Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Трудовое обучение в начальных классах школы — первая ступень политехнического обучения детей.
С первых лет школьного обучения и до конца пребывания учащихся в школе формируется у них коммунистическое отношение к труду, воспитывается желание и умение трудиться, любовь и уважение к труженикам.
Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные ценности, нужные обществу.
Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках труда, имеют очень важное значение для формирования у него более сложных трудовых умений.
Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую утомляемость организма ребенка.
Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию красивых, целесообразных и ловких движений.
Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся работают с большим удовольствием.
Еще в дошкольном возрасте у детей (особенно у мальчиков) начинает формироваться устойчивый интерес к машинам, технике, к людям, овладевшим техникой и управляющим сложными приборами.
Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся в нашей стране и труд при царизме и в современных капиталистических странах.
Дети учатся ценить счастливый и свободный труд советских людей в социалистическом государстве. Особенно велика роль учителя начальной школы в воспитании интереса к труду. Он рассказывает детям о героическом труде советских людей, воспитывая у них положительное отношение к труду и к людям труда.
Общественно полезный труд, труд в коллективе, отношения, создаваемые в коллективе — все это новое для ребенка. В начале учебного года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива. В процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива школы.
Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно полезным трудом школы (сажает цветы, деревья,
ухаживает за ними и т. д.), он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые познает радость труда.
С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности. Это можно наблюдать, сравнивая учащихся I и II классов. Во II классе кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более сложные трудовые действия, мотивы и цели труда становятся шире и глубже.
Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности, интересует больше процесс, чем результат труда.
У первоклассников часто ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Лич«ые мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых, общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в своей трудовой деятельности личными, потребительскими мотивами. Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для всех других, например, так может измениться трудовая деятельность школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для всего класса.
Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда,ценит такой труд, а в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение и господствуют над личными.
На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.
Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они, не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс труда, а качество работы — не очень.
Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники, проводят общественно полезную внеклассную работу,
больше участвуют в коллективных мероприятиях школы. Хотя это участие и носит еще очень скромный характер, но имеет большое воспитательное значение, так как дает возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.
Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи, имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол, сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам семьи.
В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду. Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со взрослыми (дома, в колхозе, совхозе) изменяют взгляд ребенка на труд людей и на свой личный труд.
Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что трудовая деятельность создает наиболее благоприятные условия для познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает много нового.
Большое значение в связи с этим приобретает общественно полезный труд учащихся, особенно работа на опытных участках. Например, учащиеся III класса одной школы ухаживали за делянками льна и после этого с интересом рассказывали, что они узнали много нового об уходе за льном и теперь они знают, что будут делать на будущий год, чтобы получить лучший урожай. У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников. Учащиеся III класса хотят видеть своими глазами, как происходит то или иное явление, у них возникает желание принять участие в интересном труде. Ученик сознает, что взрослый человек своим трудом может многое сделать. В своем стремлении делать самому ученик решает вопрос: «А что я могу?» Если в процессе труда он получает нужный результат, ученик приходит к выводу: «И я могу». Сознание, что «я сам могу сделать», придает ребенку уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и приобретать новые знания. Интерес и положительное отношение к труду формируются у школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются учителем. Так, например, IV классу учительница поручила яровизацию картофеля. Ученики на практике убедились, какую роль играют удобрения и яровизация в выращивании картофеля. Так формируются и закрепляются познавательные интересы личности.
Воспитательная ценность труда младших школьников особенно возрастает, когда общественно полезный труд учащихся сочетается с занятиями по труду в классе. Если, например, учащиеся, обучаясь шитью и вышивке, вышивают скатерти и салфетки и дарят их новоселам-целинникам, общественное значение работы вызывает у детей желание сделать ее как можно лучше.
В процессе труда растет активность учащихся, воспитываются новые черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной деятельности. Часто учителя делают «открытия», узнавая в процессе труда о способностях, склонностях своих учеников, об их умении трудиться и об их отношении к труду.
Если младший школьник не интересуется последствиями своего труда и работа для него является неприятной повинностью, которую он выполняет только под усиленным контролем учителя, исчезает воспитательное значение труда школьников.
Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда труд бесцелен, а продукты труда детей никому не нужны. Например, ученики III класса одной школы отказались работать на пришкольном участке, а когда их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру. Выясняя причину такого отношения школьников к труду, мы установили, что в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили овощи, цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а футбольное поле: посевы были уничтожены.
В трудовой деятельности школьников II и III классов все большее значение приобретают общественные мотивы. Личные мотивы еще имеют место, но деятельность учащихся значительно улучшается, когда их личные мотивы совмещаются с общественными.
Неорганизованный, бесцельный труд воспитывает у учащихся отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности: неаккуратность, недисциплинированность.
Неорганизованный труд вызывает у детей чувство досады, недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу.
В таких условиях воспитывается отрицательное отношение к труду не только у отдельных учащихся, но иногда и у всего класса.
Организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовольствия, удовлетворения от труда и желание работать.
Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой последовательности — непременные условия организованного труда.
Систематическая работа и требования учителя, организующие труд детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.
Нам пришлось наблюдать, как некоторые учителя неверно понимают организованность. Так было на уроке, когда ученики I класса работали на пришкольном участке, сажали горох. Учительница выстроила детей около грядок, рассказала последовательность работы, строго определив этапы работы и дальше начала командовать: «Раз — все взяли в левую руку горох, два — взяли в правую руку палочку, три — присели» и т. д. Так был «организован» весь процесс посадки.
Эта неправильно понятая учительницей организованность труда превращена ею в муштру, сковывает инициативу ребенка, лишает его самостоятельности, не воспитывает радости труда. Настоящая организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и активности ребенка.
Начальная стадия организованности — подражание. Учитель показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок рабочее место, как спланировать работу, с чего начинать работу.
В процессе трудового обучения подражание вообще всегда имеет место: «Вот смотри, как делаю я, итак постарайся сам»,— говорит учитель. Если школьник ошибается, учитель поправляет его и снова говорит: «Ты делаешь не так, как я говорил, посмотри еще раз и сделай правильно». На первых этапах обучения установка самого учителя требует от учащегося подражания.
Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.
Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, вначале при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность.
Однако следует отметить, что многие первоклассники и второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей последовательности трудового процесса, всех операций. Только систематическая работа учителя приучает учащихся запоминать последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность, используя свои знания.
Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость, целенаправленность — ценные качества личности.
Организуя труд учащихся, учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон работы приучает школьников критически относиться не только к чужой работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства обиды.
Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в ее планировании. Школьник еще продолжает работать по плану, предложенному учителем, но постепенно приучается самостоятельно выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу, соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся постепенно вносит свое, личное новаторство — начинается пусть еще простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность, целенаправленность, организованность, которые при воспитательном воздействии учителя становятся привычными формами поведения учащегося.
Планирование приобретает все большее значение в трудовой деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности.
В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные различия учащихся.
Некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все равно ничего не получится» или: «Я не умею».
Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд — не учение, а забава.
Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.
И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и планируют свои действия, особенно если работа несложная и кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.
Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I—IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.
Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.
Вопросы для повторения
1. Чем определяется психическое развитие ребенка?
2. В чем состоит значение игры ребенка для развития и как она влияет на формирование личности?
3. Расскажите о роли труда в формировании личности.
4. Как влияет на поведение изменение отношения ребенка к самому себе, к окружающим людям, к своей деятельности в связи с поступлением его в школу?
5. В чем проявляется влияние учебной деятельности на развитие психических процессов школьника?
Практические задания
1. Пронаблюдайте за различными играми школьников и определите их влияние на формирование личности.
2. Выясните, какие условия создает учительница в процессе учебной деятельности для формирования у учащихся организованности, самостоятельности, наблюдательности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.