Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методы психологии


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Изучая психические процессы, индивидуальные особенности личности, психология применяет определенные методы исследования. Методы (способы и приемы) изучения должны быть объективными. Объективное изучение легче осуществить тогда, когда мы изучаем психическую жизнь в процессе деятельности человека. В. И. Ленин указывал, что о помыслах, мыслях и чувствах человека можно правильно судить только на основании его действий и поступков.
Объективное изучение психики предполагает также знание физиологических законов высшей нервной деятельности.
Методы психологии должны не только обеспечить объективный подход к изучению психических явлений, но и отвечать на вопросы: почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы и свойства личности?
Методы психологии должны быть связаны с практикой, т. е. пригодны для решения практических жизненных задач. Например, изучая психическое развитие ребенка, надо выяснить основные закономерности, основные особенности его психического развития, разобраться в тех причинах, которые обусловили именно такое психическое развитие ребенка, и на основе тщательного изучения наметить определенные приемы для дальнейшего совершенствования процессов воспитания и обучения ребенка в школе и семье.
Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анализ продуктов и процесса деятельности, биографический метод и некоторые другие.

Наблюдение

Наблюдение как метод изучения психической жизни человека широко применяется в психологии. При помощи наблюдения изучаются отдельные психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.), психические свойства личности (характер, способности), которые внешне выражаются в разнообразной человеческой деятельности (трудовой, учебной, игровой), психические состояния (настроения, аффекты и т. д.).
Характерной особенностью метода наблюдения является то, что изучение внешних проявлений человека (действий, поступков, речевых высказываний, складывающихся взаимоотношений с другими людьми, поведения в целом) происходит в естественных жизненных условиях.
В этом заключается объективный характер этого метода. Исследователь по результатам наблюдения за действиями и поступками людей судит об особенностях их психической жизни, т. е. идет от внешних объективных фактов к пониманию внутреннего субъективного мира человека.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным, т. е. наблюдатель должен отчетливо, представлять и понимать, что он будет наблюдать и для чего наблюдать. Иначе наблюдение превращается в случайное собирание фактов.
Психологическое наблюдение должно проводиться по определенному плану или программе. Программа наблюдения обеспечивает наблюдателю изучение тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения — в результате можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение лучше проводить систематически, а не от случая к случаю. Систематичность наблюдения обеспечивает сохранение постоянных условий наблюдения и тем самым дает возможность установить тесные связи между наблюдаемыми фактами.
Психологическое наблюдение, как правило, требует длительного времени. Чем продолжительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем глубже и надежнее будут его психологические выводы. Особенно часто длительное наблюдение применяется при изучении возрастных особенностей детей, например, особенностей развития речи и мышления, эмоциональных проявлений и волевых действий, стремлений и интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения описываются или в дневнике, где анализируется процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет), или оформляются в виде психологических характеристик.

Эксперимент

Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.
Создавая необходимые условия, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Повторяя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Экспериментатор по своему усмотрению меняет условия проведения опыта. Это особенно важное преимущество эксперимента, так как оно дает возможность находить наиболее эффективные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала (по арифметике, родному языку и т. п.), можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, точным, длительным и прочным. В процессе эксперимента с помощью специальных приборов и аппаратов можно очень точно измерить время протекания психических процессов, например, быстроту реакций, скорость формирования учебных, трудовых навыков.
В психологии применяются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных лабораторных условиях, часто с применением различных регистрирующих приборов.
Примером такого эксперимента может служить исследование восприятия при помощи специальной электронной установки. С помощью этой установки на специальном экране (типа телевизионного) можно постепенно предъявлять испытуемому количество зрительной информации от нуля до показа всего предмета. Такой прибор дает большие возможности замедлить мгновенный процесс восприятия и таким образом получить возможность изучать структуру этого процесса. Особенно ярко в этом лабораторном эксперименте выступает и может быть изучен процесс узнавания.
Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда по ходу исследования необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях.
Такая точность необходима, например, при изучении абсолютной и разностной чувствительности органов чувств, при изучении памяти, в частности, для установления того, как влияет распределение повторений во времени на быстроту и прочность заучивания учебного материала школьниками, при изучении мышления, речи и других психических процессов.
В настоящее время еще не существует методов прямого исследования мыслительных процессов человека и, следовательно, приходится прибегать к различным косвенным показателям.
Советский психолог А. Н. Соколов прибегает к записи скрытых речедвигательных реакций, которая возможна только с помощью очень точной электронной аппаратуры. При помощи чувствительного прибора регистрируются мельчайшие движения языка, выполняемые при решении про себя коротких арифметических задач или при чтении текста. Обнаружено, что при решении более сложных задач движения языка более активны, чем при решении простых задач.
Опыты показали, что при затруднении артикуляции (мышечных движений, необходимых для механизма произнесения слов) решение простых арифметических задач протекает медленнее.
Советский психолог Н. И. Жинкин для изучения механизмов речи применил кинорентгеносъемку. Он в специальном приспособлении соединял рентгеновский аппарат (который применяется в медицине) и совершенный киноаппарат. С помощью рентгенологической методики Н. И. Жинкину удалось внести много нового в изучение механизмов человеческой речи.
Таким образом лабораторный эксперимент обеспечивает глубокое и всестороннее изучение психической деятельности людей. Успехи современной научной психологии были бы невозможны без применения лабораторного эксперимента.
Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Вот почему лабораторное исследование психической деятельности часто сочетается с другими, более естественными психологическими методами.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится научная точность эксперимента.
В естественном эксперименте, как и в лабораторном, создаются специальные условия, но близкие к естественным, обычным условиям поведения и деятельности человека. При помощи этих условий произвольно вызываются и изучаются те или иные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (интересы, характер, темперамент). Такой преднамеренно созданной обстановкой для изучения психической деятельности испытуемых могут быть специально организованные уроки в школе, игры и т. п.
Можно проводить естественный эксперимент и в специально оборудованном классе. Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов или одного магнитофона. Иногда микрофоны могут быть замаскированы и вовсе не видны учащимся. Возможна киносъемка учащихся во время уроков с помощью специально установленных, но не видимых учащимся киноаппаратов.
В соответствии с задачей исследования экспериментатор вначале подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление тех или иных сторон психической деятельности. Например, перед экспериментатором стоит задача — изучить такие индивидуальные особенности детей, как сообразительность, находчивость, смелость и т. д. Организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее такие требования, правила и затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств.
Точно так же, желая выяснить возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников, экспериментатор создает соответствующие условия, подбирает определенные задания, при помощи которых (в процессе урока) устанавливает уровни развития конкретного и абстрактного мышления, развитие обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д.
Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В процессе эксперимента испытуемые не должны знать, что они являются объектами наблюдения и изучения, иначе они невольно изменят свойственное им поведение и тем самым нарушат естественный характер эксперимента.
В советской психологии применяется психолого-педагогический обучающий эксперимент, являющийся дальнейшим развитием естественного эксперимента.
Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучаются особенности психической деятельности детей, а затем на этой основе организуется специальное обучение с целью продвинуть их психическое развитие на более высокую ступень.
Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает уровень развития памяти, мышления и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают продвижение ребенка на более высокую ступень развитие. Здесь изучение школьника совершается в процессе его обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности.
Приведем пример такого эксперимента.
При изучении особенностей памяти младших школьников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того чтобы осмысленно запоминать его.
Причиной установленного факта оказалось незнание, а также неумение детей пользоваться приемами осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать его не механически, а осмысленно.

Метод беседы

Этот метод имеет частный характер — он применяется главным образом при изучении детских интересов и некоторых сторон познавательных процессов: представлений, воображения и мышления.
Чтобы беседа дала положительные результаты, она должна отвечать следующим требованиям:
1. Намеченные в беседе вопросы полностью охватывают тему исследования.
2. Вопросы заранее продуманы, кратки, понятны испытуемому и не наталкивают его на какие-либо определенные ответы.
3. Между исследователем и испытуемым в процессе беседы устанавливаются такие взаимоотношения, при которых испытуемый дает искренние и правдивые ответы на задаваемые вопросы.
4. Результаты беседы точно записываются.
Психологический анализ процесса и продуктов деятельности. Когда мы изучаем ту или иную деятельность ребенка (игровую, творческую), очень важно выяснить и психологически проанализировать процесс, течение этой деятельности. Важно также знать, как ребенок добился определенных результатов, проследить процесс создания им известного продукта деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса изображения в рисовании по методу срезов. Этот метод может быть использован для изучения последовательности процесса решения задач на построение, для изучения последовательности построения чертежей и т. п.
О психической жизни и об особенностях человека можно судить также по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как детские рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические изделия. По продуктам деятельности можно судить также о некоторых особенностях психической жизни и взрослого человека.

Вопросы для повторения

1. Что изучает психология?
2. В чем заключается коренное различие между материалистическим и идеалистическим пониманием психики?
3. Расскажите об основных задачах психологии. В чем заключается значение психологии?
4. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
5. В чем состоит значение эксперимента в психологии?

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +