характера его учебной работы, т. е. от содержания учебного материала и от установки учащегося при изучении данного материала.
Однако при любой форме усвоения знаний мышление школьников осуществляется как аналитико-синтетическое. В процессе анализа ученик вскрывает и устанавливает отношение целого к составляющим его частям, в синтезе же им устанавливаются отношения частей к предмету как к сложному целому.
У учащихся I—II классов аналитическая деятельность как по форме, так и по содержанию еще очень элементарна. Дети этого возраста находятся на стадии наглядно-действенного анализа, опирающегося главным образом на непосредственное восприятие предмета. Как известно, первоклассники успешно справляются с выделением букв из слова, слов из предложения, когда оперируют с разрезной азбукой. Особенно отчетливо проявляется наглядно-действенный анализ при изучении ими состава чисел, овладении арифметическими действиями сложения и вычитания. Вне опоры на пальцы, палочки, кружки и другой наглядный материал первоклассник, как правило, не в состоянии справиться с арифметическими операциями.
На первой ступени чтения, как указывает Т. Г. Егоров, когда дети овладевают буквенными обозначениями, действенный анализ связан с переводом зрительного образа (буквы) в образ слуховой и речедвигательный. До тех пор, пока слово не прочтено вслух, анализ входящих в него элементов затруднен. Этим объясняется встречающееся у детей, находящихся на данной ступени развития навыка чтения, стремление к повторению только что прочитанного слова.
Наблюдения показали, что для подавляющего большинства детей чтение про себя недоступно на слогоаналитической ступени развития: когда учащимся этого возраста предлагают читать «про себя», дети, как правило, начинают читать шепотом. При этом обнаружилось, что шепотное чтение ведет к резкому увеличению числа ошибок. Если дети слишком рано переходят к шепотному чтению, их аналитическая и синтетическая умственная деятельность ослабляется.
Е. Шаломон, исследуя возрастные особенности мышления школьников в процессе элементарного технического конструирования, установил, что первоклассники приступают к сборке механизма без всякого предварительного анализа и планирования.
Предварительный умственный анализ у них заменяется действенным анализом. Все операции первоклассник выполняет на основе восприятия модели и проявляет мало самостоятельности, когда отчетливая наглядность отсутствует. Когда первокласснику в ходе работы необходимо анализировать, сразу в работе появляются паузы и хаотичность.
Учащиеся II класса уже способны вычленять те или иные стороны предмета в речевой форме, не прибегая к практическому манипулированию с ним. «Освобождение» умственного анализа от практического действия происходит постепенно, по мере накопления знаний и развития речи ребенка. Однако связь анализа с наглядной ситуацией остается все еще достаточно прочной. Второклассник успешно расчленяет в ходе мышления предмет, выделяет входящие в него признаки только тогда, когда может опереться на непосредственное восприятие.
Умственный анализ, т. е. анализ «в уме», более или менее отчетливо начинает проявляться у учащихся III класса, становясь в IV классе все более систематическим. Причем переход к умственному анализу у школьников происходит не во всех видах их учебной деятельности, а вплетается в отдельные ее звенья. Условием такого перехода к умственному анализу являются знания, приобретенные детьми о предмете или явлении в процессе обучения. Вначале элементы умственного анализэ переплетаются с наглядным анализом. Так, например, при рассматривании различных, но внешне сходных предметов учащиеся в своем анализе опираются не только на непосредственное восприятие, но и привлекают имеющиеся у них знания о данных предметах.
Более высокий уровень умственного анализа связан с опорой на представления о предмете. В данном случае объект анализа отсутствует, и ученик вычленяет те или иные его стороны в соответствии с тем образом, который у него закрепился в памяти. В процессе анализа воспроизведение подчиняется определенной целевой установке, согласно которой школьник должен вычленить лишь те моменты, которые необходимы для понимания и решения задачи. Подобного вида аналитическая деятельность для учащихся I и II классов крайне трудна и в большинстве случаев недоступна. Когда им приходится анализировать тот или иной предмет по представлению, то они рассказывают о предмете все, что знают о нем, вплоть до мельчайших и малосущественных деталей, и крайне мало или совсем не руководствуются поставленной перед ними познавательной целью. Учителю постоянно приходится напоминать детям о том, чтобы они вычленили именно те моменты, которые необходимы по ходу решения задачи.
Абстрактный умственный анализ в отдельных случаях начинает проявляться у учащихся III класса. В IV классе знания школьников достаточно систематичны, их понятия формируются на основе обобщения более существенных свойств и связей явлений действительности. Опираясь на эти понятия, дети под руководством учителя поднимаются в своем мышлении до абстрактного умственного анализа и синтеза.
Однако абстрактно анализировать учащиеся IV класса могут только по отношению к предметным понятиям. Более сложные понятия, отражающие внутренние закономерности развития природы и общества, еще малодоступны младшим школьникам, а поэтому редко являются предметом их аналитической деятельности. Например, анализ предметных естественнонаучных понятий идет по линии выделения таких абстрактных элементов содержания, которые при известных условиях могут быть превращены в наглядные. Так, признаки понятия «воздух»: упругость, расширяемость, вес, состав — анализируются отчетливо в том случае, если они выступают наглядно.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +