Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Суждения школьника развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.
Первоклассник в большинстве случаев судит о том или ином факте, событии односторонне, опираясь на единичный внешний признак. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме.
Переход от суждений категорических к суждениям проблематическим связан с пониманием того, что предметы и явления обладают различными свойствами, что факты, события и действии могут быть следствием не одной причины, а нескольких причин.
Проблематические суждения есть уже у школьников II класса. Второклассник не ограничивается одним категорическим утверждением, а допускает разные предположения. Например, отвечая на вопрос «Почему сегодня нет Алеши в классе?», он, как правило, высказывает различные предположения: «Может быть, Алеша заболел; может быть, Алеша проспал; может быть, он не выучил урока» и т. п. Однако, высказывая различные предположения, младшие школьники не ставят своей задачей доказать, какое из них наиболее правильно, они еще не умеют обосновывать свои суждения.
Обосновывая правильность суждений, школьники I и II классов опираются не на логические доказательства, а на конкретные реально существующие факты или на известные им аналогичные примеры из прошлого опыта.
Обоснованно доказывать любое положение могут уже школьники III и IV классов.
Это связано с тем, что к IV классу увеличивается объем знаний школьника, которые становятся более систематичными. Ребенок, не только начинает понимать, что его суждения должны быть истинными, но и овладевает уже элементарным логическим анализом суждений. В этом возрасте он может уже рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные и условные формы доказательства. Школьник не только ставит вопросы, выясняя причины того или иного следствия, но и умеет находить на них ответы.
Формированию рассуждающего мышления у школьников III—IV классов содействует овладение сложными предложениями по грамматике и приемами рассуждения при решении сложных арифметических задач.
Однако, подчеркивая успешное развитие рассуждающего мышления у школьников III и особенно IV классов, мы не должны чрезмерно переоценивать эти достижения.
Не умея четко отделять одно понятие от другого, школьники этого возраста хотя и правильно, но неполно определяют их
без ближайшего видового понятия, без указания на специфические отличия между однородными или близкими явлениями.
Например: лошадь — это животное, береза — это растение, тарелка — это посуда и т. п. Все эти определения носят характер простых определений через родовое понятие, они, безусловно, правильны, но не полны.
Таким образом, суждения учащихся этого возраста еще недостаточно полно отражают объективные связи и отношения явлений действительности.
В единстве с развитием понятий и суждений формируются и соответствующие умозаключения у детей этого возраста, которые являются выводом из тех или иных суждений.
В определенных случаях истинность или ложность суждений может быть установлена в результате непосредственного восприятия и наблюдения. Таковы, например, следующие суждения: «Сегодня сырая погода», «Ученик Петров опоздал сегодня на первый урок», «Пять больше трех» и т. п.
Однако в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, суждения «От перестановки множителей произведение не изменяется»; «Число, сумма цифр которого кратна трем, делится на три» не являются самоочевидными истинами, они должны быть доказаны опытным или логическим путем.
Таким образом, во всех тех случаях, когда нельзя установить непосредственно правильность или ложность тех или иных положений, школьник вынужден прибегать к опосредствованным умозаключающим формам мышления.
Развитие индуктивных и дедуктивных умозаключений в младшем школьном возрасте проходит ряд стадий, обусловленных накоплением знаний в процессе обучения.
На первой стадии (в I и II классе) умозаключения строятся на наглядных предпосылках, данных непосредственно в наблюдении. Чем моложе школьник, тем больше у него выражено стремление соотносить акт рассуждения и выводы с непосредственным восприятием и наблюдением.
На второй стадии (в III и IV классе) уже возможны умозаключения на основе абстрактных предпосылок. Однако они имеют место лишь тогда, когда учащиеся опираются на наглядные схемы и знакомые примеры. Возможны на этой стадии и чисто отвлеченные умозаключения (в собственном смысле этого слова), т. е. без опоры на наглядность. Но для учащихся III—IV класса они не являются еще системой.
Особенно трудно школьникам этого возраста выводить общие правила и законы, отражающие причинно-следственные отношения. Опыты, которые проводил М. Н. Шардаков, показали, что школьники III класса, усвоив зависимость расширения различных тел при нагревании, не могли самостоятельно обобщить отдельные сходные явления и сделать вывод о том, что все тела от нагревания расширяются. Каждый отдельный случай расширения тела (металлического шарика, воды в сосуде и т. п.) они объясняли правильно, но не находили между ними сходного и общего. Лишь с помощью экспериментатора учащиеся смогли вывести общее правило из этого явления.
Школьники IV класса способны самостоятельно обобщать сходные причинно-следственные отношения отдельных явлений и вывести общее правило. Однако это общее правило распространяется только на те случаи, которые они наблюдали или имели в опыте. Их индуктивные умозаключения ограничиваются, как правило, только фактами, известными из конкретного опыта.
Учащимся III—IV класса трудно выводить общие законы и правила из частных случаев, а также систематизировать и соотносить понятия. Многие из усвоенных понятий школьники рассматривают изолированно, вне связи с другими понятиями, в связи с чем их индуктивные умозаключения часто ограничиваются сопоставлением ближайших фактов и причинно-следственных отношений.
В процессе овладения дедуктивными умозаключениями школьники приобретают умение правильно использовать знания общих законов, правил и принципов при усвоении и объяснении новых конкретных фактов, связей и отношений. Например, зная, что все плоды имеют семечки, школьники на основании этого общего знания относят помидоры также к плодам.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.