Принципы нравственного воспитания разработаны советской педагогикой на основе цели и задач коммунистического воспитания. Это основные, исходные положения, определяющие содержание, методы и формы организации всей системы нравственного воспитания в школе и детских дошкольных учреждениях. В них выражены основные требования к процессу нравственного воспитания.
Данный принцип является наиболее значимым для процесса нравственного воспитания в социалистическом обществе: он определяет конечную цель нравственного воспитания. Из этого принципа следует,
что любое воспитательное воздействие должно обеспечивать формирование коммунистической направленности личности, качеств, соответствующих моральному кодексу строителя коммунизма. Принцип этот требует от педагога умения видеть перспективу в нравственном формировании личности воспитанников, анализировать достигнутое, стремиться к достижению высокого уровня нравственной воспитанности. Он определяет не только деятельность воспитателя, но и активное включение самих детей в процесс нравственного воспитания коллектива и каждой личности. При этом общие цели становятся целями самих детей, а любое, самое простое и будничное дело рассматривается с точки зрения общественной значимости.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется также на основе данного принципа. В процессе совместных игр, труда, занятий, в общении друг с другом и взрослыми дети овладевают первоначальными моральными нормами и правилами, учатся жить в коллективе сверстников, уважать взрослых. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети знакомятся с доступными им общественными явлениями, узнают о В. И. Ленине и его соратниках, о Советской Армии, знакомятся с трудом взрослых, приобщаются к общенародным праздникам и традициям и т. д. Данный принцип требует такого построения процесса нравственного воспитания, чтобы вся жизнь и деятельность детей ощущалась ими как нужная людям, обществу и приносила личное удовлетворение. Постоянное включение детей в жизнь и труд взрослых — обязательное условие нравственного формирования личности. Самостоятельность детей в любой деятельности, полная ответственность за порученное дело необходимы на всех возрастных этапах. Только опираясь на данный принцип, можно решить главную задачу — приобщение молодого поколения к социальному опыту старших. Применительно к детям дошкольного возраста этот принцип раскрыт Н. К. Крупской, которая подчеркивала необходимость вывести ребенка из узкого замкнутого мира детской.
В дошкольных учреждениях детям раскрывают важнейшие черты советского образа жизни: коммунистическое отношение к труду, коллективизм, гуманизм, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм. Детей не только знакомят с доступными социальными явлениями, но и приобщают к главным социальным ценностям: учат трудиться и уважать тех, кто самоотверженно трудится, приучают к жизни в коллективе, воспитывают любовь к Родине.
Воспитание детей в коллективе вытекает из социалистического образа жизни, своеобразия отношений между людьми в нашем обществе. Принцип коллективизма включен в моральный кодекс строителя коммунизма. Коллективизм стал в нашей стране всеобщей нормой нравственного поведения.
Принцип воспитания личности в коллективе разработан в советской педагогике Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Блестящей реализацией этого принципа является опыт работы колонии имени А. М. Горького и коммуны Ф. Э. Дзержинского, возглавляемых А. С. Макаренко, опыт работы Павлышской средней школы, где директором был В. А. Сухомлинский, и др.
Воспитание в коллективе формирует личность, способную бороться за общее счастье, трудиться на благо общества, а не только стремиться к личному благополучию. Разрабатывая систему воспитания в коллективе, А. С. Макаренко решительно выступал против «парной» педагогики, подчеркивал ее неестественность, утверждал, что полноценное развитие личности и ее нравственное формирование возможно лишь в процессе общения и деятельности в коллективе сверстников. Коллектив является жизненно значимой средой, в которой полностью раскрывается каждая личность.
Данный принцип предполагает активную деятельность каждого члена для своего коллектива и общества в целом. В условиях коллективного образа жизни формируется коллективизм как моральная черта личности.
В нравственном воспитании детей дошкольного возраста принцип воспитания в коллективе применяется специфично. Решающее значение для формирования личности ребенка-дошкольника имеет совместный образ жизни в группе сверстников, который предполагает совместные игры, труд, занятия и совместное проведение бытовых процессов. Опираясь на данный принцип, педагоги постепенно формируют группу детей как первичный детский коллектив, для которого характерны элементы взаимной заботы и помощи, симпатии, товарищества, взаимной ответственности.
Совместный образ жизни формирует первоначальное чувство долга, дисциплинированность, способствует созданию первоначальных отношений организаторов и исполнителей.
В принципе уважения к личности ребенка отражено отношение социалистического общества к человеку. Эффективность процесса нравственного воспитания во многом определяется доброжелательностью между воспитателем и воспитанниками. Данный принцип требует от воспитателя уважения к воспитанникам, признания их права на самостоятельность, на собственное мнение, суждение и оценки. Он предполагает и уважение детей друг к другу.
Принцип требовательности и уважения к воспитаннику был выдвинут А. С. Макаренко. Он призывал педагогов: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». А. С. Макаренко подчеркивал, что требовательность и уважение органически связаны между собой. Они направлены на воспитание всех сторон личности, на формирование гуманного отношения к людям. Уважение к личности воспитанника означает доверие к его силам и возможностям, проявление доброжелательности, чуткости и отзывчивости, заботы о нем, оказание ему вовремя конкретной практической помощи и моральной поддержки. В каждом воспитаннике необходимо находить ценное, положительное, что часто скрывается за отрицательными проявлениями, и опираться на положительные качества. Если воспитатель отыщет в ребенке положительные интересы (познавательные, эстетические и др.) и положительные качества, то создается возможность решения многих задач нравственного воспитания.
Как бы мал ни был воспитанник, педагог обязан относиться с глубоким уважением к его чувствам, потребностям, интересам, возможностям. Уважение к личности маленького ребенка определяется не только перспективой: наши дети — будущие строители и защитники коммунистического общества, но и сегодняшей жизнью: ведь дошкольники тоже граждане нашей страны — только маленькие. Уважение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью, которая предусматривает воспитание у детей умения подчиняться, выполнять установленные правила, ставить интересы коллектива выше собственных и т. д.
Для успешного осуществления процесса воспитания педагог должен узнать своих воспитанников. Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что коммунистическое воспитание детей только тогда может быть поставлено правильно, когда оно будет основываться на знании законов формирования развивающейся детской личности. Она утверждала необходимость ориентации на возраст детей, на их индивидуальные психологические особенности и возможности, на уровень их знаний.
Большое значение учету возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников придавал А. С. Макаренко. Он требовал, чтобы воспитатель хорошо знал каждого своего воспитанника. А это знание воспитанника, по его убеждению, приходит к воспитателю не в процессе безразличного наблюдения, а только в процессе совместной жизни и деятельности. Изучение детей должно быть не самоцелью, а средством рпределения индивидуального подхода к воспитаннику и оказания ему при необходимости практической помощи. А. С. Макаренко считал, что каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике должно немедленно претворяться в практическое действие, практический совет, конкретную практическую помощь воспитаннику.
Данный принцип требует выработки индивидуального подхода педагога к воспитанникам. Осуществляя индивидуальный подход в формировании нравственной направленности личности ребенка, воспитатель и учитель опираются на знание типа высшей нервной деятельности, на особенности характера, на уровень развития самосознания ребенка, учитывают индивидуальный жизненный и нравственный опыт ребенка, его интересы и потребности, возможности и особенности эмоциональной сферы. На основе этого воспитатель, учитель поднимают воспитанников до уровня общих требований нравственного развития всего детского коллектива. По мере возрастания физической и духовной зрелости дети все более становятся не только объектами, но и субъектами воспитания. Возрастает их творческая активность, самостоятельность. Данный принцип требует знания особенностей воспитанника на всех возрастных этапах, в том числе дошкольного детства. Диалектический принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания играет большую роль в советской педагогике и практически реализуется также в системе нравственного воспитания. Этот принцип утверждает целостность и непрерывность процесса формирования нравственной направленности личности и предполагает установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития, во всех видах деятельности (в учении, труде, игре, общении). На основе достигнутого детьми на одном возрастном этапе выдвигаются новые задачи, поднимающие детей на более высокий уровень нравственного развития на последующих возрастных этапах. При таком подходе можно воспитать у детей прочные нравственные убеждения, привычки и навыки нрав ственного поведения. Создается возможность осуществлять нрав ственное воспитание как непрерывный процесс накопления детьми нравственного опыта. Целостный подход к личности предполагает единство действий и требований со стороны воспитательных учреждений и семьи в осуществлении задач нравственного воспитания. Данный принцип подчеркивает единство морального сознания, чувств и поведения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.