Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие наблюдения у младших школьников


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Целенаправленное восприятие называется наблюдением. В школе учащийся учится систематически наблюдать за тем, что пишется на доске, за демонстрацией наглядных пособий и, кроме того, вести специальные наблюдения по поручению учителя.
Организованное восприятие или наблюдение у школьников I класса отражает недочеты восприятия предметов. Так, рассматривая наглядное пособие — наблюдая жука — ученики I класса обратили внимание на то, что жук находится на пробочке, приклеен, что у него на спине булавочка, что вокруг пробочки желтое пятно от клея и т. п., но не заметили существенных особенностей самого жука. (Исследования Н. С. Лукина.)
У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения и преобладает случайность. Анализируя характер ответов учащихся и движение лупы по предмету при рассматривании его в увеличенном виде, можно установить, насколько беспорядочно это движение глаза по предмету — глаза движутся скачками вверх, вниз, к середине.
Создается такое впечатление, что ребенок как бы ищет все время для себя объект наблюдений. Начав рассматривать одно и не рассмотрев его, он переходит к рассматриванию другого.
Около четверти всех приемов наблюдения у первоклассников составляет перечисление. Интересно, что к перечислению учащиеся этого возраста прибегают тогда, когда встречают затруднение в анализе объекта. Встретив затруднение, они начинают перечислять детали воспринимаемого: «лапки, усики, глазки» и т. п. (у жука). Прибегают к перечислению учащиеся и тогда, когда наблюдаемые особенности предмета им очень хорошо известны, а поэтому они их только называют, полагая, что в этом случае всякое разъяснение излишне.
Учащиеся I класса могут объяснить цель наблюдения и способны начать наблюдение от простейшего к более сложному, однако основная цель наблюдения легко может исчезнуть. Обычно детям этого возраста легко удается установить связь между двумя элементами наблюдения, но выйти за пределы этой связи они затрудняются. Плановость наблюдения доступна школьникам I класса, но она большее влияние оказывает на порядок наблюдения и меньшее — на результат.
Развитие наблюдения у школьника I класса связано с его общим развитием, совершенствованием его мыслительной деятельности. Основная направленность развития наблюдения — от пассивного созерцания к активному восприятию. Вначале у ребенка появляется стремление найти активные формы наблюдения путем аналогии со знакомыми предметами через действие с предметом, через мысленное действие и порой даже через доказательство.
Наблюдение учащихся I—II классов может быть значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых. Если дать детям расчлененную задачу — наблюдать не весь объект в целом, а по частям, дети успешно справляются с такой задачей. Эта характерная особенность восприятия учащихся I—II классов проявляется и при решении ими арифметических задач (исследования Н. А. Менчинской).
Происходит перестройка в приемах и способах наблюдения у детей III—IV классов. Более развитые учащиеся III класса значительно чаще прибегают к анализу наблюдаемого объекта. Дети этого возраста уже довольно успешно анализируют строение наблюдаемого, обращают большое внимание на цвет, форму, величину.
Наблюдая бабочек (в опытах Э. А. Фарапоновой), учащиеся все больше и больше указывали при сравнении на величину бабочки: II класс — 18,2%, III класс — 33,3%, IV класс — 44,4%. Растет в описаниях бабочки ссылка на цвет: III класс — 31,7%, IV класс — 66%, V класс — 80%.
Учащиеся III класса могут хорошо уяснить цель и характер наблюдения, могут выразить результаты наблюдения в слове и применить полученные данные на практике. Третьеклассники способны наблюдать за действием и взаимодействием нескольких деталей механизма при наблюдении за работой машины (исследования Н. С. Лукина).
Дети этого возраста могут наблюдать и за несколькими, взаимно связанными объектами. В процессе наблюдения возрастает активность мыслительных операций. Появляется стремление находить причинные объяснения.
Необходимо отметить, что результаты наблюдения обычно бывают лучше в тех случаях, когда учащиеся проявляют эмоциональную заинтересованность. Такая заинтересованность возникает там, где объект наблюдений преподносится не в абстрактном виде, а как «кусочек» реальной жизни. В этих случаях быстрее и многограннее формируются образы наблюдаемых объектов, они лучше отражают реальную действительность. Эти образы шире связаны со знаниями учащихся, с их практической деятельностью.
Наблюдению можно и нужно обучать младших школьников. Чем старше младший школьник, тем больше возможностей у учителя для развития у него способности наблюдать. Однако обучая наблюдению младшего школьника, всегда над© опираться на его личную эмоциональную заинтересованность и активность в этом процессе. Безразличный ко всему, равнодушный учащийся не научится наблюдать.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается материалистическое понимание ощущения?
2. Расскажите о работе анализаторов.
3. Охарактеризуйте чувствительность и пороги.
4. Что такое адаптация?
5. Расскажите об особенностях ощущений у младших школьников.
6. Дайте характеристику процесса восприятия.
7. Как определяет восприятие И. М. Сеченов?
8. В чем состоит связь процесса восприятия с личностью человека?
9. Расскажите о процессе восприятия у младшего школьника.
10. Расскажите о процессе наблюдения у младшего школьника.

Практические задания

1. Дайте учащимся задачу на классификацию однообразного (похожего) материала и постарайтесь точно описать ошибки, которые могут быть допущены учащимися. Материалом для классификации могут служить листья дерева (50 или 100 штук); учащиеся должны отобрать одинаковые, а разные (не похожие) выделить и сказать, чем они не похожи, скажем, на один листик, который взят в качестве образца. Так же можно классифицировать бабочек и т. п.
2. Возьмите тетради учеников I класса за первую четверть учебного года, проанализируйте ошибки графического изображения букв и сделайте методические выводы для устранения этих ошибок.
3. Начертите пять образцов зрительных иллюзий из тех, которых нет в настоящем учебнике.
4. Выясните разницу в процессе наблюдения учащимися живых и мертвых объектов. Например, наблюдение майского жука из коллекции и наблюдение живого майского жука и т. п.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +