Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Дошкольные учреждения в системе народного образования


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Всестороннее развитие личности рассматривается советской педагогической наукой как непрерывный процесс, который начинается от рождения ребенка и продолжается всю жизнь.
В соответствии с этим современная система народного образования включает ряд преемственно связанных звеньев. Первое звено — детские дошкольные учреждения разных типов.
Общественное воспитание детей в нашей стране начинается с дошкольного возраста. Являясь первым звеном в системе народного образования, дошкольные учреждения в тесной связи с семьей обеспечивают детям всестороннее гармоническое развитие и подготовку к успешному обучению в школе. Они решают важную социально-политическую задачу — обеспечивают возможность женщине-матери равное с мужчиной участие в трудовой и общественно-политической жизни государства. Признавая вовлечение женщины в общественное производство прогрессивным явлением, ибо это ставило ее в ряды пролетариата, содействовало развитию ее политического самосознания, Ф. Энгельс требовал воспитания «всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет».
Это требование рассматривалось В. И. Лениным как часть революционной борьбы за права трудящихся женщин, за права детей, за создание резервов рабочего класса и получило отражение в Программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г. После Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание было включено в систему народного образования, что провозглашалось в Декларации о дошкольном воспитании (декабрь 1917 г.), а затем в «Положении об единой трудовой школе...» (сентябрь 1918 г.).
В. И. Ленин постоянно заботился о расширении сети детских садов, называл их ростками коммунизма, призывал укреплять эти ростки, подчеркивал их особую роль в воспитании подрастающего поколения, в освобождении женщины.
Выполняя заветы В. И. Ленина, Коммунистическая партия Советского Союза развернула огромную работу по созданию широкой сети детских учреждений, по разработке новой теории коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, по претворению ее в практику.
Благодаря постоянной заботе КПСС и Советского правительства сеть детских дошкольных учреждений в нашей стране получила широкое развитие и все более приобретает характер всеобщности. В 1913 г. в царской России насчитывалось всего 150 детских садов, охватывающих 4000 детей. В 1925 г. было уже 1369 детских садов, в которых воспитывалось 72 685 детей. К 1981 г. в дошкольных учреждениях страны воспитывалось 14,5 млн. детей. В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС в течение одиннадцатой пятилетки будет построено дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест.
Одновременно с развитием сети детских учреждений в нашей стране развивалась научная теория советского дошкольного воспитания, росли педагогические кадры, повышалось качество воспитания.
Особое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания оказали деятельность Надежды Константиновны Крупской и ее труды по теории педагогики. Еще до Октябрьской социалистической революции в книге «Женщина-работница» (1899) Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь социалистическое общество обеспечит свободу женщине и даст детям не только средства к существованию, но и всестороннее развитие. После победы Октября Н. К. Крупская участвует в съездах по дошкольному воспитанию, уделяет большое внимание разработке программных документов для детских садов, определению содержания и методов коммунистического воспитания дошкольников.
Значительное влияние на разработку теории дошкольного воспитания оказали труды выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Дальнейшую работу по созданию советской теории дошкольного воспитания продолжили советские ученые Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Е. А. Флерина, А. М. Леушина, Н. М. Щелованов и др. В 1943 г. в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук был создан сектор проблем дошкольного воспитания, который возглавила А. П. Усова. В 1960 г. был организован Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, который ныне в составе десяти лабораторий осуществляет разработку наиболее значимых проблем коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемами теории и практики дошкольного воспитания занимаются также кафедры дошкольной педагогики педагогических вузов страны.
В итоге за годы существования Советского государства в нашей стране была создана система общественного дошкольного воспитания, не имеющая себе равных в мире ни по масштабам развития сети, ни по своему материальному обеспечению, ни по уровню воспитательно-образовательной работы.
Педагогический процесс во всех детских садах строится по «Программе воспитания в детском саду», разработанной на основе признания определяющего значения социальных условий жизни и воспитания в духовном и физическом развитии человека, ведущей роли деятельности и руководящей роли взрослых в воспитании и развитии ребенка. В программе определены задачи и содержание всестороннего воспитания в соответствии с возрастными возможностями и перспективами развития ребенка. Эти задачи реализуются в процессе организуемых воспитателем разнообразных видов деятельности (игра, труд, учение и др.), в ходе которых у детей формируются соответствующие знания, умения, навыки, поведение, развиваются умственные и художественные способности, формируются нравственные качества личности. Требования программы усложняются с учетом развития ребенка, перехода его из одной возрастной группы в другую.
Организационные основы работы детских дошкольных учреждений определены «Уставом детского сада» и «Временным положением о дошкольном детском учреждении ясли-сад». В этих документах указаны задачи детского сада, его структура, принципы комплектования групп, типы детских учреждений, длительность их работы и т. д. Утверждается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, права и обязанности других сотрудников детского сада.
Основной тип дошкольного учреждения — ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959).
Данное постановление было направлено на установление единой системы воспитания детей от первого года жизни до перехода в школу, на улучшение организации лечебно-профилактического обслуживания детей, на укрепление связи родителей и детского сада в осуществлении единства воздействия на детей. Воспитание детей поручается одному педагогическому коллективу и одному врачу, который наблюдает за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка.
Функционируют также и раздельные детские учреждения — ясли, где воспитываются дети от 2 мес. жизни до 3 лет, и детские сады для детей от 3 до 7 лет. Существование яслей и детских садов вызывается особенностями местных условий.
Детские сады различаются по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в учреждении. Основным типом является детский сад, работающий 9—12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: первая группа детей раннего возраста от 2—3 мес. до 1 года; вторая группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет; вторая младшая группа — от 3 до 4 лет; средняя — от 4 до 5 лет; старшая — от 5 до 6 лет и подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.
В зависимости от количества детей допускаются детские сады со смешанным по возрасту составом детей и меньшим количеством групп: однокомплектные, двухкомплектные, трехкомп-лектные. В многокомплектных детских садах организуются параллельные возрастные группы.
При заводах и фабриках, работающих в три смены, организуются детские сады или группы с круглосуточным пребыванием детей. В этих случаях дети живут в детском саду в течение рабочей недели, и родители берут их домой на выходные дни. Если дети находятся в детском саду 9 часов, то они получают трехразовое питание, если 12 или 24 часа, то четырехразовое.
За последние годы все шире развертывается сеть детских учреждений в совхозах и колхозах. С учетом конкретных условий открываются однокомплектные и многокомплектные детские, сады, а также сезонные площадки. Длительность работы сезонной площадки устанавливается в разное время года в 9—10—12 часов. Все дошкольные учреждения на селе работают по общей «Программе воспитания в детском саду».
Особый тип учреждений — санаторный детский сад. Такие детские сады созданы с оздоровительной целью. Здесь дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском саду проводится воспитательная работа.
Существуют дошкольные учреждения специального назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В таких детских садах обеспечивается воспитание и обучение детей по специальной программе и методике с целью коррекции и компенсации их развития, а также успешной подготовки к обучению в специальных школах.
Дома ребенка и дошкольные детские дома предназначены для воспитания детей-сирот или детей, воспитание которых в семье по разным причинам затруднено. В домах ребенка находятся дети от рождения до 3 лет, в дошкольных детских домах — от 3 до 7 лет. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство. Персонал домов ребенка и детских домов отвечает за жизнь, здоровье и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, формирует необходимые навыки и умения, обеспечивает подготовку к школе.
Разнообразие типов дошкольных учреждений обеспечивает охват детей разного контингента с учетом всех социально-экономических условий. Руководство воспитательной работой во всех типах детских дошкольных учреждений осуществляют органы народного образования.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +