Методологическую основу теории и практики нравственного воспитания составляет марксистско-ленинское учение о морали. Марксизм-ленинизм рассматривает мораль как особую форму общественного сознания, представляющую совокупность нравственных понятий, принципов, норм и правил, которыми люди руководствуются в своем поведении, в отношениях друг к другу, к труду и к обществу.
В морали отражен опыт поведения и отношений в человеческом обществе, накопленный поколениями в ходе исторического развития. Выраженная в нравственных понятиях, принципах, нормах и правилах поведения, мораль выступает в обществе в качестве важнейшего регулятора социальных отношений между людьми. Передача подрастающему поколению господствующей в данном обществе морали и ее активное освоение рассматривается как главное назначение нравственного воспитания.
Исходя из материалистического понимания истории, классики марксизма-ленинизма научно обосновали, что источники моральных чувств, понятий и принципов находятся в экономических отношениях, характерных для той или иной общественной формации. Нет вечной, неизменной, внеисторической морали. Мораль всегда имеет классовый характер.
Основоположники научного коммунизма вскрыли реакционную сущность буржуазной морали, убедительно доказали несостоятельность утверждения о вечности морали и врожденности нравственности личности. Раскрыв классовый конкретно-исторический характер морали, они показали, что в недрах буржуазного общества формируется новая, пролетарская мораль, противостоящая господствующей морали буржуазии. Коммунистическая мораль, выросшая на почве пролетарской морали, впитавшая в себя общечеловеческие моральные нормы, представляет высшую ступень прогресса человечества.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране созданы реальные условия для развития коммунистической морали. Уничтожив буржуазно-помещичье государство, социалистическая революция коренным образом изменила не только материальные условия, но и общественное сознание, поведение людей.
Новые отношения — товарищества, дружбы, взаимопомощи, в которые советские люди вступают в процессе общественного труда, способствуют сочетанию личных и общественных интересов. Провозглашенное и гарантируемое нашей Конституцией равенство всех национальностей создает реальные условия для воспитания молодежи в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.
Раскрывая основные черты коммунистической морали, В. И. Ленин подчеркивал, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение построения коммунизма. «Коммунистическая нравственность,— указывал В. И. Ленин,— эта та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации...». Коммунистическая мораль носит активный, действенный характер. Поэтому задача воспитания коммунистической морали у подрастающего поколения рассматривалась В. И. Лениным в качестве одной из главных задач советской педагогики.
Процесс обучения и воспитания необходимо строить так, чтобы формировать у молодежи на основе освоения коммунистической морали высокие нравственные качества: идейную убежденность, коллективизм, дисциплинированность, чувство долга. Коммунисту свойственна активная жизненная позиция. В. И. Ленин со всей определенностью ставит вопрос о воспитании ее у молодежи. Быть настоящим коммунистом — значит отдавать все силы и энергию делу борьбы за построение нового общества, «...это значит организовывать и объединять все подрастающее поколение, давать пример воспитания и дисциплины в этой борьбе». Формирование нравственного облика коммуниста происходит в активной деятельности, в практическом участии молодежи в созидании нового общественного строя.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о морали, развитое и обогащенное В. И. Лениным, явилось идейной основой советской теории нравственного воспитания, определило цели, задачи, направленность процесса нравственного воспитания подрастающего поколения.
Ленинское учение о морали нашло дальнейшее развитие в решениях Коммунистической партии и Советского правительства, в практической деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, учебно-воспитательных учреждений. В программе КПСС принципы и нормы коммунистической морали зафиксированы в моральном кодексе строителя коммунизма. Моральный кодекс отражает как достигнутый уровень нравственности советского народа, так и программу ее дальнейшего совершенствования, которая выступает в качестве объективного требования общества развитого социализма.
Марксистско-ленинское учение о классово-историческом характере морали позволяет вскрыть антинаучную сущность теорий нравственного воспитания в буржуазной педагогике.
Марксистско-ленинское учение о коммунистической морали рассматривает коллектив, коллективную общественно полезную деятельность в качестве важнейшего фактора формирования личности. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» указывали на то, что «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков...». Классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» и показали, что только в обществе, свободном от эксплуатации, создаются реальные условия для установления между людьми отношений коллективизма и равенства. Подлинный коллектив является социальным объединением, основанным на коммунистических принципах.
Материальной основой утверждения коллективистических отношений между людьми при социализме является общественная собственность на средства производства. Коллективизм составляет коренную черту социалистического образа жизни, характерную особенность социалистических общественных отношений. Социально-типические качества личности, формируемые в социалистическом коллективе, выражаются прежде всего в осознании единства общественных и личных интересов, в готовности поступиться личными интересами ради интересов коллектива, в стремлении к общественным целям и совместным действиям для их достижения, в осознании чувства гражданского долга, личной причастности к построению коммунизма.
Главной ячейкой взаимосвязи и взаимодействия личности с обществом выступает социалистический трудовой коллектив, в котором воспитываются ценные нравственные качества, складываются отношения взаимной ответственности, дружбы и взаимопомощи. Социалистический коллектив требует от человека целеустремленности, общественной активности, мобилизации всех сил для реализации общественно значимых целей. Уважение к мнению коллектива, стремление быть достойным коллектива являются характерными чертами советского человека.
Таким образом, функция воспитания, формирования и развития личности становится одной из важнейших функций социалистического коллектива.
Учение о коллективе как определяющем факторе формирования личности составляет ядро советской теории нравственного воспитания.
В советской педагогике создана стройная научная теория коллектива, вскрыты закономерности его формирования, специфика его на разных возрастных этапах.
Выдающиеся советские педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко, исходя из главной задачи молодого Советского государства — создания нового общественного строя, новых отношений между людьми, настойчиво утверждали необходимость воспитания детей с ранних лет в духе коллективизма.
Н. К Крупская последовательно развивала идею о коллективе как решающем условии коммунистического воспитания, она подчеркивала, что воспитание новых граждан социалистического общества возможно только в условиях коллективной жизни Чтобы растить подлинных коллективистов, умеющих подходить к делу с точки зрения интересов общества, необходима практическая организация деятельности коллектива, развитие в нем самоуправления, выработка здорового общественного мнения
Н. К. Крупская подчеркивала, что первые основы коллективизма должны быть сформированы у детей в дошкольном возрасте, в условиях общественного воспитания. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу». Она призывала с малых лет растить коллективистов, умеющих работать, играть, делить свои радости и горести с другими детьми. Н. К. Крупской были выявлены эффективные педагогические условия воспитания детского коллектива: активное участие детей в совместной деятельности (труде, игре), создание совместных положительных переживаний, эмоций, постоянная опора на собственную активность воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть советского социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом А. С. Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. А. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на личность, разработка принципа параллельного действия как важнейшего принципа формирования личности через коллектив.
А. С. Макаренко рассматривал детский коллектив как постоянно развивающееся явление. Законом движения коллектива является стремление к достижению все более значимых целей. Достижение поставленной цели объединяет коллектив, усиливает ответственность, взаимопомощь, повышает требовательность к каждой личности и всему коллективу в целом, создает мажорный тон в коллективе, уверенность в своих силах. Очень важна при этом система перспективных линий: близких, средних и дальних; они определяют жизнь детского коллектива, его постоянное движение вперед.
А. С. Макаренко подчеркивал, что первичный детский коллектив не может замыкаться в рамках своих узких интересов: он должен быть неразрывно связан с жизнью общего коллектива, с жизнью всей страны. Являясь членом коллектива, ребенок одновременно должен ощущать себя частью всего советского общества, видеть свои перспективы на фоне общественных перспектив, сознательно выполнять требования общественной морали, дисциплины, труда.
Структура детского коллектива сложна. Формальная структура его определяется системой деловых отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко), функционирующей в коллективе. Деловые отношения играют важнейшую роль в сплочении коллектива и в социальном развитии детей. Включаясь в эти отношения, становясь их носителем и субъектом, ребенок приобретает определенный социальный опыт, который потребуется ему в будущем как труженику и гражданину социалистического общества. Неформальная структура коллектива представлена эмоциональными, межличностными отношениями членов коллектива друг к другу, которые определяют эмоциональный, психологический климат данного коллектива, положение членов коллектива в системе личных взаимоотношений.
Воспитательные функции коллектива проявляются в полной мере при достижении сориентированности действия формальной и неформальной структур коллектива на единой нравственной основе, что является следствием целенаправленного педагогического влияния. Нравственное воспитание и развитие личности в коллективе осуществляется успешно при условии постоянного развития самого коллектива, совершенствования коллективных взаимоотношений.
Развитие детского коллектива — педагогически управляемый процесс. Главная задача руководства развитием коллектива состоит в том, чтобы с помощью научно обоснованной системы педагогических воздействий сформировать его в качестве активного субъекта нравственного воспитания членов коллектива. Воспитательные функции коллектива формируются, развиваются и реализуются в процессе содержательной трудовой, познавательной, коммуникативной деятельности его членов.
В коллективе дети практически приобщаются к нравственным взаимоотношениям с окружающими, принятым в нашем обществе, учатся строить свое поведение с учетом интересов других людей, проявлять принципиальность и справедливость.
Детский коллектив — развивающаяся динамическая система, обладающая определенной спецификой на разных возрастных этапах. На ступени дошкольного детства происходит формирование первых элементарных основ коллектива. Своеобразие дошкольного коллектива состоит в том, что в нем отсутствуют органы самоуправления, у него нет выраженных общественно значимых целей, направляющих деятельность коллектива, а результаты совместной деятельности по своему значению, за некоторым исключением (помощь старших дошкольников малышам и т. п.), не выходят за пределы удовлетворения интересов данной возрастной группы. Коллектив дошкольников — это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе общих близких целей, интересов и переживаний, совместной деятельности и коллективного образа жизни в детском саду. Роль главного организатора коллектива дошкольников принадлежит воспитателю. Он постепенно формирует у детей представления о значении коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата, о роли каждого в жизни коллектива. Основой развития детского коллектива становятся общие радостные переживания и интересная совместная деятельность дошкольников. Под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в процессе участия в общей трудовой и игровой деятельности, в коллективных занятиях у старших дошкольников формируются качества «общественности» (А. П. Усова). К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников отчетливо проявляются такие признаки коллектива, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль. В целом коллектив старших дошкольников во многом достигает уровня, соответствующего первому этапу развития коллектива.
Первый этап — это период первоначального сплочения коллектива. Активную роль в организации его жизни играет воспитатель. Он определяет правила поведения и порядок в коллективе на основе предъявления соответствующих требований. Вместе с тем уже на первом этапе воспитатель стремится сформировать у детей активную позицию, обеспечить постепенное накопление опыта коллективной деятельности. Это достигается совместным обсуждением и выбором значимых, интересных для всех детей целей деятельности (близких и средних перспектив), совместным планированием организации общих дел и определением меры личного участия каждого из членов коллектива в этих делах, анализом результатов выполнения намеченных задач и отношения детей к их осуществлению. Роль воспитателя заключается в том, чтобы развернуть непрерывную содержательную деятельность коллектива, создать в коллективе атмосферу заинтересованности и готовности участвовать в общих делах. Внимательное изучение воспитанников позволяет педагогу вовлечь их в дела, наиболее полно отвечающие их склонностям. В результате выполнения интересных общих дел, творческого общения, переживания радости общих достижений у детей формируется стремление активно участвовать в жизни коллектива, желание проявить себя с лучшей стороны, заслужить дружеское расположение, симпатии. Одновременно происходит выделение актива — передовой части коллектива, в которую должны войти члены коллектива, проявляющие инициативу, организаторские способности и пользующиеся авторитетом в коллективе.
На втором этапе коллектив переходит к решению более сложных задач. Изменяются способы организации жизни коллектива: он постепенно переходит к определенному самоуправлению. Требования к коллективу начинают предъявляться от имени актива. Это означает, что руководство деятельностью коллектива опосредуется и возглавляется органами самоуправления и организующая позиция воспитателя становится менее открытой. Благодаря накопленному опыту выполнения ряда коллективных дел на I этапе создается возможность перейти на II этапе к более сложной практической коллективной деятельности, направляемой более отдаленными, общественно значимыми целями.
В нравственном развитии детей наблюдаются новые ценные черты: активно формируются деловые отношения ответственной зависимости и творческого сотрудничества, устанавливаются широкие товарищеские отношения, углубляется осознание нравственных норм общения, которым дети все более сознательно следуют в своем поведении. Важную роль в жизни коллектива начинают играть общественное мнение, моральный климат, традиции. Цели и результаты совместной деятельности приобретают для передовой части коллектива нравственный смысл.
На третьем этапе коллектив в своем развитии поднимается на более высокую ступень — переходит к полному самоуправлению. Цели коллектива, их общественное значение для большинства детей приобретают личностно значимый смысл, определяют поведение и взаимоотношения в коллективе. Весь коллектив предъявляет требования к каждой личности, создается единое мнение в оценке социальных явлений и фактов, утверждаются прогрессивные традиции, опыт коллективной деятельности, готовность к сотрудничеству, развивается критика и самокритика. На данном этапе отчетливо видна забота учащихся о чести коллектива, о развитии всех его членов, стремление к созданию условий для активного проявления способностей каждого. Постепенно в процессе участия в многогранной коллективной деятельности каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие моральные требования и выполнение нравственных норм коллектива становится личной потребностью, а процесс воспитания перерастает в самовоспитание. Педагог помогает учащимся определить программу самовоспитания и самообразования и корректирует ее исполнение.
Таким образом, коллектив, созданный в воспитательных целях, под прямым руководством педагога постепенно, по мере освоения более сложных форм коллективной деятельности и принятия каждым членом коллектива ее общественно значимых целей в качестве мотивов собственного поведения и отношения к действительности, превращается из объекта воспитания в субъект воспитательного воздействия на личность. В процессе развития коллектива позиция воспитанников постепенно приобретает черты активности и гражданственности.
Советская педагогика, основываясь на марксистско-ленинском учении о личности, утверждает в качестве основополагающего принцип деятельностного подхода к нравственному формированию человека. В процессе созидательной деятельности индивид не только преобразует окружающую действительность, но и изменяет собственную природу. Подчеркивая определяющую роль активной, созидательной деятельности в нравственном воспитании молодежи, В. И. Ленин утверждал: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».
А. С. Макаренко предупреждал, что, делая ребенка лишь наблюдателем нравственного поведения других людей, не предоставляя ему возможности самому осуществлять такое поведение, мы воспитываем у него способность пассивно переживать моральные чувства, но не способность к моральному действию. В процессе различных видов деятельности (игры, труда, учения, общения) происходит активное освоение социального опыта, формирование нравственного облика личности. Наибольшие возможности для нравственного развития личности раскрываются в коллективной общественно полезной деятельности.
Деятельность выступает в качестве средства нравственного формирования личности при условии, когда ее содержание и организация имеют нравственно значимый характер и высокую моральную мотивацию, а также когда ее объективная моральная ценность приобретает для ее участников личную значимость. Современные исследования процесса нравственного воспитания и развития (В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко, Л. Н. Новикова, З. И. Васильева, Т. Е. Конникова и др.) служат подтверждением того, что центральным звеном нравственного формирования личности является трансформация внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе, в соответствующие нравственные мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание и способы организации определяют и характер возникающих отношений, моральные нормы, которыми руководствуются ее участники. Участие в нравственно-направленной, общественно полезной деятельности создает ценный нравственный опыт — источник формирования нравственных мотивов и форм поведения, соответствующих моральному облику строителя коммунизма. Действенным фактором оптимизации процесса нравственного воспитания является активная позиция личности в усвоении нравственных принципов и норм. Активная позиция личности обеспечивается участием в общественно-политической деятельности. Именно в значимой общественно полезной деятельности личность становится не только объектом, но и активным субъектом воспитания, сознательным творцом своего дальнейшего нравственного развития.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.