Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие речи


Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР»
Москва-Братислава, 1989 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Через несколько дней после записи в школу дети в детском саду мастерят книгу — несколько листов бумаги складывают пополам и разрисовывают цветными изображениями. Нарисована принцесса, принц, цветы, солнышко, пчелка, королевские короны, украшения на черевичках.
По картинкам дети читают всю книгу: о принцессе, которую похитил Король Ветров, о том, как ее освободил принц и как ему помогали разные звери.
Способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности является необходимой предпосылкой не только взаимопонимания между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования.
Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми.
В период дошкольного детства у ребенка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию, совершенствовать грамматический строй речи и развивать представления о грамматическом строе языка, формировать связную речь.
Родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи малыша. Они это делают скорее мимоходом, чем преднамеренно и систематично.
В домашних занятиях преобладают вербальные действия и словесные методы, однако и они направлены скорее на пассивное слушание речи взрослого (чтение сказок, рассказывание, объяснение, описание предметов и явлений, ответы на вопросы детей и др.), чем на предоставление ребенку возможности проявить собственную речевую активность. Многие виды деятельности, в которых присутствует речь, не обеспечивают должных условий для свободных высказываний (например, логические словесные игры, счет, пение песен, чтение стихотворений).
Взрослые понимают, что речь является важным компонентом подготовки к школе, однако не знают, какими средствами можно ее развивать.
Решающими условиями и предпосылками развития речи ребенка являются:
стимулирующая среда. Ребенок может говорить лишь в том случае, когда есть объект для высказывания; речь является показателем того, в какой среде живет ребенок — в богатой стимулами, разнообразной и интересной или однообразной, где мало новых явлений, ситуаций, отношений, лиц, побуждающих ребенка к разговору;
возможность активного речевого проявления.
Дошкольник должен не только слушать речь, но и прежде всего говорить сам: при повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей и т. п. упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха ребенок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие;
образец речи взрослого.
Ребенок учится говорить, подражая речи взрослых, он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей: чисто, четко, громко либо небрежно; у него может быть богатый запас слов, а может оказаться, что его речь будет проста и бедна; он будет говорить литературно либо на диалекте или жаргоне и т. п.;
использование правильных методов.
Речь детей развивается прежде всего тогда, когда взрослый широко использует разнообразные методы и способы ее стимулирования, которые охватывают все стороны речи и соответствуют возрасту ребенка.
Дошкольника надо вести к тому, чтобы он подражал словам, экспериментировал с ними, сравнивал по значению, упражнялся в произнесении звуков и слогов, самостоятельно рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки и т. д.;
общее воздействие всех факторов, влияющих на ребенка.
На развитие речи оказывает отрицательное влияние несогласованность требований взрослых. Очевидно, что развитие речи ребенка в решающей мере обусловлено функционированием его голосового аппарата и уровнем умственного развития. Дефекты в этих сферах в первую очередь проявляются в речи.
Рассмотрим задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
1. Обогащение словарного запаса. Словарный запас — это совокупность слов, которые ребенок знает и использует для обозначения предметов, явлений, состояний, деятельности и т. п. Его объем зависит от количества знаний ребенка и отражает их: чем лучше малыш знает окружающую действительность, тем богаче и шире его словарный запас.
Активное использование слов, в свою очередь, позволяет дошкольнику приобрести более широкие представления о природе и обществе, удовлетворить естественное любопытство и стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
Словарный запас пяти-шестилетнего ребенка должен составлять примерно 3000—3500 слов, представляющих различные части речи.
Старшие дошкольники должны уметь правильно называть не только предметы, но и явления, действия.
Для этого с ними проводят наблюдения за всем, что происходит в природе и обществе: за сезонными изменениями природы, трудом и отдыхом людей, работой техники и транспорта и т. д.
При этом внимание ребенка обращается не только на внешние стороны предмета и явления, но и на их существенные скрытые признаки, функциональные свойства, взаимосвязи. Детей следует побуждать высказывать свои предположения, мнение, давать оценку наблюдаемой ситуации.
Для этого возраста характерны вопросы типа «почему?», «зачем?», «как?», в которых проявляется детский интерес к причинам явлений, их связям, отношениям и условиям.
То, что ребенок о многом спрашивает, это естественно — он должен спрашивать, почему за летящим самолетом тянется след, почему вспыхивают молнии, почему электричество «трясет», почему глаза влажные, зачем в суп кладут перец, как работает сердце и др.
Очень действенны такие способы развития речи, в которых присутствует остроумие, живость, которые позволяют детям решать какие-то проблемы, самим находить оригинальные словесные обороты. В этих словесных играх ребенку не надоедает многократно повторять слова, искать подходящие выражения.
Дошкольники любят известные и сами придумывают новые загадки, в которых описывают предметы, лица, действия или видоизменяют известные ситуации, ищут новые: «Летит, гудит, свистит и дверью хлопает». (Ветер.); «Заплатка на заплатке, а шва не видно». (Луковица.); «Что днем полно, а ночью пусто?» (Ботинки.); «Без ветра шелестит, без холода дрожит». (Осина.); «Когда раздвоимся, Ни с чем не справимся, а соединимся — все раздвоим» (Ножницы.) и др.
Дети ищут смысл фразеологизмов (Остался у разбитого корыта; попал под горячую руку; подрезали крылья; сел в галошу; можно язык проглотить; ему только птичьего молока не хватает), играют в игры со словами, например ищут слова, которые одинаково звучат, но имеют различное значение (омонимы), которые по-разному звучат, но обозначают одно и то же (синонимы) и т. п.
Они любят состязаться в том, кто припомнит больше слов с противоположными значениями (антонимы): день — ночь, хороший — плохой, черный — белый, высокий — низкий, острый — тупой, левый — правый, холодный — горячий и др.
Далее ребята придумывают детские выражения (бяка, вава и т. д.), уменьшительные формы слов, новые названия предметов (ножницы — резалки) и др. В веселой игре «Сплетницы» они друг другу противоречат, ищут отговорки, учатся спорить и обосновывать свое мнение.
Повседневная работа дома и в детском саду дает взрослым возможность систематически общаться с ребенком и задавать ему вопросы типа: «Какая на тебе одежда?», «Что бы ты купил в магазине?», «Что купить в подарок?», «Что приготовить гостям к столу?»
Незаменимую помощь в обогащении словарного запаса оказывает художественная литература. Много новых слов, речевых оборотов, словосочетаний дети узнают именно из сказок, историй о героях — детях и взрослых.
Они делают для себя открытие, что одну и ту же вещь можно назвать несколькими словами, их привлекает то, что можно не только слушать, но и самим «читать» знакомую сказку по картинкам, т. е. описывать изображенные лица, предметы, действия.
2. Формирование звуковой культуры речи. Перед поступлением в школу дети должны уметь четко произносить все звуки, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове и предложении. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.
Однако в практике встречаются дети со следующими недостатками речи: пропуск слогов, неправильное произнесение некоторых звуков (как правило, свистящих, шипящих согласных и р).
Ошибки в звукопроизношении могут проявиться в школе при обучении письму, поскольку ребенок переводит звуковой строй речи в письменную форму. Дети с неправильным произношением, как правило, осознают свой недостаток и поэтому в школе становятся робкими, неуверенными.
Неясная и маловыразительная речь затрудняет общение ребенка со взрослыми и одноклассниками.
Фонематические нарушения в звукопроизношении должны устраняться в дошкольном возрасте во время индивидуальных занятий с ребенком, а в более сложных случаях — под специальным руководством логопеда, фониатра или психолога. Образцы речи взрослого и сверстника оказывают решающее влияние на четкость, красоту и выразительность речи.
Упражнять в правильном звукопроизношении можно с помощью словесных игр, которые дети любят и которые не требуют много времени: например, разложение слов на слоги, складывание слов из слогов, выделение первого и последнего звука в слове и др.
Дошкольники любят слушать и имитировать звуки, издаваемые предметами, животными, музыкальными инструментами, различать высоту, силу и длительность звучания. Им нравится подражать словам, выражениям, словесным оборотам; они повторяют считалочки, чистоговорки.
Упражняя ребенка в произношении, взрослый должен проявлять большое терпение и положительно оценивать каждый успех ребенка — это будет стимулировать многократное повторение определенных слов, звуков, слогов — особенно тех, что вызывают у него затруднения. Упражнение в произношении не должно стать для ребенка трудоемкой зубрежкой, при которой взрослый лишь указывает ему на недостатки.
В течение пребывания ребенка в детском саду можно в коротких упражнениях для развития речи играть в «ошибочные слова», где изменение гласной или согласной открывает новое значение слова, или устраивать соревнования в придумывании слов, начинающихся с определенного звука, или слов, оканчивающихся на один и тот же звук.
Дети экспериментируют со словами, подражают звукам, отгадывают звуковые загадки типа «Кто (что) издает звук ззз (муха), шш-шш-шш (поезд)?», «Как чирикает воробей?», «Какие звуки издает змея?» и т. п.
Они разбивают на слоги короткие и более длинные слова, составляют целое слово из стольких квадратиков или треугольников, сколько слогов они произнесли, выдумывают и произносят чистоговорки, детские стихи, скороговорки, считалки.
3. Формирование грамматического строя речи. Ребенок постепенно осваивает литературный язык, и у него складывается элементарное представление об определенных грамматических правилах речи.
Шестилетние дети уже должны в целом грамотно говорить, на интуитивном уровне правильно подбирать слова, согласовывать их в предложении, употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
В речи детей дошкольного возраста еще появляются некоторые языковые грамматические ошибки, прежде всего при употреблении правильных форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и предлогов. Взрослый должен устранять их, естественно и непосредственно поправляя ребенка, повторять для него правильное выражение.
С ребенком надо играть в словесные игры — говорить исковерканные предложения, в которых преднамеренно делать грамматические ошибки, менять порядок слов, заменять литературные слова выражениями диалекта. Можно вместе «читать» по картинкам, сравнивать слова, литературную и диалектную формы предложений. В процессе чтения ребята получают образец литературного произношения.
4. Формирование связной речи. Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребенка, осуществляемого в семье и в детском саду.
Надлежащий уровень связной речи к шести годам достигается тогда, когда ребенок может полноценно общаться, т. е. связно выражать свои мысли, представления, впечатления, эмоции и волевые устремления. При поступлении в школу он должен понимать вопросы, просьбы, указания, уметь слушать живую речь и понимать ее содержание, связно, самостоятельно и находчиво выражаться.
При формировании связной речи в детском саду используется широкий диапазон методов: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, загадки, рассказы о впечатлениях и приключениях из собственного опыта, придумывание историй и сказок, беседы, драматизации, составление и написание писем, поздравлений и т. п.
Взрослый придумывает с детьми события, которые произошли с реальными предметами, учит их необычно заканчивать начатый рассказ, дополнять сказку новыми событиями, самостоятельно придумывать сюжет по картине.
Дети играют в игры, в которых надо самостоятельно и точно передать поручение («Телефон», «Передай извещение», «Почтальон» и др.), в процессе сочинения письма они знакомятся с его структурой, учатся точно формулировать мысль, выражаться ясно, придерживаться выбранной темы, говорить о том, что получателя письма интересует.
При драматизации сказки и пересказе текста ребята самостоятельно подбирают наиболее подходящие по смыслу слова, точно передают содержание.
При развитии речи дошкольников воспитатель использует не только естественные предметы и явления, но и специальные пособия.
Детские сады оснащены различными плоскими куклами и бибабо, представляющими персонажей сказок, а также наборами картинок («Что чему принадлежит?», «Из чего что производится?», «Мир вокруг нас», «Большое и маленькое», «Скажи, что делают», «Перепутанные картинки», «Год в природе», «Больше — меньше», «Чем ты целый день занимаешься?», «Часы с картинками»), грампластинками, магнитофонными записями, атрибутами для кукольного театра, книгами. Многие из них можно использовать и во время занятий с детьми дома, они доступны для родителей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +