Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Для каждой фазы развития личности характерны специфические особенности познания, особенности формирования зрительных и иных образов.
У учащихся I и II классов в характере общих приемов и способов формирования зрительных образов очень много общего со старшими дошкольниками. Так же как и дошкольники учащиеся I и II классов воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных признаков, свойств предметов и явлений.
У детей этого возраста еще незначительную роль играет процесс углубленного анализа воспринимаемого. Узнавание и последующее за ним называние предмета у них обычно является конечным этапом процесса восприятия. Особенно ярко это видно из следующего примера. Перед учащимися I класса была поставлена натура для рисования — цветной кувшин. Они быстро всматриваются в форму кувшина, определяют ее (чаще всего называют) и дальше рисуют, совсем не обращаясь больше к этой натуре (хотя их к этому стимулирует учитель разными приемами). В результате такого рисования с натуры у разных детей были получены изображения различной формы кувшина, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
О недостаточной дифференцированности восприятия у первоклассников говорят опыты с узнаванием и классификацией бабочек (исследование Э. А. Фарапоновой). Опыты показали, что в основном дети этого возраста ограничивались лишь перечислением отдельных признаков и очень мало делали попыток систематически анализировать воспринимаемые предметы. Но и признаков они обычно называли мало (3,9 признака в среднем на ученика). Ученица I класса Таня Г. так описывает бабочку: «Я на крылышки глядела, на пятнышки». (Указано только два признака.)
У первоклассников и отчасти второклассников наблюдается некоторая хаотичность и случайность выбора в процессе восприятия. Учащиеся схватывают отдельные, бросающиеся им в глаза признаки и последовательно не анализируют предъявляемый им объект, не отделяют существенное от случайного в нем (исследования Е. И. Игнатьева, К. И. Вересотской, Е. Шаломона, Т. Л. Коган). А поэтому узнавание предметов иногда может опираться на случайные и малосущественные признаки.
Учащиеся I—II классов очень неохотно прибегают к исправлению ошибок и неточностей своего восприятия. Обычно дети этого возраста начинают рассказывать содержание показанной им картины со случайной детали, с первого попавшегося им на глаза предмета (исследование Т. Л. Коган).
Исследуя процесс сборки машины по фотоизображению, Е. Шаломон установил, что первоклассники начинают сборку с первой попавшей им в руки детали, а затем соединяют в хаотическом порядке и другие части машины. У этих детей можно наблюдать неорганизованные поиски деталей, которые могут быть соединены. Ребенок больше интересуется самим процессом соединения деталей, чем выполнением задачи по сборке машины.
Исследованиями установлено, что характерной чертой восприятия первоклассника является его известная пассивность. Образ, который возникает в процессе восприятия, особенно если восприятие затруднено, долго не удерживается в сознании ребенка, он легко от этого образа отвлекается. Если учитель продолжает настаивать на дальнейшем восприятии предъявленного предмета, то учащийся переходит к перечислению отдельных деталей. Перечисление деталей является наиболее доступной ребенку этого возраста формой анализа окружающего.
Ученик I класса Саша С. так описывает бабочку: «У этой бабочки есть точки кругленькие и на туловище... Усы есть... Глазки есть... Хвостик есть... И еще на кончике крылышек есть коричневые уголочки... Около грудки на крыльях черные точки. На кончике усиков маленькие точки» (исследование Э. А. Фарапоновой).
Детальное уточнение, познание воспринимаемого объекта еще очень малодоступно без помощи учителя для детей этого возраста. Первоклассники еще не овладели умением достаточно глубоко и четко анализировать окружающее. Анализ у них носит крайне несовершенный характер. Операции синтеза в процессе восприятия носят характер незавершенности. Ребенок синтезирует отдельные элементы воспринимаемого образа, но создаваемые образы часто характеризуются неясностью, неполнотой и неустойчивостью.
Восприятие детали целого может заслонять собою это целое, о целом ребенок может даже вовсе забывать. Особенно ярко это видно иногда в процессе рисования: увлекшись изображением отдельной детали, ребенок забывает о целом, а в результате этого рисунок «не помещается на листе бумаги» или резко нарушается пропорциональность частей изображаемого.
Недостатки восприятия учащихся I—II классов в значительной степени могут быть устранены. Однако для устранения этих недостатков восприятия необходимо хорошо знать причины, которые их порождают.
Все указанные выше недостатки восприятия учащихся I—II классов говорят о том, что должна быть создана более совершенная система и методика обучения, при которой познавательные способности школьников получали бы возможность развиваться лучше под руководством учителя. (Эксперименты в этом направлении проводятся Л. В. Занковым и Д. Б. Элькониным.)
Примерно в III классе в развитии восприятия наступает резкий сдвиг в сторону большей расчлененности, умения подмечать существенные детали и использовать анализ и рассуждение. Улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Школьник более упорно добивается ясности зрительного образа. Ребенка все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы и внутреннего строения и содержания, принцип действия. В связи с этим школьник учится наблюдать и изучать интересующие его объекты. Эту особенность в развитии восприятия у младших школьников необходимо широко использовать в процессе их обучения в школе.
В процессе постепенного перехода при обучении младших школьников от нерасчлененного восприятия к более углубленному, расчлененному восприятию мы наблюдаем большую неравномерность, т. е. этот переход не становится сразу универсальным во всех случаях.
У учащегося III класса восприятие одних объектов может находиться на более высоком уровне анализа, а восприятие других — оставаться еще на совсем низком уровне. Обычно дети достигают более высокого уровня восприятия в тех видах учебной деятельности, в которых они добиваются наиболее хороших результатов. Например, уровень восприятия в процессе рисования или пения без соответствующего обучения у учащихся III класса может оставаться чрезвычайно низким. Углубленному восприятию надо систематически и терпеливо обучать учащихся начальных классов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.