Через несколько дней после записи в школу дети в детском саду мастерят книгу — несколько листов бумаги складывают пополам и разрисовывают цветными изображениями. Нарисована принцесса, принц, цветы, солнышко, пчелка, королевские короны, украшения на черевичках. По картинкам дети читают всю книгу: о принцессе, которую похитил Король Ветров, о том, как ее освободил принц и как ему помогали разные звери.
Способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности является необходимой предпосылкой не только взаимопонимания между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми. В период дошкольного детства у ребенка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию, совершенствовать грамматический строй речи и развивать представления о грамматическом строе языка, формировать связную речь.
Родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи малыша. Они это делают скорее мимоходом, чем преднамеренно и систематично. В домашних занятиях преобладают вербальные действия и словесные методы, однако и они направлены скорее на пассивное слушание речи взрослого (чтение сказок, рассказывание, объяснение, описание предметов и явлений, ответы на вопросы детей и др.), чем на предоставление ребенку возможности проявить собственную речевую активность. Многие виды деятельности, в которых присутствует речь, не обеспечивают должных условий для свободных высказываний (например, логические словесные игры, счет, пение песен, чтение стихотворений).
Взрослые понимают, что речь является важным компонентом подготовки к школе, однако не знают, какими средствами можно ее развивать.
Решающими условиями и предпосылками развития речи ребенка являются:
стимулирующая среда. Ребенок может говорить лишь в том случае, когда есть объект для высказывания; речь является показателем того, в какой среде живет ребенок — в богатой стимулами, разнообразной и интересной или однообразной, где мало новых явлений, ситуаций, отношений, лиц, побуждающих ребенка к разговору;
возможность активного речевого проявления. Дошкольник должен не только слушать речь, но и прежде всего говорить сам: при повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей и т. п. упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха ребенок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие;
образец речи взрослого. Ребенок учится говорить, подражая речи взрослых, он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей: чисто, четко, громко либо небрежно; у него может быть богатый запас слов, а может оказаться, что его речь будет проста и бедна; он будет говорить литературно либо на диалекте или жаргоне и т. п.;
использование правильных методов. Речь детей развивается прежде всего тогда, когда взрослый широко использует разнообразные методы и способы ее стимулирования, которые охватывают все стороны речи и соответствуют возрасту ребенка. Дошкольника надо вести к тому, чтобы он подражал словам, экспериментировал с ними, сравнивал по значению, упражнялся в произнесении звуков и слогов, самостоятельно рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки и т. д.; общее воздействие всех факторов, влияющих на ребенка. На развитие речи оказывает отрицательное влияние несогласованность требований взрослых. Очевидно, что развитие речи ребенка в решающей мере обусловлено функционированием его голосового аппарата и уровнем умственного развития. Дефекты в этих сферах в первую очередь проявляются в речи. Рассмотрим задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
1. Обогащение словарного запаса. Словарный запас — это совокупность слов, которые ребенок знает и использует для обозначения предметов, явлений, состояний, деятельности и т. п. Его объем зависит от количества знаний ребенка и отражает их: чем лучше малыш знает окружающую действительность, тем богаче и шире его словарный запас. Активное использование слов, в свою очередь, позволяет дошкольнику приобрести более широкие представления о природе и обществе, удовлетворить естественное любопытство и стремление к общению со сверстниками и взрослыми. Словарный запас пяти-шестилетнего ребенка должен составлять примерно 3000—3500 слов, представляющих различные части речи.
Старшие дошкольники должны уметь правильно называть не только предметы, но и явления, действия.
Для этого с ними проводят наблюдения за всем, что происходит в природе и обществе: за сезонными изменениями природы, трудом и отдыхом людей, работой техники и транспорта и т. д. При этом внимание ребенка обращается не только на внешние стороны предмета и явления, но и на их существенные скрытые признаки, функциональные свойства, взаимосвязи. Детей следует побуждать высказывать свои предположения, мнение, давать оценку наблюдаемой ситуации.
Для этого возраста характерны вопросы типа «почему?», «зачем?», «как?», в которых проявляется детский интерес к причинам явлений, их связям, отношениям и условиям. То, что ребенок о многом спрашивает, это естественно — он должен спрашивать, почему за летящим самолетом тянется след, почему вспыхивают молнии, почему электричество «трясет», почему глаза влажные, зачем в суп кладут перец, как работает сердце и др.
Очень действенны такие способы развития речи, в которых присутствует остроумие, живость, которые позволяют детям решать какие-то проблемы, самим находить оригинальные словесные обороты. В этих словесных играх ребенку не надоедает многократно повторять слова, искать подходящие выражения.
Дошкольники любят известные и сами придумывают новые загадки, в которых описывают предметы, лица, действия или видоизменяют известные ситуации, ищут новые: «Летит, гудит, свистит и дверью хлопает». (Ветер.); «Заплатка на заплатке, а шва не видно». (Луковица.); «Что днем полно, а ночью пусто?» (Ботинки.); «Без ветра шелестит, без холода дрожит». (Осина.); «Когда раздвоимся, Ни с чем не справимся, а соединимся — все раздвоим» (Ножницы.) и др.
Дети ищут смысл фразеологизмов (Остался у разбитого корыта; попал под горячую руку; подрезали крылья; сел в галошу; можно язык проглотить; ему только птичьего молока не хватает), играют в игры со словами, например ищут слова, которые одинаково звучат, но имеют различное значение (омонимы), которые по-разному звучат, но обозначают одно и то же (синонимы) и т. п. Они любят состязаться в том, кто припомнит больше слов с противоположными значениями (антонимы): день — ночь, хороший — плохой, черный — белый, высокий — низкий, острый — тупой, левый — правый, холодный — горячий и др.
Далее ребята придумывают детские выражения (бяка, вава и т. д.), уменьшительные формы слов, новые названия предметов (ножницы — резалки) и др. В веселой игре «Сплетницы» они друг другу противоречат, ищут отговорки, учатся спорить и обосновывать свое мнение.
Повседневная работа дома и в детском саду дает взрослым возможность систематически общаться с ребенком и задавать ему вопросы типа: «Какая на тебе одежда?», «Что бы ты купил в магазине?», «Что купить в подарок?», «Что приготовить гостям к столу?»
Незаменимую помощь в обогащении словарного запаса оказывает художественная литература. Много новых слов, речевых оборотов, словосочетаний дети узнают именно из сказок, историй о героях — детях и взрослых. Они делают для себя открытие, что одну и ту же вещь можно назвать несколькими словами, их привлекает то, что можно не только слушать, но и самим «читать» знакомую сказку по картинкам, т. е. описывать изображенные лица, предметы, действия.
2. Формирование звуковой культуры речи. Перед поступлением в школу дети должны уметь четко произносить все звуки, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове и предложении. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной. Однако в практике встречаются дети со следующими недостатками речи: пропуск слогов, неправильное произнесение некоторых звуков (как правило, свистящих, шипящих согласных и р).
Ошибки в звукопроизношении могут проявиться в школе при обучении письму, поскольку ребенок переводит звуковой строй речи в письменную форму. Дети с неправильным произношением, как правило, осознают свой недостаток и поэтому в школе становятся робкими, неуверенными. Неясная и маловыразительная речь затрудняет общение ребенка со взрослыми и одноклассниками.
Фонематические нарушения в звукопроизношении должны устраняться в дошкольном возрасте во время индивидуальных занятий с ребенком, а в более сложных случаях — под специальным руководством логопеда, фониатра или психолога. Образцы речи взрослого и сверстника оказывают решающее влияние на четкость, красоту и выразительность речи.
Упражнять в правильном звукопроизношении можно с помощью словесных игр, которые дети любят и которые не требуют много времени: например, разложение слов на слоги, складывание слов из слогов, выделение первого и последнего звука в слове и др. Дошкольники любят слушать и имитировать звуки, издаваемые предметами, животными, музыкальными инструментами, различать высоту, силу и длительность звучания. Им нравится подражать словам, выражениям, словесным оборотам; они повторяют считалочки, чистоговорки.
Упражняя ребенка в произношении, взрослый должен проявлять большое терпение и положительно оценивать каждый успех ребенка — это будет стимулировать многократное повторение определенных слов, звуков, слогов — особенно тех, что вызывают у него затруднения. Упражнение в произношении не должно стать для ребенка трудоемкой зубрежкой, при которой взрослый лишь указывает ему на недостатки.
В течение пребывания ребенка в детском саду можно в коротких упражнениях для развития речи играть в «ошибочные слова», где изменение гласной или согласной открывает новое значение слова, или устраивать соревнования в придумывании слов, начинающихся с определенного звука, или слов, оканчивающихся на один и тот же звук. Дети экспериментируют со словами, подражают звукам, отгадывают звуковые загадки типа «Кто (что) издает звук ззз (муха), шш-шш-шш (поезд)?», «Как чирикает воробей?», «Какие звуки издает змея?» и т. п. Они разбивают на слоги короткие и более длинные слова, составляют целое слово из стольких квадратиков или треугольников, сколько слогов они произнесли, выдумывают и произносят чистоговорки, детские стихи, скороговорки, считалки.
3. Формирование грамматического строя речи. Ребенок постепенно осваивает литературный язык, и у него складывается элементарное представление об определенных грамматических правилах речи. Шестилетние дети уже должны в целом грамотно говорить, на интуитивном уровне правильно подбирать слова, согласовывать их в предложении, употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
В речи детей дошкольного возраста еще появляются некоторые языковые грамматические ошибки, прежде всего при употреблении правильных форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и предлогов. Взрослый должен устранять их, естественно и непосредственно поправляя ребенка, повторять для него правильное выражение.
С ребенком надо играть в словесные игры — говорить исковерканные предложения, в которых преднамеренно делать грамматические ошибки, менять порядок слов, заменять литературные слова выражениями диалекта. Можно вместе «читать» по картинкам, сравнивать слова, литературную и диалектную формы предложений. В процессе чтения ребята получают образец литературного произношения.
4. Формирование связной речи. Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребенка, осуществляемого в семье и в детском саду.
Надлежащий уровень связной речи к шести годам достигается тогда, когда ребенок может полноценно общаться, т. е. связно выражать свои мысли, представления, впечатления, эмоции и волевые устремления. При поступлении в школу он должен понимать вопросы, просьбы, указания, уметь слушать живую речь и понимать ее содержание, связно, самостоятельно и находчиво выражаться.
При формировании связной речи в детском саду используется широкий диапазон методов: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, загадки, рассказы о впечатлениях и приключениях из собственного опыта, придумывание историй и сказок, беседы, драматизации, составление и написание писем, поздравлений и т. п. Взрослый придумывает с детьми события, которые произошли с реальными предметами, учит их необычно заканчивать начатый рассказ, дополнять сказку новыми событиями, самостоятельно придумывать сюжет по картине.
Дети играют в игры, в которых надо самостоятельно и точно передать поручение («Телефон», «Передай извещение», «Почтальон» и др.), в процессе сочинения письма они знакомятся с его структурой, учатся точно формулировать мысль, выражаться ясно, придерживаться выбранной темы, говорить о том, что получателя письма интересует.
При драматизации сказки и пересказе текста ребята самостоятельно подбирают наиболее подходящие по смыслу слова, точно передают содержание. При развитии речи дошкольников воспитатель использует не только естественные предметы и явления, но и специальные пособия. Детские сады оснащены различными плоскими куклами и бибабо, представляющими персонажей сказок, а также наборами картинок («Что чему принадлежит?», «Из чего что производится?», «Мир вокруг нас», «Большое и маленькое», «Скажи, что делают», «Перепутанные картинки», «Год в природе», «Больше — меньше», «Чем ты целый день занимаешься?», «Часы с картинками»), грампластинками, магнитофонными записями, атрибутами для кукольного театра, книгами. Многие из них можно использовать и во время занятий с детьми дома, они доступны для родителей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.