Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные стороны (задачи) коммунистического воспитания


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Рассматривая воспитание как многосторонний системный процесс, К. Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
К. Маркс определил относительную самостоятельность каждой стороны воспитания и такое их единство, при котором каждая сторона взаимно дополняет другую.
Положения К. Маркса об основных сторонах воспитания были развиты и дополнены В. И. Лениным применительно к эпохе строительства социализма. С наибольшей полнотой они раскрыты в речи на III Всероссийском съезде комсомола. Подчеркивая, что цель коммунистического воспитания — формирование коммунистического мировоззрения, В. И. Ленин связывал ее достижение с освоением всех духовных богатств, накопленных человечеством, и с непосредственным участием молодежи в строительстве коммунистического общества.
Наряду с обогащением знаниями В. И. Ленин считал очень важным для всестороннего развития молодежи овладение многовековой человеческой культурой, т. е. широкое эстетическое воспитание.
Особое значение В. И. Ленин придавал воспитанию коммунистической морали, и этой задаче он считал необходимым подчинить все дело воспитания и образования.
Задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения, сформулированные В. И. Лениным, нашли отражение в программных документах КПСС и Советского государства и получили дальнейшее развитие применительно к новому этапу построения коммунистического общества — зрелому социализму. На XXV съезде КПСС была выдвинута задача комплексного подхода к воспитанию, т. е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. На XXVI съезде на первое место была выдвинута задача трудового и нравственного воспитания, а также большое внимание уделялось улучшению физического воспитания.
Марксистско-ленинское учение о сторонах коммунистического воспитания является методологической основой разработки содержания, методов и форм организации физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания в их единстве на всех возрастных этапах развития и воспитания человека. Конкретизация задач коммунистического воспитания с учетом возрастных особенностей определена в программных документах детского сада и школы.
Физическое воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование здорового, полноценного организма человека, всех его функций, физических сил и физических качеств, обеспечивающих готовность к физическому и умственному труду, к защите социалистической Родины.
Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности. Оно играет решающую роль в развитии таких качеств, как физическое совершенство, здоровье, сила, гибкость, ловкость движений, а также определяет объем и степень прочности гигиенических навыков и привычек, интереса к физической культуре и спорту. Одна из основных задач физического воспитания состоит в привитии убеждений в необходимости здорового образа жизни, потребности в физической закалке, в регулярных занятиях физкультурой.
Советская педагогика утверждает, что умственное воспитание детей надо начинать с самого раннего детства. Н. К. Крупская подчеркивала необходимость определения специфического содержания знаний для дошкольников, отличающегося от школьного. Она призывала учитывать возможности дошкольника при определении методов и средств умственного воспитания.
В дальнейшем развитии теории и практики умственного воспитания детей принимали активное участие Е. А. Аркин, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и многие другие.
Целью умственного воспитания на этом возрастном этапе является своевременное полноценное умственное развитие. Оно направлено на формирование у детей раннего и дошкольного возраста доступных знаний о явлениях природы, общественной жизни, о труде и взаимоотношениях людей, на развитие познавательных процессов и умственной деятельности в целом, на формирование первоначальных познавательных интересов.
Умственное воспитание детей продолжает школа. В процессе обучения учащиеся овладевают основами наук, у них складывается система знаний о природе, обществе и человеке. На этой основе формируется материалистическое мировоззрение, осуществляется дальнейшее развитие умственных сил и способностей, воспитывается культура умственного труда.
Содержание умственного воспитания постоянно совершенствуется с учетом развития науки, производства и потребностей общества, что обеспечивает готовность подрастающего поколения к участию в производительной и духовной жизни общества. Нравственное воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.
Нравственное воспитание — это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств.
В. И. Ленин указал, что нравственное воспитание в период построения социализма призвано преодолеть отрицательное наследие буржуазной морали в сознании людей и сформировать преданность идеям коммунизма, готовность и умение бороться за победу дела революции. Он утверждал, что все дело нравственного воспитания молодежи должно быть подчинено воспитанию коммунистической морали.
В условиях зрелого социализма возрастает роль нравственного воспитания всех возрастных групп, особенно подрастающего поколения.
В Программе КПСС четко определены основные задачи нравственного воспитания, важнейшие для социалистического общества моральные ценности: преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине и странам социализма, труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, коллективизм, товарищеская взаимопомощь, интернационализм. В решениях XXV и XXVI съездов КПСС было подчеркнуто значение воспитания активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу и труду, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Система нравственного воспитания постоянно совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями социалистического общества.
Процесс нравственного воспитания в школе и детском саду осуществляется с учетом возрастного развития детей. Это определяет дифференциацию задач, содержания, методов и форм нравственного воспитания в разных звеньях системы народного образования. Основная цель нравственного воспитания детей в детском саду и семье — своевременное и полноценное нравственное развитие личности ребенка, формирование положительных, гуманных чувств и отношений к окружающей жизни. Именно в раннем и дошкольном возрасте развиваются предпосылки, которые необходимы для становления положительного эмоционального отношения к людям, событиям, окружающей жизни, преобладания радостного мировосприятия.
В этом возрасте возникает возможность формирования нравственных представлений, воспитания нравственных чувств и овладения нормами нравственного поведения.
Содержание процесса нравственного воспитания в детском саду и в школе раскрыто в соответствующих документах.
Трудовое воспитание является одной из сто- рон коммунистического воспитания. Оно направлено на формирование коммунистического отношения к труду, жизненно необходимой потребности трудиться, на усвоение трудовых знаний, умений и навыков в основных видах труда.
Система трудового воспитания во всех звеньях народного образования строится в связи с жизнью, с задачами коммунистического строительства. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули положение о трудовом воспитании как обязательной и важной стороне всестороннего воспитания подрастающего поколения. Ф. Энгельс писал, что в социалистическом обществе труд, соединенный с воспитанием, обеспечит подрастающим поколениям разностороннее техническое образование и возможность включаться в производительный труд.
Развивая теорию трудового воспитания в новых социальных условиях, В. И. Ленин в работах «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», в речи на III съезде РКСМ раскрыл цель трудового воспитания как воспитания коммунистического. Цель, задачи, содержание трудового воспитания подрастающего поколения разрабатывались Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Они считали важнейшим средством трудового воспитания общественно полезную работу учащихся.
Советская школа развивается как трудовая политехническая. Это значит, что трудовое воспитание и обучение строится на широкой базе общеобразовательной подготовки учащихся, готовит молодежь к осознанному выбору профессии в сфере материального производства, обслуживания или культуры. В современных условиях роль трудового воспитания и обучения молодежи еще более возрастает. Это требование еще раз подчеркнуто в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.). В постановлении предусматривается, что выпускники средней школы должны овладеть глубокими знаниями основ наук, трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией.
Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. С одной стороны, это вызвано социальными требованиями к формированию трудовой направленности ребенка. С другой стороны, именно в раннем и дошкольном возрасте ребенок активно стремится овладеть элементарными трудовыми действиями. На основании психологических предпосылок развития детей и с учетом общих задач трудового воспитания в настоящее время принята программа трудового воспитания в детском саду. В ней система трудового воспитания дифференцирована в соответствии с возрастными различиями в развитии дошкольников.
Трудовое воспитание продолжается в школе. В начальных классах (I—III) дети знакомятся с производственной деятельностью взрослых, приобщаются к некоторым видам ручного, сельскохозяйственного, общественно полезного труда, учатся быть, самостоятельными в быту, бережно относиться к вещам, помогать взрослым.
В IV—VIII классах ученики получают начальные знания по электротехнике, техническому черчению, машиноведению. Они выполняют технологические операции по обработке дерева, металла, пластмассы, пользуясь орудиями ручного труда и станками, и т. д.
В IX—X классах школы трудовое обучение и воспитание усложняется. Учащиеся знакомятся с различными видами профессионального труда, овладевают трудовыми умениями.
На этом этапе трудового обучения и воспитания учащиеся включаются в трудовую деятельность взрослых в сфере обслуживания, в промышленности, в сельском хозяйстве, постигают высокое общественное значение труда.
Трудовое воспитание не является изолированным, обособленным от целостного процесса коммунистического воспитания. Оно связано воедино с другими сторонами воспитания, и прежде всего с идейно-политическим и нравственным воспитанием.
Комплексный подход в деле трудового воспитания обеспечивает его большую эффективность.
Эстетическое воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование эстетического отношения к жизни, восприятие и понимание прекрасного в искусстве, в природе и обществе, художественного вкуса, потребности в познании произведений искусства и способности к художественному творчеству.
Духовное богатство, моральная чистота неразрывно связаны с восприятием и переживанием прекрасного, способностью испытывать его возвышающее влияние. Умение действовать по законам красоты, отличать прекрасное от безобразного, откликаться на трагическое и комическое свидетельствует о богатстве чувств и отношений человека к жизни и людям. Формирование этих качеств личности и является задачей эстетического воспитания.
Формирование нового человека коммунистического общества нельзя осуществить без эстетического воспитания. Поэтому в Программе КПСС записано: «Партия будет неустанно заботиться... о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков. Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
В условиях развитого социализма благодаря росту материального благосостояния народа и расцвету социалистического искусства возрастают возможности эстетического воспитания.
Процесс эстетического воспитания осуществляется во всех звеньях системы народного образования. При этом его задачи, содержание, методы конкретизируются в соответствии с психологическими особенностями людей разного возраста. Большое место занимает эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях. Высокая эмоциональная восприимчивость, непосредственность восприятия детей раннего и дошкольного возраста определяют большие возможности приобщения их к искусству. В детских садах программа эстетического воспитания охватывает ознакомление с доступными произведениями детской ли тературы, изобразительным искусством, музыкой и народным творчеством, а также занятия музыкой, пением, танцами, рисованием, лепкой, аппликацией. Система эстетического воспитания в дошкольных учреждениях включает и проведение праздников, концертов, вечеров досуга, где детская художественная самодеятельность занимает основное место. Единая система эстетического воспитания обеспечивает высокий уровень эстетического развития.
Программа эстетического воспитания в школе предусматривает для учащихся начальных классов обязательные уроки рисования, пения, а также внеклассные занятия ритмикой, танцами. Для учащихся старших классов наряду с уроками предусмотрены факультативные занятия по основам искусства. Проводится также широкое ознакомление учащихся с лучшими произведениями искусства социалистического реализма, организу ются художественные выставки творчества детей. Эстетическое воспитание осуществляется в ходе обучения основам наук, в процессе подготовки и проведения пионерских сборов, комсомольских собраний, школьных спектаклей, вечеров отдыха и т д.
Эффективное осуществление всестороннего воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода. Комплексный подход к воспитанию всесторонне развитой личности означает целенаправленное, систематическое и последовательное воздействие на все стороны личности, обеспечивающее гармоничное сочетание в человеке коммунистической сознательности, духовного богатства, высоких нравственных чувств, возвышенных эстетических идеалов и потребностей, трудовой и общественной активности и физического совершенства. Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы, средство оптимизации процесса воспитания.
Следовательно, процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы педагогическое воздействие осуществлялось одновременно на все стороны личности и при этом использовалась вся совокупность средств воздействия и все факторы, влияющие на ребенка.
Воспитательный процесс в детском саду и школе, сложный и многогранный по своей структуре, имеет множество внутренних связей между отдельными сторонами, которые делают его единым и целостным. Практическое воплощение каждой стороны воспитания в системе связей, объединяющих ее с остальными сторонами всестороннего воздействия, является главным условием всестороннего развития личности.
Комплексный подход отражается в планировании и организации жизни, деятельности и общения детей в коллективе, где происходит действительное становление личности. Комплексный подход проявляется не только при определении перспективных путей воспитательной работы, но и в каждом конкретном воспитательном деле, так как оно, будучи частью целого, несет на себе черты этого целого.
В связи с этим комплексный подход предполагает достижение тесного единства дошкольных учреждений, школы, семьи, общественности и как итог этого более высокие результаты воспитания.

Вопросы и задания

1. Докажите объективный характер цели воспитания.
2. Раскройте зависимость цели воспитания от общественного развития.
3. Сформулируйте и раскройте содержание цели коммунистического воспитания.
4. Раскройте основные стороны коммунистического воспитания и дайте обоснование их значения на современном этапе.
5. Раскройте своеобразие сторон коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
6. В чем заключается комплексный подход к воспитанию?

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +