Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Понимание как процесс отражения действительности в сознании человека есть установление связей и отношений между предметами и явлениями.
Понимание всегда основано на определенной системе знаний — представлений и понятий, опираясь на которые человек может понять и объяснить каждое новое явление. Если явление не связано с предыдущими знаниями и не опирается на них, то, естественно, оно не может быть и понято. Совершенно неизвестное всегда непонятно. Следовательно, понимание включает в себя процесс узнавания в новом элементов старого, известного.
Узнавание как установление связей между известным и неизвестным лежит в основе так называемого непосредственного понимания. Для непосредственного понимания характерно то, что оно возникает сразу, не требует длительного размышления.
У школьников в большинстве случаев непосредственное понимание протекает легко и правильно, если, конечно, при восприятии предметов или явлений реального мира не было ошибки или искажения.
Значительно сложнее и труднее протекает процесс опосредствованного понимания, опирающегося на предварительное размышление. В этом случае школьник приходит к пониманию постепенно, нередко ошибаясь. Основным условием правильного и успешного понимания здесь является умение подвести новое явление под определенное понятие. Понять новое явление — это значит отнести его к определенной группе, подвести его под более общее понятие — родовое или видовое.
Усваивая новые знания, школьник приходит к их пониманию непосредственным и опосредствованным путем, однако ведущим все же является путь опосредствованный. Это определяется самой системой обучения, которая требует не только узнавания факта, но и причинного его объяснения, т. е не только того, что происходит, но и почему происходит. В педагогической практике учитель сталкивается нередко с такими фактами, что школьники не понимают прочитанный рассказ, грамматическое или арифметическое правило. Важно выяснить, почему и что именно не понимают учащиеся и новом материале.
Знание является первым условием понимания. Это ясно, и об этом не следовало бы говорить, если бы мы всегда знали точно, что знает и чего не знает школьник. Познавательный опыт учащегося складывается постепенно, идет от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к полному и точному. Поэтому в жизни школьника, наряду с более полным знанием, имеется неполное знание, частично верное, частично ошибочное.
Когда объяснение учителя связывается у школьника с такими неполными знаниями, естественно, понимания не наступает. Учитель говорит одно, школьник представляет себе другое, в результате связь нового со старым выступает в искаженном виде.
Учительница, рассказывающая второклассникам о деятельности Моссовета, при проверке убедилась, что из ее рассказа
школьники приняли Моссовет за человека, который решает разные общегородские вопросы, заботится о детях, строит для них дома, школы и т. д. Учительница, не разъяснив предварительно, что такое Моссовет, невольно направила мысль учащихся по неправильному пути.
Следовательно, чтобы добиться правильного понимания школьниками нового материала, необходимо выяснить, какие представления имеются у них о предмете, который усваивается.
Важно отметить следующее: чем моложе школьник, чем менее развито его мышление, тем труднее для него понимание внутренней, логической связи заучиваемого материала. Это хорошо показано в исследовании Б. Д. Прейсман, посвященном изучению того, как развивается у школьников младших классов понимание мотивов поведения литературных героев. Автор устанавливает ряд этапов в развитии этого понимания.
Первая ступень понимания характеризуется тем, что дети (в основном учащиеся I класса) еще не способны самостоятельно раскрыть мотивы поведения литературного героя. Их анализ ограничивается рассказом о фабуле произведения, описанием конкретных поступков героя и совершенно не затрагивает его внутренних переживаний и мотивов поведения. В центре внимания первоклассников находятся конкретные поступки героя.
Вторая ступень понимания (на которой стоят преимущественно школьники II класса) характеризуется тем, что дети начинают осознавать обусловленность поступков героя. Но мотивы как внутренние стимулы, определяющие характер поступков, еще не раскрываются. Поступки объясняются лишь на основе внешних объективных событий или целей поступков. О мотивах поведения героя дети говорят лишь тогда, когда перед ними ставят соответствующие вопросы.
Дети, стоящие на третьей ступени понимания, пересказывая содержание литературного произведения, начинают выделять мотив уже как объект специального анализа. Однако и на этой ступени дети не всегда полностью раскрывают мотивы поведения героя. Сложные и противоречивые мотивы поведения раскрываются лишь частично, основные мотивы, как правило, не выясняются. К этой ступени понимания относятся в основном школьники III класса.
На четвертой ступени понимания школьники, характеризуя поступки героев литературного произведения, умеют анализировать достаточно сложные мотивы поведения. На этой ступени развития понимания находятся учащиеся IV класса.
Мысля конкретно, учащиеся начальной школы склонны многое понимать буквально. Поэтому они часто неверно понимают слова абстрактного и переносного значения. Если по ходу урока при объяснении нового материала надо дать школьникам общие отвлеченные положения и слова с переносным значением, то эти слова обязательно следует конкретизировать соответствующим примером, иллюстрацией и т. д.
Для возникновения у учащихся правильного понимания крайне важно учитывать уровень развития их речи. Рассказ учителя, его объяснения должны состоять из коротких и несложных фраз.
Таким образом, степень понимания той или иной учебной задачи, а следовательно, трудность или успешность ее решения зависят от того, в каком отношении эта задача находится к знаниям школьника, к его предшествующему познавательному опыту, выраженному в системе соответствующих понятий.
Вопросы для повторения
1. Дайте общую характеристику мышления.
2. Как связаны между собой речь и мышление?
3. Расскажите об операциях мышления.
4. Что такое понятие, суждение и умозаключение?
5. Чем отличается понятие от представления?
6. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей.
7. Как формируются понятия у младших школьников в процессе обучения?
8. В чем заключаются особенности суждений и умозаключений у младших школьников?
9. Каковы особенности анализа и синтеза в мыслительной деятельности младших школьников?
10. Как развивается понимание в младшем школьном возрасте?
Практические задания
1. Пронаблюдайте в I—III (или во II и III) классах за тем, как происходит у школьников процесс обобщения при усвоении понятий.
2. Проведите специальное исследование. Как понимают условное, переносное значение басен и пословиц школьники разных классов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.