Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.
В младшем и среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым. На пятом году жизни завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно.
Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. К 5 годам у ребенка возрастает способность к произвольному подчинению своих поступков определенным моральным требованиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном возрасте формируются только элементы произвольности поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.
На протяжении младшего и среднего возраста неуклонно нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии. К 5 годам коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей. В процессе совместной деятельности дети самостоятельно объединяются в небольшие группы, привыкают согласовывать свои действия друг с другом ради достижения общей цели, помогать сверстникам.
Активно развивается эмоциональная сфера. Чувства ребенка начинают приобретать социальную направленность. К 5 годам чувства становятся более устойчивыми и управляемыми, возрастает роль слова в их регулировании. Дети проявляют интерес к занятиям, активно осваивают правила поведения, что постепенно приводит к возрастающей организованности и дисциплинированности. Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривают комплексное развитие нравственных чувств, поведения, нравственных представлений.
Эмоциональная отзывчивость детей младшего и среднего дошкольного возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие. Задаче формирования нравственных чувств детей уделяется в этот период первостепенное внимание. Происходит дальнейшее развитие чувства любви к близким людям, привязанности к воспитателю. На этой основе формируется признание авторитета взрослого, привычка к выполнению его требований, что обеспечивает к 5 годам становление уважения к старшим и послушания как черты поведения. Продолжается развитие отзывчивости, заботливого отношения к сверстникам. Это становится основой для постепенного формирования коллективизма, гуманного отношения к окружающим. Ставится задача формирования чувства любви к природе, к родному городу, к детскому саду — важному условию воспитания любви к Родине.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей 3—5 лет активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями, поддержание порядка в группе и т. п. Поэтому задача развития нравственных чувств детей неразрывно связывается с задачей формирования основ нравственного поведения, нравственных привычек. С младшей группы активно решается задача воспитания дружеских, доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками. К 5 годам у детей достаточно устойчиво проявляется дружеское расположение друг к другу, умение считаться с интересами и замыслами товарищей, помогать им, стремление дружно играть и трудиться.
Большое внимание уделяется задаче воспитания у дошкольников нравственного поведения по отношению к взрослым: слушаться старших (выполнять предъявляемые требования и правила поведения), быть вежливым, уметь выразить взрослым свою привязанность (принести стул и предложить сесть, ласково обращаться к близким, порадовать к празднику подарком: рисунком, поделкой и т. п.).
Выдвигается задача овладения основами культуры поведения, формируются привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки бытовой культуры, вежливости, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила (здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. п.). Осваиваются и некоторые правила культуры поведения в общественных местах (не мешать другим, спокойно вести себя, говорить тихо, быть приветливым), правила коллективной игры и труда, закрепляется привычка бережно относиться к вещам, поддерживать чистоту и порядок.
Опыт поведения у дошкольников 3—5 лет только складывается, поэтому особое значение приобретает задача своевременного формирования самостоятельности как фактора развития детских взаимоотношений и нравственного поведения. Под влиянием воспитателя происходит переход от элементарной самостоятельности в выполнении отдельных приемов и несложных процессов в младшем дошкольном возрасте к более сложной и разнообразной самостоятельной деятельности в среднем дошкольном возрасте и к формированию в дальнейшем самостоятельности как доминирующей черты поведения и деятельности.
Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени младшего и среднего дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. п. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы — все это способствует формированию первых нравственных представлений.
В младшем и среднем дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений о труде людей, об общественных праздниках, о жизни советских людей.
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок 4—5 лет научается подчинять свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива. Появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.
Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3—5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.
Образ жизни ребенка определяется характером его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми, а также характером предъявляемых к нему общественных требований. Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность — игра, труд, занятия — протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада, основанный на общности решаемых задач, совместных радостных эмоциональных переживаниях и стремлениях, равенстве прав и обязанностей, активном сотрудничестве в разнообразной коллективной деятельности, создает основу для нравственного воспитания, формирования основ нравственных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствует планомерному накоплению дошкольниками ценного морального опыта.
С переходом малышей из ясельной группы в дошкольную их образ жизни во многом изменяется. Деятельность младших дошкольников усложняется: появляется ролевая игра, рисование, лепка, аппликация и др., образуются новые отношения между детьми (постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой и трудовой деятельности). Дети включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность на занятиях, активно привлекаются к выполнению трудовых поручений. Они осваивают новые, более сложные правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими людьми и сверстниками. Все это способствует формированию новых потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, имеющих важное значение для нравственного развития.
Организация совместного образа жизни детей в младшей и средней группах детского сада направлена на формирование дружеских доброжелательных отношений, которые предполагают приветливое, вежливое обращение детей друг к другу, умение проявить отзывчивость и сочувствие к сверстникам, оказать необходимую помощь, вступить в сотрудничество для совместной деятельности. Такие отношения создают основу для воспитания в дальнейшем гуманных, коллективистических отношений между детьми. Воспитание взаимоотношений связано с формированием у каждого ребенка осознания себя как равноправного члена детского коллектива; с развитием социальных чувств детей — симпатии друг к другу, чуткости, отзывчивости; с практическим освоением способов сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности; освоением правил культуры поведения в коллективе.
Формирование у младших дошкольников представления о равноправном положении в группе связано с практическим приучением детей к коллективному образу жизни на основе выполнения единых для всех требований и правил: в детском саду дети все делают вместе — гулять, спать, заниматься можно только одновременно с другими детьми по указанию воспитателя; все игрушки в группе общие, для всех детей и т. п. Данные требования помогают ребенку понять равенство прав и обязанностей всех детей в группе («В группе я не один», «В группе много детей таких, как я») и раскрывают направленность его поведения по отношению к коллективу. Являясь основой организации совместного образа жизни в группе, эти требования обычно быстро усваиваются детьми и обеспечивают развитие элементов коллективизма и дисциплинированности.
Условием формирования положительных взаимоотношений дошкольников в коллективе является создание в группе атмосферы доброжелательности и внимания детей друг к другу, интереса к общению.
Совместный образ жизни детей в младшей группе строится на основе общих эмоциональных переживаний. Участие в утренниках, в новогоднем празднике, в интересных играх, занятиях сближает детей, укрепляет их дружеские контакты. В целях формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками воспитатель активно вовлекает детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогает понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства: дети готовятся ко дню рождения сверстника; ласково встречают вернувшегося после болезни товарища или поступившего в группу новенького; проявляют сочувствие и взаимопомощь (помогают подняться упавшему товарищу, утешают его; оказывают элементарную помощь в одевании, уборке игрушек и пр.). Постепенно дети 3—4 лет приучаются проявлять заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и в отдельных случаях самостоятельно.
Детские взаимоотношения формируются в совместной деятельности, в практике общения. Важное значение в младшем дошкольном возрасте имеет игра. Она становится школой нравственного поведения. Задача педагогического руководства играми младших дошкольников состоит в том, чтобы уже в рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива. Эта задача сохраняет свое значение и в среднем дошкольном возрасте.
Руководя играми детей 3—4 лет, воспитатель чаще всего берет на себя главную роль. Это позволяет наглядно показать детям, как развивать общий игровой сюжет, как строить взаимоотношения с товарищами.
С первых дней пребывания в детском саду перед детьми выдвигаются требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.
Психологической основой ряда требований является самоограничение своих желаний, что в силу особенностей детей младшего дошкольного возраста представляет известные трудности. Необходимо, чтобы требование воспитателя к ребенку по ограничению своих желаний ради сверстника не вызывало отрицательной реакции. В противном случае оно выполняется только под влиянием авторитета взрослого, не приносит ребенку удовлетворения и не способствует установлению добрых отношений между детьми.
Формируя добровольную уступчивость, воспитатель учитывает состояние ребенка, стремится своим обращением к нему вызвать готовность проявить отзывчивость к сверстнику. Положительная оценка воспитателя позволяет ребенку лучше понять сверстника и пережить удовлетворение от своего поступка. Наличие большого количества однородных игрушек и предметов, рассчитанных на удовлетворение потребностей всех детей, облегчает воспитателю решение данной задачи. Обмен игрушками, предметами, совместная игра с общими игрушками подготавливает младших дошкольников к дружным коллективным играм.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми 3—4 лет играет труд. Воспитатель привлекает детей к выполнению совместных поручений, организует труд рядом, приучает детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, воспитатель подчеркивает пользу труда ребенка для всех детей («Хорошо выстирали кукольное белье. Теперь куклы будут в чистых платьях и все ребята будут довольны»).
В средней группе в организацию совместного образа жизни вносятся изменения с учетом возрастных возможностей детей и накопленного опыта поведения и деятельности.
Основой жизни детей становится разнообразная содержательная коллективная деятельность, в которой дети практически учатся договариваться и уступать друг другу, согласовывать свои действия, оказывать взаимопомощь, добиваться общего результата. Это приводит к дальнейшему развитию дружеских, доброжелательных отношений как важной составной части формирования основ коллективных взаимоотношений. Происходит усложнение содержания деятельности детей. Игра, труд приобретают коллективный характер, дети активно усваивают новые формы сотрудничества.
Возрастает способность к произвольному управлению своим поведением. Это создает предпосылки для воспитания сдержанности и организованности.
Дети проявляют активное стремление к коллективным играм. В сюжетно-ролевых — моделируют деятельность взрослых людей, отношения, в которые они вступают, моральные нормы. Приемы руководства играми детей направлены на то, чтобы обогатить их нравственное содержание, обеспечить установление справедливых, дружеских отношений между играющими. В средней группе воспитатель шире использует приемы косвенного влияния на игру или включается в игровой коллектив в «рядовой» роли, помогая детям правильно провести «сговор» на игру, обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения.
Опыт дружного сотрудничества со сверстниками дети 5 лет приобретают также в процессе совместных дежурств, выполнения общих трудовых поручений, в коллективной трудовой деятельности. Воспитатель последовательно приучает детей ставить общую цель деятельности или следовать поставленной цели, помогает осуществить элементарное планирование, показывает конкретные способы сотрудничества в совместной работе. После выполнения общего задания воспитатель оценивает качество результата и умение детей устанавливать дружеские взаимоотношения, постепенно формируя у детей представление о том, что только при условии дружеского сотрудничества можно добиться хорошего результата в общей деятельности.
В средней группе дети вовлекаются в коллективную трудовую деятельность гуманистического содержания — деятельность, направляемую гуманистическими мотивами заботы об окружающих.
Воспитывающая роль этой деятельности выявляется в полной мере, если воспитатель, во-первых, обеспечивает личное принятие каждым ребенком гуманистической цели деятельности. Это достигается с помощью педагогических приемов, направленных на создание у детей соответствующих эмоциональных переживаний и чувств. Например, привлекая детей к подготовке альбома рисунков для посылки заболевшему товарищу, воспитатель эмоционально рассказывает детям о том, как плохо заболевшему ребенку одному, как хочется ему встретиться с товарищами, как будет он рад посылке ребят и т. п. Вызвав эмоциональный отклик у детей, воспитатель обсуждает с каждым ребенком, какой рисунок ему нарисовать, чтобы он получился хорошо и порадовал бы заболевшего сверстника. Так обеспечивается личное принятие гуманистической цели деятельности и личное участие каждого в ее осуществлении.
Во-вторых, воспитатель обеспечивает активное функционирование гуманистического мотива на протяжении всей деятельности. Принятый ребенком гуманистический мотив деятельности сохраняет свою актуальность в том случае, если ребенок располагает средствами для достижения результата. В противном случае, затруднения, испытываемые ребенком, отсутствие нужных умений приведут к затуханию ценного мотива даже при условии эмоционального принятия его ребенком в начале деятельности, например, если дети делают в подарок товарищу слишком сложную для них поделку или если воспитатель эмоционально побуждает детей к взаимопомощи, но при этом не показывает им конкретных способов ее проявления.
В-третьих, вовлекая детей в деятельность, воспитатель обеспечивает эмоциональное переживание детьми удовлетворения от результатов деятельности. Дети радуются, вручая в день рождения свои подарки имениннику, с волнением слушают рассказ воспитателя о том, как обрадовался заболевший товарищ альбому с рисунками, и т. п.
В воспитании взаимоотношений детей среднего возраста воспитатель использует как ситуации общения, содержание которых прямо и непосредственно побуждает детей к проявлению внимания и заботы о сверстниках, так и ситуации «выбора», в которых ребенку необходимо самостоятельно избрать соответствующую линию поведения (подарить свою поделку товарищу или оставить себе; идти играть или помочь детям закончить работу и т. п.).
Ситуации свободного выбора отражают нравственные коллизии, возникающие перед ребенком в повседневной жизни. Они выступают для воспитателя одним из показателей уровня нравственности ребенка и одновременно являются средством воспитания нравственной самостоятельности. Для ребенка 4—5 лет такие ситуации представляют известную трудность и требуют умелого, тонкого педагогического руководства. Именно воспитатель помогает дошкольникам правильно осознать создавшееся положение и наталкивает детей на правильный выбор. При этом педагогическое руководство должно быть осторожным, ненавязчивым, чтобы у ребенка создавалось ощущение полной самостоятельности в выборе линии поведения. Положительная оценка закрепляет у детей 4—5 лет представление о нравственной ценности совершенного поступка.
Значимую роль в воспитании положительных взаимоотношений со сверстниками играют в младшей и средней группах занятия. На занятиях дошкольники постепенно усваивают правила поведения в процессе коллективной учебной деятельности. Соответствующее содержание знаний (чтение рассказов, сказок о дружбе, о проявлении взаимопомощи; рассматривание картин о дружных играх и т. п.) обогащает нравственные представления детей.
Заметный нравственный эффект дает использование на занятиях с детьми 4—5 лет коллективных форм сотрудничества при выполнении заданий. Наиболее доступным является объединение детей на основе общей цели и общего результата. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Корзина с грибами» каждый ребенок лепит грибок, а затем наполняет общую корзину.
Ситуации элементарного сотрудничества детей на занятии подготавливают дошкольников к участию в совместном труде в старшей группе и обогащают практику общения с товарищами.
Таким образом, организация интересной, содержательной деятельности детей, создание в группе атмосферы взаимного участия и заботы, активное побуждение детей к проявлению доброжелательного отношения к сверстникам, планомерное накопление детьми под руководством воспитателя опыта сотрудничества в разных видах деятельности обеспечивают формирование положительных взаимоотношений между дошкольниками в коллективе. Формирование самостоятельности — важная задача нравственного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок 3—4 лет в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. В связи с этим создаются благоприятные возможности для проведения систематической работы по формированию этого качества. Развивающаяся самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного тонуса ребенка в коллективе, уравновешенности его поведения, активности во взаимоотношениях со сверстниками. Промедление в формировании самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычке постоянно надеяться на помощь окружающих. Своевременное развитие самостоятельности является необходимой предпосылкой для проявления дошкольниками активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
«Программа воспитания в детском саду» определяет содержание работы по формированию детской самостоятельности в разных видах деятельности, в режимных процессах и предусматривает постепенное усложнение требований к детям. Это выражается в постепенном нарастании общего объема детской самостоятельности, т. е. действий, операций, процессов, которые дошкольники начинают выполнять без помощи взрослых, в повышении уровня самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности (игре, труде, учении), в их организации и планировании, в повышении качественных показателей: точности выполнения, совершенствовании техники используемых приемов, в результативности, в расширении сферы самостоятельности: в умении детей применять усвоенные навыки, умения, знания в новых условиях, для решения новых задач и т. п.
Формирование самостоятельности проходит ряд этапов.
На I этапе (от 2 лет до 2 лет 6 мес.) у детей ярко выражено стремление к самостоятельности. Но она носит неустойчивый подражательный характер, она эпизодична, проявляется в отдельных подражательных действиях, не всегда результативных, так как соответствующие умения еще непрочны. Дети нуждаются в постоянной опеке взрослого.
На II этапе (от 2 лет 6 мес. до 3 лет) самостоятельность сохраняет подражательный характер. Дети эпизодически выполняют отдельные действия определенным, показанным взрослым способом в неизменных условиях.
На III этапе (от 3 до 4 лет) дети овладевают большим объемом сведений о том, какие требования они должны выполнять без помощи взрослых. Умения детей по выполнению данных требований становятся более прочными. Самостоятельность носит подражательно-исполнительский характер: подражая воспитателю, дети самостоятельно выполняют задание, но используют показанный способ действия только в тех видах деятельности, в которых он формировался. К 4 годам самостоятельность постепенно приобретает более широкий характер. Дети предпринимают попытки использовать знакомые способы действия в несколько измененных условиях, учащаются случаи проявления самостоятельности по инициативе ребенка. По предложению воспитателя дети начинают оказывать помощь сверстникам, если владеют умениями.
На IV этапе (от 4 до 5 лет) дети хорошо осознают требования к самостоятельности в быту и на занятиях. Происходит освоение процессов самообслуживания, совершенствуются самостоятельные умения в разных видах деятельности. Формируется привычка к выполнению обязанностей без посторонней помощи. Более отчетливо обнаруживается перенос знакомых способов действий и умений в новые условия, повышается инициатива. Дети начинают активнее проявлять взаимопомощь, при этом наряду с практической помощью сверстникам дети включают элементы «воспитания»: дают советы, напоминают, как правильно выполнить то или иное действие. Вместе с тем наблюдается еще недостаточная устойчивость в проявлении самостоятельности, не всегда тщательное и результативное выполнение отдельных приемов и заданий. Поэтому необходим постоянный контроль воспитателя за деятельностью детей, своевременный показ, помощь или напоминание.
Наиболее активно младшие дошкольники проявляют самостоятельность в сфере самообслуживания. Постепенно дети становятся относительно самостоятельными в режимных процессах. Воспитатель оказывает помощь детям в выполнении приемов, требующих ловкости и точности движений: помогает застегнуть тугой крючок, завязать сзади шарф и т. д.
В средней группе дети осваивают процессы самообслуживания полностью, соблюдают последовательность операций, овладевают новыми приемами. Воспитатель осуществляет контроль за качеством выполнения приемов самообслуживания и прибегает к эпизодической помощи отдельным детям. Одним из важных показателей успешно формирующейся самостоятельности является способность детей пяти лет увидеть без помощи воспитателя необходимость самообслуживания и осуществить соответствующие действия: заметить и устранить непорядок в одежде или обуви, вымыть испачканные руки, причесать волосы и т. д.
Формирование самостоятельности не ограничивается сферой самообслуживания. С младшей группы ведется планомерная работа по воспитанию у детей самостоятельности в игре, в труде, на занятиях, постепенно ребенок приобретает способность замечать и поддерживать элементарный порядок в окружающей обстановке, выполнять правила, несложные трудовые поручения. Под руководством воспитателя дошкольники начинают самостоятельно устанавливать контакты с товарищами в игре: развивают простой игровой сюжет, организуют игру с общей игрушкой (мячом, лошадкой, автобусом).
В средней группе содержание самостоятельной деятельности дошкольников усложняется: дети выполняют постоянные трудовые поручения (дежурства), активно участвуют в уборке группы и участка, овладевают элементами планирования коллективной игры. Изменяется характер взаимоотношений между детьми: поводом к общению наряду с желанием играть вместе со сверстниками выступает стремление ребенка научить других тому, что он умеет сам, поделиться своими знаниями, впечатлениями.
Для формирования самостоятельности необходимы:
а) специальная организация жизни детей, создание условий, побуждающих к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующих активную деятельность;
б) создание интереса к самостоятельным действиям, постановка несложных, интересных задач, требующих самостоятельного решения; привлечение к оценке выполненных работ;
в) своевременное развитие воли, умения преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Динамика педагогического руководства формированием самостоятельности предусматривает постепенный переход от прямых приемов, направленных на овладение детьми определенными действиями, умениями, операциями (объяснение, показ, указание, совместное выполнение действия с ребенком), к косвенным приемам, побуждающим к самостоятельности (совет, напоминание, указания) и эпизодической помощи детям в выполнении действий, а затем только к контролю за самостоятельными действиями детей. Побуждая детей к самостоятельности, в младшей группе воспитатель чаще использует прямые приемы, в которых точно раскрывается направленность действий и конкретный способ их выполнения («Убери в уголке: собери игрушки и поставь вот так (показывает) на эту полочку»). В средней группе широко используются общие указания, побуждающие детей к самостоятельному выбору действий («Наведи порядок в уголке игрушек», «Посмотри, правильно ли сложены книги»).
Педагог целенаправленно расширяет область применения детьми самостоятельных действий. Он стремится выработать у каждого ребенка активную позицию в коллективе и направить развивающуюся самостоятельность на проявление помощи и заботы об окружающих, на установление дружеских отношений со сверстниками, способствует обогащению нравственного содержания опыта самостоятельного поведения, формированию нравственной мотивации поступков.
Дети 3—4 лет не могут до конца осознать значимость взаимной помощи, самостоятельно заметить, кто в ней нуждается. Поэтому, развивая самостоятельность, необходимо, с одной стороны, обучать детей способам оказания помощи сверстникам, т. е. применения освоенных знаний и умений в условиях общения, с другой — создать в группе атмосферу доброжелательности, внимания друг к другу, учить детей быть наблюдательными, понимать состояние сверстника.
Опираясь на характерную для детей 3—4 лет эмоциональную отзывчивость, педагог вызывает у детей активное сопереживание, побуждает к самостоятельному проявлению взаимопомощи. Вначале взаимопомощь проявляется ребенком преимущественно по примеру и показу воспитателя в конкретных жизненных ситуациях. По мере того как дети учатся понимать состояние сверстника, оценивать ситуацию, увеличиваются случаи взаимопомощи по совету педагога, а затем по собственной инициативе. Развитию взаимопомощи способствует также организация совместной деятельности детей небольшой подгруппой (2—3 ребенка), когда необходимо бывает принять общее решение или решить общую игровую задачу.
Формы выражения взаимопомощи и побудительные причины ее у детей этого возраста имеют свои особенности. У детей 3 лет отзывчивость и попытки к взаимопомощи наиболее часто проявляются в утешении огорченного, обиженного сверстника, причем, если огорчение ребенка ярко выражено (слезы, крик, падение). В этих случаях малышу легче понять состояние сверстника и эмоционально откликнуться на него: обнять, погладить, помочь подняться. У детей 4 лет наряду с этим начинают отчетливо проявляться попытки помощи друг другу в самообслуживании. Дети становятся более самостоятельными, приобретают необходимые навыки и способны оказать помощь. На 5-м году жизни формы взаимопомощи становятся более разнообразными: дети помогают друг другу в быту, на занятиях, в играх. Взаимопомощь сохраняет свою эмоциональную основу, но более отчетливо проявляется развивающееся умение детей правильно оценить ситуацию затруднения сверстника, соотнести его поведение с усвоенными правилами.
В целях постепенного формирования у детей понимания значимости взаимопомощи как необходимого условия дружеских взаимоотношений в группе воспитатель широко использует художественную литературу, расширяет круг моральных представлений детей, высоко оценивает факты взаимопомощи.
Культура поведения — широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений, отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе. Культура поведения составляет важную часть нравственного фонда личности и в сущности является действенным выражением таких моральных черт, как гуманизм, коллективизм, гражданственность, дисциплинированность.
На ступени младшего и среднего дошкольного возраста происходит целенаправленное приобщение детей к нравственным нормам поведения. Среди широкого круга правил, определяющих жизнь человека в обществе, для детей данного возраста отбираются такие, которые, будучи доступными по выполнению, затрагивают основные, важные для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают правильно ориентироваться в окружающем мире, определяют нравственную направленность его поведения.
Основу культуры поведения детей 3—5 лет составляют нравственные привычки, которые формируются постепенно, путем упражнений детей в нравственных поступках. В младшем и среднем дошкольном возрасте формируются привычки, определяющие правильный образ поведения ребенка в детском коллективе и в процессе общения со взрослыми людьми, привычки к соблюдению правил личной гигиены и опрятности, привычки бережного отношения к предметам, игрушкам, природе.
Культура поведения ребенка в коллективе включает умение поддерживать устойчивые положительные взаимоотношения со сверстниками: быть внимательными друг к другу, проявлять заботу, отзывчивость, осуществлять в совместной деятельности общий замысел, договариваться о совместном пользовании игрушками и предметами, справедливо распределять роли.
Культура поведения детей по отношению к взрослым проявляется в уважении, доброжелательности, вежливости. У дошкольников формируется привычка поддерживать эмоционально-положительный тон в общении с людьми: приветливо здороваться и прощаться, благодарить за помощь, использовать вежливые обращения типа: «Дайте, пожалуйста», «Разрешите», «Спасибо», называть взрослых на «вы», по имени и отчеству; привычка вести себя так, чтобы не причинять беспокойства и не мешать окружающим: не шуметь в группе, не перебивать взрослых при разговоре и др.; привычка заботиться о других: помочь воспитателю, родителям донести вещи, поднять оброненный предмет, предложить стул, пропустить вперед старших, проявить сочувствие к сверстнику.
Формирование перечисленных привычек продолжается в старшем дошкольном возрасте и в последующие годы. Требования к правилам культуры поведения постепенно усложняются по объему, степени самостоятельности и сознательности выполнения детьми.
В раннем возрасте детей приучают выполнять элементарные правила гигиены и бытовой культуры, пользования предметами, а также соблюдать простые правила взаимоотношений со взрослыми и детьми.
В младшем дошкольном возрасте продолжается освоение правил личной гигиены и опрятности, культуры еды, обращения с вещами и игрушками. Большое внимание уделяется овладению правилами вежливости по отношению к взрослым и сверстникам (здороваться, прощаться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за услуги). Выполнение правил способствует воспитанию у детей элементарной организованности, самостоятельности и установлению вежливых, доброжелательных отношений с окружающими.
В средней группе закрепляются и расширяются правила бытовой культуры (культуры еды, опрятности, бережного отношения к вещам), предъявляются требования к самостоятельному выполнению их детьми. Особое значение придается активному освоению культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Формируются навыки культуры речи. К 5 годам дети должны научиться поддерживать вежливый, приветливый тон в общении со старшими и сверстниками, внимательно относиться к требованиям взрослого, выполнять его поруче ния и указания, бережно обращаться с вещами и игрушка ми, содержать их в порядке, соблюдать правила личной опрятности и культуры еды.
Воспитание нравственных привычек, лежащих в основе культуры поведения,— процесс сложный и длительный, и накопление нравственного опыта детьми 3—5 лет происходит постепенно.
В воспитании культуры поведения используется совокупность различных методов, ведущую роль среди них играет упражнение. Формирование у детей нравственных привычек и возникновение на их основе соответствующих качеств личности происходит успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне значимого для ребенка положительного мотива, побуждающего его к выполнению правил.
Конкретность мышления детей 3—5 лет определяет доступность освоения и понимания ими лишь таких правил, которые предполагают конкретные поступки. Требование воспитателя к поведению детей выступает в виде четко сформулированного, доступного для детей правила, выраженного в форме указаний, а не запрета: «Входя в комнату, надо со всеми поздороваться», «Игрушки после игры надо убирать на место» Выдвижение требования сопровождается наглядным, неоднократным показом соответствующих способов поведения: «Посмотрите и послушайте, как нужно приветливо поздороваться» (уступить место, предложить стул).
Правила общего характера конкретизируются для детей 3—5 лет в виде простых правил частного порядка. К примеру общее правило «быть дружным с ребятами» раскрывается так бережно относиться к игре, постройке, рисунку товарища, помогать, если у товарища возникли затруднения; заступиться, если его обижают; в совместной игре поддержать хороший замысел сверстника, уметь уступить игрушку или найти ей замену, вежливо просить нужную вещь и терпеливо ждать, когда ее дадут, соблюдать очередность. Эти правила вводятся постепенно, по мере развития детских взаимоотношений.
Для освоения выдвинутого правила и формирования нравственной привычки воспитатель организует накопление детьми соответствующего нравственного опыта. Он постоянно напоминает детям о необходимости соблюдения правила, осуществляет дополнительный показ способов его выполнения, привлекает в качестве примера поведение других детей, создает специальные ситуации, упражняющие детей в соответствующих поступках: договориться об очередности пользования новой игрушкой, уступить дорогу входящему взрослому, вежливо предложить ему стул. Постоянный контроль со стороны воспитателя за поведением детей — необходимое условие формирования привычек культурного поведения.
Педагог постепенно усложняет требования к поведению детей с учетом их возможностей. В младших группах дети нуждаются в постоянной помощи педагога, в неоднократном напоминании правил и показе способов поведения. В средней группе педагог добивается самостоятельности в выполнении известных правил и помогает освоить новые правила.
Контроль за- выполнением правил поведения сопровождается оценкой. Педагогическая оценка выполняет две функции в воспитании поведения: ориентирующую и стимулирующую. В младшем и среднем дошкольном возрасте предпочтение отдается развернутой педагогической оценке, в которой не просто выражается одобрение (или неодобрение) того или иного поступка ребенка, а конкретно указывается, какие действия, выполненные (или не выполненные) ребенком, заслужили соответствующую оценку воспитателя. Это помогает сконцентрировать внимание ребенка на правиле и нравственном содержании его действий, так как самостоятельно выделить нравственный смысл поведения и дать ему адекватную оценку ребенку 3—5 лет не всегда удается.
Большое место в работе с детьми данного возраста занимает предварительная (предвосхищающая) положительная оценка за предполагаемые действия типа: «Саша вежливый мальчик и не забывает говорить спасибо». Такая предварительная оценка сразу ориентирует ребенка на правильное выполнение требований.
В воспитании привычек широко используются методы и приемы, формирующие нравственные представления детей о данной области поведения и правильное отношение к выполнению правил. С этой целью воспитатель использует показ инсценировок с игрушками, дидактические игры с куклой, чтение детям стихов, рассказов, сказок соответствующего содержания.
Процесс осознания правил культурного поведения идет в младшем и среднем дошкольном возрасте достаточно активно.
Свидетельством этого является появление со стороны детей «жалоб» (заявлений) о несоответствии поведения кого-либо из детей установленным правилам («Саша поиграл, а игрушки не убирает»). Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило и можно ли поступить по-другому. Отношение воспитателя к подобным жалобам определяется возрастом детей. Ребенка 3—4 лет воспитатель поощряет за хорошее знание правила и вместе с ребенком помогает «нарушителю» его выполнить (собрать игрушки). В средней группе воспитатель подтверждает, что все дети должны выполнять правило, и предлагает нарушившему его навести порядок, а ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника и напомнить ему нужное правило. Постепенно под влиянием воспитателя к 5 годам правило становится одним из регуляторов поведения ребенка, показателем ценности его поступков в глазах сверстников.
Формирование социальных чувств у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Уже с младшей группы начинается воспитание у детей чувства любви к Родине. Н. К. Крупская подчеркивала, что основы чувства патриотизма необходимо заложить в детские годы. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления чувства любви к родителям, к своей семье, к детскому саду, родному городу, природе родного края. Это многогранное чувство обогащается и развивается в процессе ознакомления дошкольников с доступными явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с традициями советского народа, с жизнью, трудом народов разных национальностей нашей Советской страны. Ознакомление детей с многонациональной советской детской литературой, изобразительным искусством, музыкой способствует углублению чувства любви к Родине. Вся работа детского сада по патриотическому воспитанию детей проводится в единстве с интернациональным воспитанием — воспитанием у дошкольников чувства дружбы и уважения к народам нашей страны, интереса к их жизни и труду.
В младшем и среднем дошкольном возрасте закладываются самые первые основы чувства любви к Родине, которое становится в старшем возрасте более осмысленным и действенным. С младшего возраста проводится большая работа по воспитанию у детей чувства любви к родным, к семье. Любовь детей к матери развивается постепенно от чувства привязанности, нежности к чувству благодарности за любовь и заботу.
В целях воспитания у детей 3—5 лет любви к матери в детском саду используются занятия и повседневная жизнь. На занятиях детям читают рассказы и сказки о мамах, разучивают с ними стихи, песни, рассматривают картины, иллюстрации в детских книгах соответствующего содержания. Воспитатель часто беседует с детьми о мамах, напоминает, как они любят своих детей, заботятся о них. С глубоким уважением отзывается педагог о производственных и личных качествах мам. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у детей активную любовь к маме, к близким, сформировать желание проявлять заботу о них, помогать, делать приятное. По предложению воспитателя дошкольники изготавливают несложные поделки в подарок маме, делают рисунки для выставки, принимают участие в утреннике, посвященном 8 Марта. В средней группе воспитатель часто предлагает детям рассказать о том, как они помогали маме в выходной день. Дети осваивают правила культурного поведения по отношению к близким: помочь маме или бабушке донести сумку, поднять оброненную вещь, уступить старшим место и т. п. Постепенно чувство любви и уважения к родным расширяется и переносится на более широкий круг людей: работников детского сада, знакомых.
Одновременно происходит воспитание любви к детскому саду как второй семье ребенка. Этому объективно способствует организация жизни детей в детском саду: интересная деятельность, радостные совместные переживания, участие в общих праздниках, дружное общение с товарищами, заботливое материнское отношение воспитателя к детям.
В младшей группе начинается знакомство детей с трудом работников детского сада, раскрывается гуманистическая направленность их деятельности, формируется ответное чувство благодарности и уважения за заботу. Воспитатель учит конкретным способам проявления благодарности (не сорить, поднять оброненную вещь и т. п.).
Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад. В младшей группе начинается воспитание любви к родным местам: городу, поселку, деревне. Детей знакомят с улицами, некоторыми общественными зданиями: школой, театром и т. д., с работой людей по благоустройству города (строительство новых домов, дорог, посадка деревьев, цветов).
Воспитание любви к родным местам неразрывно связано с воспитанием у детей любви к природе. На прогулках в процессе наблюдений воспитатель стремится вызвать восхищение красотой природы, эмоциональный отклик в душе каждого ребенка. Чувства детей усиливаются, когда воспитатель сопровождает наблюдения природы чтением стихов, находит яркие эпитеты и сравнения. Любовь воспитателя к природе, умение передать свое восхищение ее красотой, привлечение детей к элементарному труду в природе — решающие факторы воспитания у детей 3—5 лет любви к природе родного края, бережного отношения к ней. Воспитание у дошкольников любви к Советской Родине неотделимо от воспитания чувства глубокой любви и уважения к В. И. Ленину. Знакомство с образом В. И. Ленина начинается в младших группах. Вместе с воспитателем дети украшают портрет В. И. Ленина ко дню его рождения, рассматривают иллюстрации и фотографии, на которых В. И. Ленин изображен с детьми, слушают рассказы воспитателя. В средней группе дети узнают, что В. И. Ленин любил детей, заботился о них; о том, как глубоко уважают В. И. Ленина и чтут память о нем все люди нашей страны. Дети разучивают стихи и песни о В. И. Ленине. Под влиянием патриотической атмосферы в детском саду, в семье, в окружающей действительности закрепляется чувство любви детей к В. И. Ленину, формируются основы любви к Родине. Таким образом, под влиянием целенаправленного, планомерного воспитания к 5 годам дошкольники становятся достаточно самостоятельными, осваивают элементарные навыки и привычки культурного поведения; их взаимоотношения с окружающими отличаются доброжелательностью, готовностью оказать помощь взрослым и сверстникам. Дети накапливают первый опыт сотрудничества с товарищами и добиваются определенных успехов в совместной деятельности. Чувства детей становятся более управляемыми, приобретают положительную направленность. Эти важные достижения в развитии детей 5 лет становятся основой для решения более сложных задач нравственного воспитания в старшей и подготовительной группах детского сада.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +