Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Игровая деятельность младшего школьника


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не прекращает играть. Под влиянием учения, новых знаний об окружающем мире, под влиянием дальнейшего физического укрепления организма в игру школьника вносится много новых и интересных моментов. Игра оказывает по-прежнему большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества.
Учителю необходимо учитывать воспитательное и познавательное значение игры для ребенка этого возраста и оказывать влияние (прямое или косвенное) на характер и направление игр. Изучая учащихся, учитель должен наблюдать ребенка и в игре. Играя, ребенок проявляет такие черты личности, которые не обнаруживаются у него в процессе учебной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей ребенка в игре позволяет учителю изменить отношение к ребенку — развивать у него те ценные качества, которые ярко проявились в игре. Одновременно учитель лучше узнает отрицательные качества ребенка, и это позволяет ему учитывать такие проявления личности в учебной деятельности учащегося.
На большое воспитательное значение игры указывали прогрессивные русские педагоги еще в дореволюционное время. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий, игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности.
Игра является отражением жизни. Всякие попытки рассматривать игру изолированно от реальной действительности нельзя признать состоятельными. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности, напротив, это и подготовка к жизни, сама жизнь, дающая радость детям, прививающая им любовь и интерес ко всему окружающему.
Игра — школа подготовки к труду. Говоря об игре, А. С. Макаренко указывает, что работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных, ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: игра приучает ребенка к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему в работе.
Игра является средством воспитания. Н. К. Крупская указывала, что игра приучает детей быть организованными, в процессе игры воспитываются вожаки, организаторы, люди, умеющие вести за собой других. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: развивается физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества.
Игра создает коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка, стремление к активной борьбе за победу.
«В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других». В высказываниях Н. К. Крупской и А. С. Макаренко подчеркивается значение игры как средства коммунистического воспитания, как средства всестороннего развития личности, как школы формирования моральных, физических и психических черт личности.
А. С. Макаренко считал, что игра, кроме того, должна давать ребенку радость, веСелье как элемент хорошего отдыха. Поэтому А. С. Макаренко стремился вносить в игру юмор, смех, если же этого не было, то говорил: «умно, но скучно и плохо». Советские педагоги и психологи рассматривают игру как творческую деятельность, в процессе которой ребенок отражает окружающую действительность. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей и их изменения, трудовые процессы.
С изменением общественных отношений изменяются и характер, и содержание детских игр. Следовательно, игра изменяется не стихийно, а закономерно, в зависимости от изменения жизни общества. По форме игры могут иногда оставаться прежними, но изменяется их содержание, возникают новые отношения между играющими детьми, отражающие новые общественные отношения. Игра только тогда становится достоянием ребенка, когда в ней отражается близкая ребенку жизнь, окружающая его действительность. Дети играют только в те игры, которые волнуют их, дают им возможность пережить в играх то, что переживают взрослые, приближают их к жизни взрослых.
Наряду с положительными играми у наших детей могут возникнуть и игры, отражающие отрицательные стороны жизни, быта, поведения людей. В результате таких игр у детей развиваются отрицательные черты личности. Игры азартные, игры в деньги — также относятся к отрицательным играм.
Возникновение отрицательных игр обычно объясняется соответствующим влиянием среды, которая окружает ребенка. Иногда в семье все еще имеют место пережитки прошлого. Ребенок видит это плохое и порой отражает его в своей игре. У школьников изменяется содержание игры и ее направленность. Развитие сюжетов детских игр идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к сюжетам, отражающим общественно-политические события. Таким образом, развивающиеся сюжеты детских игр расширяют кругозор ребенка и его жизненный опыт.
Дети-первоклассники часто играют в школу: они учат кукол, учат детей-дошкольников, учат животных, обучают друг друга. В игру вводятся эпизоды из школьной жизни: прием у врача, медосмотр, рентген и т.д. Новые отношения, которые возникли в школе в процессе учения, новая деятельность,— все это отражается в игре.
Школьной тематике отводится много места в играх детей I класса, меньше — II, а у школьников II класса игр со школьной тематикой становится все меньше. Растущие познавательные интересы детей переключают их на другие, новые игры.
Чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер творческой игры, в игре скрыто или открыто ставится цель познать, осознать новое, совершенствовать познанное. Все это происходит под влиянием школы и учения. Сюжеты игр школьников более развернуты, чем у дошкольников, основное внимание младшие школьники обращают не на действия людей, а на их отношения, чувства и переживания. В игру дети вносят все больше импровизаций, они не ограничиваются строгими рамками повторения и воспроизведения виденного, дополняют игру материалом из прочитанных книг, из разговоров взрослых.
Учащиеся I—II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми. Только сложная сюжетная игра, приближенная к жизни, дающая возможность исполнителю роли поставить себя в близкие к действительности жизни условия, может удовлетворить учащихся III—IV классов.
В игре все большее значение начинает приобретать коллектив. У школьников I—II классов коллектив еще неустойчив, неустойчивы и игровые коллективы. У учащихся III класса создаются уже прочные игровые коллективы и возникают более тесные товарищеские отношения. Введение игр с разделением на партии, борьба в соответствии с правилами — все это возможно лишь тогда, когда ребенок научится вести себя в коллективе, когда он чувствует ответственность перед товарищами, умеет себя сдерживать, подчинять свое поведение правилам.
Индивидуальные игры, игры вдвоем, втроем — частое явление у младших школьников. Подобным маленьким группам дети отдают предпочтение перед большим игровым коллективом. У учащихся III класса уже заметен рост коллективной игры и стремление к большому игровому коллективу.
В этом возрасте воспитывается умение считаться с коллективом, подчиняться коллективу. Сначала октябрятская, потом пионерская жизнь, коллективные пионерские игры способствуют созданию крепкого коллектива. Дети все чаще играют вместе. В свою очередь сама слаженная коллективная игра способствует созданию крепкого классного коллектива.
Общность переживаний и чувств в процессе игры также способствует созданию коллектива и развитию коллективной игры. Десятилетние дети на протяжении всей сюжетной игры могут помнить ее конечную цель, даже если игра сложна и содержит ряд отдельных сюжетов. Ребенок этого возраста может отдельные эпизоды игры связывать в единую игру.
Сюжетные игры заметно влияют на формирование детского коллектива. В одном классе до проведения игр в пионерском лагере не было коллектива, в результате игр создался дружный коллектив.
Коллективные игры дали возможность детям осознать значение и роль товарища. Многие дети подружились во время игры, а некоторые из них сохранили дружеские отношения и после лагеря.
В процессе игры сглаживались отрицательные черты характера некоторых детей: застенчивость, капризы, обидчивость, заносчивость. Игра помогла ребятам почувствовать себя полноправными членами коллектива.
В совместных играх детей были созданы такие условия, которые благоприятно раскрывали организаторские способности ребят, формировали у них умение сдерживать себя, проявлять настойчивость, решительность. В игре ребята учились и подчиняться, и выступать в роли начальника. Многое из игры дети переняли и затем перенесли в лагерную жизнь; это помогло организации отрядов, укреплению дисциплины.
Совместные игры на воздухе воспитывают и нравственные, и эстетические чувства детей: они учат видеть и любить родную природу, у детей появляется интерес к живописным краскам леса, реки, озера. Под влиянием игры даже речь детей изменилась: они стали чаще употреблять ласковые выражения о природе.
Целенаправленные игры, руководимые взрослыми, могут оказать большое влияние на всестороннее развитие ребенка, закладывают основы духовного склада личности.
Учащиеся I—II классов еще продолжают интересоваться играми с песнями и хороводами, им нравятся ритмические игры, игры с подражаниями движениям и крикам животных. Дети этого возраста охотно играют в такие игры и в школе, и во дворе, Младшие школьники любят играть в театр, устраивают импровизированные постановки, заимствуя сюжеты из пьес, рассказов. Исполняя те или иные роли, они переживают то же, что переживает воображаемое ими действующее лицо, и тем самым лучше познают взаимоотношения людей в определенных ситуациях.
Правила в творческой сюжетной ролевой игре также оказывают организующее влияние на детей этого возраста.
Игры с правилами без сюжета начинают занимать все большее место в игровой деятельности учащихся III класса, постепенно дети переходят к спортивным играм. Наиболее распространенными спортивными играми являются: футбол, волейбол, теннис, городки, хоккей, лапта.
В спортивной игре правила более строгие, но, помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры, хотя и ограничены правилами, дают возможность игроку широко проявлять свою инициативу; меняющиеся условия игры требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
В спортивных играх ребята учатся дисциплинированно вести себя в игровом коллективе: оказывать поддержку товарищу, согласовывать свои действия с действиями коллектива и предугадывать ход событий в игре. Так закрепляются положительные качества личности.
У школьников I—II классов в подвижных играх преобладает все же личная ответственность, однако и в этих играх начинают постепенно вводиться коллективные действия, хотя они у первоклассников обычно еще плохо согласованы (даже в простых играх). Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Вначале игры носят, главным образом, характер борьбы за личное первенство. В коллективные игры с разбивкой на партии начинают играть более старшие дети (11 — 12-летние). Охотно играют младшие школьники в те спортивные игры, которыми увлекаются взрослые.
У детей младшего школьного возраста появляется интерес и к футболу, волейболу, хоккею, но так как ребята не владеют еще нужными навыками, умениями, не могут освоить правил игры, она не носит законченного характера.
Спортивные игры могут возникнуть у младших школьников и под влиянием стремления познать свои силы и возможности, проверить себя («могу ли я это сделать?»). Выполнив задуманное, ребята с удовлетворением отмечают, что они могут, и ставят перед собой новые задачи.
У учащихся III классов движения в спортивных играх становятся более быстрыми, ловкими, согласованными. Начинается развитие коллективной игры. Усложнение игры требует умения согласовывать свои движения и действия с действиями других участников игры. Развивается умение подчиняться коллективу, действовать в коллективе, бороться за честь коллектива, поддерживать товарища, проводить согласованные и совместные действия.
Под влиянием занятий физкультурой в школе у учащихся вырабатываются необходимые для игроков качества: они овладевают прыжками, метанием, приобретают смелость и сноровку, ловкость и быстроту. Ответственность за выполнение правил игры воспитывает честность, искренность и принципиальность.
Спортивные игры дают большое удовлетворение ребенку потому, что он испытывает чувство солидарности, чувство «локтя», познает радость общей борьбы и победы.
Учитель начальной школы обычно в своей внеклассной работе широко использует воспитательное влияние спортивных и сюжетных игр, помня, что они успешно развивают и закрепляют у ребенка ценные качества личности.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +