В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуа-тивность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.
Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.
Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию, действенными и управляемыми. Вместе с тем следует подчеркнуть, что умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания со стороны воспитателя.
Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6—7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений.
Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, к В. И. Ленину, уважения к тем, кто добросовестно трудится, к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о нашей стране, о жизни советского народа, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также опыт практической деятельности (участие в общенародных праздниках, дружба с детьми разных национальностей и т. п.). Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.
Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.
Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте значительно обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности, а также продолжается формирование культуры речи.
Осуществление Продовольственной программы требует от воспитателей обратить особое внимание на задачу формирования у дошкольников бережного отношения к хлебу и другим продуктам питания. Старшие дошкольники должны отчетливо представлять, как много труда вложено людьми в производство продуктов и понимать, что относиться к ним надо как к общественному достоянию: экономно и бережно.
Одновременно с воспитанием бережного отношения к общественному и личному имуществу проводится работа по предупреждению развития у детей собственнических тенденций: проявлений жадности, стремления беречь свое и небрежно относиться к чужим вещам и т. п.
Одной из задач воспитания поведения старшего дошкольника является формирование взаимоотношений со сверстниками как
основы развития чувства коллективизма и становления детского коллектива. Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и доброжелательность, гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность, культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений неразрывно связано с осуществлением задач дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения, организованного поведения. Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6—7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Требование самоорганизации и самоконтроля основывается, с одной стороны, на осознании детьми их значимости, с другой — на освоении конкретных способов их практического осуществления. Условием успешного осуществления указанных задач выступает целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.
Формирование механизмов нравственного поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Важное значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается задаче формирования нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 6—7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (о честности, скромности, смелости). У детей формируются представления о Советской стране, о жизни В. И. Ленина, расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде людей и его общественной значимости. На основе этих знаний продолжается воспитание патриотизма, уважения к вождю революции В. И. Ленину, к трудящимся, к другим народам. В целом нравственные представления старших дошкольников более глубокие, точные, выходят за рамки непосредственного личного опыта, они становятся основой формирования у детей правильного отношения к социальной действительности.
Основным условием решения задач нравственного воспитания является совместный, коллективный образ жизни детей.
В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для нравственного воспитания. С переходом детей в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется их положение в детском саду. Осознание детьми своего положения самых старших среди воспитанников детского сада сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность.
Характерной особенностью образа жизни старших дошкольников является также ярко выраженный коллективный характер всех видов деятельности. Содержание детской деятельности усложняется, происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование деятельности, распределение обязанностей или ролей, работа по звеньям, труд по типу «конвейера» по этапам трудового процесса). Такая организация деятельности создает благоприятные возможности для формирования нравственных взаимоотношений. Происходит дальнейшее развитие системы эмоциональных, межличностных отношений: формирование симпатии, доброжелательности, широкого товарищества и избирательной дружбы. На этой основе в группе устанавливается общий эмоционально-положительный тон общения, атмосфера дружелюбия, взаимной заботы и внимания. Формируются коллективные взаимоотношения, основанные на развивающемся умении детей принимать общие цели и задачи, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь товарищам, радоваться общим успехам.
Характер деятельности, ее содержание, способы организации обусловливают характер возникающих взаимоотношений и нормы поведения участников деятельности. Целенаправленно обогащая содержание деятельности, способы сотрудничества и взаимодействия, повышая меру самостоятельности детей, воспитатель обеспечивает накопление ценного опыта общения.
Впервые в старшем дошкольном возрасте при совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А. С. Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива. В ходе выполнения дежурств, отдельных поручений и общей работы у дошкольников развиваются элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Трудовые обязанности детей направляются на удовлетворение собственных потребностей и интересов группы в целом. С этих позиций разъясняется цель предстоящей деятельности и оценивается ее выполнение. Воспитатель целенаправленно формирует общественное мнение о поведении и деятельности и использует его в качестве действенного средства для регуляции детских взаимоотношений, формирования умения оценивать свои действия с позиции коллектива, воспитания привычки быть полезным.
Отличительной чертой совместного образа жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Формирование организованности в условиях совместной деятельности создает предпосылки для развития ответственности, чувства долга, доброжелательного отношения, желания помочь сверстникам для достижения общей цели.
Обязательные условия воспитания организованности — четкий режим, продуманная организация детской деятельности и взаимоотношений, наличие конкретных требований и правил поведения детей в быту, на занятиях, в труде, в играх, контроль за их постоянным выполнением. В целях развития организованности у детей старшего дошкольного возраста перед ними ставятся задачи: выполнить работу к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе. Организованность поведения сплачивает коллектив, обеспечивает достижение более высоких результатов.
Новым в совместном образе жизни старших дошкольников является и расширение сферы применения общественно полезной деятельности. Впервые деятельность дошкольников не ограничивается рамками группы, а выходит за ее пределы, приобретает элементы общественной направленности. Дети активно включаются в «шефскую» работу с малышами. Стирка кукольного белья и починка игрушек, ремонт книг, подготовка концерта, организация подвижных игр на прогулке, уборка участка младших групп и др. вызывают большой интерес у старших дошкольников. Зона общественно полезной деятельности старших дошкольников может быть расширена благодаря развитию дружеских контактов с октябрятами и пионерами. Дружба со школьниками отвечает актуальным интересам детей 6—7 лет и содержит в себе большие воспитательные возможности. Совместное участие в общественно полезной деятельности (вместе со школьниками дети расчищают участок от снега, лепят снежные фигуры на участке к празднику «Русской зимы» и т. п.) обогащает опыт коллективного сотрудничества старших дошкольников. Самостоятельная деятельность воспитанников старших групп также может иметь общественно полезную направленность: дети делают закладки для книг в подарок школьникам, выращивают для них цветы и пр.
При организации общественно полезной деятельности детей необходимо соблюдать следующие условия:
а) эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;
б) обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;
в) четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.
Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
Неуклонное повышение требований к уровню самостоятельности поведения и деятельности является характерной чертой организации образа жизни старших дошкольников. Требования современной школы к самостоятельности и организованности будущих первоклассников достаточно высоки. Дети с низким уровнем самостоятельности испытывают значительные трудности в выполнении школьных обязанностей, поэтому самостоятельность в выполнении правил поведения, в доступных видах деятельности должна стать достаточно отчетливо выраженной чертой личности старшего дошкольника.
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте она связана с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача воспитателя — придать поведению дошкольников нравственный характер и направленность.
Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений в различных видах деятельности: в труде, игре, учении. Накопление индивидуального опыта в свою очередь обеспечивает самостоятельность во взаимоотношениях и сотрудничестве с окружающими в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного донтроля воспитателя;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу воспитателя и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда воспитатель активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Воспитатель использует задания, требующие самостоятельного определения способов и приемов действия, выбора материалов, инструментов и т. п.
Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному самоконтролю. Самоконтроль осваивается детьми постепенно: от умения осуществлять его по достигнутому результату к самоконтролю за способом осуществления деятельности и на этой основе к самоконтролю за деятельностью в целом. Наибольшие возможности формирования самоконтроля в продуктивной деятельности. В ней достаточно наглядно выступает перед детьми конечный результат и способы его достижения, что облегчает ребенку самоконтроль.
Формирование самостоятельности в совместной деятельности зависит от наличия в отношениях детей устойчивой доброжелательности (как преобладающего стиля общения в группе), а также от овладения умениями устанавливать взаимодействие. Необходимо постепенно формировать у детей умения сотрудничества сначала в небольшой группе (2—3 ребенка), а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной организации совместной деятельности: умению определить общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить результат.
Следует развивать стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитывать привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедрять элементы взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному воспитателем заданию и т. п.— все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
Современные исследования показали эффективность использования в старших группах специальных внешних наглядных
средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности. Это, например, инструкционные карты с поэтапным наглядным отражением последовательности выполняемого ребенком ручного труда, наглядные схемы наблюдения детей за живыми объектами, графические и предметные модели. Оперируя данными средствами в условиях индивидуальной или совместной деятельности, старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования предстоящей деятельности, сознательно осваивает последовательность этапов деятельности, требования к качеству работы и ее результатам. Все это способствует повышению уровня самостоятельной деятельности дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте воспитание культуры поведения продолжается. Деятельность педагога строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки.
Способы и формы культурного поведения не ограничиваются рамками семьи и детского сада, а выходят за эти пределы, распространяются на новые области, например поведение в театре, в транспорте, на улице и т. п. Это обусловлено необходимостью придать растущему социальному опыту старшего дошкольника нравственную направленность и подготовить детей к новой системе отношений в школе.
Содержание культуры поведения в старшем дошкольном возрасте обогащается. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Осваиваются более сложные формы поведения: в библиотеке, в театре, цирке, на улице. Повышаются требования к манерам поведения, к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание на позу, жесты, мимику детей как показатели их сдержанности, подтянутости.
Формирование привычек культурного поведения связывается с воспитанием чувства уважения, доброжелательности к окружающим людям, чуткости к их душевному и физическому состоянию. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке, которую так высоко ценил А. С. Макаренко. Она определяется умением ребенка правильно оценить окружающую обстановку, чутко понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения (не отвлекать взрослых, если они заняты серьезными делами; не смеяться, если окружающие озабочены или печальны; не быть угрюмым, если всем весело, и т. п.). Воспитывая культуру поведения, педагог добивается единства развития сознания, чувств и поведения, единства побудительной и исполнительной регуляции поведения.
Выдвигая то или иное правило, воспитатель стремится вызвать у детей желание сознательно выполнять его. Эмоциональное, доступное детям разъяснение необходимости соблюдения данного правила, широкое использование личного примера и примера детей, соответствующая педагогическая оценка позволяют воспитателю побудить детей к выполнению правила. При этом побудительная регуляция поведения направляется как на цель действия, так и на готовность ребенка стремиться к этой цели.
Формирование побуждений к выполнению правил поведения неотделимо от обучения необходимым способам действий, которые практически позволяют ребенку соблюдать нормы поведения. Исполнительная регуляция поведения включает умение адекватно действовать в направлении цели, осознанной ребенком в качестве необходимой, а также способность правильно оценивать окружающую обстановку и собственное поведение. Так же как в младшем и среднем дошкольном возрасте, в воспитании привычек культуры поведения у старших дошкольников используется комплекс методов, среди них особо важная роль принадлежит упражнению. Большой интерес вызывают у старших дошкольников своеобразные «уроки культуры», на которых дети в эмоциональной форме «проигрывают» поведение в разнообразных жизненных ситуациях (в гостях, в библиотеке и т. п.). Воспитатель задает определенную ситуацию, часть детей проигрывает ее, остальные наблюдают, оценивают, обсуждают. По ходу осуществляется показ необходимых способов поведения, формулируются правила, доказывается целесообразность их выполнения. Все это способствует закреплению положительных способов поведения, переносу знакомых правил в новые условия, повышению общей сознательности поведения.
Воспитание культуры поведения предполагает целенаправленное формирование нравственных представлений, на основе которых у дошкольников складываются первые элементарные моральные понятия, формируются основы нравственного сознания.
В старшем дошкольном возрасте формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.). Осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям, которые
являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников.
Формирование представлений о правилах культуры поведения и воспитание положительного отношения к их выполнению осуществляется в процессе этических бесед, чтения художественной литературы, повседневной жизни ребенка. В каждом случае ознакомления детей с нравственными правилами и моральными качествами воспитатель стремится связать их с опытом детей, сделать личный опыт предметом коллективного обсуждения, анализа и оценки. Это способствует более глубокому осознанию значения необходимости выполнения норм и правил поведения.
На опыте общения в коллективе, в результате педагогических оценок и взаимных оценок детьми друг друга старший дошкольник практически убеждается в важности соблюдения правил культуры поведения. На основе представления о правилах у старшего дошкольника формируются элементы морально-оценочного отношения к поступкам сверстников и к собственному поведению. Необходимость выполнения правил культуры поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя всегда тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу).
У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания. «Дружные ребята всегда играют вместе, помогают друг другу, не дают друзей в обиду»,— говорит ребенок 6 лет.
Планомерная и целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения приводит к важным изменениям в личности старших дошкольников: они все более сознательно руководствуются в поведении правилами, понимают их значение. Представления о нормах и правилах поведения становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке.
Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность — сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества, руководствоваться при соблюдении этих правил общественным долгом. Дисциплинированность формируется в результате соблюдения дисциплины. Дисциплина — это обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку, основанное на высокой сознательности и уважении правил социалистического общежития, неукоснительное выполнение своих обязанностей, своего общественного долга.
Дисциплинированность ребенка дошкольного возраста выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками (тормозить свои порывы, сдерживать действия, нарушающие требования дисциплины).
Дисциплинированность у дошкольников находится в стадии начального формирования и отличается от дисциплинированности детей более старших возрастов недостаточной устойчивостью, недостаточно развитой способностью ребенка сознательно следовать требованиям дисциплины в новых условиях, определенной слабостью способности к сдержанности.
Воспитание дисциплинированности как черты поведения старшего дошкольника базируется на формирующейся в младшем и среднем дошкольном возрасте привычке к послушанию, к выполнению требований взрослого на основе признания его авторитета, любви к близким людям, подражания им в своем поведении. Постепенное осознание смысла требований взрослых, понимание нравственной сущности правил детьми 6—7 лет, накопление положительного опыта поведения способствуют трансформации простого послушания в более высокое качество сознательной и добровольной дисциплинированности.
Условия воспитания у детей дошкольного возраста дисциплинированности и культуры поведения во многом аналогичны. Это прежде всего четкий режим, порядок и организованность детской жизни и окружающей обстановки, организованное и дисциплинированное поведение воспитывающих ребенка взрослых, признание детьми их авторитета, правильная организация всех видов детской деятельности. Центральным звеном воспитания дисциплинированности является выдвижение системы усложняющихся требований к поведению и деятельности, обеспечение их сознательного «принятия» детьми и закрепления в опыте поведения и деятельности. Эти требования выступают в виде конкретных, доступных для понимания правил, определяющих поведение детей в быту, на занятиях, в игровой и трудовой деятельности. Постоянство требований воспитателя к соблюдению правил, создание условий для их выполнения, упражнение и приучение детей к их выполнению, контроль за поведением, оценка — все это в комплексе обеспечивает формирование дисциплинированности у детей. Стимулом к выполнению правил у детей 6—7 лет становится «общественное мнение» коллектива, которое создает воспитатель вокруг фактов недисциплинированного поведения.
Нарушения дисциплины детьми часто являются следствием неправильной организации их жизни. Однообразная деятельность или даже бездеятельность детей, отсутствие четкой организации бытовых процессов приводят к недисциплинированности, даже в случае знания детьми соответствующих правил. Поэтому очень важное значение в воспитании дисциплины имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил. Естественно, что правила, осваиваемые детьми в разных видах деятельности, различны — это обусловлено специфическими особенностями той или иной деятельности и способами организации детей. Например, дисциплинированность в учебной деятельности у старшего дошкольника проявляется в умении быть сдержанным во время занятий, подчиняться правилам: поднимать руку при желании ответить, вести себя организованно, не мешать другим, не заниматься посторонними делами, своевременно и точно выполнять указания педагога, доводить дело до конца. Проявления дисциплинированности в игре или труде также во многом обусловлены особенностями этих видов деятельности.
Анализ поведения старших дошкольников позволяет выделить ряд общих показателей формирующейся дисциплинированности:
а) привычка самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила поведения;
б) готовность выполнять требования воспитателя, четко следовать его указаниям (исполнительность);
в) умение сдерживать непосредственные побуждения, если это может привести к нарушению правил;
г) умение остановить или удержать товарища, нарушающего правила поведения;
д) понимание смысла выполнения знакомых правил поведения. Наличие этих показателей в поведении свидетельствует
достаточно высоком уровне дисциплинированности детей 6—7 лет. В старшем дошкольном возрасте, под влиянием воспитания у детей активно развиваются нравственные чувства. Они становятся более глубокими и осознанными, повышается их устойчивость и действенность. Значительно возрастает роль знаний в формировании чувств. Знания детей о социальной значимости труда взрослых, о высоких моральных качествах трудящихся становятся основой формирования чувства уважения к старшим. Оно проявляется в почтительном, вежливом отношении детей к старшим, в умении и готовности прийти на помощь, проявить внимание и заботу, в бережном отношении к труду взрослых. Глубже и богаче становятся чувства любви и привязанности старших дошкольников к матери, к близким, к членам семьи. На развитие этих чувств оказывают ощутимое влияние представления детей об общественной роли и труде родителей, оценка их личностных качеств. Дети начинают более чутко реагировать на душевное и физическое состояние близких, разнообразнее и результативнее становится помощь родителям со стороны детей.
Нравственные чувства детей 6—7 лет приобретают широкую социальную направленность. В старшем дошкольном возрасте
решаются задачи воспитания у детей любви к Родине, уважения к другим народам. Это составляет основу воспитания в школьные годы чувства социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. Социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм — взаимно дополняющие друг друга принципы коммунистической морали. На основе глубоких знаний о Родине, о социалистическом Отечестве, о нерушимом братстве советского народа и содружестве социалистических государств, понимания закономерностей мирового революционного процесса у подрастающего поколения формируются чувства социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. Социалистический патриотизм выражается в чувстве глубокой любви и преданности социалистическому Отечеству, своему народу, чувстве национальной гордости за достижения своей страны — первой в мире страны социализма, верности Коммунистической партии, делу мира и демократии, готовности отдать все силы для укрепления могущества своей Родины, для ее защиты, уважения к странам социализма и непримиримости к врагам коммунизма.
Пролетарский интернационализм выражается в чувстве любви и уважения ко всем нациям и народностям, в братской солидарности с трудящимися всех стран, непримиримости ко всяким проявлениям национализма.
Такой уровень развития этих высоких чувств характерен для нравственно зрелой личности. В дошкольном возрасте формируются лишь элементы патриотических и интернациональных чувств.
Воспитание у старших дошкольников чувства любви к Родине, дружбы и уважения к другим народам и национальностям осуществляется на основе неразрывного единства нравственных чувств, сознания и поведения.
В основе моральных чувств лежат знания. В старшем дошкольном возрасте возникают реальные возможности для опосредованного освоения знаний, выходящих за пределы личного опыта детей. Это создает благоприятные условия для развития и углубления чувства любви детей к своей многонациональной Родине. Содержание знаний детей о Советской стране, о жизни и труде народов союзных республик включает знания о труде советских людей и их достижениях, о важных общественных событиях (общенародных и международных праздниках, полетах советских космонавтов, достижениях советских спортсменов и т. п.), о традициях советского народа, о воинах Советской Армии — защитниках Родины, о природе родной страны, о столице СССР — Москве и других крупных городах страны. Детей знакомят с предметами советской символики: Гербом Советского Союза, Государственным флагом, Красной звездой. Дошкольники получают знания о жизни и деятельности В. И. Ленина — основателя Советского государства. У детей формируются представления о многонациональном составе Советской страны, о ряде союзных республик (Украинской ССР, Белорусской ССР, Грузинской ССР и др.), о некоторых национальных особенностях жизни, труда, искусства народов союзных республик.
Центральным звеном формируемой системы общественных представлений являются представления о труде советских людей. На основе ознакомления с разными видами труда людей дети начинают осознавать его социальное значение, понимать, что прекрасные здания, памятники, заводы и фабрики, космические корабли и т. д,— все создано руками трудящихся для блага советского народа, что труд является основой благосостояния, могущества нашей Родины и взаимосвязи всех народов союзных республик в единую братскую семью.
Формирование представлений детей о Родине и союзных республиках происходит в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, экскурсий и наблюдений, бесед, просмотра диа- и кинофильмов. Воспитатель стремится придать знаниям детей эмоциональную насыщенность, вызвать активный интерес к общественным событиям, жизни и труду советских людей. Знакомясь с жизнью народов союзных республик; дети рассматривают национальные костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, некоторые образцы продукции (коробочки хлопка и изделия из хлопка и пр.), слушают национальную музыку, песни. Знания о труде и жизни народов союзных республик связываются с представлениями детей о климатических и природных особенностях, природных богатствах той или иной республики и ее реальном вкладе в общее процветание Советской страны.
Общественные представления находят свое воплощение в разнообразной активной деятельности детей. В изобразительной деятельности дошкольники отражают свои впечатления о труде людей, о дружбе советских народов, о городах нашей Родины, о всенародных праздниках и т. п. В декоративном рисовании дети передают особенности национального орнамента, художественной росписи изделий и т. д. Дети исполняют национальные танцы, песни, читают стихи о Родине, о братстве союзных республик. Дошкольники оформляют выставки рисунков, альбомы о труде людей, о Советской Армии, о природе родной страны. Интернациональные чувства у дошкольников поддерживаются перепиской с детьми других республик, непосредственным дружеским общением детей разных национальностей. В коллективном труде по уборке и озеленению участка детского сада, по поддержанию порядка в групповой комнате, по оказанию помощи работникам детского сада и родителям формируются ценные для патриотического воспитания качества: трудолюбие, бережное отношение к результатам труда взрослых, стремление сделать окружающую обстановку красивее.
Особую роль в развитии элементов патриотических и интернациональных чувств играет участие дошкольников в праздниках, посвященных Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, Дню Победы, дню рождения В. И. Ленина, Дню Советской Армии, 8 Марта. Положительной традицией советских детских садов является также участие детей и взрослых в Ленинском субботнике.
Высоконравственное влияние праздников на воспитание детей объясняется многими факторами. Еще до наступления праздника взрослые раскрывают его главную идею. Это помогает глубже осознать, чем живет вся страна и советский народ, понять смысл важного общественного события. С детьми проводят беседы о предстоящем празднике, читают им литературные произведения, разучивают с ними песни, стихи. Во время экскурсий дети становятся свидетелями большой подготовительной работы, общего трудового подъема народа в канун праздника. Общая радостная, приподнятая атмосфера подготовки к празднику обогащает нравственные чувства и социальный опыт дошкольников. А праздничный утренник своей эмоциональной насыщенностью, яркой символикой, активным участием всего коллектива детей закрепляет в сознании детей социальную идею праздника, формирует единство нравственного сознания и чувств.
Таким образом, в процессе комплексного развития чувств, сознания и поведения у старших дошкольников формируются ценные элементы патриотизма и интернационализма. Они выражаются в любви к своей Родине, в уважении к советскому трудовому народу, к защитникам Родины — воинам Советской Армии, в бережном отношении к труду людей, к родной природе, в дружеском расположении и симпатии к народам СССР. Эти чувства и представления детей о Советской стране как могучей державе, объединяющей в единую братскую семью весь советский народ, становятся основой для дальнейшего развития в школьные годы социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.
В единстве с формированием элементов патриотических и интернациональных чувств осуществляется в старшем дошкольном возрасте воспитание любви и уважения к В. И. Ленину. Определяющими в отборе содержания знаний о жизни и деятельности В. И. Ленина являются соответствующие указания Н. К. Крупской. Она выступала против изображения В. И. Ленина только «дедушкой, благословляющим детей», без ознакомления детей с образом В. И. Ленина как борцом-революционером. Н. К. Крупская подчеркивала, что необходимо в простых, эмоционально окрашенных рассказах показать детям живого В. И. Ленина, неутомимого труженика, непримиримого борца, вождя всех трудящихся. Для того чтобы образ В. И. Ленина стал детям ближе и понятнее, Н. К. Крупская советовала знакомить с детскими годами В. И. Ленина, рассказывать о его отце и матери; о дружбе, которая связывала его с братьями и сестрами; знакомить с такими качествами В. И. Ленина, как любовь к природе, к музыке, уважение к товарищам, чуткое, заботливое отношение к людям. Призыв Н. К. Крупской: «Поменьше лозунгов, побольше простых, понятных рассказов» является направляющей идеей в отборе содержания знаний и методов при ознакомлении дошкольников с жизнью и деятельностью В. И. Ленина.
Чтобы лучше осознать историческую роль В. И. Ленина как вождя трудящихся, старшие дошкольники должны получить некоторые общественно-исторические представления, в частности, о тяжелой жизни трудящихся до Октябрьской революции. С этой целью детям читают очерк Н. К. Крупской «В. И. Ленин», показывают репродукции картины С. Баскжина «Детство прежде», знакомят с книгами соответствующего содержания. Сравнение жизни советских людей и жизни рабочих и крестьян при царизме помогает детям понять и эмоционально пережить значение счастливых перемен в жизни трудящихся нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции и понять роль в этом В. И. Ленина. Слушая рассказ А. Кононова «Опасный путь», дошкольники узнают о трудностях революционной работы В. И. Ленина, о преданности ему рабочих, о заботе В. И. Ленина о людях. Рассматривание картины В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть» и П. Соколова-Скаля «Взятие Зимнего дворца» расширяет представления детей о В. И. Ленине как вожде трудящихся, о рождении нашей страны.
Чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, фотоматериалов способствуют формированию у детей представлений о теплой, сердечной атмосфере в семье Ульяновых, о дружбе всех членов семьи, их высоких нравственных качествах, об уважении к родителям, трудолюбии.
Одна из важных линий в работе по ознакомлению старших дошкольников с образом В. И. Ленина — раскрытие отношения вождя к трудящимся, к детям. Дети узнают о том, как внимательно относился В. И. Ленин к рабочим, крестьянам, солдатам, как любил детей, заботился о строительстве для них детских садов и школ.
Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает комплексное использование на занятиях разнообразных средств: художественной литературы, произведений изобразительного искусства, музыки. Задача состоит в том, чтобы на основе эмоционально воспринятых знаний сформировать у дошкольников активное чувство любви и уважения к В. И. Ленину и воплотить это чувство в конкретной практической деятельности. Старшие дошкольники выращивают цветы, чтобы ими украсить портрет В. И. Ленина или возложить их к его памятнику. Они активно участвуют в подготовке праздничного утренника (разучивают стихи и песни о вожде), оформляют Ленинский уголок, в котором помещают книги о В. И. Ленине, делают альбом «Ленин и дети», подбирают открытки и марки о В. И. Ленине, о городе Ульяновске. Ленинская тема является обязательной составной частью многих праздников в детском саду. Значимым для нравственного развития старших дошкольников является и участие в Ленинском субботнике. Это приобщает детей к важному общественному событию, которым живет вся страна. Под влиянием целенаправленного воспитания чувство любви старших дошкольников к В. И. Ленину и соответствующие представления становятся все более глубокими и осознанными.
Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение детей 7 лет, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.
Вопросы и задания
1. Раскройте понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие», докажите их взаимосвязь.
2. Докажите взаимосвязь нравственного воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания.
3. Раскройте теоретические основы нравственного воспитания.
4. Докажите единство и взаимообусловленность задач нравственного воспитания подрастающего поколения.
5. Охарактеризуйте основные принципы и методы нравственного воспитания.
6. Покажите специфику задач и содержания нравственного воспитания детей раннего возраста. Докажите необходимость нравственного воспитания в первые годы жизни ребенка.
7. Раскройте своеобразие и преемственность задач и содержания нравственного воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
8. Раскройте особенности организации коллективного образа жизни и формирования детских взаимоотношений на разных ступенях дошкольного детства.
9. Раскройте своеобразие проявления и воспитания самостоятельности в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Докажите необходимость развития самостоятельности у детей.
10. Покажите усложнение задач, содержания и методов воспитания культуры поведения детей на разных ступенях дошкольного детства.
11. Докажите значение воспитания организованности и дисциплинированности для подготовки детей к школе.
12. Выявите динамику развития социальных чувств в дошкольном возрасте. Докажите взаимосвязь нравственных представлений и чувств детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.