Эстетическое воспитание является частью коммунистического воспитания. Оно обеспечивает подготовку всесторонне развитой гармонической личности. На XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза было отмечено, что формирование нового человека по-прежнему является одной из важнейших задач современности, в решении которой огромное место принадлежит эстетическому воспитанию. «...Важно,— подчеркивалось на съезде,— чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса». Эстетическое воспитание — целенаправлен ное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты и активной борьбе с безобразным во имя осуществления эстетических идеалов социалистического общества.
Эстетическое развитие — это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно-исторического эстетического опыта.
Различают понятия эстетической культуры общества и отдельной личности. Под эстетической культурой общества понимается синтез материальных и духовных ценностей, накопленный человечеством на протяжении всей истории его развития. Эстетическая культура личности — это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. Она представляет собой своеобразный сплав личностных качеств, образующих сложную динамическую структуру, постоянно изменяющуюся в результате взаимодействия личности с прекрасным, а также взаимовлияния отдельных качеств личности друг на друга. Основными компонентами эстетической культуры личности являются эстетическое восприятие, эстетические чувства, интересы, потребности, суждения, оценки, творческие способности и эстетическая деятельность.
Основу эстетического сознания составляет эстетическое восприятие.
Эстетическое восприятие — это процесс отражения эстетической сущности предметов и явлений окружающей действительности во всей совокупности их элементов, первичное соотнесение воспринятого с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующимися взаимосвязью эмоционального и интеллектуального. Эстетическое восприятие возникает при встрече с прекрасным и отличается целенаправленностью, целостностью, эмоциональностью и индивидуальностью. Полноценное эстетическое восприятие возможно только в единстве с формированием эстетических понятий и суждений.
Эстетическое чувство — это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой или содержанием данного объекта или в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы.
Эстетический интерес — это направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства.
Показателями эстетического интереса являются стремление личности к эстетической деятельности, наличие у человека любимых произведений искусства, стремление их неоднократно воспринимать, высказываться о них, интересоваться мнением других; наличие избирательной направленности, выражающейся в предпочтении определенного художника, жанра, направления, школы и т. д. Эстетические интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это определяет степень активности личности и ее эстетическое и действенное отношение к окружающей жизни. Таким образом, более высокий уровень эстетического интереса определяется педагогическим воздействием. Эстетические интересы порождают эстетические потребности.
Эстетическая потребность — субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности, к конкретному виду художественной деятельности или к разнообразным ее видам. Эстетические потребности включают потребность в эстетической информации, стремление глубже познать законы развития науки о прекрасном, к многократному восприятию того, что доставило эстетическое наслаждение; нетерпимость к безобразному и стремление к его искоренению; потребность узнать новое о конкретном произведении искусства, его авторе.
Наличие потребности к определенному виду эстетической деятельности является центральным в характеристике эстетически развитого человека, показателем его эстетической культуры, его эстетического вкуса.
Эстетический вкус — это сложное явление, в котором переплетается личное и общественное. По своей природе вкус — сугубо личностная категория, но, поскольку личность представляет совокупность общественных отношений, она сочетает в себе как субъективные, так и объективные нормы, служащие критерием для эстетических оценок. Эстетический вкус — субъективное освоение объективных нормативов, оценок прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д. Оценка относится к процессу освоения эстетического предмета или явления, а вкус - к типу реагирования личности. Вкус проявляется в оценках и формируется через поток эстетической информации, через сумму эстетических и моральных норм. Наличие развитого эстетического вкуса влияет на характер эстетической оценки.
Эстетическая оценка — это ценностное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами, выработанными человечеством на протяжении истории его развития и выраженными через определенные эстетические суждения. Эстетическая оценка опирается на категории прекрасного или безобразного, красивого или уродливого, возвышенно-героического или пошлого, ужасного или комического в явлении или событии окружающей действительности и в произведениях искусства и содержит определенные высказывания об их эстетической ценности, глубине и оригинальности образного отражения, яркости и выразительности творческой манеры автора. В эстетической оценке отчетливо проявляется классовый характер, так как категории прекрасного или безобразного, красивого или уродливого и т. д. у разных классов различны.
Сформированные эстетические восприятия, чувства, суждения, интересы, потребности, вкус и оценка подготавливают личность к полноценному проявлению эстетической активности. Человек не может быть только созерцателем прекрасного. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе. Она предполагает сформированность навыков художественной деятельности, проявляющихся в изобразительном, музыкальном, драматическом искусстве, в поэтическом или литературном, где исполнительские моменты тесно связаны с творческими.
Наряду с понятием эстетического воспитания существует понятие «художественное воспитание» — воспитание средствами искусства. Оно направлено на художественное развитие личности, т. е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства.
В искусстве в более концентрированном виде, чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории,
оказывая эмоционально-эстетические воздействия на все стороны личности, приобщая ее к различным видам художественной деятельности.
Таким образом, в результате овладения всей эстетической культурой осуществляется эстетическое развитие личности, а также ее готовность включиться в эстетическое преобразование окружающего мира.
В Советском Союзе впервые в мире создана единая государственная система эстетического воспитания начиная с раннего детства. Эта система предполагает единство целей, принципов, содержания, средств, методов и форм эстетического воспитания и их преемственность на разных возрастных ступенях, в общественных учреждениях и семье.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами коммунистического воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок.
Взаимосвязь эстетического и умственного воспитания обусловлена общим объектом научного и эстетического познания и освоения — бесконечно богатым, видоизменяющимся окружающим нас миром. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков ленинский диалектический путь научного познания и эстетического освоения мира. В результате познавательного и эстетического освоения мира возникли все виды и жанры искусства.
Общей базой как умственного, так и эстетического развития человека является сенсорный опыт. Наблюдательность как качество личности развивается на основе высокой различительной чувствительности всех ощущений, непосредственно связывающих человека с миром. Чтобы осознать свои ощущения, ребенку необходимо овладеть всеми эталонными системами, в которых закреплен сенсорный опыт, накопленный человечеством. Специфика искусства, его образное отражение действительности формирует умственную способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная, музыкальная и моторно-ритмическая. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти, а акт воспроизведения образов памяти является лучшим средством ее развития. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение по сходству и различию, конкретизация и обобщение, умозаключения, осмысливаются причинно-следственные связи, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Все это
содействует умственному развитию детей, которое в свою очередь обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития обусловлена тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Та светлая радость, которая охватывает его при восприятии красоты, очень похожа на чувство горделивой удовлетворенности при восприятии и совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Именно в этом заключается мощная облагораживающая функция искусства. Еще М. Горький называл эстетику этикой будущего, предвидя то время, когда между прекрасным и добрым не будет различия. Большое значение имеют также переживания при восприятии прекрасного или эстетической деятельности, что организует и объединяет людей, формируя чувство коллективизма.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей и подвигами героев, постепенно приобщаются к понятию Родины, к ее великим свершениям.
Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Трудовая деятельность радует детей, они чувствуют свои возрастающие силы и возможности, преобразовывая тот или иной материал, превращая его в полезную вещь. «Радость труда... немыслима без чувствования красоты,— писал В. А. Сухомлинский,— но здесь красота не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда — это красота бытия».
В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Научить видеть красоту этих отношений — значит воспитать любовь к труду, к его результатам. Важным содержанием художественного воспитания является формирование способности к творческому решению задач в любом виде искусства, а творческий подход необходим в любом виде труда. При этом важна не только сумма трудовых навыков и умений, но и достижение высокого уровня их развития, при котором труд превращается в творческий процесс, доставляющий эстетическое удовлетворение и преобразующий как личность, так и окружающую действительность.
Тесная связь существует между эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Красота человека немыслима без здоровья и физического совершенства — красивой осанки, походки, координированности всех движений. Эстетическое и физическое развитие осуществляется в процессе движений под музыку, в танце, в художественной гимнастике, в фигурном катании на коньках. Очень важным является тонизирующее значение эстетического переживания в процессе ритмического движения и т. д. Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами коммунистического воспитания обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.