Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Урок русского языка в IV классе начался с работы учащихся над ошибками, которые были замечены учительницей в домашних заданиях. Проверив ошибки детей, учительница сняла с доски лист бумаги, закрывавший текст. На доске написаны предложения, в словах пропущены безударные гласные.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Ученица комментирует, поясняя, как она будет писать слова: «Лес-ной»— проверяю словом «лес», «тро-пин-ка» — проверяю словом «тропы», — говорит она.
Затем учащиеся переходят к другой учебной работе. Учительница предлагает детям приготовить карточки с буквами «Е» и «И». Она диктует им предложения, а учащиеся называют окончания последних слов в предложениях, поднимая при этом карточки с соответствующей буквой.
Учащиеся отвечают правила (о падежных окончаниях), комментируют предложения, записывают их на доске.
Учительница объявляет, что до конца урока надо будет написать маленькое сочинение на тему «Встреча пернатых друзей» (накануне ребята были в школьной столярной мастерской, где изготовляли скворечники, на прогулке наблюдали за изменениями в природе). Через 10 минут работа закончена. Два ученика читают вслух свои сочинения.
В течение этого урока учащиеся выполняли разнообразную учебную работу, вызвавшую активность различных психических процессов. Они слушали объяснение учительницы, рассуждали, запоминали правила, писали сочинение, исправляли ошибки и т. д. И во всем этом «присутствовал» такой важный психический процесс, как внимание.
Во время работы над ошибками внимание учащихся было направлено на проверку выполненных упражнений, особенно внимательно слушали ученики объяснение, как следует писать правильно.
Учащиеся работали сосредоточенно, не отвлекаясь, не замечая ничего постороннего, не имеющего отношения к данной работе.
Когда учительница открыла часть доски с написанным текстом, внимание учащихся переключилось на доску. Это было видно по направлению их взгляда, по выражению лица (на лицах ребят как бы застыл вопрос — «что это такое»?).
Учительница объяснила, как надо выполнять работу. В процессе этой новой учебной работы учащиеся опять внимательны: слушают комментарии ученицы, пишут предложения, проверяют написанное.
В творческой работе особенно ярко проявляется направленность и сосредоточенность внимания учащихся: когда школьники IV класса писали сочинение, они не заметили, что в класс вошла заведующая учебной частью, не отвлекло их и то, что учительница записывала предложения на доске.
Таким образом, наилучшие условия для активной мыслительной деятельности, продуктивной учебной работы создаются тогда, когда человек внимателен.
Внимание — это направленность сознания на какой-нибудь предмет или явление действительности.
Всякая деятельность человека требует углубленности в работу. Учится ли ученик, играет ли ребенок, мыслит ли ученый, трудится ли рабочий и колхозник — в любой деятельности человека непременно участвует внимание.
Внимание является важнейшим условием протекания всех психических процессов.
Слушать, воспринимать объяснение учителя учащиеся могли только потому, что были внимательны. Написать сочинение школьники смогли только на основе своих наблюдений, когда они сосредоточенно изучали птиц, наблюдали работу в школьных мастерских, слушали рассказ учителя, размышляли о виденном и слышанном. Написали сочинение ученики потому, что проявили внимание при таких психических процессах, как восприятие, запоминание, мышление, воспроизведение.
Внимание зависит от состояния человека (здоровье, утомление, недосыпание), от целей и задач, стоящих перед ним в определенной работе, от внешних условий, благоприятствующих или мешающих успешному протеканию этого процесса. Мы просто видим или специально на что-то смотрим, или рассматриваем, или всматриваемся, чтобы лучше увидеть; слышим, с определенной целью слушаем, прислушиваемся, вслушиваемся.
Внимание всегда заметно выражено внешне: в мимике, в движениях, направленности глаз, в позе. Внешнее выражение внимания может соответствовать, а может и не соответствовать действительному протеканию процесса внимания. Так, при большой сосредоточенности человека внешне внимание выражается в неподвижности — в целеустремленном и неподвижном взгляде, но эта неподвижность чисто внешняя, так как человек находится в состоянии активной, напряженной мыслительной деятельности.
С первого года обучения учителя приучают школьников быть внимательными, тренируют детей во внешнем проявлении внимания, большое значение придают тому, как сидят дети за партой. «Сядьте как следует! Смотрите все на меня! Кто там повернул голову и смотрит в окно?» — говорит учитель. Такая тренировка внимания нужна особенно в I классе.
Но увлекаться этим приемом воспитания внимания не следует, так как отдельные учащиеся невольно привыкают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях внешне внимательная поза и сосредоточенное выражение лица ученика не соответствуют действительному состоянию его внимания. - Заученная поза и выражение лица школьника нередко вводят в заблуждение учителя. У такого ученика воспитывается привычная внешняя форма поведения на уроке, а на самом деле он невнимателен, не слушает объяснений учителя, ответы товарищей.
Эта вредная привычка, если она усвоена в начальной школе, очень мешает школьнику в дальнейшей учебной работе.
Внимание в значительной мере определяет и продуктивность, и результаты учебной работы ученика. Без стремления внимательно слушать материал урока, без подготовки внимания к восприятию невозможно «вхождение» ученика в учебную работу. Внимание содействует быстрейшему включению ученика в процесс познания. Вообще предварительная подготовка к любой деятельности создает лучшие условия для «вхождения» в работу, для проведения нужных действий и движений.
Физиологические исследования подтверждают это положение об огромной роли предварительной установки — в этом случае нервная система как бы «готовит» те нервные пути, которые будут участвовать в данной деятельности, и эта готовность обеспечивает лучшую активность, быстроту, точность деятельности.
Учителю очень важно учитывать в своей педагогической работе роль установки на внимание.
Установка на внимание становится привычной для учащегося, он как бы планирует — быть ему внимательным или не быть, распределяет свои силы на определенное время и на определенную деятельность. Припомните, как часто можно слышать в школе или дома: «Говорили, что 15 минут будем читать, а мы сколько читаем?!» Влияние установки на внимание в данном случае сказывается в том, что через определенное (намеченное) время у человека снижается активность внимания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.