Под системой народного образования в советской педагогике понимается совокупность учебно-воспитательных учреждений страны — дошкольных, школьных, внешкольных и культурно-просветительных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, осуществляющих воспитание, обучение и образование подрастающих поколений, подготовку их к жизни и труду, а также повышение квалификации и культурно-политическое воспитание взрослых.
В классовом обществе система народного образования имеет классовый характер. Это значит, что школа всегда служила и служит интересам господствующего класса, отражает и активно проводит его идеологию и политику. Классовый характер системы народного образования в эксплуататорском обществе проявляется как в направленности воспитания и контроле над ним, так и в наличии разных типов школ для разных слоев населения. В буржуазном государстве фактически существуют две системы народного образования: для господствующих классов и для трудящихся. Они имеют разные цели: одна — выковать кадры для управления государством, другая — подготовить покорных работников.
Захватив все материальные и духовные богатства, господствующие классы всегда стремились ограничить получение образования широкими народными массами, так как народ, овладев знаниями, становится революционной силой.
С появлением на исторической арене рабочего класса борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми обострилась. Отстаивая свои экономические и политические права, рабочий класс одновременно выдвигал требование широкого доступа народа к знаниям.
Борьба за образование — часть общей революционной борьбы пролетариата. На это указывал в свое время К. Маркс: «С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования...».
Именно потому, что для создания нового общества нужна принципиально иная система народного образования, В. И. Ленин считал одной из первоочередных задач Советского государства создание такой системы. «Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что теперь от них самих зависит сделать просвещение действительно доступным всем... они видят, насколько просвещение необходимо для победоносного окончания той борьбы, которую они ведут».
В соответствии с разработанной В. И. Лениным программой строительства нового общества школа из орудия классового господства буржуазии должна была после победы Великой Октябрьской социалистической революции превратиться в орудие полного уничтожения деления общества на антагонистические классы, в орудие коммунистического преобразования общества.
Старая сословная школа была ликвидирована, а вместо нее была создана единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. Задача школы в социалистическом государстве состояла в том, чтобы сделать культуру достоянием народа, связать образование народных масс с задачами построения нового общества и тем самым обеспечить безграничные возможности для всестороннего развития человека, поднятия культуры, науки и производства.
Частью борьбы за новую систему народного образования В. И. Ленин считал борьбу за общественное дошкольное воспитание, призванное обеспечить женщине возможность принимать участие в производственной, политической, культурной жизни общества, а детям — всестороннее развитие.
Советская система народного образования построена на основе ленинских идей в области культурного строительства. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» закреплены гуманные цели советской системы народного образования: «Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека».
Достижения Советского государства в области народного образования за 60 лет отражены и закреплены в Конституции СССР. В Основном Законе нашего государства провозглашается: «В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности».
Право каждого советского человека на образование обеспечивается в законодательном порядке бесплатностью всех видов образования, бесплатной выдачей школьных учебников, предоставлением стипендий и другими льготами, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования и развитием профессионального образования (в дневной, вечерней и заочной форме), обеспечивающих право на выбор профессии и работу в соответствии с профессиональной подготовкой.
Советская Конституция законодательно гарантирует реализацию права всех советских граждан на подлинно научное образование благодаря отделению школы от церкви. Конституция утверждает единство целей системы народного образования и семьи в воспитании молодежи, подчеркивая, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.
Таким образом, в Советском государстве впервые создана единая для всех трудящихся система народного образования с единой целью — приобщить широкие народные массы к достижениям науки и культуры, подготовить их к участию в производительном труде и в общественно-политической жизни.
Система народного образования имеет исторический характер. Она развивается, совершенствуется по мере развития общества, производства и науки. Развитие системы народного образования в СССР проявляется в организации новых типов школ в связи с потребностями общества, производства, в увеличении длительности образования, в возникновении новых звеньев и т. д.
Советское государство начало создание системы народного образования одновременно с ликвидацией тяжелого наследия капитализма — неграмотности населения. Уже в 30-е годы было введено всеобщее начальное образование и намечен постепенный переход к обязательному семилетнему обучению. И несмотря на огромные бедствия и тяжелые испытания, которые обрушились на нашу страну во время Великой Отечественной войны, в 40—50-е годы был осуществлен переход к обязательному восьмилетнему, а в конце 60-х — начале 70-х годов ко всеобщему обязательному среднему образованию.
Это практическое торжество идей марксизма-ленинизма в области образования и воспитания подрастающего поколения. Это выдающееся достижение социалистического общественного строя.
Огромное значение для развития системы народного образования имели решения XXV и XXVI съездов Коммунистической партии Советского Союза, на которых были приняты развернутые программы совершенствования содержания и методов обучения, улучшения подготовки кадров на основе комплексного подхода, эффективного сочетания идейного, нравственного и трудового воспитания.
Для претворения в жизнь решений XXV съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений по важнейшим вопросам развития всей системы народного образования: «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (1977), «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979).
Новые перспективы дальнейшего совершенствования всех звеньев системы просвещения в нашей стране определены в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». В них предусматривается: «Обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих. Повышать эффективность работы всех звеньев и форм образования и подготовки кадров... Развивать и улучшать вечернее и заочное обучение.
Совершенствовать формы и методы трудового, нравственного и эстетического воспитания в школе. Усилить работу по профессиональной ориентации юношества. Создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ.
Предусмотреть дальнейшее развитие сети профессионально-технических учебных заведений как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами рабочих. Довести выпуск квалифицированных рабочих из этих учебных заведений за 1981 — 1985 годы до 13 млн. человек; увеличить выпуск квалифицированных рабочих со средним образованием в 1,6 раза.
Совершенствовать подготовку и повышение квалификации кадров на производстве.
Подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Осуществить меры по повышению качества подготовки специалистов и улучшению их использования в народном хозяйстве».
В условиях социализма существует тесная связь между развитием народного хозяйства и системы народного образования. Она проявляется в том, что расширение сети школ, создание новых типов учебных заведений и т. д. зависит от потребностей и темпов развития хозяйства страны. Школа и другие учреждения системы народного образования получают все большие ассигнования из бюджета страны, им оказывается все возрастающая помощь в укреплении материально-технической базы.
Вторая сторона связи народного хозяйства и народного образования состоит в том, что непрерывный подъем производства опирается на развитие просвещения народа. Высокая производительность труда закладывается в школе высоким уровнем общего среднего образования, который служит основой профессиональной подготовки. Современное производство требует постоянного повышения и расширения знаний подрастающего поколения. Развитие системы народного образования предусматривает рост образованности трудящихся, понимание ими очередных задач народного хозяйства, рост политической активности.
В современном буржуазном обществе развитие системы народного образования определяется требованиями научно-технической
революции, борьбой угнетенных классов за право на образование. Кроме того, сам факт существования социалистической системы вынуждает господствующие классы производить некоторые реформы, идти на предоставление образовательного минимума всем детям, на некоторое расширение образования для трудящихся. Но реформы эти ограничиваются интересами господствующего класса, и образование дается трудящимся «лишь в той мере, в какой это отвечает ее (буржуазии.— Ред.) интересам». Поэтому в буржуазных государствах существует противоречие между развитием производства и системы образования. Это противоречие проявляется в том, что низкий уровень жизни трудящихся лишает миллионы детей возможности получить даже начальное образование. В США более 2 млн. детей не ходят в школу, в странах Латинской Америки — 3,3 млн. Около 70—80% школьников из семей трудящихся обучаются в тупиковых школах, окончание которых не открывает дорогу к полноценному среднему и высшему образованию. Вот почему даже развитые капиталистические страны постоянно испытывают дефицит в кадрах средней и высшей квалификации.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.