Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления
и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
В социалистическом обществе трудящиеся впервые получили закрепленное Конституцией СССР гарантированное право на
труд, право на выбор профессии с учетом потребностей народного хозяйства и способностей каждого человека. Вместе с правом на труд в Программе КПСС и в Конституции СССР подчеркнута и обязанность советских граждан добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину: «...каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества». Труд как общественная необходимость должен стать потребностью советского человека, делом его чести. Именно поэтому «в центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества». Необходимость улучшения трудового воспитания молодежи, профессиональной ориентации в качестве важнейших предпосылок подготовки молодежи к жизни, труду подчеркнута в решениях XXV и XXVI съездов КПСС.
В целях практического претворения в жизнь решений съездов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений: «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (1977), постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования подготовки специалистов и улучшении использования выпускников высших и средних специальных учебных заведений в народном хозяйстве» (1978), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (1978), «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979).
Подготовка к производительному труду и участие в нем требуют освоения основ наук, раскрывающих учащимся принципы организации современного производства. Без широкого научного образования, развивающего умственные способности каждого, невозможно овладение трудовыми навыками и умениями, современными орудиями труда. Вместе с тем творческое участие в современном, быстро прогрессирующем производстве побуждает к овладению новыми научными знаниями, к их применению, что в свою очередь обеспечивает развитие творческого мышления, способов чувственного и логического познания, накопления опыта трудовой деятельности. В процессе освоения основ наук у молодежи складывается верное понимание роли труда в жизни общества, в жизни людей, его преобразующей направленности, воспитывается нравственное отношение к труду и людям труда, желание и стремление встать в их ряды. С другой стороны, овладение современной техникой, трудовыми умениями и навыками делает возможным для каждого подростка, молодого человека участие в общем труде. В результате формируются нравственное сознание, активная позиция каждого в коллективе, лучшие качества характера: трудолюбие, ответственность, настойчивость, взаимопомощь, коллективизм, умение и стремление трудиться с максимальной отдачей сил и способностей. В этом связь нравственного и трудового воспитания. Нравственное отношение к труду раскрывает эстетику труда — красоту нравственного облика труженика, его преобразующей деятельности, формирует стремление своим трудом создавать и утверждать прекрасное на Земле.
Физическое воспитание обеспечивает физическую готовность к труду: развитие мышечного аппарата, произвольность, координи-рованность, точность движений. Участие в труде на любом возрастном этапе совершенствует духовную и физическую организацию человека. Трудовой образ жизни человека — основа его физического здоровья и здорового деятельного долголетия.
Таким образом, трудовое воспитание в единстве со всеми сторонами коммунистического воспитания обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения в нашей стране. Теория и методика трудового воспитания в социалистическом обществе опирается на прочную методологическую базу — учение классиков марксизма-ленинизма о роли труда в развитии человека, о связи обучения с производительным трудом как ведущем факторе всестороннего воспитания и развития подрастающих поколений.
Труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена социалистического общества, основным условием развития человеческой личности. «Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»,— писал Ф. Энгельс.
Раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывает максимальное удовлетворение, радость и влияет на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности.
В процессе труда формировалось сознание общественного человека, понимание силы и пользы коллективных усилий в труде, стремление к объединению. «...Стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена».
Труд также выступает как важнейшее условие психического и нравственного формирования личности человека. К. Маркс подчеркивал, что технический базис развивающейся промышленности влечет за собой постоянное изменение функции рабочих в процессе труда и требует от них большой многосторонности. Тем самым складывается объективная потребность во всесторонне развитых участниках производства, способных трудиться в условиях быстрого технического прогресса, возникает необходимость формирования всесторонне развитого человека, способного к физическому и умственному труду. Однако реализовать это положение можно лишь в условиях социализма. Как единственно возможное средство формирования такого человека К. Маркс рассматривал соединение образования с производительным трудом, которое должно начинаться в школе. Защиту прав ребенка К. Маркс связывал не с запрещением детского труда вообще, а с борьбой против раннего привлечения детей к непосильному труду. В соединении же производительного труда подростков с обучением он видел одно из могущественнейших средств воспитания нового человека и переустройства общества.
В. И. Ленин, развивая теорию коммунистического воснита-ния, подчеркнул, что воспитание у молодежи, у трудящихся коммунистического отношения к труду является важнейшей задачей государственного строительства, задачей школы. Понятие коммунистического труда, сформулированное В. И. Лениным, определило содержание и перспективы этой работы.
«Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».
Мысль о необходимости внедрить в сознание молодежи идею о сущности коммунистического труда, о трудовом воспитании подрастающего поколения В. И. Ленин развивал в речи на третьем съезде комсомола. Молодежь должна понимать необходимость добровольной отдачи своего труда обществу, уметь сознательно и творчески трудиться, овладевать практически трудовыми навыками, навыками организации труда, коммунистической дисциплиной труда.
Учение классиков марксизма о соединении обучения с производительным трудом требует тесной связи трудового воспитания со всеми сторонами коммунистического воспитания.
Строить новую дисциплину труда, новые формы общественной связи людей в труде, новые мотивы привлечения людей к труду — это задача на многие годы, это работа, в которой смыкаются политика и педагогика.
Опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодежи в условиях детского сада, школы и семьи.
Н. К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей.
Нравственная ценность труда определяется его значением для общества. В связи с этим перед детьми нужно выдвигать посильные для них общественно значимые цели. Понимание общественной значимости своего труда позволяет каждому ребенку, подростку входить в жизнь общества, чувствовать себя полезным его членом. В этом основы гражданского воспитания с ранних лет. Каждый ребенок — участник трудового процесса в детском саду, в школе, в семье — должен расценивать свой труд как часть общего дела. Такая организация труда воспитывает у детей коллективизм и самодисциплину. Поэтому особенно важны для воспитания детей коллективные виды труда.
Ценность труда для умственного развития детей — в возможности активного познания действительности, материалистического восприятия мира.
Н. К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование — поддерживать интерес к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную основу. Раннюю профессионализацию труда в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.
Н. К. Крупская указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Большое значение Н. К. Крупская придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, невозможность широкого привлечения их к производительному труду, Н. К. Крупская предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его общественную направленность и коллективный характер в условиях социализма. Эта форма трудового воспитания должна занять, по мнению Н. К. Крупской, важное место в работе детского сада.
Таким образом, по мысли Н. К. Крупской, труд является важнейшим звеном коммунистического воспитания в детском саду, школе и семье.
Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании детей и подростков нашли свое блестящее воплощение в теоретических трудах и педагогическом опыте А. С. Макаренко. Он положил в основу организации и становления детского коллектива идею соединения обучения с производительным трудом, создал научно обоснованную систему трудового воспитания детей. А. С. Макаренко показал возможность использования в целях воспитания разных видов труда: сельскохозяйственного, промышленного, хозяйственно-бытового. Это позволило ему сформулировать важнейший тезис советской педагогики: «...правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
Особое внимание А. С. Макаренко уделял приучению к труду самых маленьких. Он подчеркивал, что надо воспитывать «не
молодую рабочую силу», а творческих людей социалистического труда. Очень важную роль в этом играет организация труда. Чтобы сформировать инициативный и творческий подход к делу у маленького ребенка, нельзя регламентировать каждое его действие: после того как ребенок освоит необходимые трудовые навыки, нужно ставить перед ним конкретную цель и предоставлять ему некоторую свободу в выборе средств. Важно, чтобы дети имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение. А. С. Макаренко предупреждал о необходимости учитывать возможности ребенка и связывать труд малышей с игрой, а учебу младших школьников с домашним трудом. Определяя методы и приемы трудового воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. Нужно втягивать детей в труд путем поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, чтобы дети работали с увлечением, радостно, добивались высокого качества труда. Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о трудовом воспитании разрабатываются советской дошкольной педагогикой, внедряются в практику работы детского сада, в практику семейного воспитания (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Л. А. Порембская и др.).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.