Методологической основой эстетического воспитания является марксистско-ленинская эстетика — высшее достижение мировой эстетической мысли. Марксистско-ленинская эстетика изучает эстетические явления в природе, обществе, в предметах материальной и духовной культуры, а также закономерности возникновения, развития и функционирования эстетического сознания, общие принципы творчества по законам красоты и законы развития искусства как одного из главных способов эстетического освоения объективного мира. Исходя из основных положений марксистско-ленинской эстетики, утверждающей, что «прекрасное есть жизнь», т. е. признавая прекрасное как объективно существующую категорию, педагогика главной задачей считает приобщение подрастающего поколения к красоте в жизни, труде, быту, человеческих отношениях, формирование умений воспринимать ее в жизни и искусстве.
Прекрасное осваивается и создается человечеством на протяжении всей истории его развития и составляет часть культурно-исторического опыта.
Объективность его существования направляет теорию эстетического воспитания на разработку активных способов целенаправленной и систематической передачи эстетического опыта подрастающему поколению, обеспечивая тем самым его эстетическое развитие. При этом основным средством освоения эстетической культуры общества является воспитание и обучение. Исходя из первичности бытия и вторичности сознания, марксистско-ленинская эстетика понимает искусство как высшую форму эстетического отражения и познания мира в художественных образах. В них выражается глубокое проникновение в явления жизни, установление в них общего, типического через конкретно-индивидуальное, созданное средствами художественной выразительности. Воздействие художественных образов имеет огромное воспитательное и познавательне значение, так как они отражают объективную жизнь в ее существенных проявлениях, в яркой, зримой и наглядной форме. Искусство в силу своей эмоциональности, образности, конкретности и обобщенности в доступной, доходчивой форме воздействует на мир чувств и мыслей, формируя личность человека в целом, и является в силу этого содержанием эстетического воспитания и одним из его средств.
Опираясь на положение марксистско-ленинской эстетики о классовости искусства в классовом обществе, педагогика рассматривает эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования коммунистического мировоззрения, убеждений, эстетического сознания и деятельности. В современных условиях острой идеологической борьбы за будущее молодежи, ее духовную культуру направленность эстетического воспитания (отбор содержания, средств и методов) приобретает особое значение. Господствующие классы в капиталистических странах отбирают те средства и формы воздействия, которые способствуют утверждению их идеалов. Еще в 1905 г. В. И. Ленин писал: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Классовость тесно связана с партийностью. Эстетическое воспитание народа не может быть нейтральным, беспартийным. Искусство в советском обществе всегда принципиально отражает интересы народа и его авангарда — Коммунистической партии, призвано обеспечивать формирование гармонически развитой личности, способной к борьбе за утверждение коммунистических идеалов, к противостоянию чуждым влияниям.
Коммунистическая партия Советского Союза уделяет огромное внимание эстетическому развитию всего народа, что подчеркивается в ее программе, где говорится: «Партия будет неустанно заботиться... об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов... Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
Опираясь на положение марксистско-ленинской эстетики о народности искусства, в частности о том, что именно народ является творцом материальных и духовных ценностей, теория эстетического воспитания исходит из эстетических идеалов народа, его интересов, стремлений и чаяний и в свою очередь сама служит народу. Расцвет всех национальных культур нашей страны, развитие народных талантов, высокая художественность произведений народного творчества, их многожанровость, доступность позволяют использовать народное творчество как важнейшее средство эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание, как и воспитание в целом, осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности. Активное преобразование действительности способствует более глубокому пониманию человеком красоты окружающего мира и формированию самого человека как личности. В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, всегда присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства; она может быть исполнительской и творческой.
Исполнительская деятельность — это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Человек, готовясь к будущей деятельности, усваивает выработанные обществом эталоны, на которые ориентируется в своих действиях. Он овладевает способами образного выражения и изображения в различных видах деятельности, которая приобретает эстетическую окраску. Эта исполнительская практика подводит человека к усвоению умений и навыков, использованию выразительных средств, материалов, инструментов, обеспечивающих наиболее полное проявление активности во всех видах эстетической деятельности. Исполнительская деятельность есть ступень к овладению творческой деятельностью.
Творческая деятельность по сравнению с исполнительской характеризуется более высоким уровнем, созданием нового, оригинального продукта, не похожего на все ранее существующие и представляющего определенную общественную ценность. Художественно-творческая деятельность доставляет человеку новые эстетические переживания, свидетельствует о формировании творческих навыков, приводит к рождению нового объекта, доставляющего людям эстетическое наслаждение.
Процесс художественного творчества очень специфичен. Он представляет собой многостороннее, сложнейшее, диалектически противоречивое явление, полное напряженных исканий и упорного труда. Обязательным условием творческой деятельности являются замысел, его разработка, поиск и отбор выразительно-изобразительных средств, которые могут длительное время обдумываться, пополняться новыми деталями, а затем только реализовываться. Такая продолжительная работа над творческим продуктом в значительной степени определяет высокий уровень его художественности.
Признавая правомерность исполнительской деятельности, советская педагогика важнейшей задачей эстетического воспитания считает формирование творчества. Советская дошкольная педагогика на основе многочисленных исследований процесса формирования художественной деятельности дошкольника (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.) доказывает возможность проявления творчества уже в дошкольном возрасте. В качестве основного условия развития творчества в разных видах художественной деятельности выступает обучение.
Обучение, учитывая возможности ребенка, обеспечивает целенаправленную и планомерную передачу необходимых для художественной деятельности знаний, умений, навыков, необходимый уровень их усвоения и на этой основе развитие умений пользоваться усвоенным для решения творческих задач. В процессе обучения педагог способствует развитию творческих способностей.
Для этого используется разнообразное содержание, разнообразные методы и формы организации обучения и самостоятельной деятельности детей. Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самоконтроля. Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения: развивающаяся самостоятельность, активность, инициатива побуждают детей осваивать знания, навыки, умения. Советская педагогика вооружает педагогов пониманием путей развития художественных способностей. Художественно-творческие способности формируются на основе наследственных задатков в условиях организованного обучения художественной деятельности и руководства им со стороны педагога. Так, только в процессе обучения музыкальной деятельности может развиться музыкальный слух; хорошие от природы голосовые данные могут развиться только в процессе обучения пению, а виртуозность пианиста, скрипача невозможна без постоянной игры на инструменте. Только в процессе обучения движениям под музыку у человека формируются, способности к пластике танца. Способность к тонкому цветоразличению, измерительная функция глаза, совершенная координация глаза и руки развивается и совершенствуется в процессе овладения самыми различными видами изобразительной и декоративно-оформительской деятельности и т. д. Быстрый темп овладения навыками и умениями в художественной деятельности указывает на одаренность человека. Особая концентрация способностей, их сила и яркость свидетельствуют о наличии таланта. Талант характеризуется широтой и силой обобщений, глубиной памяти, эстетической отзывчивостью, высоким развитием воссоздающего и творческого воображения, способностью к вдохновенному труду для создания новых материальных и духовных ценностей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.