Принципы системы народного образования — это исходные, ключевые положения, определяющие структуру и направленность функционирования системы народного образования в обществе.
Принципы системы народного образования Советского государства вырабатывались Коммунистической партией Советского Союза в процессе революционной перестройки школы. Эти принципы были заложены в Программе Коммунистической партии, принятой в 1919 г. на VIII съезде партии. В последующих партийных и государственных документах они получили дальнейшее развитие и в настоящее время закреплены в «Основах законодательства Союза ССР и созных республик о народном образовании», в Конституции СССР.
Первый принцип определяет равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения и отражает огромные завоевания советского народа. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, уничтожившей господство буржуазии в получении образования, ликвидирована дискриминация в отношении угнетенных народов, которые не имели доступа к знаниям, а также в отношении женщин, для которых также получение образования было связано со всякими ограничениями.
Следующий принцип — обязательность образования для всех детей и подростков — предусматривает обучение всех без исключения детей в общеобразовательных и профессиональных школах, дающих законченное среднее образование. В нашей стране завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодого поколения, что является выдающимся достижением деятельности КПСС, советского государства, обеспечивших условия для получения всеми полного среднего образования, для раскрытия задатков и формирования способностей у всех советских людей в условиях строительства коммунистического общества.
Принцип обязательности среднего образования гарантирует ся законодательными актами Советского государства. Он обеспечивается также государственными ассигнованиями на строительство и содержание необходимого количества школ и других учебных заведений, на подготовку педагогических кадров.
Третий принцип определяет государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. Это значит, что структура и деятельность учреждений, входящих в систему народного образования, подчинены интересам Советского государства, задачам политического и культурного развития всех членов социалистического общества.
Декретом Совета Народных Комиссаров «О передаче в ведение народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» от 5 июня 1918 г. был установлен государственный контроль над просвещением. С этого времени во всех учреждениях народного образования осуществляется коммунистическая направленность воспитания.
Государственный характер системы народного образования обеспечивает плановость ее развития в соответствии с потребностями экономики нашей страны, развитием науки, техники и культуры. Учет этих данных позволяет в государственном масштабе прогнозировать дальнейшее развитие структуры народного образования, обеспечивать необходимый состав и качество кадров. Плановое развитие народного образования находит свое отражение в изменении распределения молодежи по типам учебных заведений, в возникновении новых типов учебных заведений, в их размещении на территории страны, в подготовке кадров по новым специальностям и т. д. Так, в последнее десятилетие основным типом стала восьмилетняя школа, которая готовит молодежь к получению среднего образования в IX—XI классах общеобразовательной школы, в техникумах, училищах и ПТУ
Прогнозирование движения структуры системы народного образования тесно связано с изменением в содержании образования, с качественным совершенствованием педагогического процесса. Государственный и общественный характер системы народного образования обеспечивает интересы всех трудящихся и поступательное развитие самой системы в соответствии с развитием общества, его запросами.
К перечисленным принципам тесно примыкают следующие два, гарантирующие свободу выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР, а также бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся средних специальных учебных заведений и студентов и оказание им другой материальной помощи.
Эти принципы во всей полноте характеризуют заботу Коммунистической партии и Советского государства о подрастающих поколениях. Из года в год растут расходы на народное образование, и это находит отражение в пятилетних планах развития народного хозяйства СССР.
Принцип единства системы народного образования и преемственности всех типов учебных заведений обеспечивает возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим. Во всех союзных республиках структура системы народного образования одинакова, одинаковы и типы учебных заведений (имеются лишь незначительные расхождения, отражающие национальные особенности обучения в разных республиках). При изменении места жительства дети легко включаются в занятия на новом месте, так как все школы работают по одинаковым учебным планам, программам и календарные сроки прохождения программ одни и те же.
Преемственность означает, что все звенья системы народного образования в нашей стране связаны между собой в единую структуру. Каждая предыдущая ступень готовит ребенка к обучению на последующей ступени. Каждая последующая ступень продолжает предыдущую. Детский сад осуществляет подготовку детей к обучению в школе; в восьмилетней школе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки для продолжения образования в IX—XI классах, а также в различных техникумах, училищах и ПТУ, где учащиеся завершают среднее образование. Работа вузов опирается на знания, умения и навыки, полученные на предыдущей ступени. В системе народного образования отсутствуют школы-тупики, исключающие возможность продолжения обучения и свободного перехода с одной ступени образования на другую. Нет необходимости и в промежуточных звеньях, задача которых — подготовить переход учащегося на более высокую ступень там, где ступени образования не связаны между собой.
Принцип единства обучения и коммунистического воспитания, сотрудничества школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи означает, что знания, полученные в школе, должны стать прочной основой для выработки марксистско-ленинского мировоззрения, формирования советского патриотизма, пролетарского интернационализма. В связи с этим важно систематически улучшать постановку изучения в школе закономерностей общественного развития, закономерностей возникновения социализма и перерастания его в коммунизм, использовать разнообразные пути и средства для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения. Необходимо превращать знания в средство морального совершенствования, соединять знания и общественно полезную деятельность в целях гармонического развития человека.
Вместе с тем этот принцип предусматривает необходимость объединения усилий всех лиц и организаций, ответственных за всестороннее, гармоническое развитие будущих граждан коммунистического общества. Наличие этого принципа — следствие единых целей воспитания подрастающего поколения в обществе развитого социализма, единых интересов семьи, школы и общественных организаций в подготовке молодежи к творческому труду и защите Отечества. Это единство семьи, школы и общественных организаций выражается в общей направленности воспитания, осуществляемого во всех учебно-воспитательных учреждениях, в создании широкой сети детских садов, школ и внешкольных учреждений, помогающих семье в воспитании детей, в контроле общественности за воспитанием детей в семье.
Принцип связи обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства обусловлен основной целью системы народного образования — подготовить подрастающие поколения к жизни, к творческому труду в различных областях общественной и государственной деятельности. Советская школа с первых дней своего существования развивалась как общеобразовательная трудовая политехническая школа, задачей которой было обеспечить молодежи высокий уровень образования и на этой основе подготовить ее к жизни, к труду в разных сферах народного хозяйства. В настоящее время в условиях всеобщего обязательного среднего образования школа обязана решительно улучшить подготовку молодежи к труду в сфере материального производства, усилить профориентацию учащихся для обоснованного выбора профессии с учетом их способностей и потребностей народного хозяйства. Реализация этого принципа требует постоянного совершенствования содержания образования в соответствии с научно-техническим прогрессом, усиления связи обучения с производительным трудом, совершенствования организации и содержания трудового обучения и воспитания.
Следующий принцип определяет научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Этот принцип требует неустанно повышать научный уровень образования, раскрывать в учебных курсах школы и вузов фундаментальные законы развития общества и природы. Научность образования характеризует подготовленность молодежи к самообразованию, сформированность способности накапливать новые знания самостоятельно, способность вырабатывать марксистско-ленинское мировоззрение. Вот почему в нашей стране уделяется постоянное внимание учебным программам, насыщению их современными научными знаниями, приближению обучения к жизни. Принцип научности тесно связан с другим принципом — светским характером образования, исключающим влияние религии. Этот принцип означает полное отделение школы и других учебно-воспитательных учреждений от церкви, осуществленное по декрету Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. В соответствии с декретом во всех учебных заведениях нашей страны преподавание религии не допускается. Отделение школы от церкви позволило осуществлять подлинно научное образование, формировать у подрастающего поколения научное мировоззрение, активную жизненную позицию строителя коммунистического общества. Светскость образования предполагает воинствующее атеистическое воспитание, раскрытие гносеологических и социальных корней религии, ее роли в современном обществе. В числе принципов советской системы народного образования особый принцип характеризует гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания. Отдельно выделен также примыкающий к предыдущему принцип совместного обучения лиц обоего пола. Таким образом, система народного образования в нашей стране построена на подлинно народных, демократических принципах, обеспечивающих всему народу высокий уровень научного образования и подлинно гуманистическую, высоконравственную направленность образования и воспитания. Система народного образования, сложившаяся в нашей стране, сыграла огромную роль в подъеме культуры населения, в подготовке кадров для народного хозяйства нашей страны; она обеспечивает дальнейший научно-технический и культурный прогресс нашего общества. Этими же принципами руководствуются социалистические и демократические государства, создавая системы народного образования в своих странах. Для трудящихся капиталистических стран, борющихся за право на образование, система народного образования в СССР служит революционизирующим и вдохновляющим примером.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.