Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Ребенок усваивает знания, приобретает опыт, непосредственно познавая действительность в процессах ощущения, восприятия и наблюдения. Вначале нерасчлененное слитное восприятие становится более расчлененным, анализирующим, а следовательно, более точным.
Учитель систематически, преднамеренно и последовательно организует наблюдения учащихся на уроке и постепенно учит ученика анализировать и обобщать полученный материал. Так на основе обучения у школьника формируется наблюдательность как черта личности.
Развивается у младшего школьника и преднамеренное запоминание. Учащийся начальной школы овладевает приемами запоминания — от многократного механического повторения переходит (под руководством учителя) к активным приемам запоминания.
Младший школьник умеет ставить перед собой задачи запоминания: как запомнить, дословно или для пересказа, выборочно или весь материал. Преднамеренное и осмысленное запоминание требует от учащегося волевых усилий, что активизирует его память и способствует общему развитию личности.
Мышление развивается от чувственно-наглядного предметного к отвлеченному и абстрактному, которое тесно связано с формированием речи.
Учебная деятельность развивает не только сам процесс мышления, активизируя и усложняя его, но вызывает развитие новых форм мышления: понятий, суждений, умозаключений. Ребенок учится мыслить.
Психическая деятельность младшего школьника совершенствуется в неразрывной связи с его учебной работой: успехи учащегося в учебной деятельности определяются его психическим состоянием, а учебная деятельность в свою очередь предъявляет новые требования к психике школьника, особенно к его умственной деятельности.
То, что развито у дошкольника при поступлении в школу: речевой слух, произвольная артикуляция, расчлененность зрительного восприятия, общие представления и элементарные понятия детей, способность к проявлению усилий и сосредоточенности должно еще больше развиться и совершенствоваться в процессе учебной деятельности.
Учение требует от первоклассника перестройки привычных способов умственной деятельности, а это трудно ребенку, так как происходит ломка ранее выработанных динамических стереотипов.
Важнейшим показателем развития ребенка, определяющим его готовность к обучению в школе, является его восприимчивость к обучению. Первые шаги в учебной деятельности начинаются с того, что учитель устанавливает, что знает и что умеет ребенок и приводит все его знания и умения в систему, нужную для первых шагов в учении.
В дальнейшей учебной работе учитель всегда учитывает объем знаний и умений ученика и готовность его к переходу на следующий, более высокий этап усвоения знаний, он устанавливает связь с предыдущим обучением. На такой основе учитель планирует приемы и способы дальнейшего обучения учащихся.
При усвоении младшим школьником нового материала можно выделить несколько тесно связанных между собой этапов в развитии его умственных действий.
Первый этап (ознакомительный) — ребенок узнает, чему он должен научиться. Затем идет второй этап — практическое выполнение умственного действия. На третьем этапе умственное действие выражается в речи, на четвертом — уже выполняется в умеч(через внутреннюю речь). На пятом этапе происходит окончательное становление умственного действия, лишний материал отбрасывается.
В процессе овладения умственными действиями школьник усваивает взаимосвязь и отношения между предметами, у него формируются не только отдельные понятия, но и система понятий и взаимоотношение частных и общих понятий. Понятия становятся более точными и систематичными, происходит классификация их. Постепенно школьник начинает овладевать приемом сравнения, различать сходное и различное в предметах и явлениях действительности, учится находить главное и существенное в них. Школьник учится сопоставлять, рассуждать, доказывать и на этой основе он постепенно начинает овладевать логическими формами мышления.
Так в ходе формирования умственного действия у учащегося постепенно складывается общий стиль его мыслительной работы.
Большое место в учебной работе занимает процесс усвоения знаний. Усвоение — сознательный, целенаправленный, активный психический процесс. Только тогда знания учащегося считаются усвоенными, когда он умеет применять их на практике.
Анализ учебного материала, синтезирование его, связывание со старыми знаниями, обобщение, применение знаний на практике,— все это проявления активной мыслительной работы учащегося.
При недостаточном анализе учебного материала школьник лишь поверхностно усваивает отдельные моменты его, существенное же в учебном материале не усваивается им.
При недостаточном синтезировании учебный материал усваивается учащимися только в случайных деталях, не связан со
старым материалом, а следовательно, не может быть включен в практическую деятельность.
Усвоение материала требует непременного умения анализировать его, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, находить сходное, различное. Активное мышление учащиеся начальной школы иногда заменяют процессами памяти, ставят перед собой задачу — не мыслить, а запоминать. Это и приводит к почти дословному запоминанию, без переосмысливания, приводит к зазубриванию. С такой склонностью учащихся к дословному заучиванию учебного материала учителю начальной школы надо решительно бороться.
Процесс усвоения требует, чтобы сам учащийся активно и сознательно участвовал в процессе усвоения, проявлял активное внимание, преодолевал трудности, делал волевые усилия, положительно относился к учению. Такую активность обеспечивает непосредственное, наглядное ознакомление с материалом, что имеет особенно большое значение для учащихся начальной школы.
В процессе усвоения знаний происходит и воспитание школьника. Учащийся не безразлично относится к тому, что он усваивает, система знаний воспитывает у него убеждения, дает основу его мировоззрению, т. е. воспитывает у него определенные свойства личности: направленность, интересы, склонности, потребность в новых знаниях.
В результате усвоения знаний происходит развитие ребенка, развивается его сознание, создаются условия для перехода на следующую, высшую ступень мышления.
Усвоение школьных знаний постепенно формирует у учащихся ряд личностных особенностей, готовящих их к труду, к работе.
Первые годы обучения в школе очень существенны для выработки важнейших качеств человека-труженика. Именно здесь учащийся получает знания о том, как надо учиться, как готовить уроки, читать книги, вести наблюдения, как работать. В начальных классах в процессе учебной деятельности устанавливается и отшлифовывается отношение ребят к учению, к труду, формируется чувство гражданского долга, закладываются основы морального облика гражданина коммунистического завтра.
Основная задача учителя, давая ученикам знания, одновременно с этим обучать их приемам и способам работы, воспитывать их.
Обучение всегда должно сливаться с воспитанием, в единый процесс формирования личности ребенка. Учебный процесс немыслим без единства обучения, воспитания и развития воспитываемой личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит обучению и воспитанию, которые определяют развитие.
Учебная деятельность младшего школьника как ведущая его деятельность определяет основное направление формирования личности. Удачно сложившиеся отношения ребенка с учителем и коллективом благоприятствуют полноценному формированию и дальнейшему всестороннему развитию черт личности будущего гражданина.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.