Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Теоретические основы трудового воспитания


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
В социалистическом обществе трудящиеся впервые получили закрепленное Конституцией СССР гарантированное право на труд, право на выбор профессии с учетом потребностей народного хозяйства и способностей каждого человека. Вместе с правом на труд в Программе КПСС и в Конституции СССР подчеркнута и обязанность советских граждан добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину: «...каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества».
Труд как общественная необходимость должен стать потребностью советского человека, делом его чести. Именно поэтому «в центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества». Необходимость улучшения трудового воспитания молодежи, профессиональной ориентации в качестве важнейших предпосылок подготовки молодежи к жизни, труду подчеркнута в решениях XXV и XXVI съездов КПСС.
В целях практического претворения в жизнь решений съездов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений: «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (1977), постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования подготовки специалистов и улучшении использования выпускников высших и средних специальных учебных заведений в народном хозяйстве» (1978), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (1978), «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979).
Подготовка к производительному труду и участие в нем требуют освоения основ наук, раскрывающих учащимся принципы организации современного производства. Без широкого научного образования, развивающего умственные способности каждого, невозможно овладение трудовыми навыками и умениями, современными орудиями труда. Вместе с тем творческое участие в современном, быстро прогрессирующем производстве побуждает к овладению новыми научными знаниями, к их применению, что в свою очередь обеспечивает развитие творческого мышления, способов чувственного и логического познания, накопления опыта трудовой деятельности. В процессе освоения основ наук у молодежи складывается верное понимание роли труда в жизни общества, в жизни людей, его преобразующей направленности, воспитывается нравственное отношение к труду и людям труда, желание и стремление встать в их ряды. С другой стороны, овладение современной техникой, трудовыми умениями и навыками делает возможным для каждого подростка, молодого человека участие в общем труде. В результате формируются нравственное сознание, активная позиция каждого в коллективе, лучшие качества характера: трудолюбие, ответственность, настойчивость, взаимопомощь, коллективизм, умение и стремление трудиться с максимальной отдачей сил и способностей. В этом связь нравственного и трудового воспитания.
Нравственное отношение к труду раскрывает эстетику труда — красоту нравственного облика труженика, его преобразующей деятельности, формирует стремление своим трудом создавать и утверждать прекрасное на Земле.
Физическое воспитание обеспечивает физическую готовность к труду: развитие мышечного аппарата, произвольность, координи-рованность, точность движений. Участие в труде на любом возрастном этапе совершенствует духовную и физическую организацию человека. Трудовой образ жизни человека — основа его физического здоровья и здорового деятельного долголетия.
Таким образом, трудовое воспитание в единстве со всеми сторонами коммунистического воспитания обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения в нашей стране. Теория и методика трудового воспитания в социалистическом обществе опирается на прочную методологическую базу — учение классиков марксизма-ленинизма о роли труда в развитии человека, о связи обучения с производительным трудом как ведущем факторе всестороннего воспитания и развития подрастающих поколений.
Труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена социалистического общества, основным условием развития человеческой личности. «Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»,— писал Ф. Энгельс.
Раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывает максимальное удовлетворение, радость и влияет на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности.
В процессе труда формировалось сознание общественного человека, понимание силы и пользы коллективных усилий в труде, стремление к объединению. «...Стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена».
Труд также выступает как важнейшее условие психического и нравственного формирования личности человека. К. Маркс подчеркивал, что технический базис развивающейся промышленности влечет за собой постоянное изменение функции рабочих в процессе труда и требует от них большой многосторонности. Тем самым складывается объективная потребность во всесторонне развитых участниках производства, способных трудиться в условиях быстрого технического прогресса, возникает необходимость формирования всесторонне развитого человека, способного к физическому и умственному труду. Однако реализовать это положение можно лишь в условиях социализма. Как единственно возможное средство формирования такого человека К. Маркс рассматривал соединение образования с производительным трудом, которое должно начинаться в школе. Защиту прав ребенка К. Маркс связывал не с запрещением детского труда вообще, а с борьбой против раннего привлечения детей к непосильному труду. В соединении же производительного труда подростков с обучением он видел одно из могущественнейших средств воспитания нового человека и переустройства общества.
В. И. Ленин, развивая теорию коммунистического воснита-ния, подчеркнул, что воспитание у молодежи, у трудящихся коммунистического отношения к труду является важнейшей задачей государственного строительства, задачей школы. Понятие коммунистического труда, сформулированное В. И. Лениным, определило содержание и перспективы этой работы.
«Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».
Мысль о необходимости внедрить в сознание молодежи идею о сущности коммунистического труда, о трудовом воспитании подрастающего поколения В. И. Ленин развивал в речи на третьем съезде комсомола. Молодежь должна понимать необходимость добровольной отдачи своего труда обществу, уметь сознательно и творчески трудиться, овладевать практически трудовыми навыками, навыками организации труда, коммунистической дисциплиной труда.
Учение классиков марксизма о соединении обучения с производительным трудом требует тесной связи трудового воспитания со всеми сторонами коммунистического воспитания.
Строить новую дисциплину труда, новые формы общественной связи людей в труде, новые мотивы привлечения людей к труду — это задача на многие годы, это работа, в которой смыкаются политика и педагогика.
Опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей.
Нравственная ценность труда определяется его значением для общества. В связи с этим перед детьми нужно выдвигать посильные для них общественно значимые цели. Понимание общественной значимости своего труда позволяет каждому ребенку, подростку входить в жизнь общества, чувствовать себя полезным его членом. В этом основы гражданского воспитания с ранних лет. Каждый ребенок — участник трудового процесса в детском саду, в школе, в семье — должен расценивать свой труд как часть общего дела. Такая организация труда воспитывает у детей коллективизм и самодисциплину. Поэтому особенно важны для воспитания детей коллективные виды труда.
Ценность труда для умственного развития детей — в возможности активного познания действительности, материалистического восприятия мира.
Н. К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование — поддерживать интерес к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную основу. Раннюю профессионализацию труда в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.
Н. К. Крупская указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Большое значение Н. К. Крупская придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, невозможность широкого привлечения их к производительному труду, Н. К. Крупская предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его общественную направленность и коллективный характер в условиях социализма. Эта форма трудового воспитания должна занять, по мнению Н. К. Крупской, важное место в работе детского сада.
Таким образом, по мысли Н. К. Крупской, труд является важнейшим звеном коммунистического воспитания в детском саду, школе и семье.
Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании детей и подростков нашли свое блестящее воплощение в теоретических трудах и педагогическом опыте А. С. Макаренко. Он положил в основу организации и становления детского коллектива идею соединения обучения с производительным трудом, создал научно обоснованную систему трудового воспитания детей. А. С. Макаренко показал возможность использования в целях воспитания разных видов труда: сельскохозяйственного, промышленного, хозяйственно-бытового. Это позволило ему сформулировать важнейший тезис советской педагогики: «...правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
Особое внимание А. С. Макаренко уделял приучению к труду самых маленьких. Он подчеркивал, что надо воспитывать «не молодую рабочую силу», а творческих людей социалистического труда. Очень важную роль в этом играет организация труда. Чтобы сформировать инициативный и творческий подход к делу у маленького ребенка, нельзя регламентировать каждое его действие: после того как ребенок освоит необходимые трудовые навыки, нужно ставить перед ним конкретную цель и предоставлять ему некоторую свободу в выборе средств. Важно, чтобы дети имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение. А. С. Макаренко предупреждал о необходимости учитывать возможности ребенка и связывать труд малышей с игрой, а учебу младших школьников с домашним трудом.
Определяя методы и приемы трудового воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. Нужно втягивать детей в труд путем поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, чтобы дети работали с увлечением, радостно, добивались высокого качества труда.
Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о трудовом воспитании разрабатываются советской дошкольной педагогикой, внедряются в практику работы детского сада, в практику семейного воспитания (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Л. А. Порембская и др.).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +