Основные закономерности высшей нервной деятельности человека
Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Существенным выводом из учения И. П. Павлова является признание того, что в его основе лежит представление о животном организме как о едином целом, как о чрезвычайно сложной системе, состоящей из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в единое целое с окружающей природой.
Любая функция организма может быть правильно понята, если она рассматривается не сама по себе, не изолированно, а в неразрывной связи с другими функциями. Только так может быть понята и целостная деятельность организма, и взаимодействие его с окружающей средой.
Высшая нервная деятельность является одновременно и физиологической и психической деятельностью.
Психическая деятельность есть деятельность, осуществляемая мозгом, поэтому она подчиняется всем законам физиологии мозга. Психологическое исследование должно целиком и полностью учитывать и использовать результаты физиологического изучения деятельности головного мозга.
Взаимосвязь физиологического и психического выражается в том, что действие физиологических законов высшей нервной деятельности распространяется на всю без остатка психическую деятельность, на все без исключения психические явления. Однако своеобразие психических явлений обуславливает иной, психологический план их изучения, которым не занимаются физиологи.
Основным механизмом деятельности нервной системы животных и человека является рефлекс. Рефлексом называется ответное действие нервной системы на раздражение органов чувств. В едином звене рефлекса принято различать чувствующую, центральную и двигательную части.
Рефлекс совершается примерно следующим образом: раздражитель вызывает процесс возбуждения в концевых разветвлениях чувствующего нерва, возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), из центра процесс возбуждения переходит на двигательный нерв, т. е. происходит ответ на раздражение.
Однако последние исследования физиологов показывают, что такая схема рефлекса не раскрывает полностью этот сложный процесс. «Организм необходимо получает информацию о результатах совершенного действия, информацию о каждом этапе протекающего действия. Не имея ее, мозг не может организовать целенаправленную деятельность, не может выправить действие при вмешательстве в реакцию каких-либо случайных (мешающих) факторов, не может остановить деятельности в необходимый момент, при достижении результата. Это привело к необходимости перейти от представления о разомкнутой рефлекторной дуге к представлению о циклической иннервационной структуре, в которой имеется обратная связь — от эффектора и объекта деятельности через рецепторы к центральным нервным приборам.
Эта связь (обратный поток информации от объекта деятельности) является обязательным элементом. Без него организм оказался бы оторванным от среды, в которой живет и на изменение которой направлена его деятельность, в том числе и человеческая деятельность, связанная с использованием орудий производства». Информация, поступающая по обратным связям, сличается с информацией, хранимой мозгом. Обратные сигналы и коррекция (исправление) действий на их основе возникают не только в конце действия, но и по ходу его.
Реакция на раздражение зависит от прошлого опыта данного организма, от того, сигналом чего является раздражитель.
Таким образом, нервная система действует не как простой автомат. Работа нервной системы приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды.
По своему происхождению рефлексы бывают врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловные и условные.
Объясним это на примере. Если мы вольем в рот собаке умеренный раствор какой-либо кислоты, то увидим яркую оборонительную реакцию животного, т. е. собака энергичным движением рта выбросит раствор наружу, одновременно во рту собаки будет обильно выделяться слюна, при помощи которой омывается слизистая оболочка от остатков кислоты.
Другой опыт. Перед тем, как вводить кислоту в рот собаки, будем действовать на животное каким-нибудь нейтральным раздражителем, скажем, красным светом. Предъявив эти два разных раздражителя, т. е. кислоту и свет, несколько раз подряд, мы обнаружим, что собака на красный свет будет реагировать так же, как и на кислоту, т. е. у нее появятся те же движения рта и то же выделение слюны.
В первом опыте раздражение с чувствующих нервов на двигательные передается непосредственно и без всякой подготовки, без всякого предварительного условия, во втором случае эта передача раздражения стала возможной только после установления связи между безусловным и условным раздражителями в коре больших полушарий мозга, после проторения нервного пути.
Нервный аппарат безусловного рефлекса животного и человека в готовом виде мы находим уже при рождении, или же он формируется в процессе дальнейшего развития организма. Нервный аппарат условного рефлекса возникает в коре больших полушарий мозга заново лишь при определенных условиях деятельности животного или человека.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи и уравновешивания организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление и нормальную жизнедеятельность в этой среде.
Надо помнить, что безусловные рефлексы у человека протекают несколько иначе, чем у животных. Каждый безусловный ответ на раздражение у человека может быть задержан. Например, силой воли и выдержкой человек может задерживать естественную реакцию организма на безусловные болевые раздражители.
Условные рефлексы у высших животных и особенно у человека вырабатываются постоянно. Объясняется это явление изменчивостью, динамичностью внешней среды, к которой нервная система должна приспособиться, установить с ней новые временные связи.
Таким образом, если безусловные рефлексы дают организму лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку. На основании этого И. П. Павлов назвал условный рефлекс, т. е. временную связь, универсальным явлением в деятельности нервной системы.
Всякий условный рефлекс образуется на базе безусловного (пищевого, оборонительного, ориентировочного и т. п.).
Образование условного рефлекса — это установление нервной связи между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Происходит оно следующим образом: на животное действуют одновременно два раздражителя — один, вызывающий безусловный рефлекс (например, пища), а другой — нейтральный, не вызывающий безусловного рефлекса (например, звонок). Оба эти раздражителя создают в коре мозга два очага возбуждения, между которыми возникает связь, вначале слабая, а затем, в результате неоднократного совпадения этих двух раздражителей во времени — более прочная.
Этот процесс образования нервной связи происходит, подчиняясь определенной физиологической закономерности: нервное возбуждение всегда направляется от участка мозга, находящегося в состоянии слабого возбуждения, в пункт более сильного возбуждения. Сильный очаг возбуждения как бы притягивает к себе более слабый, тем самым еще больше усиливаясь.
Итак, безусловный раздражитель вызывает в коре головного мозга более сильный процесс возбуждения, чем нейтральный, а поэтому процесс возбуждения, вызванный им, притягивает к себе процесс возбуждения, вызванный более слабым, нейтральным раздражителем.
Вот такое реагирование организма на воздействия внешней среды, которые предшествуют существенно важному раздражителю, представляет собой характерную особенность условнорефлекторной нервной деятельности.
Деятельность коры головного мозга — высшего отдела нервной системы протекает согласованно и упорядоченно.
Высшая нервная деятельность основана на тончайшей координации функций коры больших полушарий головного мозга. Эта координация осуществляется благодаря взаимодействию процессов возбуждения и торможения.
Итак, высшая нервная деятельность характеризуется не только процессами возбуждения, но и процессами торможения. Возбуждение и торможение — два основных нервных процесса, протекающих в коре головного мозга.
Процессы возбуждения по характеру своей деятельности противоположны процессам торможения. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, то процессы торможения направлены на прекращение этой деятельности, на затормаживание возникшего в коре процесса возбуждения.
Торможение имеет особенно важное значение для активно действующих клеток коры. Торможение, прекращая деятельность нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности; в случае чрезмерно сильного и длительного возбуждения торможение предохраняет нервные клетки от разрушения.
И. П. Павлов постоянно подчеркивал охранительную роль торможения и его лечебное значение для восстановления нормального функционирования нервных клеток коры. Исследованиями в лаборатории И. П. Павлова доказано, что в коре больших полушарий мозга протекают два основных процесса торможения: внешнее торможение и внутреннее торможение.
Внешнее торможение является безусловным, т. е. врожденным. Это более простая форма торможения. Внешнее торможение является результатом взаимодействия нескольких центров мозга, находящихся в состоянии возбуждения. Поясним это на примере.
Под влиянием сигналов пустого желудка пищевой нервный центр приходит в состояние возбуждения, которое субъективно выражается в чувстве голода. Но в тот момент, когда человек пытается удовлетворить свой голод, он обнаруживает недоброкачественность пищи, употребление которой может привести к отравлению. Это вызывает новый очаг нервного возбуждения. Между этими двумя очагами возбуждения устанавливается взаимодействие, и второй очаг начинает тормозить возбуждение первого очага. Человек отказывается от употребления пищи. С подобными фактами мы встречаемся постоянно. В лабораторных условиях это торможение может быть вызвано искусственно. Допустим, что у животного выработан условный пищевой рефлекс на звонок (т. е. для него звонок является сигналом). Если во время действия звонка начнет действовать какой-либо другой, достаточно сильный новый раздражитель (например, в комнату войдет посторонний человек), то условный рефлекс затормозится — выделение слюны прекратится.
В обоих случаях это явление объясняется тем, что возникновение нового очага возбуждения вызывает торможение других участков коры и действующий рефлекс тормозится.
Разновидностью, или особой формой, внешнего торможения является так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Это торможение возникает непосредственно под влиянием сверхсильного условного раздражителя, который вызывал сверхмаксимальное (слишком сильное) раздражение нервных клеток, что может их разрушить. Как только раздражение достигает предела, за которым может наступить разрушение нервных клеток, вступает в действие охранительное торможение.
Внутреннее торможение вырабатывается в процессе индивидуальной жизни. Это высшая форма торможения, свойственная только коре больших полушарий мозга.
Угасание (исчезновение) условных рефлексов и есть внутреннее торможение. Если, например, давать собаке условный раздражитель (звонок) несколько раз подряд без подкрепления его безусловным раздражителем (пищей), он скоро перестает вызывать условный рефлекс (т. е. выделение слюны). Что здесь произошло? Торможение условного рефлекса. Почему произошло это торможение? Потому что сигнал, потерявший свое жизненное значение, ставший бесполезным в данных условиях для организма, не вызывает рефлекса, он временно затормаживается. Но проходит некоторое время, и тот же самый сигнал может вызвать вновь условный рефлекс. Это указывает на то, что образовавшаяся ранее временная нервная связь не разрушается, а лишь затормаживается.
Согласно теории И. П. Павлова, обычный сон представляет собой также внутреннее торможение, которое захватывает вначале кору больших полушарий, а затем и подкорковые центры. В результате этого разлитого торможения у человека во время сна все виды чувствительности резко понижены, условные рефлексы заторможены и сознание отсутствует, мозг отдыхает.
Чем же объясняется такая четкая согласованность в работе этих двух основных нервных процессов мозга?
Деятельность коры в любой момент представляет собой сложную картину процессов возбуждения и торможения, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют.
Протекание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга подчиняется двум основным законам: (1) закону иррадиации и концентрации и (2) закону взаимной индукции.
Закон иррадиации и концентрации возбуждения и торможения заключается в следующем: когда под влиянием того или иного раздражителя возникает возбуждение в каком-либо участке коры мозга, то оно не остается в одном месте, а распространяется по всей коре больших полушарий. Это явление называется иррадиацией возбуждения. Одновременно возникает другой процесс — торможение, который ограничивает процесс возбуждения и направляет его в определенное русло и к определенному пункту. Это явление называется концентрацией возбуждения.
То же наблюдается и при изучении процесса торможения. Возникшее в соответствующем пункте коры торможение вначале также иррадиирует, а затем концентрируется.
Замечено, что процессы иррадиации возбуждения и торможения завершаются более бистро, чем процессы концентрации.
Всем известны факты распространения возбуждения, которое молниеносно, мгновенно захватывает все наше существо, вызывая в нас обилие переживаний и многообразные действия. И проходит подчас немало времени, прежде чем наше поведение станет собранным, концентрированным. Каждый знает, как трудно успокаивается «разбушевавшийся» ребенок.
Человек, находящийся в состоянии иррадиированного торможения, медленно избавляется от него. Это можно видеть на таком примере: человеку сообщили очень неприятную новость — он опустился на скамью и долго находится в состоянии полной неподвижности, как бы оцепенения, и проходит значительное время, прежде чем у него появятся какие-либо двигательные реакции.
В лабораториях И. П. Павлова в результате исследований был открыт закон взаимной индукции возбуждения и торможения в коре больших полушарий. На основании экспериментальных данных было установлено следующее: если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в соседних с ним других участках коры развивается процесс торможения, т. е. возникает пониженная возбудимость. Это явление называется отрицательной индукцией. Отрицательная индукция является результатом внешнего торможения. Эта физиологическая закономерность является нервным механизмом, например, такого психического явления, как отвлечение или понижение внимания к объекту под влиянием возникновения какого-либо нового, сильного внешнего воздействия.
Положительная индукция характеризуется усилением условного рефлекса, который возникает после торможения. Другими словами, если в каком-либо участке коры больших полушарий имеется процесс торможения, то в соседних с ним участках развивается процесс возбуждения, в результате чего усиливается связанная с этими участками мозга рефлекторная деятельность.
Кора больших полушарий мозга, испытывая на себе воздействие разнообразных сигналов, идущих из внешнего мира и из организма, совершает сложную аналитико-синтетическую деятельность, т. е. разлагает на части сложные раздражители, сложные сигналы, сопоставляет их со своим прошлым опытом, выделяет из них самое основное, значимое и объединяет элементы этого основного.
Эта сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга благодаря широкой и многообразной активности обратных нервных связей обеспечивает человеку лучшую приспособляемость к условиям жизни, а иногда и изменение самих условий жизни.
Аналитико-синтетическая деятельность коры полушарий мозга у человека значительно более совершенна, чем у животных. Это объясняется тем, что человек владеет звуковым языком, который развился у него в процессе общественной трудовой практики.
Слова и сочетания слов, которые слышит человек, также сигнализируют ему об определенных предметах и явлениях действительности, как бы заменяют их. Слова и словосочетания И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой действительности; она является продуктом общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.
«В развивающемся животном мире на фазе человека, — пишет И. П. Павлов, — произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма... Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».
Определяя значение словесных воздействий в жизни человека, И. П. Павлов далее пишет следующее: «...Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».
У человека обе сигнальные системы неразрывно между собою связаны, они постоянно взаимодействуют. Вторая сигнальная система лежит в основе человеческого мышления, позволяет в обобщенном виде сохранять накопленные знания, служит общению между людьми. Через вторую сигнальную систему, в ее взаимодействии с первой, осуществляется решающее влияние общественных условий на развитие сознания человека. Само же сознание человека проявляется в общественной деятельности через вторую сигнальную систему, т. е. через речь, язык.
Все рефлекторные акты находятся во взаимодействии, определяют друг друга. Объясняется это тем, что высшая нервная деятельность представляет собой сложную слаженную систему.
Система нервных связей, как и единичная нервная связь, складывается и закрепляется в результате длительного многократного повторения. Сложившаяся таким образом система связей становится, привычной для организма и воспроизводится без особых усилий. Системность облегчает нервную деятельность.
Многочисленными экспериментами в павловских лабораториях было показано: если в течение нескольких дней применять в определенном порядке систему условных раздражителей (положительных и отрицательных), то в результате животное воспроизводит сразу всю систему реакций.
Такое устойчивое и четкое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга, обеспечивающее определенную систему реакций организма, называется динамическим стереотипом.
Причем система рефлексов воспроизводится не только тогда, когда раздражители предъявляются в определенном последовательном порядке, но и тогда, когда этот порядок изменяется, т. е. если на месте положительного раздражителя окажется отрицательный — тормозной, и наоборот. Больше того, в некоторых случаях для воспроизведения системы рефлексов не требуется даже соответствующего количества раздражителей. Достаточно одного сигнала, который входит в систему раздражителей, как все реакции последуют одна за другой.
Представьте себе, что мы вырабатываем у собаки систему рефлексов на разные раздражители, которые были расположены в следующем порядке: свет — положительный, звонок — отрицательный, электроток — положительный, температурный — отрицательный, метроном — положительный.
После того как эта система рефлексов закреплена и животное дает на первый раздражитель положительную реакцию, на второй — тормозную и т. п., мы меняем порядок раздражителей: на место положительных ставим тормозные. Казалось бы, что соответственно измененному порядку раздражителей должны измениться и реакции собаки. Однако этого не происходит, собака продолжает реагировать на строгую систему раздражителей, т. е. вначале дает положительную реакцию на звонок, который теперь предъявляется первым, а на свет, поставленный на второе место, — отрицательную. Организм привык действовать определенным образом.
Динамический стереотип является результатом приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды, и как только однообразие внешней среды меняется, то, естественно, должен измениться и старый стереотип.
И. П. Павлов указывает, что, чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее сохраняется его инертность, косность,
тем труднее он переделывается. Больше того, в некоторых случаях стереотип почти не поддается изменению и нарушение его
приводит к острым конфликтам с окружающей действительностью. И. П. Павлов говорил, что трудность переделки динамического стереотипа наиболее отчетливо проявляется у стариков, у людей с ослабленной нервной системой. «Какой-нибудь канцелярский работник за сьоим несложным делом исправно работает лет до 70, но стоит ему выйти в отставку и тем нарушить свой жизненный стереотип, как организм оказывается несостоятельным, и он быстро погибает».
Особенно трудно протекает переделка динамического стереотипа у людей, принадлежащих к слабому, неуравновешенному типу нервной деятельности. Объясняется это тем, что переделка стереотипа всегда представляет для нервной системы очень трудную и напряженную деятельность. Наиболее успешно и быстро справляются с переделкой динамического стереотипа люди с сильным и уравновешенным типом нервной деятельности.
На принципе выработки динамических стереотипов строится в настоящее время программированное обучение. В процессе этого обучения у учащегося формируется последовательная система умственных действий (алгоритмов). Эта система умственных действий благодаря подкреплениям фиксируется (укрепляется)— создается определенный динамический стереотип.
Основные законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для создания марксистской материалистической психологии. И. П. Павлов в своих исследованиях реализовал указание В. И. Ленина о необходимости изучения материальной основы психических явлений, т. е. нервных процессов коры больших полушарий мозга.
Несмотря на то, что основные исследования И. П. Павлова были проведены на животных, полученные им закономерности в основном можно применять и к человеку. Однако, используя выводы павловского учения в объяснении психической жизни человека, всегда надо учитывать, что нельзя механически переносить на человека то, что добыто в исследованиях на животных.
Человек имеет особую, «чрезвычайную прибавку» — вторую сигнальную систему. Кроме того, человек является продуктом длительного, в течение многих тысяч лет осуществлявшегося общественного воспитания, которое существенно изменило и сформировало природу его психики.
Важнейшие основные философские материалистические принципы учения И. П. Павлова вполне могут быть применены для объяснения психической жизни человека. Вот эти принципы:
1) обусловленность возникновения психических явлений определенными воздействиями. (Нет такого психического явления, которое возникло бы самопроизвольно, независимо от внешнего воздействия). 2) Аналитико-синтетическая деятельность коры
осуществляет «отбор», дифференциацию и последующее объединение возбуждений также на основе их соответствия внешним раздражениям, объективно существующим связям.
Практическое значение учения И. П. Павлова заключается в том, что оно позволяет понять нервные механизмы любого психического процесса.
Вопросы для повторения.
1. В чем заключается основной принцип деятельности нервной системы?
2. Как образуются условные рефлексы?
3. Как соотносятся процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий?
4. Какие виды торможения существуют?
5. Что такое динамический стереотип?
6. Охарактеризуйте деятельность первой и второй сигнальных систем.
7. В чем состоит значение учения И. П. Павлова для психологии?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.