Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В процессе обучения в школе у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными, расширяется содержание и объем мыслей.
Ребенок усваивает в школе научные понятия постепенно, по мере овладения системой знаний и навыков. Каждое понятие, которое изучает ребенок, заключает в себе определенное содержание. Но для того чтобы овладеть содержанием понятия, школьнику нужно иметь определенные знания и соответствующий уровень логического мышления. Ребенок, поступающий в школу, ни тем, ни другим в достаточной степени не обладает — всему этому он должен научиться в школе под руководством учителя. Например, на уроках объяснительного чтения, рассказывая детям о диких и домашних животных, учитель выявляет и анализирует их существенные черты, устанавливает, какими сходными и различными признаками они обладают и, таким образом, формирует у учащихся понятия «дикие животные», «домашние животные». Так же развиваются у школьника понятия «хвойные деревья», «лиственные деревья», «времена года» и многие другие.
С каждым годом обучения повышаются требования к логическому мышлению школьника. Так, изучая во II классе части речи, в частности, склонения имен существительных, школьники должны правильно классифицировать класс существительных. Усваивая арифметические понятия: «делимое», «делитель» и «частное» — учащиеся должны уметь отличить каждое из этих понятий друг от друга, а также выделить (отдифференцировать) их от всех остальных арифметических понятий.
Чтобы у младших школьников успешно развивались понятия, учителю нужно знать особенности развития мышления ребенка, психологическую природу тех мыслительных процессов, которые он воспитывает.
Любое понятие формируется в результате обобщения. Важнейшим условием процесса обобщения является установление общих, характерных черт и связей между изучаемыми предметами и явлениями.
Переход к обобщению на основе более существенных признаков предметов является результатом накопления знаний у детей в процессе обучения. Прежде чем обобщить явления действительности по существенным (внутренним) признакам, надо уметь обобщить те же явления по признакам внешним, наглядным.
На какие же признаки, свойства и качества предметов и явлений действительности опирается младший школьник в своей обобщающей мыслительной деятельности?
Форма обобщающей деятельности школьников на разных ступенях обучения не остается постоянной: вначале она является
элементарной, строится только на внешней функциональной аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации внутренних признаков — связей и отношений. Учащиеся I и II классов обычно отбирают некоторые заметные внешние признаки предметов: рассуждая о солнце, растении, животных и т. д., ребенок указывает, что «солнце светит, греет...», «яблоня растет, дает яблоки, они вкусные, мы их едим», «корова дает молоко», «птицы летают, поют...» и т. д.
Таким образом, в высказываниях школьников этого возраста о различных предметах на первый план выступают разнообразные действия самих предметов и действия по отношению к ним. В тех случаях, когда учащимся I—II классов приходится иметь дело с непосредственно не наблюдаемыми признаками предмета, мыслительная операция обобщения становится для них крайне трудной, а иногда и невозможной.
Исследования советского психолога Р. Г. Натадзе обнаружили такую закономерность: кита, дельфина учащийся считает рыбой и не меняет этого мнения, несмотря на объяснения, указывающие на то, что кит дышит воздухом, выкармливает детенышей молоком и пр. В данном случае операция обобщения находится под сильным «давлением» внешних наглядных признаков. Интересны исследования швейцарского психолога Ж Пиаже. Его эксперименты показали, что дети не сразу осознают постоянство некоторых признаков вещей, остающихся неизменными, если с этими вещами выполняют те или иные действия. Например, если сделать из теста два равных шарика, а затем один из них превратить в лепешку, то оказывается, дети, по данным Пиаже, в возрасте до 7—8 лет считают, что количество теста в последнем случае (в шарике и лепешке) стало неодинаковым. То же самое наблюдается и по отношению к другим признакам вещей. По мнению Пиаже, это одна из основных, наиболее характерных особенностей детского мышления.
Вместе с тем опыты Ж. Пиаже показали, что понятиями постоянства (неизменности) разных признаков (при выполнении определенных операций) дети овладевают не одновременно: понятием постоянства количества вещей — в среднем к 7—8 годам, понятием постоянства веса — к 9—10 годам, сохранения объема — только к 11—12 годам. Школьники IV класса опираются в своих обобщениях уже на признаки, которые отражают внутренние, более существенные связи и отношения между предметами и явлениями действительности. Скажем, объекты «неживой природы» — вода, воздух, металлы и другие тела — обобщаются на основе таких общих признаков, как сжатие и расширение, связанные с изменением температуры.
«Живая природа», в частности, жизнь растений, обобщается на основе таких общих признаков, как рост и развитие растений.
У первоклассников знания о растениях, не ассоциированные с образом предмета, составляют всего лишь 9% к общему объему знаний, у второклассников они увеличиваются до 14%. Наиболее резко увеличивается эта категория понятий у школьников на последующих ступенях обучения. Так, у третьеклассников она вырастает до 26%, а у четвероклассников — до 34%.
Учащиеся IV класса уже отражают вполне правильно (правда, не полно) некоторые общие свойства представлений живого и растительного мира.
Приведем примеры обобщений детей, относящиеся к растительному миру.
Ученик I класса: «Абрикосы растут в садах, они растут там, где тепло».
Ученица II класса: «Просо растет в поле, его сеют колхозники и потом из него делают крупу».
Ученик III класса: «Кедр — это хвойное растение, растет в тайге. На кедре растут маленькие орешки, из них делают масло. В кедровых лесах водится много белок, которые грызут орешки».
Ученик IV класса: «Каучуконосные растения разводятся в южных тропических странах. Из них добывают каучук, из которого потом делают резину».
Отличительной чертой этих высказываний учащихся является то, что в них наглядные признаки сведены до минимума, а в некоторых — почти полностью отсутствуют. При характеристике растений отмечается их видовая принадлежность, зона распространения («растут, где тепло», «в тропических странах»), особо подчеркивается польза растений для жизни человека, иногда для жизни животных. В характеристике животных наряду с видовыми признаками, условиями жизни вычленяются «поведенческие» свойства животных («кукушка кладет яйца в чужие гнезда, детей своих не кормит», «акула... злая рыба, она на всех нападает, на человека тоже», «соболь хитрый зверь, и охотникам его трудно найти» и т. п.).
Данные М. С. Петербургской также показывают, что количество определений понятия «птица» без опоры на наглядный образ нарастает у школьников от класса к классу. Так, если у первоклассников они составили только 2,5%, то у четвероклассников достигли 72%.
А. А. Смирнов указывает, что учащиеся часто как «первоочередные» признаки выделяют менее существенные, а иногда и несущественные. Причина этого — влияние восприятий, которые фиксируют в сознании ребенка прежде всего внешние признаки
предмета, мешающие ему видеть существенные признаки предметов и явлений.
Даже усвоив в процессе обучения понятия, учащийся начальной школы на первых порах смешивает в процессе обобщения существенные и несущественные признаки. Признаки предметов и явлений, включенные в содержание понятии, рядополагаются, между ними отсутствует необходимая связь и зависимость.
Более высокой ступени в усвоении и формировании понятий достигают учащиеся, когда они, опираясь на более широкий круг знаний, начинают вычленять (дифференцировать) существенные и несущественные, общие и частные признаки предметов и явлений и устанавливают между ними определенные соотношения.
В связи с этим и сами понятия становятся более общими, опирающимися на обобщение видовых и родовых признаков. Устанавливаются более тесные связи и переходы между единичными, видовыми и родовыми понятиями. Оперируя родовым понятием, школьник умеет соотнести его с видовым понятием, выделяя в последнем специфически отличительные признаки объекта. Так, относя льва к млекопитающим животным (родовое понятие), школьник указывает на признаки, характеризующие его как хищника (видовое понятие). Или, высказывая суждение, что «все металлы плавки, имеют блеск, сталь — тоже металл», школьник совершает операцию конкретизации родового понятия через видовое его отличие.
Эта ступень в развитии предметных понятий отчетливо начинает проявляться у учащихся четвертых классов.
В понятиях отражаются не только свойства объектов и явлений действительности, но также те связи и отношения, в которых они находятся между собой. Школьнику в процессе усвоения знаний приходится встречаться с разными видами отношений: пространственными, временными, функциональными, причинно-следственными и другими.
Самыми доступными понятиями отношений являются такие понятия, в которых обобщены единичные конкретные отношения между предметами, например: выше — ниже, ближе — дальше, меньше — больше. Эти понятия усваиваются вначале на основе непосредственного восприятия пространственных отношений между объектами действительности, а затем процесс обобщения начинает опираться на знание количественных отношений, выраженных в определенных числовых понятиях.
Однако детям младшего школьного возраста трудно усваивать понятия о пространственных отношениях. Главная трудность при усвоении мер измерения у учащихся I—II классов заключается в .том, что они не умеют выделять основной признак меры — ее протяженность. Как показывают факты, первоклассники стремятся понятие «метр» отождествить с предметной формой: «метр — это линейка».
В данном случае проявляется особенность детского мышления — его конкретность.
В экспериментальном исследовании В. В. Давыдова проводилась проверка умения первоклассников решать задачи на уравнение двух «планок»-линеек при помощи специальной мерки. Выяснилось, что большинство школьников не справляется с этим заданием. Задача заключалась в следующем: испытуемый, получив планку (образец) определенной длины, должен был измерить ее специальной палочкой-меркой, и затем пойти в другую комнату и найти планку, равную по длине первой планке (т. е. образцу), проведя соответствующее измерение.
Для полного овладения понятиями разных мер (метр, километр и т. д.) необходима практика, опыт измерений, который, развивая пространственные представления учащихся, создает необходимые условия для абстрагирования и обобщения существенного пространственного признака предмета — его протяженности.
Школьники III и IV классов уже способны к усвоению сложных пространственных отношений. При этом сам процесс усвоения понятий о пространстве обогащается знаниями о плане, масштабе и условных обозначениях.
Все это приводит к тому, что пространственные отношения в сознании школьника начинают выступать как отношения, измеряемые в определенных числовых величинах, а поэтому могут быть не только представляемыми, но и мыслимыми отношениями.
Для младшего школьника уже в I и II классах понятие «время» становится календарным, в пределах суток измеряется часами. Однако календарно измеряемое время ограничивается их повседневным жизненным опытом.
У учащихся III и IV классов с ростом знаний и количества прочитанных книг, описывающих развитие событий исторически отдаленных, представление о времени сильно расширяется. Школьник уже оперирует понятиями времени в пределах года, десятилетия и столетия.
Но не следует переоценивать уровень развития у детей младшего школьного возраста понятий врем-енных отношений. Как показывает опыт преподавания истории в IV классе и уроки по объяснительному чтению на общественно-исторические темы в I—II классах, временные исторические отношения усваиваются детьми с большим трудом.
Дети этого возраста недостаточно осознают те большие величины, которыми оперирует история, поэтому у них наблюдаются относительно узкие временные представления. В характере ошибок, связанных с понятием «время», наблюдается некоторая закономерная тенденция — учащиеся этого возраста сводят большие временные величины к меньшим, т. е. приближают временные даты прошлого к настоящему времени.
В процессе усвоения понятий школьники также овладевают умственными действиями, приемами учебной деятельности. Овладение умственными действиями проходит ряд последовательных стадий. Однако, как показывают исследования С. Л. Рубинштейна и Н. А. Менчинской, эта последовательность стадий в развитии мышления школьников не представляет собой равномерного движения вперед, одинакового для всей мыслительной деятельности, для умственных действий в разных условиях и с разным материалом.
Из школьной практики хорошо известно, что, овладев тем или иным действием в одних условиях или работая с каким-либо одним материалом, учащиеся часто не в состоянии выполнить это же действие в других условиях и с другим материалом.
Переходя к более сложным действиям или к более сложному, отвлеченному материалу, школьники нередко прибегают к способам действия, необходимым на более низком уровне его выполнения. Например, учащиеся IV класса уже хорошо знают понятие «целое число» и владеют действиями с целыми числами, не прибегая к конкретной наглядной опоре, но они начинают испытывать значительные затруднения, не имея этой предметной и реальной опоры при оперировании понятием «дробь» и выполнении действия с дробями. В этих случаях, указывает Н. А. Менчинская, «необходимо для «оздоровления» мысли учащегося «спустить» его на самую низкую ступень конкретного дробления и потом только постепенно переводить на высший уровень, включающий оперирование абстрактными дробными числами».
Принципиально эта же самая мысль проводится в исследованиях П. Я- Гальперина. Говоря об этапах формирования умственных действий, автор подчеркивает, что этот процесс не является простым закреплением изолированного умения, а состоит из ряда последовательных качественных его изменений. При устранении неточности и ошибочности в умственных действиях школьников всегда требовалось восстановление последовательности этапов их формирования. «Для этого, — пишет П. Я. Гальперин,— мы возвращали ребенка на предыдущий этап формирования данного действия — почти всегда к материальной его форме, а иногда и к объяснению задания, — и затем систематически проводили по лестнице необходимых изменений вплоть до сознательного «действия по формуле».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.