Общая характеристика развития ребенка в младшем школьном возрасте
Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В связи с тем, что вопрос о формировании личности в процессе учебной деятельности младшего школьника будет рассматриваться в последующих главах, этот раздел представлен кратко. Несколько нодробнее рассматривается формирование личностных качеств у младшего школьника в процессе его трудовой и игровой деятельности.
Поступление в школу вносит значительные изменения з жизнь ребенка — основной ведущей деятельностью становится учение.
Физическое развитие семилетнего ребенка находится в стадии становления: еще не закончено окостенение позвоночника, грудной клетки, костей тазовой области. Такие особенности физического развития ребенка этого возраста требуют от учителя внимания к осанке учащихся, вызывают необходимость ограничивать его физическую нагрузку.
Не закончено у семилетнего ребенка и окостенение кисти руки (первоклассник очень устает, если длительное время пишет).
Мышечный аппарат ребенка этого возраста тоже очень несовершенен, например, мышцы-антагонисты плохо отрегулированы в своей деятельности, что вызывает иногда затруднения у ребенка при координации движений.
Несовершенна сердечно-сосудистая система семилетнего ребенка — тоже не выдерживает чрезмерных и длительных нагрузок. В этот период в коре головного мозга усиленно развиваются лобные доли, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры больший полушарий головного мозга.
У ребенка преобладают процессы возбуждения над процессами торможения, поэтому он часто с трудом сдерживает себя. Сильна иррадиация нервных процессов, неустойчивы процессы концентрации. Отсюда — большая подвижность детей, бурные эмоциональные проявления (ссоры, драки).
Объясняются эти особенности нервно-психической деятельности ребенка тем, что кора головного мозга в этот период развития еще недостаточно регулирует деятельность подкорки.
Такое относительное несовершенство организма ребенка, поступающего в школу, в известной мере ограничивает его учебные возможности.
С ростом и развитием ребенка совершенствуются его мышечный аппарат, нервные процессы. Этот сдвиг становится особенно заметным уже у учащихся III класса.
Переход к новой, учебной деятельности вносит значительные изменения и в общественное положение ребенка: взрослые начинают с большим уважением относиться к его учебной деятельности, создают все условия для успешной работы, радуются хорошим результатам и выражают недовольство в связи с неудачами в учении. Изменяются и требования взрослых к школьнику — они требуют, чтобы школьник учился хорошо.
Так с изменением ведущей деятельности ребенка изменяется и отношение взрослых к нему. Одновременно, в связи с новой деятельностью появляется и новое отношение школьника к своей основной деятельности. У него развивается чувство долга, он осознает, что обязан учиться, что это его долг и он обязан точно выполнять установленный порядок. Помимо этого у ребенка появляется и желание хорошо учиться (нет такого первоклассника, который не желал бы этого, другое дело — как это желание осуществляется).
Следовательно, став школьником, ребенок иначе относится и к себе — он включился в большое, серьезное дело, он — ученик. Начинает развиваться самосознание личности.
Изменяется и отношение учащегося к коллективу, к товарищам по классу, развиваются коллективистические отношения, новые формы принимают дружба и товарищество.
Создаются совершенно новые отношения к учителю: для семилетнего ребенка это самый авторитетный человек, слово, замечания которого являются для него обязательными.
Готовность семилетнего ребенка к учебной деятельности в значительной мере определяет его успехи в учении и отношение взрослых к его занятиям.
В первую очередь родители должны вызывать у ребенка желание учиться, от родителей во многом зависит то, что ребенок
стремится к учению как к желанному, приятному и как желаемое воспринимает все требования школы. Но, воспитывая у ребенка положительное отношение к учению, не следует внушать ребенку, что учение — только приятное дело, надо готовить его и к преодолению трудностей и неудач в учебной деятельности.
С переходом к новой, учебной деятельности у ребенка происходит ломка старых, привычных, сложившихся отношений и форм деятельности.
Некоторые учащиеся очень болезненно переживают этот переход, так как они психологически не готовы к новой деятельности, не осознали ее необходимости, у них не сразу развивается чувство долга. В результате у таких детей может возникнуть отрицательное отношение к учению.
Подавляющее большинство семилетних детей с большим желанием идут в школу, стремятся учиться, осознавая всю важность учебной деятельности. Такие мотивы учения у детей должны всемерно поддерживаться и развиваться и учителями и родителями. Необходимо, чтобы родители выработали у ребенка соответствующие навыки и умения: умение слушать и быть внимательным, наблюдать, запоминать, подчиняться требованиям старших.
Мотивы учения детей с каждым годом жизни ребенка меняются, растет значение общественных мотивов, особенно начиная с III класса, когда учащиеся вступают в пионерскую организацию («это мой долг», «так должен поступать пионер»).
Иногда учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье («не могу огорчать маму», «у нас все хорошо учились и учатся»), иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом («класс подведешь», «что товарищи скажут»). Играет большую роль и личный мотив: желание получить хорошую оценку, получить одобрение учителя и родителей.
Интересы младшего школьника постепенно переключаются с игровой на учебную деятельность; часто учебные интересы влияют на игровую деятельность ребенка, а также часто учебные интересы влияют на характер и тематику игр. Первоклассников захватывает процесс учения — интересно учиться, интересно быть учеником, выполнять требования школы. Далее интерес от самого процесса учения переходит на результат учения.
Интерес возрастает, когда учащиеся самостоятельно решают какие-либо вопросы, связанные с проявлением их творческой активности, с преодолением трудностей. У младших школьников интересы неустойчивы.
Учащиеся I—II классов избегают трудностей обучения, им больше нравится играть в процессе учения, и они с интересом выполняют лишь ту работу, которая непосредственно вызывает положительные эмоции.
С III класса у детей начинает проявляться интерес к чтению. Учащихся привлекает научно-фантастическая литература, героика, путешествия. Появляется большой интерес к запретному (кино, книги), таинственному. Растет интерес к труду. Возникает желание принять участие в общественном труде, в труде взрослых.
Интересы младших школьников поддерживаются их целеустремленной деятельностью, которая имеет общественное значение.
Увлекательная октябрятская и внеклассная работа, положительная оценка взрослыми их деятельности могут поддержать интересы детей этого возраста.
Если такие коллективистические, общественные интересы поддерживаются у младших школьников, они могут становиться неотъемлемой чертой личности. Формируется активная личность, живущая прежде всего общественными интересами.
В процессе учебной деятельности формируются и черты характера ребенка: организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Закрепляясь, они также становятся ценными чертами личности.
С каждым годом возрастает воспитательное значение коллектива, развивающего у детей чувство коллективизма, товарищества, положительное отношение к труду. Особенно большую роль в воспитании младшего школьника выполняет октябрятская организация, развивающая у детей гражданские качества личности, чувства патриотизма, интернациональной солидарности.
Жизнь младшего школьника богата эмоциональными переживаниями. Чувства ребенка этого возраста в значительной степени связаны с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими людьми. Чувство удовольствия и удовлетворения испытывает школьник от сознания, что он многое умеет, может сделать, знает; чувство неудовольствия возникает при неудачах.
Процесс усвоения нового материала, объяснения учителя, чтение книг, процесс труда, рисование, пение и другие виды творческой деятельности вызывают у школьника разнообразные эмоции.
Формируются в этом возрасте моральные качества личности: любовь к родине, ненависть к эксплуататорам, восхищение мужеством героев, чувства долга, чести. Развивается понимание переживаний других людей, формируется такое личностное качество, как сопереживание. В процессе учебной и трудовой деятельности, во взаимоотношениях с окружающей действительностью школьники учатся преодолевать трудности, проявлять волевые усилия для достижения цели. Тем самым создаются условия для формирования волевых черт личности у учащихся начальной школы, хотя они выражены еще в очень простых формах.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.